2-3118/2012 Решение по иску о восстановлении на работе, взыскании денежного содержания, компенсации морального вреда



Дело № 2-3118-2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Белгород, 08 августа 2012 года

Октябрьский районный суд г.Белгорода в составе:

председательствующего судьи Лопыревой С.В.,

при секретаре Захаровой О.В.,

с участием: помощника прокурора города Белгорода Рыбниковой Н.С.

истца Мишенина Р.В., его представителей адвокатов Меренкова А.В., Гудыменко А.А., представителя ответчика Канищева М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мишенина РВ к Департаменту строительства, транспорта и ЖКХ Белгородской области о восстановлении на работе, взыскании денежного содержания и компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л:

…..2008 г. Мишенин Р.В. назначен на должность …. (приказ Департамента строительства, транспорта и ЖКХ от ….008 г. № …).

Приказом от ….2012 г. № … Мишенин Р.В. освобожден от замещаемой должности и уволен с государственной гражданской службы Белгородской области в соответствии с п…. ч… ст…. ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с …

Дело инициировано иском Мишенина Р.В., обратившегося с требованиями о восстановлении на работе, взыскании денежного содержания за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда, ссылаясь на незаконность увольнения, выразившегося в несоблюдении процедуры увольнения и необоснованность самого увольнения.

В судебном заседании истец и его представители требования поддержали. Дополнительно заявили ходатайство о взыскании с ответчика понесенных истцом расходов на оплату услуг представителей.

Представитель ответчика возражал против удовлетворения требований, ссылаясь на установленный материалами проверки факт совершения гражданским государственным служащим проступка и соблюдение процедуры увольнения.

Прокурор в заключении указала на необоснованность требований истца.

Исследовав в судебном заседании обстоятельства дела по представленным сторонами доказательствам, суд приходит к следующим выводам.

Мишенин Р.В. занимал должность …..Департамента строительства, транспорта и ЖКХ Белгородской области.

Данная должность относиться к должностям государственной гражданской службы Белгородской области.

В соответствии с положениями ч.2 ст.2 Закона Белгородской области от 30.03.2005 N 176 "О государственной гражданской службе Белгородской области" - государственная гражданская служба Белгородской области относится к государственной гражданской службе Российской Федерации, в связи с чем помимо закона Белгородской области № 176, правовое положение и условия ее прохождения регламентированы ФЗ от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Указом Президента РФ от 12.08.2002 г. N 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих".

Государственная функция Департамента строительства, транспорта и ЖКХ Белгородской области (далее Департамент) заключается в осуществлении государственного строительного надзора в рамках предоставленных федеральным законодательством полномочий за соответствием выполняемых работ требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации.

В должностные обязанности консультанта Белгородского отдела управления государственного строительного надзора Департамента входит в частности организация и осуществление проведения проверок соответствия выполняемых строительно-монтажных работ, применяемых строительных материалов, изделий и конструкций утвержденной нормативно-технической и проектной документации, своевременного и качественного проведения участниками строительства предусмотренных нормативно-технической и проектной документацией испытаний, сьемок, замеров, а также ведения необходимой технической, исполнительной документации (должностной регламент в материалах дела).

Судом установлено, что основанием для увольнения Мишенина Р.В. явились результаты проверки информации …. о том, что супруга истца является …., выполняющей работы по огнезащите металлоконструкций, проверка выполнения которых проводилась непосредственно Мишениным Р.В.

В связи с поступлением от … вышеуказанной информации приказом начальника Департамента от.. .05.2012 г. № … «О проведении служебной проверки» была назначена служебная проверка в отношении государственного гражданского служащего и создана соответствующая комиссия.

В силу ст. 59 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего.

При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены в частности факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка; вина гражданского служащего; причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка.

Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. Результаты служебной проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, в форме письменного заключения.

Назначенной по решению представителя нанимателя Комиссией установлено, что в период с момента регистрации ООО «Пожарная безопасность» ….2011 г. до ….2012 г. руководителем и учредителем ООО являлась супруга истца – … Юридическим адресом ООО является место жительства истца.

К разрешенным видам деятельности ООО «Пожарная безопасность» относится в том числе подготовка строительного участка, строительство зданий и сооружений, монтаж инженерного оборудования, технические испытания, исследования и сертификация.

В период … г. – первое полугодие … г. Мишенин Р.В. принимал участие в проверке надзорных объектов капитального строительства, работы на которых проводились ООО «Пожарная безопасность», в частности спортивный центр с плавательным бассейном в … офисные здания по … в г.Белгороде, склад по ул…., офисный центр с …, расположенный по адресу: г.Белгород, ул….

Положения ст.18 ФЗ № 79-ФЗ возлагают на государственного служащего обязанность соблюдать ограничения, установленные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами для гражданских служащих.

В силу ст. 349.1 ТК РФ, ст.15 ФЗ № 79-ФЗ, п.п. «н» п.2 Указа Президента РФ N 885 государственный служащий обязан сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликтов интересов и урегулированию возникших конфликтов интересов.

При этом, под личной заинтересованностью работника, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им трудовых обязанностей, понимается возможность получения работником в связи с исполнением трудовых обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества, в том числе имущественных прав, или услуг имущественного характера для себя или для третьих лиц.

Согласно ст. 19 ФЗ № 79-ФЗ конфликт интересов - ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.

Комиссией установлено, что Мишенин Р.В. об информировании представителя нанимателя о проведении им проверок обьектов, работы на которых проводились организацией, возглавляемой супругой, т.е. о возникновении конфликта интересов уклонился. Данное обстоятельство не отрицалось Мишениным Р.В. и в судебном заседании.

Ссылки представителей Мишенина Р.В. на незнание им о необходимости информирования представителя нанимателя не убедительны, поскольку данное требование установлено не только федеральным законодательством, но и закреплено в п.3.12 раздела 3 Должностного регламента консультанта Белгородского отдела управления государственного строительного надзора Департамента, с которым истец был ознакомлен, что удостоверено его подписью.

Заключение Комиссии от …2012 г. с собранными в ходе проверки материалами передано на рассмотрение Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулирования конфликтов интересов в Департаменте.

Деятельность комиссии регламентирована Указом Президента РФ от 01.07.2010 г. N 821 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов", а также постановлением Губернатора Белгородской области от 17.09.2010 года N 67 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих области и урегулированию конфликта интересов в органах исполнительной власти и государственных органах области".

На заседании …2012 г. Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулирования конфликтов интересов в Департаменте, изучив представленные материалы проверки и заключение от ….2012 г., выслушав объяснения Мишенина Р.В., установила, что государственный гражданский служащий области …..Департамента Мишенин Р.В. не соблюдал требования к служебному поведению и требования об урегулировании конфликта интересов с рекомендацией начальнику Департамента – заместителю председателя правительства области применить к Мишенину Р.В. меру ответственности – увольнение в связи с утратой доверия.

При этом утверждения стороны истца о принятии Мишениным Р.В. мер к урегулированию конфликта в виде выхода супруги из состава учредителей ООО «Пожарная безопасность» не убедительны.

В силу п. 3.1. ст.19 ФЗ № 79-ФЗ - предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в его отказе от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

В данном же случае изменения служебного положения, отстранения Мишенина Р.В. от проведения проверок не происходило.

Для применения положений п. 3.1. ст.19 ФЗ № 79-ФЗ и увольнения с гражданской службы не имеет значения один раз или неоднократно совершен государственным гражданским служащим проступок, явившийся основанием для утраты доверия к нему.

То обстоятельство, что после внесения изменений в ст.19 ФЗ № 79-ФЗ в виде введения санкции за непринятие гражданским служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов истцом была проведена только одна проверка объекта, работы на котором выполнялись ООО «Пожарная безопасность», не влияет на сам факт наличия проступка.

Положения законодательства о предотвращении таких конфликтов и указания на меры, принимаемые государственным гражданским служащим для предотвращения конфликта, действовали и до внесения изменений в ст.19 ФЗ № 79-ФЗ и должны были соблюдаться Мишениным Р.В. и без страха перед наказанием в виде увольнения.

Ссылки стороны истца на несоответствие назначенного наказания тяжести проступка, непринятие во внимание прежних заслуг Мишенина Р.В. (по месту прежней службы.. .2000 г. президентом РФ объявлена благодарность, награжден почетной грамотой в связи с 358-летием Российской пожарной охраны, ….2007 г. медалью «за отличия в службе») сделаны без учета положений п. 3.1. ст.19 ФЗ № 79-ФЗ предусматривающих единственное наказание за непринятие гражданским служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, - увольнение гражданского служащего с гражданской службы.

Иного наказания, альтернативы наказаний действующее на момент увольнения истца законодательство не содержит.

Выписка из протокола Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулирования конфликтов интересов в Департаменте от ….2012 г. истцу вручена, что подтверждается ее представлением с пакетом документов к исковому заявлению.

При этом наименование заключения Комиссии: Протокол либо Акт не влияет ни на сам факт совершения Мишениным Р.В. проступка, ни на обоснованность выводов Комиссии.

Оснований для признания освобождения Мишенина Р.В. от замещаемой должности и увольнения с государственной гражданской службы Белгородской области в соответствии с п.1.1 ч.1 ст.37 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с утратой представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему незаконными судом не установлено, в связи с чем не имеется оснований и для восстановления его на работе.

Поскольку не имеется оснований для удовлетворения основных требований – о восстановлении на работе, не имеется оснований и для удовлетворения требований о взыскании денежного содержания за период вынужденного прогула, компенсации морального вреда и взыскании понесенных на оплату услуг представителей расходов.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Мишенина РВ к Департаменту строительства, транспорта и ЖКХ Белгородской области о восстановлении на работе, взыскании денежного содержания и компенсации морального вреда признать не обоснованными, в их удовлетворении отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течении месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г.Белгорода.