№ 2-652-2012 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 26 марта 2012 года г. Белгород Октябрьский районный суд г. Белгорода в составе: председательствующего судьи Долженко Е.В., при секретаре Литвиновой Д.В., с участием истца Чепель В.А., его адвоката по ордеру № ….от …. г. Виршич О.В., представителя ответчика Департамента финансов и бюджетной политики Белгородской области по доверенности от … г. Акуловой М.Л., представителя третьего лица администрации г. Белгорода по доверенности от …. г. Рыкаловой Н.В. В отсутствие представителя третьего лица УМВД России по г. Белгороду, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чепель … к Департаменту финансов и бюджетной политики Белгородской области о взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов, УСТАНОВИЛ: …. г. дочь истца несовершеннолетняя … задержали сотрудники магазина «Магнит» по подозрению в краже товара и она была доставлена ОМ-1 УВД по г. Белгороду. … г. в отношении Чепель В.А. инспектором ОДН ОМ-1 УВД по г. Белгороду Питеровой И.В. был составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст. 5.35 КоАП РФ (без указания части). Данный материал был направлен на рассмотрение в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по г. Белгороду. …. г. комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав по г. Белгороду принято постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ в отношении Чепель В.А. о прекращении производства по ст. 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью. Не согласившись с данным постановлением истец обратился в суд. Решением судьи Октябрьского районного суда г. Белгорода … г. постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по г. Белгороду от … г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.35 КоАП РФ, в отношении Чепель В.А. отменено. Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.35 КоАП РФ в отношении Чепель В.А. прекращено по п.1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием события административного правонарушения. Для восстановления своего нарушенного права истец вынужден был обратиться за оказанием юридической помощи, в связи с чем понес расходы. Как указал истец, незаконным привлечением к административной ответственности ему причинены нравственные страдания. Дело инициировано иском Чепель В.А., в котором он просил взыскать с Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Белгородской области компенсацию морального вреда в сумме …. руб. В ходе рассмотрения дела определением судьи в качестве ответчиков привлекалась администрация г. Белгорода. Окончательно Чепель В.А. просил взыскать с Департамента финансов и бюджетной политики Белгородской области компенсацию морального вреда в размере … руб., судебные расходы по оплате услуг представителя – … руб., по оплате государственной пошлины – … руб., изготовлению ксерокопий - … руб. В судебном заседании истец Чепель В.А., его адвокат Виршич О.В. поддержали заявленные требования. Указали, что убытки и моральный вред причинены незаконными действиями должностных лиц государственных органов, а именно комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав по г. Белгороду. Интересы ответчика Департамента финансов и бюджетной политики Белгородской области в судебном заседании представляла Акулова М.Л., которая возражала против удовлетворения иска. Представитель третьего лица администрации г. Белгорода Рыкалова Н.В. возражала против удовлетворения иска. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица УМВД России по г. Белгороду. Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд признает исковые требования заявителя необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Согласно протоколу об административном правонарушении от … г. Чепель В.А. ненадлежащим образом занимается воспитанием своей дочери - …, которая …г. примерно в … минут совершила мелкое хищение продуктов из магазина «Магнит», расположенного по ул. … на общую сумму … руб., чем совершила административное правонарушение, предусмотренное ст.5.35 КоАП РФ. Постановлением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по г.Белгороду от …. производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.5.35 КоАП РФ в отношении Чепель В. А. прекращено за малозначительностью. То есть фактически данным постановлением факт совершения Чепель В.А. административного правонарушения комиссией установлен. По смыслу ст.5.35 КоАП РФ основанием для привлечения к административной ответственности родителей несовершеннолетних детей является их виновное противоправное действие (бездействие), выражающееся в неисполнении или ненадлежащем исполнении ими своих обязанностей, в том числе и по воспитанию. Чепель В.А. не согласился с данным постановлением, и обратился в суд с жалобой, в которой просил указанное постановление отменить. Решением судьи Октябрьского районного суда г. Белгорода от … г. постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по г. Белгороду от …г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.35, в отношении Чепель В.А. отменено. Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.35 КоАП РФ в отношении Чепель В.А. прекращено по п.1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием события административного правонарушения. Согласно ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. В соответствии со ст.1 закона Белгородской области от 13.11.2002г. N 53 «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав» (далее - Закон) систему комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Белгородской области образуют комиссия Белгородской области по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее также - областная комиссия), а также территориальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее также - территориальные комиссии). Согласно ст. 6 названного закона Белгородская область наделяет полномочиями по созданию и организации деятельности территориальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав органы местного самоуправления муниципальных районов и городского округа. Территориальная комиссия создается на основании распоряжения главы муниципального образования, возглавляющего администрацию муниципального образования, либо главы администрации муниципального образования и является постоянно действующим муниципальным органом. Председателем территориальной комиссии является заместитель главы муниципального образования (главы администрации муниципального образования). В состав территориальной комиссии по согласованию входят представители органов и учреждений системы защиты прав несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений. Иные лица, входящие в состав территориальной комиссии, определяются главой муниципального образования (главой администрации муниципального образования) самостоятельно. Органы местного самоуправления при осуществлении полномочий по созданию и организации деятельности территориальных комиссий (далее также - переданные полномочия) вправе получать в органах государственной власти Белгородской области консультативную и методическую помощь по организации осуществления переданных полномочий, а также дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных полномочий. Статьей 8.1 Закона предусмотрено, что финансирование расходов, связанных с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по созданию и организации деятельности территориальных комиссий, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного фонда компенсаций, образуемого в областном бюджете. Объем указанных субвенций, предоставляемых муниципальным районам и городскому округу, рассчитывается исходя из норматива финансовых затрат по организации деятельности территориальных комиссий на одну тысячу несовершеннолетних граждан, устанавливаемого правительством Белгородской области, и численности указанных граждан, проживающих в соответствующем муниципальном районе или городском округе. Постановлением правительства Белгородской области от 24.12.2007г. N 313-пп утвержден Порядок предоставления субвенций из областного бюджета на осуществление органами местного самоуправления полномочий по организации деятельности территориальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Утвержденный Порядок определяет механизм перечисления бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из областного бюджета на организацию деятельности территориальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, определяемых с учетом норматива финансовых затрат на осуществление органами местного самоуправления полномочий по организации деятельности территориальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (п.1 Порядка). Полученные из областного бюджета средства учитываются в доходах и расходах бюджетов муниципальных образований по соответствующим кодам и разделам бюджетной классификации Российской Федерации (п.7 Порядка). В соответствии со ст. 140 Бюджетного кодекса РФ под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке. Таким образом, Белгородская область, наделив органы местного самоуправления полномочиями по созданию и организации деятельности территориальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав передает необходимые для их осуществления финансовые средства - субвенции. То есть речь идет о бюджетных правоотношениях между областным и местными бюджетами. Органы местного самоуправления самостоятельно создают и финансируют (субвенции из областного бюджета поступают в доход местных бюджетов и расходуются уже ими самостоятельно) территориальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. В соответствии со ст. 1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. Статьей 2 Федерального закона от 06.10.1999г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» определено, что Систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации; высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации; иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации. Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. В соответствии со ст. 5 закона Белгородской области от 31.12.2003г. N 108 «Устав Белгородской области» государственную власть в Белгородской области осуществляют губернатор Белгородской области, Белгородская областная Дума, правительство Белгородской области и иные органы исполнительной власти Белгородской области, образуемые в соответствии с настоящим Уставом, а также Уставный суд Белгородской области и мировые судьи Белгородской области. В соответствии с законом Белгородской области от 13.11.2002г. N 53 «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав» территориальные комиссии создаются на основании распоряжения главы муниципального образования и являются постоянно действующим муниципальным органом и их финансирование является расходным обязательством бюджетов муниципальных образований. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации г.Белгорода не является государственным органом Белгородской области, в связи с чем предъявление требований к финансовому органу субъекта Российской Федерации-Департаменту финансов и бюджетной политики Белгородской области, не обоснованно. При изложенных обстоятельствах, суд считает, что требования Чепель В.А. к Департаменту финансов и бюджетной политики Белгородской области о взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов подлежат отклонению, как предъявленные к ненадлежащему ответчику. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Чепель …. к Департаменту финансов и бюджетной политики Белгородской области о взыскании компенсации морального вреда в размере … рублей, судебных расходов по оплате услуг представителя – … рублей, государственной пошлины – … рублей, изготовлению ксерокопий - … рублей отклонить. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г.Белгорода.