Дело № 1-529/2010
П Р И Г О В О Р
Именем Российской Федерации
09 декабря 2010 года. г.Уфа
Октябрьский районный суд г.Уфы в составе
председательствующего судьи Марданова Р.Н.,
при секретаре Ширгазиной Э.Р.,
с участием государственного обвинителя Кулакова Р.И.,
подсудимой Низамовой А.Р.,
адвоката Линник В.В., предоставившего удостоверение №1354 и ордер №037366,
потерпевшей ФИО10,
рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело в отношении
НИЗАМОВОЙ А.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> РБ, гражданки РФ, <данные изъяты>
обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ст.264 ч.1 УК РФ,
У С Т А Н О В И Л :
14 сентября 2009 года, около 10.10 часов, Низамова, управляя, по договору аренды, технически исправным автомобилем Дэу Нексия регистрационный знак №, собственником которого является ФИО16 следовала по проспекту С. Юлаева со стороны ул. 50 лет СССР в направлении ул. С. Агиша со скоростью не менее 64 км/ч.
В пути следования Низамова не проявила должного внимания к окружающей ее дорожной обстановке и ее изменениям и нарушила требования пунктов 1.3, 1.5, 8.1, 8.4, 10.1 Правил дорожного движения, которые гласят, что «участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил; участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда; перед перестроением водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворотасоответствующего направления, при этом маневр должен быть безопасен и не создавать помех другим участникам движения.; при перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения.; водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения, скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил, при возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до полной остановки транспортного средства».
Водитель Низамова пренебрегла указанными выше требованиями Правил дорожного движения, управляя автомобилем, при перестроении со второй полосы движения на первую полосу движения на дороге, имеющей в направлении ее следования три полосы движения, не подала сигнал световым указателем поворота справа, не убедилась, что данный маневр безопасен и не создаст помех другим участникам движения, не уступила дорогу автомобилю ВАЗ-21213 под управлением водителя ФИО11, движущемуся попутно в прямом направлении справа от нее по первой полосе без изменения своего направления движения, совершила касательное столкновение с этим автомобилем. После этого водитель Низамова приняла неправильные методы управления своим автомобилем, не применив мер к снижению скорости своего автомобиля вплоть до полной его остановки, приняла вправо, выехала на полосу разгона, что привело к столкновению со стоящим без водителя первым автомобилем Шкода Октавия, регистрационный знак №. В результате данного удара последний автомобиль отбросило на стоявший впереди него автомобиль Шкода Октавия, регистрационный знак №, на водительском месте которого находилась водитель ФИО8, а на переднем пассажирском его сиденье - гражданин ФИО9 - водитель автомобиля Шкода Октавия регистрационный знак №
В результате ДТП пассажир автомобиля Дэу Нексия ФИО10 получила следующие телесные повреждения: компрессионный стабильный перелом тел 12 грудного, 1 поясничного позвонков. Закрытый перелом средней трети правой локтевой кости со смещением отломков. Ушибы, ссадины мягких тканей грудной клетки, нижних конечностей. Исходя из общности механизма и времени образования повреждений считая целесообразным оценку причиненного вреда здоровью проводить в едином комплексе (в совокупности) эксперт пришел к выводу о том, что указанные повреждения вызывают значительную стойкую утрату общей трудоспособности не менее, чем на одну треть, независимо от исхода и оказания медицинской помощи, и квалифицируются, как причинение тяжкого вреда здоровью.
Потерпевшая ФИО10, после происшествия сразу была госпитализирована в ГКБ №21 г. Уфы.
Подсудимая Низамова А.Р. вину не признала и показала, что 14 сентября 2009 года, она, управляя автомобилем Дэу Нексия, следовала по проспекту С.Юлаева со стороны Сипайлово в сторону Центра по второй полосе движения, со скоростью 80 км/час. Проехав путепровод с ул. 50 лет СССР г. Уфы, продолжала следовать по второй полосе движения, не перестраиваясь. Немного проехав, почувствовала удар с правой стороны и начала резко тормозить, в связи с чем автомобиль потащило вправо, он ушел на полосу разгона, где и произошло столкновение с автомобилями «Шкода». В результате дорожно-транспортного происшествия её пассажирка ФИО10 получила тяжкие телесные повреждения. У ее автомобиля был процарапан весь правый бок, начиная спереди и до конца. Считает, что столкновение произошло по вине водителя ФИО11, который, спускаясь у путепровода с ул.50 лет СССР на проспект, не уступил ей дорогу. Точно сказать не может, перестраивался ли ФИО11 или нет, она только почувствовала удар справа. Схему составляли со слов свидетелей, она её не подписывала. Столкновение произошло на второй полосе движения.
Несмотря на отрицание своей вины Низамовой, она полностью подтверждается совокупностью следующих доказательств.
Потерпевшая ФИО10 показала, что 14 сентября 2009 года следовала в автомобиле под управлением Низамовой в качестве пассажира, сидела на переднем сиденье, ехали по проспекту С.Юлаева со стороны Сипайлово, проезжали путепровод по ул. 50 лет СССР. За дорожной обстановкой не наблюдала, занималась своим телефоном, краем глаза увидела приближение автомобиля справа, почувствовала удар. Далее они оказались на разгонной полосе, увидела автомобиль «Шкода», почувствовала столкновение, далее ничего не помнит её увезли в больницу.
Свидетель ФИО11 показал, что 14 сентября 2009 года, он, управляя технически исправным автомобилем Нива 21213, спускался со стороны 50 лет СССР г. Уфа по спуску, выезжал на проспект С. Юлаева двигаясь в сторону Центра. Проехав несколько метров по полосе разгона, убедившись, что левая полоса свободна, включив показатель левого поворота, перестроился в левый ряд и продолжил движение, в попутном направлении по первой полосе двигались автомобили. Во время движения с левой стороны, к нему на огромной скорости приблизился автомобиль Дэу Нексия, произвел резкое скользящее прикосновение передней частью в районе правого крыла и не снижая скорости, пересек равую полосу и въехал на разгонную полосу, где стояли на обочине машины, с которыми тоже произошло столкновения. Он следовал прямо, без изменения направления движения. После удара он стал притормаживать, затем остановился. Автомобиль под управлением Низамовой после удара пересек полосу его движения и ушел вправо на разгонную полосу. Схема ДТП составлялась без Низамовой, место столкновения определили по отвалившемуся куску пластмассы.
Из показаний свидетелей ФИО9 и ФИО8, оглашенных с согласия сторон, следует, что 14 сентября 2009 года, около 09.30 часов они находились в автомобиле ФИО8, припаркованном у обочины проспекта С.Юлаева, после путепровода с ул. 50 лет СССР г. Уфы, по направлению со стороны Сипайлово в сторону Центра. Автомобиль ФИО9 был припаркован позади автомобиля ФИО8. Они только сели в автомобиль ФИО8, как почувствовали удар в заднюю часть автомобиля ФИО8. Когда вышли из машины, обнаружили, что задняя часть автомобиля ФИО9 также повреждена. Удар произошел от автомобиля Дэу Нексия, в которой находились две девушки, пассажирку увезли на скорой. После сотрудники ДПС стали составлять протокол, схему, при этом присутствовали они и водитель Нивы. Следов торможения на проезжей части обнаружено не было (л.д.67-70, 48-51).
Из показаний свидетеля ФИО12, оглашенных с согласия сторон, следует, что 14 сентября 2009 года, около 10.10 часов он выехал на место ДТП, проспект С. Юлаева, напротив электроопоры №296 (участок проспекта С. Юлаева в районе, где он пересекается со спуском с ул. 50 лет СССР). Им было установлено, что на данном участке проспекта С. Юлаева произошло столкновение 4-х автомобилей, а именно автомобиля Дэу Нексия, под управлением водителя Низамовой А.Р.; автомобиля ВАЗ-21213 под управлением водителя ФИО11, автомобиля Шкода Октавиа водитель ФИО9 и автомобиля Шкода Октавиа водитель ФИО8 В результате данного ДТП пассажир автомобиля Дэу Нексия ФИО10. получила телесные повреждения и к его приезду на место ДТП была уже доставлена в ГКБ №21 г. Уфы. Он стал составлять схему ДТП с участием водителей ФИО11, ФИО8, ФИО9 и двух понятых, было установлено, что водитель Низамова, следовала по проспекту С. Юлаева со стороны ул. 50 лет СССР в направлении ул. С. Агиша, совершила по касательной столкновение с идущим по первой полосе в попутном ей направлении справа от нее автомобилем ВАЗ-21213 под управлением водителя ФИО11. После столкновения с автомобилем ВАЗ-21213 водитель Низамова выехала на крайнюю правую полосу движения - т.е. на полосу разгона своего направления движения и совершила столкновение со стоявшими на полосе разгона автомобилями Шкода Октавиа. На момент осмотра места происшествия дорожное покрытие было в виде асфальта, состояние его было сухим. Ям, выбоин, или других дефектов на дорожном полотне данного участка дороги не было. При осмотре места происшествия были обнаружены следы торможений от автомобиля Дэу Нексия, которые были зафиксированы в схеме ДТП. Данные следы торможения от автомобиля Дэу Нексия располагались на полосе разгона, были непрерывные на всем своем протяжении от их начала на дорожном полотне и до их окончания. Заканчивались данные следы торможения у задней оси остановившегося после полной остановки автомобиля Дэу Нексия. На месте им были определены места столкновений между автомобилем Дэу Нексия и автомобилем ВАЗ-21213 (Нива), которое располагалось на полосе движения автомобиля Нива (на первой полосе движения по проспекту С. Юлаева). Между автомобилем Дэу Нексия и стоящим по полосе разгона автомобилем Шкода Октавиа, госномер №, которое располагалось на полосе разгона, у правого края проезжей части проспекта С. Юлаева. Также было определено место столкновения автомобиля Шкода Октавиа, госномер № с впереди стоящим перед нимавтомобилем Шкода Октавиа, государственный номер №, которое также располагалось на полосе разгона. Все отделившиеся части и осколки от столкнувшихся автомобилей располагались на полосе разгона. На полосе движения автомобиля Нива даже не было никаких осколков, поскольку автомобиль Дэу Нексия столкнулся с Нивой по касательной, удар был незначительным. Каких-либо следов шин или следов торможения, оставленных на дорожном полотне автомобилем Нива, им обнаружено не было. Начав рисовать черновую схему, сначала он посчитал, что обнаруженный им тормозной след оставлен автомобилем ВАЗ-21213. Но впоследствии, при более четком рассмотрении характера следа и сопоставления его с шириной шин колес автомобиля Нива, он выяснил, что данный тормозной след оставлен другим транспортным средством. Как оказалось, данный след не подходил по ширине колеи к автомобилю Нива и видимо был оставлен ранее на этом месте каким-то транспортным средством. По этой причине и нет размеров привязки вышеуказанного следа на черной схеме, и данный след не был зарисован им в схеме, составленной им на миллиметровой бумаге, поскольку к этому ДТП он не относился. Им на месте ДТП были осмотрены все 4-ре автомобиля: два автомобиля Шкода, автомобиль Нива и автомобиль Дэу Нексия. Все образовавшиеся на них внешние механические повреждения были указаны им на оборотной стороне черной схемы ДТП от 14 сентября 2009 года. После завершения оформления данного происшествия, составления всех необходимых документов, им все участвовавшие в осмотре лица: понятые, водители автомобилей Шкода и ВАЗ-21213 были ознакомлены с протоколом осмотра места происшествия, схемами ДТП к нему, после чего расписались в вышеуказанных документах. Каких - либо заявлений или замечаний и дополнений к составленным документам от них не поступило. После чего всех участвовавших в данном ДТП водителей - ФИО8, ФИО11 и ФИО9 с места происшествия отправили на медицинское освидетельствование. Им в протоколе осмотра места совершения административного правонарушения от 14 сентября 2009 года в графе «место происшествия находится в зоне действия дорожных знаков, установленных по ходу осмотра...» указано «... в зоне действия знака...», однако на схемах ДТП от 14 сентября 2009 года, составленных им к протоколу осмотра места происшествия, указание каких-либо знаков отсутствует. По поводу данных разногласий разъясняет, что при оформлении и заполнении протокола осмотра места происшествия, он подумал, что при выезде с путепровода ул. 50 лет СССР на проспект С. Юлаева, должен был быть установлен знак «Уступите дорогу», поэтому он записал данную фразу, однако, при тщательном осмотре места ДТП и зарисовки схем ДТП, никаких дорожных знаков на данном участке проезжей части обнаружено не было. Но поскольку исправления в протоколе производить запрещается, исправлять фразу «в зоне действия знака» на фразу «вне зоны каких-либо дорожных знаков» он не стал. Посчитал, что если в схемах не указаны никакие дорожные знаки, значит будет понятно, что их там не установлено (л.д.41-47).
Свидетель ФИО13 показал, что работает экспертом-автотехником в ЭКЦ МВД РБ, установить по материалам дела, как располагались транспортные средства перед столкновением не представляется возможным, поскольку имеются следы только после столкновения, но может установить взаимное расположение автомобилей относительно друг друга в момент столновения. Сталкновение автомобиля Дэу Нексия и Нивы попутное, носило касательный характер. Автомобиль Дэу Нексия двигался с опережением автомобиля Нива. Автомобиль Нива опасности не создавал. Водитель Дэу Нексия не соблюла боковой интервал, поскольку она опережала автомобиль Нива, то должна была руководствоваться соответствующим пунктом Правил дорожного движения и соблюдать боковой интервал. Автомобиль Дэу Нексия при движении смещался вправо. Если бы Нива, наехав на автомобиль Дэу Нексия, ударила ее в правую переднюю часть, то последний ушел бы влево, а не вправо.
Кроме того, вина Низамовой подтверждается:
- заключением эксперта, согласно которому у ФИО10 имелись следующие повреждения: компрессионный стабильный перелом тел 12 грудного, 1 поясничного позвонков. Закрытый перелом средней трети правой локтевой кости со смещением отломков. Ушибы, ссадины мягких тканей грудной клетки, нижних конечностей. Исходя из общности механизма и времени образования повреждений считая целесообразным оценку причиненного вреда здоровью проводить в едином комплексе (в совокупности) эксперт пришел к выводу о том, что указанные повреждения вызывают значительную стойкую утрату общей трудоспособности не менее, чем на одну треть, независимо от исхода и оказания медицинской помощи, и квалифицируются, как причинение тяжкого вреда здоровью. Возможность получения установленных повреждений при воздействии тупого твердого предмета или при ударе о таковые в момент дорожно-транспортного происшествия от 14 сентября 2009 года, не исключается. (л.д.110-111).
- справкой по ДТП, протоколом осмотра места совершения ДТП, схемой к нему от 14 сентября 2009 года, из которых следует, что столкновение автомобиля Дэу Нексия с автомобилем ВАЗ-21213, а также со стоящими автомобилями Шкода Октавия, произошло на проезжей части проспекта С.Юлаева г. Уфы на полосе, предназначенной для движения со стороны ул. 50 лет СССР в направлении ул. С. Агиша. На проезжей части нанесена дорожная разметка - прерывистая линия для разделения проезжей части на полосы движения, а также для отделения полосы разгона. Ширина всей полосы данного направления движения составляет 18,0 метра, в том числе три полосы попутного движения, каждая из которых составляет 4,0 метра и полоса разгона, ширина которой составляет 6,0 метра. Место столкновения автомобиля Дэу Нексия с автомобилем ВАЗ-21213 расположено на первой полосе движения в 8,6 метра от правого края проезжей части по ходу движения автомобилей и в 13,0 метрах до электроопоры №296. Расстояние от конца спуска с ул. 50 лет СССР до электроопоры №296 составляет 179 метров. (л.д. 10; 11-14; 15-16);
- заключением эксперта №1030 от 04.02.2010 года, согласно которому автомобиль Дэу Нексия в области правого переднего крыла и передней части правой двери вошел в контакт с левым углом переднего бампера, при этом угол между продольными осями автомобилей мог составлять около 7-12 градусов. Визуальным осмотром автомобиля ВАЗ-21213 установлено, что у него имеются следующие основные внешние механические повреждения: левая декоративная накладкапереднего бампера разрушена и на ней имеются следы скольжения; левый угол переднего бампера деформирован и на нем имеются следы скольжения со сдвигом металла; в передней части арки левого переднего колеса имеются следы скольжения и притертости; на левой стороне кузова (двери и крыле) имеется след скольжения. Преобладающее направления следов скольжения и сдвига металла на левой стороне переднего бампера сзади вперед и слева направо. Визуальным осмотром автомобиля Дэу Нексия установлено, что у него имеются следующие основные внешние механические повреждения: детали кузова в передней части существенно деформированы (усилитель бампера; капот; крылья); передние блок-фары разрушены; правые двери деформированы. Преобладающее направление данных повреждений спереди назад. На правой боковой стороне кузова имеются вмятины и сквозное повреждение металла кузова линейной формы, начало которого отмечается в области правого переднего крыла. Направление данного повреждения спереди назад. (л.д.155-156);
- заключением эксперта №1029 от 02.02.2010 года, согласно которому скорость автомобиля Дэу Нексия перед началом торможения составляла не менее 64 км/ч. (л.д.163-164);
- справкой и схемой расстановки дорожных знаков и дорожной разметки по проспекту С. Юлаева г. Уфы на участке от улицы 50 лет СССР до улицы С. Агиша (в районе опоры №296) по состоянию на 14.09.2009 года, предоставленные ГУП РБ «Баштранссигнал», согласно которым следует, что на проспекте С. Юлаева г. Уфы на вышеуказанном участке данной дороги 14.09.2009 года непосредственно на участке, где произошло ДТП (против опоры №296) были установлены дорожные знаки 3.24 «Ограничение максимальной скорости 80 км/ч», 2.4 «Уступите дорогу», 1.25 «Дорожные работы» с табличкой 8.2.1 «Зона действия 150 м.» и нанесена дорожная разметка 1.5, обозначающая границы полос движения при наличии двух и более полос, предназначенных для движения в одном направлении, и дорожная разметка 1.8, обозначающая границу между полосой разгона и основной полосой проезжей части. На указанный момент времени все дорожные знаки имелись в наличии и находились в исправном состоянии (л.д.39-40).
Действия Низамовой подлежат квалификации по ст. 264 ч. 1 УК РФ, так как она, управляя автомобилем, нарушила Правила дорожного движения, что по неосторожности повлекло причинение тяжкого вреда здоровью ФИО10.
Доводы Низамовой о том, что дорожно-транспортное происшествие случилось по вине водителя ФИО11, который выезжая с прилегающей территории не уступил ей проезд, суд отвергает, как несостоятельные. Из схемы ДТП следует, что столкновение автомобилей произошло на проезжей части проспекта С.Юлаева г. Уфы на первой полосе, предназначенной для движения. От конца спуска с ул. 50 лет СССР автомобиль ВАЗ-21213 проехал по первой полосе движения до момента столкновения с автомобилем Дэу Нексия 166 метра в прямом направлении. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что ФИО11 спустившись с путепровода, благополучно занял для движения в прямом направлении по проспекту С.Юлаева первую полосу и проследовал до места ДТП, где бы оно не состоялось, без изменения направления движения. В связи с этим на нем не лежала обязанность уступать кому-либо дорогу. Механические повреждения автомобилей Нива и Дэу Нексия, их локализация, параметры указанные в схеме ДТП, а также выводы эксперта однозначно свидетельствуют о том, что именно Низамова, следовавшая слева от ФИО11, тоесть по второй полосе, начала перестроение вправо в нарушение требований п. 8.4 Правил дорожного движения, перемещаясь на полосу движения, по которой следовал ФИО11, в связи с чем и произошло столкновение автомобилей. При этом суд соглашается с показаниями эксперта о том, что автомобиль Нива не наезжал на автомобиль Дэу Нексия, в противном случае, последний, получив удар в правую переднюю часть должен был уйти влево, но никак не вправо на разгонную полосу, для данного вывода специальных познаний не требуется.
При назначении наказания подсудимой суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного ею деяния и считает необходимым назначить ей наказание в виде лишения свободы при этом не находит оснований для назначения иного наказания, предусмотренного санкцией статьи обвинения. Вместе с тем, принимая во внимание, что Низамова впервые совершила неосторожное преступление, работает, по месту жительства и работы характеризуется положительно, имеет малолетнего ребенка, суд, считая, что возможность её исправления и перевоспитания без изоляции от общества не утрачена, находит основания для применения к ней условного осуждения. При этом, суд считает необходимым, учитывая характер допущенных Низамовой нарушений Правил дорожного движения, лишить её права управления транспортными средствами сроком на один год.
На основании изложенного и руководствуясь ст.307,308,309 УПК РФ, суд
П Р И Г О В О Р И Л :
НИЗАМОВУ А.Р. признать виновной в совершении преступления, предусмотренного ст.264 ч.1 УК РФ и назначить ей наказание в виде лишения свободы сроком на 1 (один) год с лишением права управления транспортным средством на 1 (один) год.
На основании ст.73 УК РФ наказание в виде лишения свободы считать условным с испытательным сроком на 1 год. Обязать Низамову не менять без уведомления спецоргана места жительства, периодически являться для регистрации и сообщать о перемене места работы в спецорган.
Меру пресечения Низамовой, подписку о невыезде и надлежащем поведении, отменить по вступлению приговора в законную силу.
Приговор может быть обжалован в Кассационном порядке в Верховный Суд РБ в течение 10 суток со дня провозглашения, а осужденным, содержащимся под стражей в тот же срок со дня вручения ему копии приговора. В случае подачи жалобы подсудимый вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.
Судья:
<данные изъяты>
<данные изъяты>я