2-4085/11 Решение по иску о финансировании средств на приобретение жилого помещения.



Дело № 2-4085-2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 ноября 2011 года г.Белгород

Октябрьский районный суд г. Белгорода в составе:

председательствующего судьи Алейник С.И.

при секретаре Абросимовой Ю.Н.

с участием:

представителя истца Бочарова А.С.;

представителей ответчиков: Департамента строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области – Зимина Д.А. администрации г. Белгорода и Управления социальной защиты населения администрации г. Белгорода – Шустовой Н.Н.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Невежиной … к Департаменту строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области, администрации г.Белгорода, Управлению социальной защиты населения администрации г.Белгорода о финансировании средств на приобретение жилого помещения, приобретение и предоставление жилого помещения в собственность бесплатно

УСТАНОВИЛ:

Невежина … проходила военную службу в г. … Республики Казахстан с … 1989 года по … 1995 года. Приказом командира войсковой части … от … 1995г. № … она уволена с военной службы в запас по ст. 49 ч. 2 п. «а» (в связи с организационно-штатными мероприятиями) Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» и на основании Директивы Генерального штаба МО РФ № … от … 1995г. исключена из списков личного состава части, направлена на учет в ОГВК г.Белгорода в связи с неблагоприятными климатическими условиями.

Решением жилищной комиссии администрации г.Белгорода с … 1996 г. поставлена на учет на получение жилья по списку уволенных военнослужащих составом семьи 1 человек.

От получения государственного жилищного сертификата в … г. Невежина Т.П. отказалась в письменном заявлении.

Администрация г. Белгорода, признавая Невежину Т.П. нуждающейся в получении жилья, включила её в список-заявку о финансировании приобретения жилых помещений для граждан, уволенных с военной службы, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий при администрации г. Белгорода по состоянию на …. 2011г. и передала документы в Департамент.

Решением Департамента Невежиной отказано в финансировании.

Дело инициировано иском Невежиной …, которая просит обязать Департамент строительства, транспорта и ЖКХ Белгородской области включить её в заявку о финансировании приобретения в собственность жилого помещения на одного человека и перечислении субвенций в доход бюджета администрации г.Белгорода, а также обязать администрацию г.Белгорода в установленном законом порядке приобрести для нее жилое помещение за счет субвенций федерального бюджета.

В судебном заседании представитель истицы Бочаров.. . иск поддержал. Пояснил, что единственным основанием к отказу в финансировании приобретения жилья является наличие такого жилья у бывшего военнослужащего.

Представитель Департамента Зимин Д.А. и представитель администрации г.Белгорода Шустова Н.Н. иск не признали. В обоснование возражений сослались на п.44 постановления Правительства РФ от … 2006 г. № …, которое предусматривало обязательность предоставления справки квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту службы, и постановление правительства Белгородской области от.. . 2011 г. № …, принятого во исполнение Федерального закона от … 2010 г. № …, в котором содержатся аналогичные требования к перечню предоставляемых документов.

Невежина включена в Список граждан, уволенных с военной службы, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий при администрации г.Белгорода, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета по форме обеспечения в собственность бесплатно под № …, но без справки о сдаче жилого помещения в г. … вопрос положительно разрешен быть не может. Сам факт сдачи жилья не вызывает сомнений, так как информация проверялась, но отсутствие справки установленного образца является препятствием к финансированию.

Исследовав обстоятельства дела по представленным доказательствам, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что в период прохождения службы на космодроме Байконур Невежиной … на состав семьи 2 человека была предоставлена квартира № … по адресу: г. … ул. … д. …, что подтверждается её объяснениями, справкой № … о сдаче жилья за подписью заведующего по учету и распределению жилья городской администрации … Жарикесовым.

В данном жилом помещении Невежина.. . не проживает с … 1995 года, местом ее жительства является дом № … по ул. … в г.Белгороде, что подтверждается справкой с места жительства и выпиской из домовой книги.

Нуждаемость Невежиной … в получении жилого помещения не отрицают представители ответчиков.

Основным и единственным основанием к отказу Невежиной в финансировании приобретения жилого помещения явилось отсутствие справки установленного образца о сдаче жилья в г. …. Во исполнение этого требования истица представила справку о сдаче жилья по последнему месту военной службы в г. …, по ул. … д. …, кв. … за подписью заведующего по учету и распределению жилья городской администрации С. Жарикесова. Проверяя доводы Невежиной …, администрация инициировала запрос командиру войсковой части ….. . 2010. … 2010г. получила ответ, что вышеуказанная квартира в г. … сдана в установленном порядке.

В соответствии со ст.1 Соглашения между государствами-участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от … 1992 года за военнослужащими, лицами, уволенными с военной службы и проживающими на территории государств-участников Содружества, а также членами их семей сохраняется уровень прав и льгот, установленных ранее законами и другими нормативно-правовыми актами бывшего Союза ССР.

Доводы ответчиков о необходимости сдачи жилья квартирно-эксплуатационным органом в Казахстане основано на неправильном толковании норм материального права.

Соглашение между государствами-участниками СНГ от … 1992 г., являющееся нормой международного права, не устанавливает обязанность военнослужащих сдавать жилые помещения, предоставленные им на территории государств-участников Содружества, для последующей реализации своих жилищных прав в соответствии с законодательством государств, в которых они проходят службу.

Не содержат такого требования и другие международные договоры, в которых принимает участие Российская Федерация.

Законодательство и нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие правоотношения в сфере обеспечения военнослужащих жильем, связывают предоставление жилых помещений данной категории граждан с признанием их нуждающимися в улучшении жилищных условий по месту прохождения ими военной службы либо в избранном ими месте жительства в Российской Федерации.

При этом препятствием в соответствии со ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в предоставлении жилого помещения для постоянного проживания является наличие у военнослужащего в собственности жилого дома (квартиры), а также сохранение в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации за военнослужащими жилых помещений по месту жительства до поступления на военную службу или бронирования жилых помещений при переводе на новое место службы.

Таким образом, правовым основанием для отказа в обеспечении такой категории граждан жильем на территории Российской Федерации могут являться право собственности, а также иные права военнослужащего на другое жилое помещение, находящееся исключительно на территории Российской Федерации, и отказ военнослужащего предоставить документ, свидетельствующий о прекращении названных прав.

Жилые помещения, расположенные за пределами Российской Федерации, подпадают под юрисдикцию государств, на территории которых они находятся.

Данный вывод подтверждается нормами названных государств-участников СНГ, устанавливающими порядок пользования жилыми помещениями, наступление и прекращение прав собственности на них.

На основании изложенного следует вывод о том, что порядок сдачи жилых помещений военнослужащими, выезжающими с территории государства-участника СНГ, и правовые последствия таких действий должны регулироваться международными договорами и законодательством государства, на территории которого расположено сдаваемое жилое помещение. При этом именно от этих государств должна исходить заинтересованность в сдаче военнослужащими жилья.

Данные обстоятельства нашли свое отражение лишь в ст.3 Соглашения об обеспечении жилыми помещениями военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в государствах-участниках Содружества Независимых Государств от … 1997 г., согласно которому государство-участник, в вооруженных силах и других воинских формированиях которого проходили военную службу граждане, переезжающие на постоянное место жительства на территорию другого государства-участника, заблаговременно приобретает для них жилые помещения по избранному ими постоянному месту жительства на территории другого государства-участника при условии сдачи занимаемых этими гражданами жилых помещений по прежнему месту службы (жительства) или если жилые помещения по прежнему месту службы (жительства) им не предоставлялись.

Согласно статусу указанного документа он не вступил в силу, а также не подписан Казахстаном.

К тому же по смыслу ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» гражданам, уволенным к военной службы до 1 января 2005 г. принятым на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством, не может быть отказано в обеспечении жилыми помещениями по мотивам отсутствия справки квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы, если указанная справка объективно не может быть предоставлена гражданами по независящим от них причинам. В таких случаях они вправе поставить вопрос об обеспечении жилым помещением в судебном порядке за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели, по одному из оснований, перечисленных в Федеральном законе от 8.12.2010 г. № 210-ФЗ, которым внесены изменения в Закон «О статусе военнослужащих»:

1) получение жилья по договору социального найма;

2) в собственность бесплатно;

3) получение жилищной субсидии на приобретение жилого помещения.

Выполнение этих обязательств за счет федерального бюджета (субвенций) возложено на субъекты РФ.

Невежина избрала способ обеспечения жилым помещением – в собственность бесплатно, подав заявление. Оснований к отказу в удовлетворении её требований нет.

Ответчики не привели убедительных доводов, чтобы суд пришел к иному выводу по делу.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Невежиной … признать обоснованными.

Обязать Департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области включить Невежину … в заявку о финансировании приобретения для нее жилого помещения в собственность на состав семьи один человек и произвести перечисление субвенции в доход бюджета администрации г.Белгорода для финансирования приобретения жилого помещения в установленном законом порядке.

Обязать администрацию г.Белгорода приобрести Невежиной … и передать в собственность бесплатно жилое помещение за счет средств федерального бюджета (субвенции) в установленном законом порядке.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г.Белгорода.