2-503/12 Решение по иску об обязании выплаты пенсии по случаю потери кормильца с учетом повышения, взыскании задолженности, убытков.



Дело №2-503-11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 февраля 2012 года г. Белгород

Октябрьский районный суд г. Белгорода в составе

председательствующего судьи Резникова С.Н.,

при секретаре Крюковой В.С.,

с участием истца Мандрыка М.А., её представителей Скоромина В.И., Масалытина В.С., УМВД России по Белгородской области Мирошниченко Т.Н. (доверенность от …… года),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мандрыка М. А., Мандрыка Е.В. и Мандрыка А. В. к УМВД России по Белгородской области об обязании выплаты пенсии по случаю потери кормильца с учётом повышения и взыскания образовавшейся задолженности пенсии в части повышения с учётом убытков,

У С Т А Н О В И Л:

Мандрыка В.В. в период прохождения срочной военной службы по призыву в войсковой части полевая почта №24724 в период с … года по …. года принимал участие в боевых действиях (уничтожение бандформирований) в Республике Афганистан, являлся ветераном боевых действий, с …. года проходил службу в органах внутренних дел.

…. года Мандрыка В.В. погиб.

Решением Октябрьского районного суда г.Белгорода от 11 октября 2002 года в пользу его вдовы и детей взыскано единовременное пособие в связи со смертью кормильца, на основании ст.29 Закона РФ №1026-1 от 18 апреля 1991 года «О милиции», в размере 10 – летнего денежного содержания погибшего.

УВД по Белгородской области выплачивает Мандрыка М.А. (вдове), Мандрыка А.В., Мандрыка Е.В. (детям) пенсию в связи с потерей кормильца в размере 30% денежного довольствия, предусмотренного ст.43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», на каждого нетрудоспособного члена семьи.

Дело инициировано иском Мандрыка М.А., Мандрыка А.В., Мандрыка Е.В. о признании за ними права на получение пенсии в связи с потерей кормильца в размере 40% денежного довольствия на каждого члена семьи в соответствии с пунктом «а» ст.36 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1, как семье лица, умершего вследствие причины, предусмотренной п. «а» ст.21 Закона (при исполнении служебных обязанностей), а также права на повышение размера пенсии на основании п. «г» ст.45 Закона РФ от 12 февраля 1993 года №4468-1, поскольку умерший кормилец являлся ветераном боевых действий; взыскать единовременно недополученную пенсию за период с …. года по … года, компенсацию морального вреда в размере …. рублей; установить выслугу лет Мандрыка В.В. за период прохождения службы в органах внутренних дел с …. … года по …. года в льготном исчислении с учетом его участия в боевых действиях в Республике Афганистан – 17 лет 7 месяцев 25 дней; изменить приказ №365 л/с от 11 июня 1996 года «Об исключении из списков состава УВД Белгородской области Мандрыка В.В.» в части дописки причины смерти, как «за смертью в связи с исполнением служебных обязанностей».

Решением Октябрьского районного суда г. Белгорода от 2 декабря 2010 года указанные исковые требования Мандрыка М.А., Мандрыка А.В. и Мандрыка Е.В. признаны необоснованными, в их удовлетворении отказано.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда от 25 января 2011 года решение от 2 декабря 2010 года оставлено без изменения, а кассационная жалоба истцов без удовлетворения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2011 года решение Октябрьского районного суда г. Белгорода от 2 декабря 2010 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда от 25 января 2011 года в части отказа в признании права на получение пенсии в повышенном размере, на основании п. «г» ст.45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», отменены, дело направлено на новое рассмотрение, в остальной части судебные решения оставлены без изменения.

В дальнейшем при рассмотрении дела истцы увеличили требования и просили взыскать с УМВД России по Белгородской области недополученную пенсию по случаю потери кормильца в части повышения пенсии с учётом возмещения убытков путём индексации в пользу: Мандрыка М.А. денежные средства в размере … рублей … копеек за период с …. года по …. года; Мандрыка А.В. – … рублей … копейки за период с ….. года по ….. года; Мандрыка Е.В. – …. рублей … копейки за период с …. года по …. года, а также обязать ответчика выплачивать Мандрыка Е.В. начиная с … года ежемесячно повышение к пенсии по случаю потери кормильца по … рублей …. копеек с последующей индексацией в порядке, установленном законом для индексации социальной пенсии по Закону РФ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».

В судебном заседании Мандрыка М.А. и её представители поддержали заявленные требования.

Истцы Мандрыка А.В. и Мандрыка Е.В. представили ходатайство о рассмотрении дела без их участия.

Представитель ответчика Мирошниченко Т.Н. иск не признала, полагала, что у членов семьи погибшего отсутствует право на повышении пенсии, на основании ст.45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», поскольку такое право имеется лишь у самих участников боевых действий; индексация может быть взыскана лишь за последние три года, поскольку за последующие годы истек срок исковой давности.

Исследовав обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд признает заявленные требования обоснованными.

Тот факт, что в период прохождения срочной военной службы по призыву в войсковой части полевая почта №24724 в период с …. года по …. года Мандрыка В.В. принимал участие в боевых действиях (уничтожение бандформирований) в Республике Афганистан, являлся ветераном боевых действий, а с … года по день своей гибели - …. года проходил службу в органах внутренних дел, подтверждается военным билетом ….. (т.1 л.д.34-39); справкой военного комиссариата Белгородской области №…от …. года (т.1 л.д.80); свидетельством о праве на льготы серии …. (т.1 л.д.74); справкой Центрального архива Министерства обороны РФ от …. года (т.1 л.д.201); заключением УВД по Белгородской области от …… года (т.1 л.д.166); выпиской из приказа УВД Белгородской области от …… года (т.1 л.д.156).

Согласно п. «г» ст.45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (в редакции, действовавшей на момент назначения пенсии), назначаемые в соответствии с указанным Законом пенсии участникам Великой Отечественной войны (подпункты «а»-«ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 ст.2 Федерального закона «О ветеранах»), а также ветеранам боевых действий (подпункт 1-4 пункта 1 ст.3 Федерального закона «О ветеранах) из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы – на 100% установленного законодательством РФ минимального размера пенсии по старости, указанного в части первой статьи 46 данного закона.

Федеральным законом от 3 декабря 2007 года №319 –ФЗ в вышеуказанную норму были внесены изменения, вступившие в силу с 1 января 2008 года, согласно которым, назначаемые в соответствии с настоящим Законом пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца повышаются участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а»-«ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 ст.2 Федерального закона «О ветеранах», а также ветеранам боевых действий подпункт 1-4 пункта 1 ст.3 Федерального закона «О ветеранах»- на 32% расчетного размера пенсии, указанного в части первой ст.46 данного Закона.

В соответствии со ст.46 Закона РФ от 12 февраля 1993 года №4468 -1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», при назначении пенсии по случаю потери кормильца нескольким нетрудоспособным членам семьи пенсии, предусмотренные ст.45 настоящего Закона, устанавливаются к пенсии по случаю потери кормильца, полагающейся каждому члену семьи, имеющему право на соответствующие повышении пенсий.

Следовательно, повышение пенсии производится не только лицам, являющимся ветеранами боевых действий, но и членам их семьи, в случае назначения пенсии по случаю потери кормильца.

Таким образом, истцы имели право на повышение пенсий по случаю потери кормильца, в связи с чем, доводы представителя ответчика о том, что льгота по повышению пенсии может предоставляться только лицам, непосредственно названным в пункте «г» части 1 ст.45 Закона РФ от 12 февраля 1993 года №4468 -1, но не их супругам и детям, получающим пенсию по случаю потери кормильца, основан на неправильном толковании и применении норм материального права.

Согласно расчету, предоставленному истцами, в их пользу ответчиком недоплачено: Мандрыка М.А. за период с …. года по …. года – ….рублей …..копеек; Мандрыка А.В. за период с …… года по ….. года …… рубль …… копейки; Мандрыка Е.В. за период с ….. года по ….. года – ……рублей….. копеек.

Данный расчет задолженности полностью совпадает с расчетом, выполненным ответчиком, и оснований считать его неправильным у суда не имеется.

Поскольку недоплата истцам пенсии по случаи потери кормильца была допущена по вине ответчика УВД по Белгородской области (в настоящее время УМВД России по Белгородской области), то есть государственного органа, то в данном случае суд исходит из принципа, что вред, причинённый личности или имуществу гражданина, должен быть возмещён в полном объёме. Это положение закреплено в ст. 53 Конституции Российской Федерации.

Следовательно, образовавшаяся недоплата по ежемесячной пенсии по случаю потери кормильца подлежит взысканию с ответчика на основании ст. 15 ГК РФ.

При взыскании суммы компенсации суд исходит из расчетов, предоставленных истцом, поскольку они являются арифметически верными, основаны на представленных доказательствах и обстоятельствах и ответчиком не оспорены.

Неубедительны доводы ответчика о том, что индексы роста потребительских цен при расчете задолженности не подлежат применению.

Применение в расчете индексов роста потребительских цен направлено на защиту прав гражданина на социальное обеспечение, гарантированное ст. 39 Конституции РФ. Индексация является механизмом защиты денежных средств, подлежащих уплате в возмещение вреда здоровью, от инфляционных процессов, существующих в обществе, и направлена на реализацию принципа о полном возмещении вреда.

Как не убедителен и довод о пропуске истцами срока исковой давности для взыскании компенсации убытков, поскольку суд исходит из того, что нарушение прав истцов на получение повышенной пенсии по случаю потери кормильца носили не эпизодический характер, а являлись длящимися, следовательно, в данном случае при определении срока пропуска исковой давности необходимо исходить не с момента начала нарушения прав истцов, а с момента, когда они узнали о нарушении такого права, то есть с момента обращения их в суд с исковым заявлением (…. года).

На основании изложенных обстоятельств, суд взыскивает с Управления министерства внутренних дел России по Белгородской области недополученную пенсию по случаю потери кормильца в части повышения пенсии с учётом убытков в пользу Мандрыка М.А. денежные средства в размере ….. рублей …. копеек за период с ….. года по …. года; Мандрыка А.В. – … рублей …. копейки за период с …. года по …. года; Мандрыка Е.В. – … рублей …. копейки за период с ….. года по …. года.

Что касается исковых требований об обязании Управления министерства внутренних дел России по Белгородской области выплачивать Мандрыка Екатерине Валерьевне ежемесячно начиная с ….. года повышение к пенсии по случаю потери кормильца по …. рублей … копеек с последующей индексацией в порядке, установленном законом для индексации социальной пенсии, то они также являются обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку такое право Мандрыка Е.В. предусмотрено ст.8 Федерального закона №166-ФЗ от 15.12.2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

Иск Мандрыка М.А., Мандрыка Е.В. и Мандрыка А.В. к УМВД России по Белгородской области об обязании выплаты пенсии по случаю потери кормильца с учётом повышения и взыскания образовавшейся задолженности пенсии в части повышения с учётом убытков признать обоснованным.

Взыскать с Управления министерства внутренних дел России по Белгородской области в пользу Мандрыка М.А. недополученную пенсию по случаю потери кормильца в части повышения пенсии с учётом убытков за период с …. года по ….. года в размере … рублей ….. копеек.

Взыскать с Управления министерства внутренних дел России по Белгородской области в пользу Мандрыка А. В. недополученную пенсию по случаю потери кормильца в части повышения пенсии с учётом убытков за период с …. года по …. года в размере … рублей …. копейки.

Взыскать с Управления министерства внутренних дел России по Белгородской области в пользу Мандрыка Екатерины Валерьевны недополученную пенсию по случаю потери кормильца в части повышения пенсии с учётом убытков за период с …. года по …. года в размере … рублей …. копейки.

Обязать Управление министерства внутренних дел России по Белгородской области выплачивать Мандрыка Екатерине Валерьевне ежемесячно начиная с …. года повышение к пенсии по случаю потери кормильца по …. рублей …копеек с последующей индексацией в порядке, установленном законом для индексации социальной пенсии по Федеральному закону «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Белгорода.