Дело № 1-409/2010
П Р И Г О В О Р
Именем Российской Федерации
28 июля 2010 года. г.Уфа
Октябрьский районный суд г.Уфы в составе
председательствующего судьи Марданова Р.Н.,
при секретаре Ширгазиной Э.Р.,
с участием государственного обвинителя Шайхлисламова Э.Р.,
подсудимого Чернова В.В.,
адвоката Селиной О.В., представившей удостоверение №261 и ордер №006013,
а также потерпевшего ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело в отношении
Чернова В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> РБ, гражданина РФ, зарегистрированного и проживающего по адресу в <адрес>, <данные изъяты>, обвиняемого в совершении преступления предусмотренного ст. 30 ч. 3 ст. 105 ч. 1 УК РФ,
У С Т А Н О В И Л :
31 декабря 2009 года, около 05.30 часов, Чернов, находясь в квартире ФИО5 по адресу <адрес>, вместе с ФИО5 и ФИО9 распивали спиртные напитки на кухне. В это время домой вернулся супруг ФИО5, ФИО6, который увидев посторонних лиц потребовал, чтобы они покинули квартиру. Чернов спросил ФИО5, кто это. ФИО5 заявила, что это ее супруг, они собираются разводиться, при этом попросила Чернова и ФИО9 не уходить, поскольку супруг побьет ее в этом случае. Тогда Чернов ответил отказом. ФИО5 вышел из квартиры, заявив, что дает им пятнадцать минут, чтобы они удалились. Поскольку Чернов и ФИО9 оставались в квартире ФИО5 позвонил своему знакомому ФИО7 Расиму.М. и попросил помочь его выдворить незнакомцев. ФИО7 приехал со своим братом ФИО7 Рустамом, оставив его в подъезде прошел в квартиру Чернова и потребовал в дерзкой форме, чтобы Чернов и ФИО9 ушли из квартиры. Чернов и ФИО9 отказались покинуть квартиру, в связи с чем между Черновым и ФИО7 произошла ссора, в ходе которой у Чернова возникли личные неприязненные отношения к ФИО7, а также умысел на причинение тяжких телесных повреждений последнему. В ходе ссоры Чернов взял лежащий на кухонном столе нож и нанес один удар в область грудной клетки ФИО7, после чего с места совершения преступления скрылся, нож выбросил в мусорный бак с целью сокрытия преступления.
В результате действий Чернова ФИО7 причинены телесные повреждения в виде колото-резаной раны грудной клетки (кожная рана расположена на передней поверхности грудной клетки справа), проникающей в полость грудной клетки, с повреждением правого легкого, перикарда, правого желудочка сердца; гемоторакс (кровоизлияние в полость грудной клетки). Данные повреждения квалифицируются как причинение тяжкого вреда здоровью по признаку опасности вреда здоровью человека, который по своему характеру непосредственно создает угрозу для жизни.
Подсудимый Чернов вину признал полностью и показал, что 30 декабря 2009 года в 21-30 часов с ФИО9 распивали спиртное в разных местах, после чего пришли в бар «Багира». Там ФИО9 сказал, что его знакомая ФИО5 приглашает к себе домой продолжить распитие спиртного. Он согласился, они пришли в квартиру к ФИО5, распивали спиртное на кухне, дома был её ребенок. Затем в квартиру пришел какой-то парень, ФИО5 с ним разговаривала в прихожей. Затем этот парень сказал, что ФИО5 его жена и попросил покинуть квартиру. Нириманова попросила их с ФИО9 не уходить, так как боялась, что муж её изобьет, а они вместе не живут, находятся в состоянии развода. Они с ФИО9 сказали, что не уйдут, тогда ФИО5 сказал, что дает им пятнадцать минут и будет разговаривать по-другому и ушел, вернулся минут через 20 вместе с потерпевшим, стали угрожать им, говорили, чтобы покинули квартиру, тогда он увидел еще третьего парня, подумал, что с тремя не получится справиться, взял нож со стола, чтобы припугнуть их, чтобы они ушли. Потерпевший стал ругаться, он понял, что спокойно им не уйти, взял нож со стола, когда хотел пройти мимо потерпевшего, тот замахнулся на него рукой тогда он ударил его ножом. На толстовке потерпевшего появилась кровь, его подхватили брат и ФИО5 и вывели в подъезд. Подумав, что рана несерьезная он ушел из квартиры, около лифта увидел, что потерпевший лежал на коленях у ФИО5 и брата, он подошел к ним, чтобы посмотреть рану, но увидев его потерпевший начал пинать его ногами. Тогда он вызвал скорую. Затем подошел ФИО9 сказал, что им нужно побыстрее уходить и они ушли, нож он выкинул, так как испугался. Умысла на убийство у него не было, он хотел только погнуть ФИО7 и ФИО5, чтобы спокойно выйти из квартиры.
Потерпевший ФИО7 показал, что в ночь на 31 декабря 2009 года он приехал к ФИО5 Руслану, с которым они знакомы 3 года, по адресу Гагарина, 30-113, приехать его попросил ФИО5, чтобы помочь выгнать из квартиры двоих человек. Они приехали к ФИО5 с братом. ФИО5 встретил их в подъезде, завел в свою квартиру. В квартире они услышали шум, ФИО5 стал выгонять гостей, но они не уходили. Минут через 10-15 он зашел на кухню квартиры, там увидел двоих мужчин, сидящих за столом, он попросил их уйти, но они сказали, что не уйдут, тогда он повторил свою просьбу более дерзко, на что Чернов ударил его в ответ ножом в правую область груди, какой рукой не видел. Сознание потерял не сразу, его удержали ФИО7 и ФИО5, чтобы не упал на Чернова, затем потерял сознание и далее ничего не помнит.
Свидетель ФИО7 показал, что 31 декабря 2009 года они с братом и ФИО5 гуляли, потом разъехались. Через некоторое время позвонил ФИО5, попросил приехать к нему, по словам брата он узнал, что в квартире ФИО5 двое посторонних мужчин, которые не хотят покидать квартиру и ФИО5 попросил помочь их выгнать. Они с братом поехали в Сипайлово, ФИО5 встретил их в подъезде, сначала они не заходили в квартиру, затем дверь открыла ФИО5, ФИО5 и ФИО7 зашли в квартиру, а он остался в подъезде. Через некоторое время услышал шум, зашел в квартиру, на кухню, там увидел, что ФИО5 поддерживает брата, он прикрыл их спиной и увидел перед собой Чернова и еще одного молодого человека. У Чернова был нож, потом он услышал возглас ФИО5 и понял, что брата поранили ножом. Он вывел брата в подъезд, вызвал скорую помощь. Когда увидел Чернова с ножом, сказал ему, чтобы он убрал нож, нож он держал в правой руке. После случившегося Чернов и ФИО9 посидели в квартире и ушли.
Свидетель ФИО8 показала, что Чернов её брат, в один из дней декабря 2009 года он пришел домой под утро, взволнованный, вроде в трезвом состоянии, она его отругала, что до утра где-то ходил. Он по дому походил и спать лег. Больше ничего по делу пояснить не может. Характеризует брата с положительной стороны.
Из показаний свидетеля ФИО9, оглашенных с согласия сторон, следует, что 31 декабря 2009 года они с Черновым распивали спиртное, потом их пригласила к себе домой ФИО5. Они пришли к ней и стали распивать спиртное. Затем пришел её муж, стал выгонять их из квартиры. ФИО5 попросила их не уходить, так как они с мужем разводятся и если они уйдут, то он её побьет. Они согласились и сказали, что не уйдут. Тогда ФИО5 сказал, что будет с ними разговаривать по-другому и ушел. Через некоторое время вернулся, с ним были еще два молодых человека. Один прошел на кухню, второй был в коридоре. Который был с ФИО5 оказался ФИО7, он стал говорить, чтобы они покинули квартиру, но они не уходили, тогда ФИО7 повторил просьбу на повышенных тонах. На что Чернов взял со стола нож и ударил им ФИО7, от удара ФИО7 попятился назад. Потом в квартиру зашел брат ФИО7, Чернов убрал нож, у потерпевшего из груди потекла кровь. Затем потерпевшего оттащили в коридор, вызвали скорую, а они с Черновым ушли, по дороге Чернов выкинул нож (т. 1 л.д. 92-95).
Из показаний свидетеля ФИО5, оглашенных с согласия сторон, следует, что 31 декабря 2009 года она предложила Чернову и ФИО9 употребить спиртное у неё дома, они согласились, пришли к ней домой по адресу <адрес>, там на кухне стали пить пиво. Пришел её муж, сказал, чтобы Чернов и ФИО9 ушли из квартире, так как дома находится ребенок. Она попросила их не уходить, так как испугалась, что муж её побьет. На что Чернов и ФИО9 согласились и сказали её мужу, что не уйдут. Тогда муж сказал, что будет разговаривать по-другому и ушел. Вернулся через некоторое время, с ним Был ФИО7, они зашли на кухню, ФИО7 сказал, чтобы Чернов и ФИО9 ушли, на что те ответили отказом, тогда он повторил просьбу более дерзко, у них завязалась ссора, в ходе которой Чернов взял со стола нож и ударил им Сахибрагаева, от удара потерпевший попятился назад. Чернов и ФИО9 собрали свои вещи и ушли (т. 1 л.д. 82-84).
Кроме того вина Чернова также подтверждается:
- протоколом осмотра места происшествия от ДД.ММ.ГГГГ и фототаблицей к нему, согласно которым осмотрено жилище ФИО5, по адресу: РБ, <адрес>. В ходе осмотра места происшествия были изъяты: 3 отрезка ленты скотч со следами рук, изъятые с баллона из-под пива «Шихан», стоявшего в кухне; кухонный нож, лежавший на раковине в кухне; полотенце со следами вещества бурого цвета; фрагменты сигарет. Возле тамбурной двери квартиры на полу были обнаружены пятна вещества бурого цвета (том №1 л.д. 27-30);
- протоколом выемки, согласно которому в МУ ГКБ № 21 ГО г.Уфа были изъяты вещи потерпевшего ФИО7 в которых он находился в момент совершения в отношении него преступления, а именно: куртка, джинсы, майка разрезанная с пятнами вещества бурого цвета (том№1 л.д. 135-138);
- протоколом выемки, у следователя отдела по РПТО ОМ № 8 УВД по г.Уфа Асфандиярова P.P. 3 отрезков ленты скотч со следами рук, изъятые с баллона из-под пива «Шихан», кухонного ножа, полотенца со следами вещества бурого цвета; фрагментов сигарет, а также куртки, джинсов, майки ранее изъятых у ФИО7, протоколом осмотра указанных предметов, постановлением о признании и приобщении их к материалам уголовного дела в качестве вещественных доказательств (том№1 л.д. 139-143, 144-148, 149-150);
- заключением судебной медицинской экспертизы № 3933 от 30.04.2010 года, которым установлено, что у ФИО7 P.M. были обнаружены телесные повреждения в виде колото-резаной раны грудной клетки (кожная рана расположена на передней поверхности грудной клетки справа), проникающей в полость грудной клетки, с повреждением правого легкого, перикарда, правого желудочка сердца; гемоторакс (кровоизлияние вполость грудной клетки).
Указанные повреждения причинены орудием или предметом, имеющим острый конец или острую кромку; учитывая данные медицинской документации, сведения об обстоятельствах дела, не исключается возможность образования их незадолго (ближайшие сутки) до обращения за медицинской помощью 31 декабря 1009 года; не исключается возможность их причинения ножом. Данные повреждения квалифицируются, как причинение тяжкого вреда здоровью по признаку опасности вреда здоровью для человека, который по своему характеру непосредственно создает угрозу для жизни (том №2 л.д. 32-34);
- заключением судебной биологической экспертизы № 562 от 23.04.2010 года, о том, что кровь потерпевшего ФИО7 относится к О2в I), MN группе, кровь обвиняемого Чернова В.В. относится к О2в (I), M группе.
На куртке, футболке (майке), джинсах ФИО7 P.M. обнаружена кровь человека О2в (I), MN группы, происхождение которой возможно от ФИО7 P.M. и исключается от Чернова В.В., в силу иной групповой принадлежности по системе MNSs. (том №2 л.д. 41-50);
Органами предварительного следствия действия Чернова квалифицированы по ст. 30 ч. 3 ст. 105 ч. 1 УК РФ, как покушение на убийство ФИО7, преступление же им не было доведено до конца по независящим от него обстоятельствам. Однако, в суде данная квалификация действий Чернова не нашла своего подтверждения.
Покушение на убийство возможно лишь с прямым умыслом, тоесть, когда содеянноесвидетельствовало о том, что виновный осознавалобщественную опасность своих действий, предвидел возможность или неизбежность наступления смерти другого человека и желал ее наступления, но смертельный исход не наступил по независящим от него обстоятельствам.
Подсудимый утверждает, что убивать ФИО7 он не хотел. Его доводы объективно подтверждаются заключением экспертизы о том, что ФИО7 был нанесен один удар ножом в область грудной клетки справа. Как установлено судом ФИО5 попросил ФИО7 помочь ему выдворить из квартиры Чернова и ФИО9. Чернов и ФИО9 не желали удаляться из квартиры, поскольку ФИО5 попросила их остаться, заявив, что после их ухода муж изобьет её, так как они собираются разводиться. ФИО7, приехав на квартиру ФИО5, предъявил требования Чернову и ФИО9 удалиться из квартиры, в связи с чем произошла конфликтная ситуация, в ходе которой Чернов ударил ФИО7 ножом. Каких-либо других действий направленных на лишение жизни ФИО7 Чернов не предпринимал, хотя имел такую возможность, поскольку никто его не сдерживал.
Сам факт нанесения удара ножом в область расположения жизненно важных органов при отсутствии других объективных доказательств подьверждающих наличие у подсудимого умысла на причинение смерти потерпевшему, которая фактически не наступила не может свидетельствовать о намерении Чернова убить ФИО7.
Все вышеперечисленные доказательства, в совокупности, подтверждают, что Чернов действовал с косвенным умыслом на лишение жизни потерпевшего, поэтому его действия подлежат квалификации по наступившим последствиям.
В материалах уголовного дела имеется справка о том, что Чернов прошел ВКК в 2002 году, ему поставлен диагноз «органическое эмоционально-лабильное расстройство центральной нервной системы», ему рекомендована консультативно-лечебная помощь, но за медпомощью не обращался. Из показаний свидетеля ФИО10, заведующего отделением амбулаторной судебно-психиатрической экспертизы, оглашенных с согласия сторон, следует, что лица, которым выносится заключение-диагноз (органическое эмоционально-лабильное расстройство центральной нервной системы перенесенного смешанного заболевания, (ренатальная патология черепно-мозговой травмы) возбудимый тип) обычно признаются вменяемыми (т. 2 л.д. 71-74). У суда также не возникло сомнений в психической полноценности Чернова, поскольку, как на предварительной следствии, так и в судебном заседании он давал адекватно реагировал на судебную ситуацию и давал осмысленные показания, по сути предъявленного ему обвинения
При назначении наказания подсудимому суд учитывает, что он вину свою признал полностью, по месту жительства характеризуется положительно, имеет малолетнего ребенка. Вместе с тем, принимая во внимание, характер и степень общественной опасности совершенного им деяния, суд считает необходимым назначить ему наказание только в виде лишения свободы и не находит оснований для применения условного осуждения либо назначения наказания ниже низшего предела, предусмотренного санкцией статьи обвинения.
Исковые требования ФИО7 о взыскании с подсудимого в возмещение морального вреда 300 000 рублей, суд признает законными, однако находит возможным удовлетворить их лишь в части, путем взыскания с подсудимого в соответствии со ст. 151 ГК РФ.
В соответствии со ст. 58 ч. 1 п. «б» УК РФ Чернову надлежит определить отбывание наказания в исправительной колонии общего режима.
На основании изложенного и руководствуясь ст.307,308,309УПК РФ, суд
П Р И Г О В О Р И Л :
Чернова В.В. признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 111 ч. 1 УК РФ и назначить наказание в виде лишения свободы сроком на 4 (четыре) года с отбыванием его в исправительной колонии общего режима.
Меру пресечения Чернову, заключение под стражу, не изменять, содержать в ФБУ ИЗ-3/1 ГУФСИН России по РБ, начало отбывания срока наказания исчислять с 01 января 2010 года.
Взыскать с Чернова в пользу ФИО7 в возмещение морального вреда 100 000 рублей.
Вещественные доказательства: куртку, джинсы, майку передать по принадлежности, нож кухонный, полотенце, 24 окурка сигарет, отрезки скотча - уничтожить.
Приговор может быть обжалован в Кассационном порядке в Верховный Суд РБ в течение 10 суток со дня провозглашения, а осужденным, содержащимся под стражей в тот же срок со дня вручения ему копии приговора. В случае подачи жалобы подсудимый вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.
Судья: