Р Е Ш Е Н И Е № дела 2-4359-11 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Белгород 28 октября 2011 года Октябрьский районный суд г. Белгорода в составе: Председательствующего судьи С.И.Алейник При секретаре Лозовой Т.Н. С участием: Представителя заявителя по доверенности Колесник С.А. Представителя заинтересованного лица по доверенности Решетниковой М.В. Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Егоровой об оспаривании решения Управления Федеральной миграционной службы по Белгородской области об отказе в продлении статуса вынужденного переселенца, У С Т А Н О В И Л: Егорова проживает в г.Белгороде. Прибыла из Грузии. …1997 года приобрела статус вынужденного переселенца, который продлен до …2011 года. Решением комиссии по вопросам статуса и оказания помощи вынужденным переселенцам УФМС России по Белгородской области от ….2011 года её очередное заявление о продлении статуса вынужденного переселенца отклонено. Дело инициировано заявлением Егоровой со ссылкой на нарушение её права вынужденного переселенца на государственную поддержку в обеспечении жилищем. В судебном заседании её представитель Колесник поддержала заявленные требования. Просила признать решение комиссии незаконным. Представитель заинтересованного лица Решетникова просила отклонить заявленные требования. Пояснила, что заявитель умышленно ухудшила свои жилищные условия, так как имея долю в совместной собственности на жилое помещение, распорядилась ею в пользу сына, при этом осталась проживать как член семьи собственника жилого помещения. Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным участниками доказательствам, суд признает требования заявителя не обоснованными и подлежащим отклонению. Спорные правоотношения регулируются ФЗ «О вынужденных переселенцах». Настоящий Закон определяет статус вынужденных переселенцев, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. В силу ст.1 Закона - вынужденный переселенец - гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах, либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка. Статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, предусмотренные статьей 7 настоящего Закона, по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации. При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца. Конституция Российской Федерации непосредственно не определяет порядок и условия приобретения и продления статуса вынужденного переселенца. Решение этих вопросов находится в компетенции законодателя, который урегулировал их в Законе Российской Федерации "О вынужденных переселенцах". Устанавливая, что истечение срока предоставления статуса вынужденного переселенца, равного пяти годам, является основанием утраты этого статуса, названный Закон предусматривает возможность его продления при наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства (пункт 4 статьи 5, подпункт 2 пункта 2 статьи 9), что преследует цель сохранить не реализованную им в период действия этого статуса возможность обустройства на территории Российской Федерации. Разрешение вопроса о том, какие обстоятельства в том или ином случае препятствовали лицу, признанному вынужденным переселенцем, обустроиться на новом месте жительства, что давало бы возможность продления срока действия статуса вынужденного переселенца по его истечении, относится к полномочиям органов миграционной службы и судов общей юрисдикции. Из материалов дела следует, и признается участниками, что Егорова с 1997 года имеет статус вынужденных переселенцев, с … 1999 года проживает в комнате … дома … по … в г.Белгороде. Общежитие, находящееся по этому адресу утратило статус общежития, исключено из муниципального специализированного жилищного фонда, в настоящее время передано в ведение органов местного самоуправления и является социальным жилищным фондом. Решением Октябрьского районного суда г.Белгорода от … 2008 года за Егоровой В.Л. и её сыном признано право пользования жилым помещением. Решением того же суда от … 2009 года за Егоровой и её сыном признано право совместной собственности на жильё в порядке приватизации. … 2011 года она подарила свою долю сыну, но осталась проживать в жилом помещении как член семьи собственника. Егоров … ….2005 года рождения – сын заявителя стал собственником всего жилого помещения. Статьей 6 Закона РФ "О вынужденных переселенцах" предусмотрено, что вынужденный переселенец имеет право, в частности, самостоятельно выбрать место жительства на территории РФ, проживать у родственников или у иных лиц при условии их согласия на совместное проживание независимо от размера занимаемой родственниками или иными лицами жилой площади; при отсутствии возможности самостоятельного определения своего нового места жительства на территории РФ получить у федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориального органа в порядке, определяемом Правительством РФ, направление на проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев либо в жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев. По смыслу приведенной нормы закона государственная поддержка в обеспечении жильем вынужденных переселенцев для постоянного проживания оказывается тем лицам, которые не могут самостоятельно определить свое место жительства либо нуждаются в улучшении жилищных условий по причине отсутствия жилья для постоянного проживания на территории Российской Федерации. Согласно п. 40 Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации, утвержденном Постановлением Правительства РФ N 845 от 8 ноября 2000 г., территориальный орган Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации на основании сведений органов местного самоуправления о постановке вынужденных переселенцев на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье), в порядке, определяемом указанным Министерством, вносит в орган местного самоуправления предложения о распределении среди состоящих на учете вынужденных переселенцев жилых помещений для постоянного проживания, в финансировании строительства (приобретения) которых участвовал этот территориальный орган, за исключением вынужденных переселенцев: проживающих в жилых помещениях, предоставленных членам семьи для постоянного проживания по договору найма; постоянно проживающих в жилом помещении, принадлежащем одному из членов семьи на праве собственности или находящемся в общей собственности нескольких членов семьи. Принимая во внимание, что согласно действующему законодательству под обустройством вынужденных переселенцев на новом месте жительства понимается именно их жилищное обустройство, суд пришел к выводу о правомерности отказа Егоровой. .. в продлении статуса вынужденного переселенца с учетом указанных выше обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестности заявителя. Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд пришел к выводу о том, что отчуждение Егоровой. .. принадлежащей ей доли в жилом помещении, являющегося единственным жильем для ее семьи, путем его безвозмездной передачи члену своей семьи, свидетельствует о намеренном ухудшении ею своих жилищных условий с целью создания условий для последующего обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета. Заявляя о своём преимущественном праве, на улучшение своих жилищных условий за счет государства, заявитель не привел обосновывающую норму права и не учел баланс интересов всех жильцов бывшего общежития. Доводы представителя заявителя о том, что Егорова при отчуждении своей доли вернулась в свое первоначальное положение, не свидетельствуют о неправомерности решения комиссии. Ссылка на возможное последующее исключение из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий вынужденных переселенцев не относится к предмету судебного разбирательства. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ суд Р Е Ш И Л: Заявление Егоровой об оспаривании решения Управления Федеральной миграционной службы по Белгородской области от … 2011 года об отказе в продлении статуса вынужденного переселенца признать необоснованным и в его удовлетворении отказать. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме с подачей кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г. Белгорода.