2-3855/11 Решение по иску о защите пенсионных прав.



Дело 2- 3855-11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Белгород 26 октября 2011 года

Октябрьский районный суд г. Белгорода в составе:

председательствующего судьи Валяева С.В.,

при секретаре Евтушенко М.А.,

с участием представителя истца Скоромного А.И., представителя ответчика УМВД России по Белгородской области Мирошниченко Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Грищенко С.В., к УМВД России по Белгородской области о защите пенсионных прав,

установил:

Грищенко Н.М. проходил службу в органах внутренних дел и погиб в ходе контртеррористической операции на территории Чеченской Республике. Пенсионный орган УМВД России по Белгородской области выплачивает истцам пенсию по случаю потере кормильца.

Дело инициировано иском Грищенко С.В., выступающей в своих интересах и в интересах …. Истица, ссылаясь на право получать пенсию в повышенном размере, предусмотренном пунктом «Г» ст. 45 Закона РФ №4468-1, с учетом измененных требований просила взыскать с ответчика недополученную пенсию по случаю потери кормильца: в свою пользу за период с 1 января 2004 года по 30 апреля 2008 года, в пользу Грищенко В.Н. - за период с 1 января 2004 года по 31 августа 2011 года.

Кроме того, истицей заявлено требование о возложении обязанности на УМВД России по Белгородской области ежемесячно с 1 сентября 2011 года до изменения обстоятельств выплачивать ей пенсию по случаю потери кормильца в размере, исчисленном с учетом ее повышения на основании пункта «Г» ст. 45 Закона РФ от 12 февраля 1993 года №4468-1.

В судебном заседании представитель истца Скоромный А.И. заявленные требования поддержал.

Представитель ответчика Мирошниченко Т.Н. иск не признала, суду пояснила, что повышение пенсии, установленное пунктом «Г» ст. 45 Закона РФ №4468-1, носит личностный характер и применяется к самим ветеранам боевых действий. Истица основывает свои требования на повышение пенсии как ветеранам боевых действий. Такое право предоставлено непосредственно лицам, удостоенным этого звания. Требования истицы основаны на ошибочном толковании положений законодательства.

Исследовав обстоятельства дела по представленным доказательствам, суд признает исковые требования обоснованными.

Прохождение Грищенко Н.М. службы в органах внутренних дел не оспаривается сторонами и признается судом установленным.

Согласно свидетельству о смерти Грищенко Н.М. погиб в Чеченской Республике.

Заключением по материалам служебной проверки подтвержден факт гибели Грищенко Н.М. при выполнении служебного задания.

Родственные и семейные связи с погибшим подтверждены свидетельствами о рождении и о заключении брака.

Согласно удостоверению, выданному УВД Белгородской области, Грищенко С.В. имеет льготы, предусмотренные ст. 21 Федерального закона РФ от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах».

Представленные доказательства являются относимыми, допустимыми, не вызывают у суда сомнений в их достоверности и полностью подтверждают обстоятельства на которых основаны исковые требования.

Пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в органах внутренних дел производится на основании Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

В соответствии со статьей 5 вышеуказанного Закона, в случае гибели или смерти лиц, на которых распространяется действие этого закона, их семьи приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца.

Согласно статье 49 данного Закона пенсии подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел.

В статье 45 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 приведен перечень категорий пенсионеров, которым повышаются установленные размеры пенсий. К числу данных лиц отнесены и ветераны боевых действий.

Закон РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 предусматривает три вида пенсии, две из которых - пенсия по инвалидности и пенсия за выслугу лет - получают сами военнослужащие или сотрудники органов внутренних дел, и третий вид пенсий - по случаю потери кормильца, которую в соответствии со ст. 28 данного Закона получают семьи погибших военнослужащих (или сотрудников). Размер всех видов пенсий зависит от размера денежного довольствия военнослужащего, определяемого согласно статье 43 вышеуказанного Закона, то есть тех сумм выплат, которые получал сам кормилец.

Согласно ст. 46 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 при назначении пенсии по случаю потери кормильца нескольким нетрудоспособным членам семьи повышения пенсий, предусмотренные ст. 45, настоящего Закона, устанавливаются к пенсии по случаю потери кормильца, полагающиеся каждому члену семьи, имеющему право на соответствующее повышение пенсии. Таким образом, законодательством предусмотрено повышение пенсий не только ветеранам боевых действий, но и членам их семьи, в случае назначения им пенсии по случаю потери кормильца. Прямое указание в законе на эти обстоятельства опровергаю доводы ответчика, основанные на неправильном толковании норм права.

Лица, выполнявшие задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике отнесены к категории ветеранов боевых действий с 1 января 2004 года, поэтому истцы имеют право на повышение пенсии с 1 января 2004 года.

В соответствии с ч. 2 ст. 58 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком. Истцы имели право на получение пенсии в повышенном размере с 1 января 2004 года. В распоряжении ответчика имелись все необходимые документы для правильного исчисления пенсии. По вине ответчика пенсия рассчитывалась истцам в неполном размере, поэтому невыплаченные суммы подлежат возмещению за весь период, в течение которого право истцов было нарушено.

Согласно расчетам, подготовленным истцом, разница между надлежащим пенсионным обеспечением и фактически выплаченным пенсиям с учетом индексов роста потребительских цен составляет: в отношении Грищенко С.В. за период с 1января 2004 года по 30 апреля 2008 года …руб…. коп., в отношении Грищенко В.Н. за период с 1 января 2004 года по 31 августа 2011 года - …руб. … коп. Исследованный в судебном заседании расчет с математической точки зрения не оспаривался представителем ответчика. Расчет основан на допустимых доказательствах и признается судом достоверным.

Неубедительны доводы ответчика о неправомерном применении истцом индексов роста потребительских цен при расчете задолженности.

Спорные правоотношения между сторонами вытекают из законодательства о социальном обеспечении. Требования истца о взыскании недополученной пенсии и приведение пенсии в соответствии с уровнем инфляции взаимосвязаны и носят публично-правовой характер. Законодательством о социальном обеспечении предусмотрена возможность защиты нарушенных прав пенсионеров, своевременно не получавших пенсию по вине пенсионного органа, независимо от какого-либо срока. Это правило закреплено в ч. 2 ст. 58 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1, а так же в п. 2 ст. 23 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ. Закон представляет два критерия гарантии: возмещение пенсии вневременных рамок и ее полное возмещение. Причем полное возмещение пенсии предполагает собой защиту пенсионных средств от инфляционных процессов. Иное бы не обеспечивало полное восстановление нарушенных прав. Использование в расчете индексов роста потребительских цен направлено на защиту прав гражданина на социальное обеспечение, гарантированных ст. 39 Конституции РФ. Индексация является механизмом защиты денежных средств, подлежащих уплате, от инфляционных процессов, существующих в обществе, и направлена на восстановление нарушенного права в полном объеме.

На основании изложенных обстоятельств суд удовлетворяет исковые требования в полном объеме.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

взыскать с УМВД России по Белгородской области недополученную пенсию по случаю потери кормильца: в пользу Грищенко С.В. за период с 1 января 2004 года по 30 апреля 2008 года в размере …руб. … коп.; пользу Грищенко В.Н. за период с 1 января 2004 года по 31 августа 2011 года в размере …руб. … коп.

Обязать УМВД России по Белгородской области ежемесячно с 1 сентября 2011 года до изменения обстоятельств выплачивать Грищенко С.В. пенсию по случаю потери кормильца, причитающуюся Грищенко В.Н., в размере, исчисленном с учетом ее повышения на основании пункта «Г» ст. 45 Закона РФ от 12 февраля 1993 года №4468-1.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение 10 дней со дня изготовления текста решения путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г. Белгорода.