решение-Веприков



дело №2-2542/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 июля 2010 года город Уфа

Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе

председательствующего судьи Гафуровой Р.К.

при секретаре Кузнецовой К.Н.

с участием истца - Веприкова Г.А., представителя ответчика ... - Ялалтдинова И.А., действующего по доверенности от Дата обезличена, представителя третьего лица муниципального учреждения «Поликлиника Номер обезличен» Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан - ...., действующего по доверенности Номер обезличен от Дата обезличена, представителей третьего лица Управления здравоохранения Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - ...., действующего по доверенности Номер обезличен от Дата обезличена и ...., действующей по доверенности Номер обезличен от Дата обезличена,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Веприкова Г. А. к должностному лицу - главному врачу муниципального учреждения «Поликлиника Номер обезличен» Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан ... о признании незаконными действий, выразившихся в отказе предоставления бесплатных лекарственных средств, понуждении выписать рецепты на получение бесплатных лекарственных средств и возмещении материального ущерба на приобретение лекарственного средства,

у с т а н о в и л:

Веприков Г.А. обратился в суд с иском к должностному лицу - главному врачу муниципального учреждения «Поликлиника Номер обезличен» Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан ..., и на основании статьи 69 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан РФ», ст.ст.245, 247 ГПК РФ просит признать незаконными действия главного врача ... выразившиеся в отказе предоставить ему бесплатные лекарственные средства; обязать главного врача выписать ему рецепты на получение бесплатных лекарственных средств в полном объеме и возместить материальный ущерб на приобретение лекарственного средства «Симбикорт» за свой счет в размере 2639,30 рублей.

В обоснование требований истец указал, что согласно справки серии МСЭ009 Номер обезличен от Дата обезличена года он является инвалидом III группы, в связи с чем имеет право на получение набора социальных услуг (ст.6.1 п.8 ФЗ Номер обезличен от Дата обезличена), в который входит получение бесплатных лекарственных средств (ст.6.2 ч.1 п.1 ФЗ Номер обезличен от Дата обезличена).

Лекарственное средство «Симбикорт», согласно предписанию врача- аллерголога Городской клинической больницы Номер обезличен ... является для него, в силу его заболевания (бронхиальная астма аллергозависимая), жизненно необходимым.

Для поддержания жизнеобеспечения, полный объем потребления данного лекарства составляет для него 120 доз в месяц. Бесплатное получение этого лекарственного препарата (Симбикорт) предусмотрено ст.6.1 п.8; 6.2 ч.1 п.1 ФЗ Номер обезличен от Дата обезличена года.

Главный врач ... своими незаконными действиями, выразившимися в отказе предоставить ему возможность на получение бесплатных лекарств (не выписывание Главврачом рецептов на получение бесплатных лекарств), нарушил его право на получение социальных льгот, предусмотренных статьями; 6.1 п.8; ст.6.2 ч.1 п.1; ст.6.3 ч.2 ФЗ №178 от 17 июля 1999 года, а также нарушил его право, предоставленное ст. 20 Конституции Российской Федерации л.д.6-7).

В судебном заседании истец поддержал требования по указанным выше основаниям, пояснив, что по его предположению, по указанию главного врача ему не выписывают бесплатные лекарственные средства. Поскольку он по своему заболеванию нуждается в лекарственном средстве «Симбикорт», его обязаны полностью обеспечивать лекарственными средствами бесплатно, чем нарушено его право на бесплатное лечение.

Представитель ответчика - ... - Ялалтдинов И.А., являющийся также представителем третьего лица - Муниципального учреждения «Поликлиника Номер обезличен» Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан, считает требования необоснованными, по доводам, изложенным в возражениях, представленных в письменном виде л.д.50-54). Также указал, что Веприков Г.А. обеспечивается бесплатно лекарственными средствами согласно норматива финансирования. В 2007 году он получил лекарственные средства на сумму 6279 рублей; в 2008 году - на 6120 рублей, в 2009 году по 9 рецептам получил 8 ингаляторов Симбикорт Турбухалер и 2 ингалятора Серетид Мультидиск, всего на общую сумму 9097,34 рублей, что превышает норматив за 2009 год - 5760 рублей. Таким образом, за счет других инвалидом, Веприков Г.А. в 2009 году получил лекарственных средств на 3237 рублей больше, т.е. авансом за полагающийся ему объем лекарственных средств в первом полугодии 2010 года. Исходя из нормативного количества инвалидов на 2010 год и норматива финансирования 531 рубль на одного человека, установленный ФЗ №298 от 28.11.2009 года, в первом квартале 2010 года выделено для бесплатной выдачи инвалидам, состоящим на учете в МУ Поликлиника Номер обезличен лекарственных средств на 2023210,10 рублей, что в среднем на одного инвалида - 479,66 рублей в месяц. При нормативе 480 рублей в месяц в 2009 году истец получил бесплатных лекарств на сумму 9097,34 рубля, т.е. авансом за 2010 год -3237 рублей, поэтому в первом полугодии перед ним задолженности по обеспечению лекарственными средствами не имеется. В первом квартале 2010 года для инвалидов - астматиков лекарственное средство «Симбикорт Турбухалер» в аптеку №269, за которой прикреплена поликлиника Номер обезличен, не поступало. Во втором квартале поступило 20 ингаляторов «Симбикорт Турбухалер» для бесплатного обеспечения 46 инвалидов, состоящих на учете. Веприков Г.А. получил два ингалятора, на сумму 2357 рублей, т.е. больше чем другие инвалиды. Истец в опережающем порядке обеспечивается лекарственными средствами. Также представитель ответчика пояснил, что главный врач является ненадлежащим ответчиком, поскольку в его обязанности не входит выписывать рецепты на получение бесплатно лекарственных средств, которые истец получает в полном объеме согласно установленных нормативов.

Представители Управления здравоохранения Администрации городского округа город Уфа, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица л.д.41), считают исковые требования необоснованными, пояснив, что истец имеет право на получение набора социальных услуг в виде обеспечения лекарственными средствами исходя из лимита на 2010 год - 531 рубль в месяц на одного льготника, состоящих в федеральном реестре. Веприков Г.А. в полном объеме обеспечивался лекарственными препаратами, сумма лимита при обеспечении его лекарственными средствами превышена за счет других инвалидов.

Заслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими отклонению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 ГПК РФ граждане вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод.

Из материалов дела следует, что Веприков Г.А. с 12 января 2001 года является инвалидом III группы бессрочно л.д.8).

Согласно представленной справки №59 от 13 ноября 2008 года истец получает ежемесячную денежную выплату и имеет право на обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача (фельдшера), предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно - курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании с 01 января 2009 года по 31 декабря 2009 года.

27 января 2010 года истец обратился в Муниципальное учреждение «Поликлиника Номер обезличен» Октябрьского района г.Уфы городского округа город Уфа по вопросу обеспечения лекарственными средствами, на что ему был дан ответ №46 от 28 января 2010 года, подписанный главным врачом поликлиники ... где указано, что сводная потребность в лекарственных средствах для обеспечения граждан, имеющих право на государственную социальную помощь на 1 квартал 2010 года ими составлена в соответствии с главой 2 ФЗ от 17 июля 1999 года №178 - ФЗ. Лимит федерального финансирования на одного гражданина на 1 квартал 2010 года был определен в размере 480 рублей. Общая сумма федеральных средств на 1 квартал 2010 года составила по поликлинике 2023210 рублей 10 копеек.

Дополнительных средств в 1 квартале 2010 года по их потребности, которая составила 10028613 рублей 20 копеек, им не выделялось, поэтому заявить лекарственные средства для лечения других заболеваний, в том числе бронхиальной астмы не удалось.

В 2009 году ему было выписано и истец получил для лечения бронхиальной астмы Симбикорт в количестве 10 упаковок на общую сумму 9097 рублей 34 копейки л.д.19).

Считая данные действия главного врача Муниципального учреждения «Поликлиника Номер обезличен» Октябрьского района г.Уфы городского округа город Уфа незаконными, истец обратился в суд с указанными выше требованиями.

Содержание просительной части иска Веприкова Г.А. сводится к обжалованию действий главного врача Муниципального учреждения «Поликлиника Номер обезличен» Октябрьского района г.Уфы городского округа город Уфа в виде приведенного выше ответа на его обращение по вопросу обеспечения бесплатными рецептами на приобретение лекарственных средств.

В соответствии со ст.3 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (по тексту Основ) законодательство Российской Федерации об охране здоровья граждан состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации и Конституций (уставов) субъектов Российской Федерации, настоящих Основ, иных федеральных законов и федеральных нормативных правовых актов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Настоящие Основы регулируют отношения граждан, органов государственной власти и органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья граждан.

К муниципальной системе здравоохранения относятся органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление управления в сфере здравоохранения, а также находящиеся в муниципальной собственности медицинские, фармацевтические и аптечные организации, которые являются юридическими лицами.

Органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере здравоохранения, несут ответственность в пределах своей компетенции (ст.13 Основ).

Согласно ст.20 Основ при заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право на медико-социальную помощь, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособия по временной нетрудоспособности.

Медико-социальная помощь оказывается медицинскими, социальными работниками и иными специалистами в учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также в учреждениях системы социальной защиты населения.

Граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Граждане имеют право на дополнительные медицинские и иные услуги на основе программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации (ст.20 Основ).

Согласно ст.20.1 Основ программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи определяет виды, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансирования, а также порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь.

В Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи предусматриваются условия оказания медицинской помощи, критерии качества и доступности медицинской помощи.

Правительство Российской Федерации утверждает Программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и рассматривает доклад о ее реализации, ежегодно представляемый федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

В соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования.

Территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи могут определять дополнительные условия, виды и объемы оказания медицинской помощи.

На основании ст.4.1 Федерального закона от 17.07.1999 года №178-ФЗ (в ред.25.12.2009 года) «О государственной социальной помощи» к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся следующие полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов:

1) организация размещения заказов на поставки лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов;

(в ред. Федерального закона от 25.12.2009 N 341-ФЗ)

2) заключение по итогам размещения государственных заказов на поставки лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов соответствующих государственных контрактов;

(в ред. Федерального закона от 25.12.2009 N 341-ФЗ)

3) организация обеспечения населения лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.

(в ред. Федерального закона от 25.12.2009 N 341-ФЗ)

Средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета.

Общий объем средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий, определяется на основании методики, утвержденной Правительством Российской Федерации, исходя из:

1) численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги в виде обеспечения лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;

2) норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, устанавливаемого ежегодно федеральным законом, принимаемым одновременно с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период.

(в ред. Федеральных законов от 22.12.2008 N 269-ФЗ, от 25.12.2009 N 341-ФЗ)

Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.

Средства на осуществление указанных в части 1 настоящей статьи полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения и социального развития, осуществляет контроль и надзор за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий.

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации):

1) самостоятельно организует деятельность по осуществлению переданных полномочий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами, предусмотренными частью 7 настоящей статьи;

2) обеспечивает своевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения и социального развития, ежеквартального отчета по установленной форме о расходовании предоставленных субвенций, о достижении целевых прогнозных показателей, а также иной информации, предусмотренной нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения и социального развития.

Согласно ст. 6.1 приведенного выше Закона право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в числе других граждан, имеют инвалиды.

В состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Федерального закона №178, набора социальных услуг включается социальная услуга:

- дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, осуществляемые в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании;

Перечень лекарственных средств, в том числе перечень лекарственных средств, назначаемых по решению врачебных комиссий лечебно-профилактических учреждений, перечень изделий медицинского утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития (ст.6.2 ФЗ №178).

Статье 6.3 ФЗ №178 предусмотрено, что учет права граждан на получение социальных услуг, указанных в статье 6.2 настоящего Федерального закона, осуществляется по месту жительства гражданина с даты установления ему в соответствии с законодательством Российской Федерации ежемесячной денежной выплаты.

Периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой является календарный год.

Гражданин, имеющий право на получение социальных услуг в соответствии с настоящим Федеральным законом, может отказаться от их получения, обратившись с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий ему ежемесячную денежную выплату.

Допускается отказ от получения набора социальных услуг полностью, отказ от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, и отказ от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 2 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона.

В целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, социальных доплат к пенсии, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (ст.6.4 ФЗ №178).

Установлено, что при лимите 5760 рублей в 2009 году Веприков Г.А. был обеспечен по бесплатным рецептам лекарственными препаратами на сумму 9097,34 рублей; в 2010 году по бесплатному рецепту ему был отпущен препарат «Симбикорт Турбухалер» 19.04.2010 года на сумму 1033,43, что подтверждается реестром лиц, реализовавших бесплатное лекарственное обеспечение л.д.31-32), и не оспаривается истцом.

В обоснование требований истец представил выписку из амбулаторной карты, где врач - аллерголог рекомендовал применение «Симбикорт Турбухалер» по 60 доз - 2 упаковки в месяц либо 120 доз - 1 упаковка л.д.11).

Между тем рекомендации врача и необходимость в принятии лекарственных средств в объеме, указанном врачом, не означают, что истец имеет право на получение лекарственных средств бесплатно в полном объеме, так как по смыслу приведенного выше Закона №178 он имеет право на получение государственной социальной помощи в виде дополнительной бесплатной медицинской помощи, в том числе предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами.

По делу доказано, что истец бесплатно обеспечивается лекарственными средствами согласно нормативам финансирования и доводы о том, что его обязаны полностью обеспечивать лекарственными средствами бесплатно, противоречат нормам закона, приведенным выше.

Веприков Г.А. поставлен на учет на получение набора социальных услуг 13.02.2006 года л.д.33-36) и с данного периода обеспечивается бесплатными рецептами на получение лекарственных средств по установленным нормативам л.д.68-72).

Таким образом, нарушение прав истца на получение государственной социальной помощи, а именно дополнительной бесплатной медицинской помощи в виде обеспечения лекарственными средствами не установлено.

Согласно должностной инструкции главный врач Муниципального учреждения «Поликлиника Номер обезличен» Октябрьского района г.Уфы городского округа город Уфа обеспечивает руководство поликлиникой в соответствии с действующим законодательством, определяющим деятельность органов и учреждений здравоохранения.

Главный врач Муниципального учреждения «Поликлиника Номер обезличен» Октябрьского района г.Уфы городского округа город Уфа, к которому предъявлен иск об оспаривании его действий, в пределах своих полномочиях предоставил Веприкову Г.А. информацию по вопросу обеспечения лекарственными средствами на основании приведенного выше закона.

При этом права Веприкова Г.А. действиями главного врача в виде ответа на его обращение не нарушены.

Главный врач согласно должностной инструкции не решает вопросы выдачи рецептов на бесплатное получение лекарственных средств, и не выписывает их, а потому доводы истца о нарушении его прав вследствие того, что главный врач не выписывает рецепты на получение бесплатных лекарств, являются необоснованными.

На основании изложенного выше, суд отказывает в удовлетворении требований Веприкова Г.А. о признании незаконными действия главного врача Муниципального учреждения «Поликлиника Номер обезличен» Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан ... понуждении главного врача ... выписать рецепты на получение бесплатных лекарственных средств и возместить материальный ущерб на приобретение лекарственного средства «Симбикорт» на сумму 2639,30 рублей, который истец приобрел за свой счет л.д.13-14).

Руководствуясь ст.12, 194-198, 258 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

в удовлетворении исковых требований Веприкова Г. А. о признании незаконными действия главного врача Муниципального учреждения «Поликлиника Номер обезличен» Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан - ..., понуждении главного врача ... выписать рецепты на получение бесплатных лекарственных средств и возместить материальный ущерб на приобретение лекарственного средства «Симбикорт» на сумму 2639,30 рублей отказать за необоснованностью.

Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан через районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий: Р.К. Гафурова