приговор в отношении Степанова



                                                                                                                                        Дело № 1-426/11

П Р И Г О В О Р

Именем Российской Федерации

г.Уфа                                                                                                                     07 октября 2011 года

Октябрьский районный суд г.Уфа Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Лебедева А.В.,

при секретарях Садыковой Л.А., Каминской О.В.,

с участием государственных обвинителей помощников прокурора Октябрьского района г.Уфа Кулакова Р.И., Нурушева И.Р.,

защитника адвоката Соболева В.А., представившего удостоверение № 1143, ордер № 110046,

подсудимого Степанова А.В.,

а также потерпевших ФИО10, ФИО11,                                     

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении

Степанова А.В., <данные изъяты>

обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ст.264 ч.6 УК РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Степанов, ДД.ММ.ГГГГ около 09 часов 20 минут, управлял технически исправным автомобилем регистрационный знак собственником которого являлся его умерший отец ФИО1, следуя на вышеуказанном автомобиле по проспекту Октября <адрес> мимо <адрес> со стороны <адрес>а в направлении <адрес> этом Степанов, управлял автомашиной, зная, что он не имеет права на управление транспортным средством соответствующей категории, регистрационных документов и талона технического осмотра, а также и документа, подтверждающего его право владения, пользования или распоряжения этим автомобилем и страхового полиса ОСАГО на него, и кроме того, зная о том, что он находится в состоянии алкогольного опьянения, а также, не убедившись в том, что на этом транспортном средстве установлены ошипованные и неошипованные шины, чем нарушил п.п. 2.1, 2.1.1, 2.7 ПДД РФ в которых говориться, что водитель обязан иметь при себе и по требованию сотрудников милиции передавать им для проверки: водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории, регистрационные документы и талон о прохождении государственного технического осмотра на данное транспортное средство, документ, подтверждающий права владения, или пользования, или распоряжения данным транспортным средством, страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства; водителю запрещается управлять транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, а также п.5.5 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, в котором говориться, что эксплуатация транспортного средства запрещена, если «на одну ось транспортного средства установлены шины различных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей, с различными рисунками протектора, морозостойкие и неморозостойкие, новые и восстановленные, новые и с углубленным рисунком протектора.

В пути следования Степанов не проявил должного внимания к окружающей его дорожной обстановке и ее изменениям и нарушил требования пунктов 1.3, 1.4, 1.5, 2.1, 2.1.1, 2.7, 9.2, 9.9, 9.10, 10.1 Правил дорожного движения, требующих от участников дорожного движения знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил; на дорогах установлено правостороннее движение транспортных средств; участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда; водитель обязан иметь при себе и по требованию сотрудников милиции передавать им для проверки: водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории, регистрационные документы и талон о прохождении государственного технического осмотра на данное транспортное средство, документ, подтверждающий права владения, или пользования, или распоряжения данным транспортным средством, страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства; водителю запрещается: управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного); на дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для объезда на полосу, предназначенную для встречного движения.; запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам; водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения; водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства, для выполнения требований Правил. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства. А также нарушил требование дорожной разметки 1.1 ПДД РФ, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений и обозначающую границы проезжей части, на которые въезд запрещен и которую пересекать запрещается. А также нарушил п.5.5 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, в котором говориться, что эксплуатация транспортного средства запрещена, если «на одну ось транспортного средства установлены шины различных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей, с различными рисунками протектора, морозостойкие и неморозостойкие, новые и восстановленные, новые и с углубленным рисунком протектора. На транспортном средстве установлены ошипованные и неошипованные шины.

Степанов управлял автомобилем, на котором были установлены ошипованные и неошипованные шины, находясь в состоянии алкогольного опьянения и не имея права на управление транспортным средством соответствующей категории, регистрационных документов и талона технического осмотра, а также и документа, подтверждающего его право владения, пользования или распоряжения этим автомобилем и страхового полиса ОСАГО на него, не выполнил указанные выше требования Правил, не избрал надлежащую скорость движения управляемого им транспортного средства, которая бы обеспечивала ему постоянный контроль за движением управляемого им автомобиля с учетом обледенелого состояния дорожного покрытия и особенностями и состоянием колес на его автомобиле, на которых были установлены ошипованные и неошипованные шины, в силу своего опьяненного состояния, ускорил движение управляемого им автомобиля, тем самым, сократив дистанцию до идущего впереди него в попутном направлении автомобиля под управлением водителя ФИО20, что привело к столкновению с данным автомобилем. После чего Степанов принял неправильные методы управления своим автомобилем, не применив мер к снижению скорости своего автомобиля вплоть до полной его остановки, принял влево, пересек разделительную полосу движения, выехал на полосу встречного движения и, обнаружив перед собой опасность в виде идущего в прямом направлении ему навстречу по своей полосе движения грузового автомобиля под управлением водителя ФИО14, вновь не принял меры к снижению скорости своего автомобиля вплоть до полной его остановки и совершил столкновение с данным автомобилем. После чего совершил столкновение со следовавшим по левому крайнему ряду в попутном с автомобилем , под управлением водителя ФИО18

В результате ДТП пассажиры автомобиля регистрационный знак под управлением Степанова: ФИО8 и ФИО9 скончались на месте происшествия.

Своими действиями Степанов причинил ФИО8 телесные повреждения в виде открытой черепно-мозговой травмы: кровоизлияние в мягких тканях головы, многооскольчатый перелом свода и основания черепа, кровоизлияния под оболочками головного мозга, которые по признаку опасности для жизни расцениваются как тяжкий вред здоровью и повлекли смерть.

Своими действия Степанов причинил ФИО9 телесные повреждения в виде сочетанной травмы: открытая черепно-мозговая травма (кровоизлияние в мягких тканях головы в правой теменно-височной области, перелом костей свода и основания черепа, с кровоизлияниями над и под мозговые оболочки), закрытая тупая травма живота: разрыв селезенки с кровоизлиянием в брюшную полость в объеме 600 мл., которые причинили вред здоровью, опасный для жизни человека, создающий непосредственную угрозу для жизни, и по этому признаку квалифицируются как тяжкий вред здоровью и которые повлекли смерть.

Подсудимый Степанов в суде вину признал и дал показания подтверждающие вышеизложенные обстоятельства совершения преступления. При этом показал, что он ДД.ММ.ГГГГ управлял вышеуказанным автомобилем и распивал пиво совместно с ФИО9, ФИО16 и его знакомой девушкой. Автомашина принадлежит его умершему отцу ФИО1, водительского удостоверение он не имеет. На автомашине стояло одно заднее шипованное колесо, второе заднее колесо было не шипованное, так как шипованное за день до этого он проколол. Впереди стояли два одинаковых не ошипованных колеса. Потом ФИО16 уехал, а он и ФИО9 под утро ДД.ММ.ГГГГ уснули в автомашине во дворе <адрес> по проспекту Октября <адрес>. Через какое-то время его разбудил ФИО9 и предложил съездить в микрорайон Черниковка <адрес> в гости к ФИО16 и они поехали. У ФИО16 в квартире они выпили пиво, он тоже выпил там много пива, так как они хотели остаться там переночевать и он не собирался больше садиться за руль автомобиля. Однако, девушка ФИО16 ФИО15 стала выгонять их из квартиры. Он спросил ФИО8 может ли он сесть за руль его автомашины, ФИО8 согласился. Что дальше происходило он не помнит. Кто сел за руль автомашины он не помнит, кто был за рулем автомашины в момент ДТП он не помнит, как произошло ДТП не помнит. Поскольку ФИО16 и водитель Газели ФИО14 утверждают, что за рулём автомашины был он, то так наверное и было, он этого не отрицает. На нём в тот день была надета куртка с капюшоном, который он надевал на голову. Как в больницу к нему приходили сотрудники милиции и как брали у него объяснение, помнит смутно. В содеянном раскаивается. Моральный и материальный ущерб обоим потерпевшим он возместил.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав участников процесса приходит к убеждению, что вина подсудимого, полностью доказана совокупностью следующих доказательств.

Потерпевшая ФИО10 суду показала, что погибший во время ДТП ФИО8 являлся ее сыном. ДД.ММ.ГГГГ около 22.00 часов она ушла из дома на работу к своему супругу и там осталась на ночь. Ее сын Валерий находился дома, никуда не собирался. ДД.ММ.ГГГГ около 09.15 часов она позвонила на номер сотового телефона своего сына Валерия, звонок на его телефон проходил, но никто не отвечал. Потом в тот же день около 13.00 часов позвонили сотрудники милиции и сообщили, что ее сын Валерий с его знакомыми ФИО9 и Степановым на автомобиле ВАЗ-2107 на <адрес> попали в ДТП, и ее сын погиб. Её сын не мог сидеть за рулём автомашины во время ДТП, так как ей известно, что сын в тот день употреблял спиртные напитки, а в нетрезвом виде он за руль никогда не садился. В настоящее время она претензий к Степанову не имеет, моральный и материальный ущерб Степановым ей возмещён.

Потерпевшая ФИО11 суду показала, что является матерью погибшего ФИО9 Кирилла. ДД.ММ.ГГГГ около 01.30 часов к ним пришёл друг сына Степанов и сын вышел на улицу. В обеденное время ДД.ММ.ГГГГ к ней домой пришла соседка с соседней квартиры, которая сообщила, что ее сын Кирилл вместе с ФИО8 Валерием и Степановым попали в ДТП на <адрес> и что ее сын и ФИО8 погибли. В тот день сын был одет в куртку без капюшона, за рулём автомашины её сын не ездил, водительского удостоверения у него не было. В настоящее время она претензий к Степанову не имеет, моральный и материальный ущерб Степановым ей возмещён.

Свидетель ФИО12 суду показал, что он работает инспектором по розыску Полка ДПС ГИБДД при УВД по <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ по поручению следователя ФИО13 он в ГКБ <адрес> опросил Степанова по факту ДТП. Личность Степанова он установил с его слов. Степанов на вопросы отвечал четко, всё понимал и сообщил ему, что момент ДТП он был за рулём автомобиля. Всё сказанное Степановым он записал в протокол объяснения, который Степанов лично подписал. Степанов сказал, что пассажирами в автомашине были его друзья. Автомашина которой он управлял, принадлежала его умершему отцу.

Свидетель ФИО14 суду показал, что ДД.ММ.ГГГГ около 09.20 часов он управлял технически исправным автомобилем <данные изъяты> регистрационный знак , собственником которого является ООО <данные изъяты> и который находился в аренде в ООО <данные изъяты>», где он работает. Он следовал по проспекту Октября со стороны <адрес> в направлении <адрес>а по третьему ряду своего направления движения со скоростью 43 км/ч, что было отражено на навигаторе, стоящем в автомобиле. Было светло, на его автомобиле был включен ближний свет фар, видимость была хорошей, осадков не было. Асфальт на дороге был немного обледенелый, движение было интенсивное. В районе <адрес> по проспекту Октября <адрес>, неожиданно со встречной для него полосы движения на большой скорости выехал на его полосу движения автомобиль <данные изъяты> белого цвета и совершил столкновение с его автомобилем. Он видел, что за рулём автомобиля сидел Степанов в капюшоне надетом на голову, глаза у него были «стеклянные», на переднем сидении сидел полноватый парень, облокотившись рукой о переднюю панель, который был в напряжении, похоже было, что он что-то кричал Степанову, видимо из-за того, что они выехали на встречную полосу движения. На заднем сидении тоже сидел какой-то человек. Степанов, выехав на полосу встречного движения не тормозил, двигался прямо на его автомашину. Так как до его автомашины оставалось расстояние 3-4 метра, чтобы избежать столкновение, он принял вправо и начал тормозить. В этот момент произошел удар передней правой частью автомобиля <данные изъяты> в переднюю левую часть его автомобиля. От удара автомобиль <данные изъяты> развернуло на проезжей части. От удара у его автомобиля повредилось рулевое управление, и он не мог управлять и контролировать движение своего автомобиля, рулевое колесо не вращалось, по этой причине его автомобиль шел по ходу движения вправо по инерции от удара, после чего заехал в сугроб справа и остановился. Когда он вылез из своего автомобиля, увидел, что на проезжей части позади столкнувшегося с ним автомобиля, лежат молодые парни, один из которых был мертвый, второй находился в предсмертном состоянии, так сказал, кто-то из подошедших к этому парню людей. Степанов же был жив, на нём была одета куртка с капюшоном, одна его нога была зажата под колесом автомобиля <данные изъяты>. У двух других парней на куртках капюшона не было. На месте происшествия было кроме их ещё две автомашины с механическими повреждениями. На месте ДТП кто-то сказал, что до столкновения с его автомашиной Степанов столкнулся ещё с одной автомашиной <данные изъяты>. После столкновения с ним, автомашина под управлением Степанова столкнулась ещё с автомобилем Рено Логан, который ехал попутно ему по крайнему левому ряду. После ДТП вызвали скорую помощь и милицию. Скорая помощь Степанова отвезла в больницу. С участием двух понятых, а также водителей автомобилей <данные изъяты> был произведен осмотр места происшествия, составлена схема ДТП. Зрение у него сто процентов.

Свидетель ФИО15 суду показала, что с 23 февраля по ДД.ММ.ГГГГ она с со своим парнем ФИО16 проживала по адресу: <адрес>52. Около 04.40 часов утра ДД.ММ.ГГГГ ФИО16 приехал домой вместе со своим другом ФИО8, они выпили пива и около 06.00 утра легли спать. В тот же день около 08.15 часов к ним приехали Степанов с ФИО9 и разбудили ФИО16 с ФИО8. Они приехали на автомашине Степанова. Потом они разбудили ФИО16 с ФИО8. После этого она ушла спать. Далее она слышала, как все ребята вышли из квартиры, а через некоторое время ФИО16 вернулся и сказал, что все ребята уехали. Говорил ей ФИО16 или нет кто сел за руль автомашины она не помнит. В районе обеда того же дня они узнали о произошедшем ДТП и гибели ФИО8 с ФИО9. В тот день Степанов был одет в куртку с капюшоном.

Свидетель ФИО16 суду дал показания в целом аналогичные ФИО15 и сообщил суду, что около 04.40 часов ДД.ММ.ГГГГ он приехал со своим другом ФИО8 к себе домой, где он проживал с ФИО15. Они с ФИО8 выпили по бутылке пива и около 06.00 утра легли спать. Около 08.15 часов приехали к ним Степанов с ФИО9, которые были в нетрезвом состоянии и разбудили их с ФИО8. Они приехали на автомашине Степанова ВАЗ-21074, звали их покататься. Поскольку ФИО8 нужно было на работу, он решил поехать со Степановым и ФИО9 к себе домой по адресу: <адрес>. Потом Степанов, ФИО9 и ФИО8, выйдя на улицу, сели в автомашину к Степанову. Он выбежал на улицу уже позже них и видел, что Степанов сидел за рулём автомашины, ФИО9 сидел на переднем пассажирском сидении, ФИО8 он не видел. На голову у Степанова был одет капюшон куртки, Степанов всегда носил на голове капюшон и ездил за рулём автомашины всегда с одетым капюшоном. Степанов резко завел свой автомобиль и они быстро уехали со двора. Он побежал за ними для того, чтобы дать деньги ФИО8 для передачи его матери, но они уехали. Ближе к обеду, ему сказали, что Степанов, ФИО8 и ФИО9 попали в ДТП и что ФИО8 с ФИО9 погибли. За рулем автомашины, на которой ребята попали в ДТП всегда ездил только Степанов сам, Степанов часто ездил за рулём в нетрезвом виде. ДД.ММ.ГГГГ вечером он вместе со Степановым выпивали пиво и Степанов в пьяном виде ездил за рулём этого автомобиля по городу.

Свидетель ФИО17 суду показал, что ДД.ММ.ГГГГ около 09.20 часов он управляя автомобилем ГАЗ-3110 регистрационный знак <данные изъяты> следовал по проспекту Октября со стороны <адрес>а в направлении <адрес>, по левому крайнему ряду со скоростью около 40 км/ч. Было уже светлое время суток, видимость была хорошей, осадков не было, но было пасмурно. Дорожное покрытие было в виде обледенелого асфальта, но снега на нем не было. Когда он стал подъезжать к зданию развлекательного комплекса «А-Кафе», увидел, как на встречной для него полосе движения автомобиль <данные изъяты> белого цвета, совершил столкновение с идущим ему навстречу по своей полосе движения грузовым автомобилем ГАЗель, последний от удара отбросило вправо по ходу его направления движения и он остановился в сугробе у правого края проезжей части по ходу его направления движения. От удара с автомобилем ГАЗель автомобиль ВАЗ-<данные изъяты> белого цвета развернуло на проезжей части в сторону левой крайней полосы встречного для него направления движения и в этот момент он увидел, что из вышеуказанного автомобиля <данные изъяты> вылетели люди. Через заднее стекло автомашины вылетел парень, который лежал сзади автомашины, но это был ни Степанов. Степанов тоже лежал за автомашиной, на голове у него был надет капюшон куртки, откуда вылетел Степанов он сказать не может. Кроме них за автомашиной немного сбоку лежал также третий парень. Перед ним ехал автомобиль <данные изъяты>, который остановился после произошедшего, за ним остановился он в левом крайнем ряду своего направления движения. На месте ДТП также стоял автомобиль <данные изъяты>. Как потом выяснилось автомобиль <данные изъяты> перед тем, как выехать на полосу встречного для него движения, столкнулся с автомобилем <данные изъяты>, следовавшим попутно ему и впереди него, на встречной полосе <данные изъяты> столкнулся с автомобилем ГАЗель, а потом с автомобилем Рено Логан. Потом приехала скорая помощь и милиция. Место столкновения автомобиля ВАЗ-21074, выехавшего на встречную полосу движения, с автомобилем ГАЗель было примерно по середине встречной для автомобиля ВАЗ-21074 полосы движения, то есть на полосе движения автомобиля ГАЗель. Как автомобиль <данные изъяты> столкнулся с автомобилями ВАЗ-21074 и Рено Логан он не видел. На дороге он видел следы юза или торможения автомашины <данные изъяты> с его полосы движения на встречную полосу движения.

Свидетель ФИО18 суду показал, что ДД.ММ.ГГГГ около 09.20 часов он управлял автомобилем Рено Логан регистрационный знак <данные изъяты> следуя по проспекту Октября со стороны <адрес> в направлении <адрес>а по крайнему левому ряду своего направления движения (по четвертому ряду) со скоростью около 60-65 км/ч. Видимость была хорошей. Впереди него по соседнему ряду, то есть по третьему ряду на дистанции около 20-25 метров следовал грузовой автомобиль ГАЗель. Когда он проехал мимо остановки «Госцирк», неожиданно со встречной для него полосы движения на большой скорости выехал на его полосу движения автомобиль <данные изъяты> белого цвета. Во избежание столкновения с ним, он стал экстренно тормозить. В этот момент вышеуказанный автомобиль, совершил столкновение с идущим впереди него по третьему ряду автомобилем ГАЗель. Удар между ними пришелся передней правой частью автомобиля ВАЗ-21074 в левую переднюю часть автомобиля ГАЗель, от данного удара автомобиль ВАЗ-21074 развернуло на проезжей части. Автомобиль Газель от удара «ушел» вправо по ходу своего направления движения, а автомобиль ВАЗ-21074 столкнулся с его автомобилем. Удар пришелся передней частью автомобиля ВАЗ-21074 в переднюю правую часть его автомобиля. Предотвратить столкновение путем экстренного торможения ему не удалось, поскольку данный автомобиль выехал на их полосу движения слишком неожиданно. После удара с автомобилем ВАЗ-21074 его автомобиль и автомобиль ВАЗ остановились. Выйдя из автомобиля он увидел, что на проезжей части позади столкнувшегося с ним автомобиля ВАЗ-21074 лежали три парня. Степанов лежал под автомобилем ВАЗ-21074, одна его нога была зажата колесом автомобиля. Степанов был в куртке, на голове у него был капюшон. Потом он узнал от парня, находящегося на месте ДТП, что ВАЗ-21074, до выезда на встречную полосу движения, столкнулся с его автомобилем. Осмотр места происшествия, составление схемы ДТП проводились с его участием и других водителей, с участием которых произошло ДТП. Кто управлял автомобилем ВАЗ-21074, на котором ехал Степанов, он не видел. Водитель автомобиля ВАЗ-21074, который столкнулся с его автомобилем, не тормозил.

Свидетель ФИО19 суду показала, что ДД.ММ.ГГГГ около 09.20 часов она следовала в качестве пассажира в салоне автомобиля <данные изъяты> под управлением ее парня ФИО20. Она сидела на переднем пассажирском сиденье. Они следовали в попутном Степанову направлении по левому крайнему ряду проезжей части. Когда они подъезжали к зданию развлекательного комплекса «А-Кафе», неожиданно она почувствовала небольшой удар в заднюю часть их автомобиля. Обернувшись она увидела, как <данные изъяты>, следовавший за ними выехал на встречную для него полосу движения и там столкнулся с автомобилем ГАЗель. После чего автомобиль <данные изъяты> на встречной для него полосе столкнулся с автомобилем Рено Логан. К месту ДТП она не подходила и уехала, так как торопилась по своим делам. Далее на место ДТП она вернулась спустя один час. Кто управлял автомобилем <данные изъяты>, который столкнулся с их автомашиной, а потом с другими она не знает.

Свидетель ФИО20 суду показал, что, управляя автомобилем ВАЗ-21074 регистрационный знак совместно с ФИО19, следовал по проспекту Октября <адрес> со стороны <адрес>а в сторону <адрес> по крайнему левому ряду и в целом дал аналогичные ФИО19 показания. Вместе с тем, сообщил, что в зеркало заднего вида он видел, как неожиданно сзади на его полосу движения выехал автомобиль <данные изъяты> и столкнулся с задней частью его автомобиля. За ним этот автомобиль по его полосе движения не ехал, он выехал с другой полосы движения. После удара он сразу же стал останавливаться. В зеркало заднего вида он увидел, что автомобиль столкнувшийся с ним, после этого, выехал на полосу встречного для него движения и сразу столкнулся с идущим им навстречу по третьему ряду грузовым автомобилем ГАЗель. Удар между ними произошел передними частями. После этого автомобиль <данные изъяты> столкнулся с автомобилем Рено Логан, следовавшим по левому крайнему ряду, встречного им направления движения. Он видел, как в результате столкновения из автомашины <данные изъяты> вылетело два человека, один из которых вылетел через лобовое стекло. После ДТП водитель ГАЗели сказал, что за рулём автомашины <данные изъяты> сидел худощавый парень, сам он не видел, кто управлял этой автомашиной. Когда он вышел из автомашины увидел, что за автомашиной ВАЗ-21074 лежат три парня. В его присутствии и в присутствии других участников ДТП, кроме того, кто управлял автомашиной ВАЗ-21074, сотрудниками полиции было осмотрено место происшествия, составлена схема ДТП. Он обратил внимание, что на автомашине ВАЗ-21074 было ошиповано только одно колесо, другая резина была летняя.

Свидетель Семёнов А.В. суду показал, что ФИО9, ФИО8 и Степанов его знакомые. При этом пояснил, что Степанов за рулём часто ездил в нетрезвом состоянии. В ночь с 08 на ДД.ММ.ГГГГ он пил пиво совместно со Степановым и другими ребятами, Степанов был за рулём автомашины ВАЗ-21074, расстались они с ним 08 марта около 24 часов. Степанов за рулём указанной автомашины ездил всегда сам, руль никому не передавал. ФИО8 за рулем данной автомашины не ездил.

Свидетель ФИО21 суду показал, что в 2010 году он в нетрезвом виде управлял автомашиной Степанова, их остановили сотрудники ГИБДД, по договоренности с сотрудниками ГИБДД протокол за управление в состоянии опьянения составили на Степанова, а ни на него.

Свидетель Степанова А.В. суду сообщила, что подсудимый является её сыном, охарактеризовала его с положительной стороны. Она видела, что сын давал один раз управлять своей автомашиной ФИО8.

Согласно справки химико-токсикологической лаборатории ГКБ <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ в 12.45 часов у Степанова произведен забор крови, по результатам исследования которой обнаружен этиловый спирт в количестве 2,09 % /том 1 л.д.246/.

Согласно справки МРЭО ГИБДД при МВД по РБ от ДД.ММ.ГГГГ Степанову водительское удостоверение не выдавалось /том 1 л.д.248/.

Согласно справки от ДД.ММ.ГГГГ Полка ДПС ГИБДД <адрес> Степанов водительское удостоверение не получал, в период с 2008 по 2010 года задерживался за управление транспортным средством без водительского удостоверения и в состоянии алкогольного опьянения /том 1 л.д.250-251/.

Согласно свидетельств о смерти ФИО9 и ФИО8 умерли ДД.ММ.ГГГГ /т.2 л.д.38,49/.

Вина подсудимого также подтверждается:

         -протоколом опознания ФИО14 Степанова, как лица управляющего в момент ДТП автомобилем ВАЗ-21074 /том 1 л.д.217-221/;

-заключением эксперта -Д от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому при судебно-медицинской экспертизе трупа ФИО8 обнаружены телесные повреждения в виде открытой черепно-мозговой травмы: кровоизлияние в мягких тканях головы, многооскольчатый перелом свода и основания черепа, кровоизлияния под оболочками головного мозга. Данные повреждения могли образоваться от воздействия тупого твердого предмета (например частей кузова автомобиля) в левобоковую область головы. Они могли образоваться ДД.ММ.ГГГГ при обстоятельствах, указанных в постановлении следственных органов. Указанные повреждения по признаку опасности для жизни расцениваются как тяжкий вред здоровью и стоят в прямой причинно-следственной связи с наступлением смерти. Смерть наступила от открытой черепно-мозговой травмы, о чем свидетельствуют наличие переломов черепа, кровоизлияние под оболочки и вещество головного мозга; отсутствие других повреждений и заболеваний, могущих привести к смерти. Учитывая данные представленных материалов дела, характер телесных повреждений, расположение тела относительно автомашины ВАЗ-21074 государственный номер А582ХР, характер повреждений этого автомобиля, можно сделать вывод, что ФИО8 был пассажиром заднего сиденья /том 1 л.д.197-214/;

-заключением эксперта -Д от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому при судебно-медицинской экспертизе трупа ФИО9 обнаружены телесные повреждения в виде сочетанной травмы: открытая черепно-мозговая травма (кровоизлияние в мягких тканях головы в правой теменно-височной области, перелом костей свода и основания черепа, с кровоизлияниями над и под мозговые оболочки), закрытая тупая травма живота: разрыв селезенки с кровоизлиянием в брюшную полость в объеме 600 мл. Все повреждения причинены прижизненно, незадолго до наступления смерти, о чем свидетельствуют обширные блестящие кровоизлияния в окружающих мягких тканях. Все повреждения причинены тупыми предметами в область головы, живота и могли образоваться в условиях ДТП. Указанные повреждения находятся в прямой причинной связи со смертью. Имеющиеся телесные повреждения по общности механизма и времени образования рассматриваются в комплексе, как сочетанная травма, причинили вред здоровью, опасный для жизни человека, создающий непосредственную угрозу для жизни, и по этому признаку квалифицируются как тяжкий вред здоровью. Они находятся в прямой причинной связи со смертью. Смерть наступила от сочетанной травмы с переломом костей черепа и повреждений внутренних органов. Выраженных признаков заболеваний, которые могли бы привести к смерти, не найдено. Возможность образования телесных повреждений, обнаруженных при судебно-медицинской экспертизе, при условии нахождения потерпевшего на переднем пассажирском сиденье автомобиля ВАЗ-21074, не исключается /том 1 л.д.159-185/;

-протоколом осмотра места ДТП, схемами к нему от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым данное ДТП произошло на проезжей части проспекта Октября напротив <адрес>. Место столкновения автомобиля ВАЗ-21074 регистрационный знак с идущим в попутном с ним направлении автомобилем ВАЗ-21074 регистрационный знак , находиться на проезжей части проспекта Октября в левом крайнем ряду полосы, предназначенной для движения со стороны <адрес>а в направлении <адрес>, а именно в 1,6 метра от разделительной полосы движения и в 74,9 метра до угла <адрес>. Место столкновения автомобиля ВАЗ-21074 регистрационный знак с автомобилем ГАЗ-2790 регистрационный знак находится на встречной для автомобиля ВАЗ-21074 полосе движения в 8,7 метра от правого края проезжей части по ходу движения автомобиля ГАЗ-2790 и 37,3 метра до угла <адрес>. Место столкновения автомобиля ВАЗ-21074 регистрационный знак с автомобилем Рено Логан регистрационный знак находится также на встречной для автомобиля ВАЗ-21074 полосе движения в левом крайнем ряду, по которому следовал автомобиль Рено Логан, а именно в 12,2 метра от правого края проезжей части по ходу движения автомобиля Рено Логан и в 40,2 метра до угла <адрес>. В местах столкновений имеются осколки пластика и стекла от данных автомобилей. Автомобиль ВАЗ-21074 регистрационный знак К766АК/102, под управлением ФИО20 после столкновения с автомобилем ВАЗ-21074 регистрационный знак , под управлением Степанова, расположен в левом крайнем ряду своего направления движения, передней своей частью в направлении <адрес> в 10,8 метра от правого края проезжей части проспекта Октября по ходу его направления движения, в 26,1 метра до угла <адрес> в 46,3 метра от места его столкновения с автомобилем ВАЗ-21074 регистрационный знак который в свою очередь после полной своей остановки расположен на встречной для него полосе движения в 43,8 метра до угла <адрес> расстояние от передней и задней осей автомобиля ВАЗ-21074 регистрационный знак до разделительной полосы 2,1 метра и 3,0 метра соответственно, а до левого края проезжей части по ходу его направления движения соответственно 11,5 метра и 10,5 метра. Автомобиль ГАЗ-2790 регистрационный знак расположен на полосе своего направления движения у правого края проезжей части относительно направления движения в сторону <адрес>а, передней своей частью в сугробе, в 13,3 метра от автомобиля ВАЗ-21074 регистрационный знак и в 57,1 метра от угла <адрес> 20,4 метра от места своего столкновения с автомобилем ВАЗ-21074 регистрационный знак Автомобиль Рено Логан регистрационный знак расположен в левом крайнем ряду своего направления движения, передней своей частью в направлении <адрес>а на расстоянии 13,3 метра от передней оси и 13,5 метра от задней оси до правого края проезжей части по ходу его движения, в 37,4 метра от угла <адрес>, в 1,6 метра от автомобиля ВАЗ-21074 регистрационный знак в 16,9 метра от автомобиля ГАЗ-2790. Ширина проезжей части на данном участке дороги, предназначенная для движения в двух направлениях, составляет 30,8 метра, общая ширина направления движения в направлении автомашины ВАЗ-21074 под управлением Степанова составляет 14,1 метр, ширина дороги встречного для него движения составляет 14,7 метра, ширина разделительной полосы 2 метра. Проезжая часть горизонтального профиля, дефектов дорожного полотна нет. Вид дорожного покрытия на проезжей части - асфальт. Состояние дорожного покрытия - обледенелое. <адрес>м проезжей части снежные валы. Следов торможения от автомобиля ВАЗ-21074 регистрационный знак на проезжей части нет /том 1 л.д.10-29/;

-заключением эксперта от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого каких-либо неисправностей тормозной системы, рулевого управлением и ходовой части автомобиля ВАЗ-21074 регистрационный знак <данные изъяты>, которые могли возникнуть до момента дорожно-транспортного происшествия и послужить его причиной, в ходе проведения исследования и в условиях проведенного осмотра не обнаружено /том 2 л.д.13-18/;

-заключение эксперта от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что у автомобиля ВАЗ-21074 регистрационный знак следующие внешние механические повреждения: - деформированы: передний бампер, капот, рамка радиатора, передние крылья, щиток передка, передняя панель моторного отсека, проем ветрового стекла, правые двери, правое переднее колесо; правая задняя стойка кузова и угол заднего правого крыла; - разрушены: ветровое стекло, заднее стекло и правые боковые стекла, фары. Деформации выражены в виде вмятин и складок металла с многочисленными царапинами и сколами лакокрасочного покрытия. Направление вышеуказанных деформаций преимущественно справа налево и сзади вперед по ходу движения автомобиля. Визуальным осмотром автомобиля ВАЗ-21074 регистрационный знак установлено, что на его задней левой части имеется деформация в виде вмятины и складок с преобладающим направлением слева направо и сзади вперед. Визуальным осмотром автомобиля ГАЗ-2790 регистрационный знак установлены следующие основные внешние механические повреждения: деформированы: капот, рамка и решетка радиатора, переднее левое крыло, левая дверь, подвеска правого переднего колеса, левый задний угол фургона, - разрушены: левая фара и передний бампер. Автомобиль ВАЗ-21074 регистрационный знак правой передней частью вошел в контакт с левой передней частью автомобиля ГАЗ-2790 регистрационный знак при этом угол между продольными осями автомобилей составлял около 310-330 градусов. Визуальным осмотром автомобиля Рено Логан регистрационный знак установлено, что у него имеются следующие основные внешние механические повреждения: правая нижняя часть переднего бампера разрушена, правая блок- фара разрушена, на правой стороне переднего бампера имеются следы скольжения и царапины. Преобладающее направление повреждений спереди назад /том 2 л.д.26-32/.

Таким образом, суд приходит к выводу о виновности Степанова действия которого следует квалифицировать по ч.6 ст.264 УК РФ, поскольку он, управляя автомашиной ВАЗ-21074 регистрационный знак , находящейся в технически исправном состоянии, находясь в состоянии опьянения, грубо нарушил п.п. 1.3, 1.4, 1.5, 2.1, 2.1.1, 2.7, 9.2, 9.9, 9.10, 10.1 Правил дорожного движения, требования дорожной разметки 1.1 ПДД РФ, а также п.5.5 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть двух лиц, и эти его нарушения находятся в прямой причинной связи с данным дорожно-транспортным происшествием и наступившими последствиями.

Судом установлено, что автомашиной регистрационный знак управлял именно подсудимый, что подтверждается протоколом опознания ФИО14 Степанова, а также показаниями свидетелей ФИО16 и ФИО14, которые суд считает достоверными и не доверять которым у суда нет оснований. Именно им были нарушены вышеуказанные правила дорожного движения, из-за чего было совершено ДТП и привело к смерти ФИО8 и ФИО9.

Судом также установлено, что Степанов, сразу после ДТП, был доставлен и госпитализирован в медицинское учреждение с сотрясением головного мозга, ушибленной раной лобной области, надрывом связок левого голеностопного сустава ступни левой стопы /т.1 л.д.30/. В связи с чем, у него был произведен забор крови, как у пациента медицинского учреждения, в ходе исследования которой, было установлено наличие у него в крови этилового спирта. Данные обстоятельства подтверждаются справкой ГКБ /т.1 л.д.30/.

При назначении подсудимому наказания суд учитывает, что он ранее не судим, вину признал, работает, его молодой возраст, положительные характеристики по месту жительства, работы, учёбы, службы в рядах вооруженных сил, мнение потерпевших, которые просили не назначать ему наказание связанное с реальным лишением свободы, добровольное возмещение материального ущерба и морального вреда потерпевшим в полном объёме, что суд признает в качестве обстоятельств, смягчающих наказание. Обстоятельств отягчающих наказание не имеется. Вместе с тем суд также учитывает характер и степень общественной опасности содеянного. В связи с изложенным, суд считает возможным при назначении ему наказания применить ст.73 УК РФ.

Руководствуясь ст.ст. 303, 307, 308 и 309 УПК РФ, суд

П Р И Г О В О Р И Л :

Степанова А.В. признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 264 ч.6 УК РФ и назначить ему наказание в виде ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ сроком на ЧЕТЫРЕ ГОДА с лишением права управлять транспортными средствами сроком на три года.

На основании ст.73 УК РФ назначенную меру наказания в виде лишения свободы считать условной с испытательным сроком на три года. Обязать его регулярно, один раз в месяц, являться на регистрацию в спецорган, осуществляющий контроль, не менять без их согласия место жительства и работы.

Меру пресечения в виде подписки о невыезде отменить только после вступления приговора в законную силу.                         

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 10 суток со дня провозглашения.

Председательствующий                                       Лебедев А.В.