ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 10 мая 2012 года г.Белгород Октябрьский районный суд г.Белгорода в составе Председательствующего судьи Литвинова В.Е., при секретаре Михониной И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сероштана Ю.Н. к УМВД России по Белгородской области об устранении препятствий в пользовании имуществом, возложении обязанности по регистрации транспортного средства, с участием истица Сероштана Ю.Н., представителей ответчика Дорофеева Д.Г., Гриценко Р.А., УСТАНОВИЛ: Сероштану Ю.Н. было отказано в совершении регистрационных действий с принадлежащим ему автомобилем …. в связи с тем, что представленный собственником автомобиля паспорт транспортного средства изготовлен не производством Гознака, а кустарным способом. Дело инициировано иском Сероштана Ю.Н., который просил устранить препятствие в пользовании им автомобилем и обязать ответчика зарегистрировать за ним указанный автомобиль с выдаче государственных регистрационных знаков. В судебном заседании Сероштан Ю.Н. заявленные требования поддержал. Представители УМВД России по Белгородской области Дорофеев Д.Г., Гриценко Р.А. возражали против удовлетворения иска, ссылаясь на законность принятых решений, соответствующих требованиям Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ и Административного регламента МВД РФ исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним. Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд полагает заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Установлено, что …… года по договору купли-продажи транспортного средства, заключенному с ООО «……» (комиссионер), Сероштан Ю.Н. приобрел автомобиль ….., …… года выпуска, идентификационный номер ……, за …… рублей. При обращении истца …… года в 1-е отделение МОТОТРЭР УМВД России по Белгородской области с заявлением о регистрации автомобиля ему было отказано в совершении регистрационных действий в связи с тем, что представленный им паспорт транспортного средства …. был изготовлен не производством Гознака, а способом цветной электрофотографической печати с имитацией средств защиты, что подтверждается справкой эксперта от …... и заключением эксперта ЭКЦ УМВД России по Белгородской области от ……. …… года дознавателем отделения № 3 ОД УМВД России по г.Белгороду Кузнецовым И.А. было возбуждено уголовное дело в отношении не установленного лица по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст.327 УК РФ, которое ……. года было приостановлено по основаниям п.1 ч.1 ст.208 УПК РФ и в связи с истечением срока дознания. В ходе проверки, проведенной сотрудниками МОТОТРЭР УМВД России по Белгородской области установлено, что …… выдавался ……. таможней на автомобиль …… ….., которая до настоящего времени зарегистрирована в …… области. Регистрационные действия с автомобилем ….., ….. года выпуска, идентификационный номер ….. на территории Российской Федерации не производились. В соответствии с пунктом 1 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Согласно п.2 ст.1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Согласно ст.35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. По смыслу приведенных положений Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 17 и 55, а также исходя из общих принципов права, конституционные гарантии права собственности предоставляются в отношении того имущества, которое принадлежит субъектам права собственности и приобретено ими на законных основаниях. Право частной собственности не является абсолютным и может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В отношении права собственности на транспортные средства такие ограничения продиктованы, в частности, повышенной опасностью для окружающих деятельности с использованием транспортных средств. Отнесение транспортных средств к источникам повышенной опасности обуславливает необходимость установления для них особого правого режима в целом и специальных правил их допуска к эксплуатации в частности. Именно поэтому пункт 3 статьи 15 ФЗ «О безопасности дорожного движения», связывая допуск транспортного средства к эксплуатации с его регистрацией и выдачей соответствующих документов, запрещает регистрацию без документов, удостоверяющих соответствие транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения. Из данной нормы следует, что отсутствие документа, удостоверяющего соответствие транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, препятствует его регистрации. Таким документом является паспорт транспортного средства, подтверждающий техническую безопасность автомобиля, номерные обозначения узлов и агрегатов которого указаны в этом паспорте. Порядок регистрации автомототранспортных средств в органах ГИБДД регламентирован Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Далее - Правила) и Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним (Далее - Административный регламент), изданными и утвержденными приказом МВД России от 24.11.2008 № 1001, во исполнение постановлений Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» и от 11 ноября 2005 г. № 679 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)», установившими единый на всей территории Российской Федерации порядок регистрации автотранспортных средств. В соответствии с Правилами Госавтоинспекция осуществляет комплекс мероприятий, направленных на обеспечение допуска транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации и за ее пределами. Регистрация транспортных средств осуществляется подразделениями Госавтоинспекции, на которые возложена данная функция, в целях обеспечения их государственного учета, надзора за соответствием конструкции, технического состояния и оборудования транспортных средств установленным требованиям безопасности, борьбы с преступлениями и другими правонарушениями, связанными с использованием транспортных средств, исполнения законодательства о военно-транспортной обязанности и налогового законодательства. Согласно п.4 постановления Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам производится на основании паспортов соответствующих транспортных средств, а также заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации. Пунктом 3 статьи 15 ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусматривается, что допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. В соответствии с п.8 Правил регистрации транспортных средств, утвержденных приказом МВД РФ № 1001 от 24.11.2008 г., регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим и физическим лицам, производится на основании паспортов транспортных средств, заключенных в установленном порядке договоров либо иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к участию в дорожном движении по дорогам общего пользования на территории Российской Федерации. Постановлением Конституционного Суда РФ от 22.04.2011 № 5-П пункт 3 статьи 15 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» признан не противоречащим Конституции РФ. Из правовой позиции Конституционного Суда РФ усматривается, что сам по себе факт подделки паспорта транспортного средства, будучи основанием для отказа в регистрации транспортного средства либо ее аннулирования в соответствии с пунктами 3 и 51 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, не может выступать непреодолимым препятствием для восстановления регистрационного учета транспортного средства - при условии установления его соответствия требованиям безопасности дорожного движения. Из справки № ….. от …... эксперта, а также из заключения № ….. от …... эксперта ЭКЦ УМВД России по Белгородской области усматривается, что бланк паспорта транспортного средства ….. изготовлен не производством Гознака, а способом цветной электрофотографической печати с имитацией средств защиты. Результаты заключения не оспаривались истцом в судебном заседании. Истец не предоставил суду сведений о предыдущих регистрациях его транспортного средства, при проведении сотрудниками МОТОТРЭР проверок по базе данных зарегистрированных в Российской Федерации транспортных средств и базе данных транспортных средств, выпущенных в обращение таможней, сведения об автомобиле ….., ….. года выпуска, идентификационный номер ……., отсутствуют. Как усматривается из представленных представителями ответчика карточек учета «Автомобиль», свидетельства о регистрации и государственные регистрационные знаки, указанные в паспорте транспортного средства …., предоставленном Сероштаном Ю.Н. для осуществления регистрационных действий, выдавались на другие транспортные средства и другим лицам, чем указанным в паспорте транспортного средства. Кроме того, условием для восстановления регистрационного учета является соответствие транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения, принятым в Российской Федерации. В соответствии п.16 технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденного постановлением Правительства РФ № 720 от 10.09.2009 года. оценка соответствия типов транспортных средств (шасси) осуществляется перед выпуском их в обращение и проводится в форме одобрения типа. Из представленных истцом документов не усматривается, что принадлежащий ему автомобиль или аналогичные автомобили проходили предусмотренную постановлением Правительства РФ процедуру получения «одобрения типа». Из объяснений представителей ответчика следует, что на интернет-сайте gost.ru, где размещена общедоступная база данных выданных одобрений типа транспортных средств, информация по указанному типу автомобилей отсутствует. Доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, истцом не представлено. В соответствии с техническим регламентом «О требованиях к выбросам автомобильной техникой выпускаемой в обращение на территории РФ, вредных (загрязняющих) веществ», утвержденного постановлением Правительства РФ № 609 от 12.10.2005 года ( п.4 «в») автомобильная техника, ввозимая на территорию Российской Федерации физическими лицами, постоянно проживающими в Российской Федерации, приобретенная ими до вступления в силу настоящего регламента, проходит сертификацию на соответствие определенному экологическому классу. Согласно п.16 данного регламента автомобили, выпускаемые в обращение на территорию России с 1 января 2008 года, должны соответствовать 3-му экологическому классу, а с 1 января 2010 года - 4-му экологическому классу. Документов о соответствии приобретенного истцом автомобиля определенным экологическим классам, не представлено. Согласно п.п.5,6,7 Положения «О паспортах транспортных средств и паспортах шасси», утвержденного Приказом МВД РФ № 496 от 23.06.2005 г., организациями и (или) предпринимателями паспорта выдаются на транспортные средства и (или) шасси, изготовленные ими после 1 июля 1993 года и реализуемые на территории Российской Федерации, при наличии у организаций и предпринимателей Одобрения типа транспортного средства на полнокомплектное (конечное) изделие независимо от числа организаций, участвующих в его изготовлении, или иного документа, удостоверяющего соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, определяемого законодательством Российской Федерации, либо при наличии Заключения о соответствии шасси предъявляемым требованиям. Таможенными органами паспорта выдаются на транспортные средства или шасси, ввозимые на территорию Российской Федерации и оформленные ими после 1 июля 1997 года. В случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, паспорта выдаются таможенными органами при наличии на транспортные средства Одобрения или Заключения на шасси. Подразделениями Госавтоинспекции паспорта выдаются на транспортные средства, изготовленные организациями-изготовителями до 1 июля 1993 года или ввозимые на территорию Российской Федерации до 1 июля 1997 года, при предъявлении их для регистрации и на транспортные средства, зарегистрированные в подразделениях Госавтоинспекции до указанных дат, в случае изменения регистрационных данных либо при снятии их с учета в установленном порядке. Таким образом, выдача подразделениями Госавтоинспекции паспорта транспортного средства на транспортное средство, изготовленное за границей и перемещенное в РФ, нормативно-правовыми актами РФ не предусмотрено. То обстоятельство, что по результатам проверки причастность Сероштана Ю.Н. к каким-либо противоправным действиям не установлена, а также его доводы о том, что он приобрел автомобиль с соблюдением требований, предъявляемых к договору купли – продажи, и что он является добросовестным приобретателем не порождает обязанность органов ГИБДД совершить регистрационные действия в нарушение установленного порядка. Само по себе приобретение права собственности на транспортное средство не порождает безусловной обязанности органов ГИБДД допустить его к участию в дорожном движении, в связи с чем ссылки истца на п.1 ст.223, п.1 ст.209, ст.304 ГК РФ, п.3 ст.15 ФЗ «О безопасности дорожного движения» неубедительны. Довод истца о несоответствии действий сотрудников МОТОТРЭР УМВД России по Белгородской области положениям, изложенным в Постановлении Конституционного Суда РФ от 22 апреля 2011 года № 5-П основан на ошибочном толковании содержащихся в нем положений. Таким образом, отказ в совершении регистрационных действий с принадлежащим Сероштану Ю.Н. транспортным средством основан на законе, в связи с чем оснований для удовлетворения иска не имеется. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении требований Сероштана Ю.Н. к УМВД России по Белгородской области об устранении препятствий в пользовании имуществом, возложении обязанности по регистрации транспортного средства отказать. Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Белгородский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г.Белгорода.