Дело № 2- 3227/10
...
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 июля 2010 года
Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе
судьи Файзрахмановой Г.Р.
при секретаре Хафизовой Л.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мухаяровой М.Р. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке,
установил:
Мухаярова М.Р. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о предоставлении ей жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.
В обоснование иска она указала на то, что ее мать - ФИО3, Дата обезличена года умерла и она осталась сиротой. С 03 октября 1963 года по 28 августа 1965 года она воспитывалась в детском доме Номер обезличен ..., с 01 сентября 1965 года по 28 июня 1975 года - в школе-интернате Номер обезличен ..., находилась на полном государственном обеспечении. После окончания школы-интерната Номер обезличен ... она поступила в ... институт ..., который окончила 30 июня 1981 года.
На момент окончания института ей было 23 года и 9 месяцев. Администрация института по распределению направила ее в город ... на работу в Дом моделей в качестве ..., где, отработав три года, в 1984 году она вернулась в город Уфу.
Но поскольку в г.Уфе не имела жилья, она уехала в г...., в 1997 году вновь вернулась в г.Уфу, но не была обеспечена жильем, в связи с чем в 1999 году переехала жить г...., зарегистрировалась по месту жительства в доме по ..., принадлежащем на праве собственности ... где проживала до 23 июля 2006 года, пока не случился в этом доме пожар.
После пожара она была обеспечена администрацией города ... временным жилым помещением на срок 5 лет жилой комнатой, расположенной по адресу: ....
Считает, что поскольку она после смерти матери первично была выявлена и устроена на воспитание и содержание в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории Республики Башкортостан, после пребывания в государственном образовательном учреждении своевременно не была обеспечена вне очереди жилым помещением как сирота, а «…обязательства государства по выделению жилья детям-сиротам долговые и публично-правовые и раз они не выполнены…», администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан обязана предоставить ей жилое помещение по договору найма вне очереди.
В судебном заседании истец Мухаярова М.Р. настаивала на удовлетворении иска по основаниям, изложенным ранее.
Представитель ответчика - Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан Филатов М.С., действующий на основании доверенности № 1/1889-13 от 25 июня 2010 года, иск Мухаяровой М.Р. не признал, сославшись на необоснованность заявленного требования.
Представитель третьего лица - Правительства Республики Башкортостан Сайфуллин И.С., действующий на основании доверенности № 277-937 от 07 июля 2010 года, поддержал доводы представителя ответчика, указав на то, что истцом не представлены доказательства обоснованности заявленного иска
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд считает в удовлетворении Мухаяровой М.Р. следует отказать по следующим основаниям:
статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.
Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (редакции от 17 декабря 2009 года) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).
Согласно статье 1 этого Федерального закона для целей настоящего Федерального закона используются понятия:
дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав…;
лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В силу абзацев 2 и 3 пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", подлежащей применению в соответствии с ее конституционно-правовым смыслом, выявленном в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05 февраля 2009 года № 250-О-П, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).
Названные положения Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" конкретизируются в жилищном законодательстве.
В соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 57 названного Кодекса вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Из материалов дела установлено, что Мухаяровой М.Р., родилась Дата обезличена года в ..., в графе «отец» ..., а в графе «мать» ..., что подтверждается копией свидетельства о рождении серии Номер обезличен, выданного ... Дата обезличена года (л.д.10).
Дата обезличена года мать Мухаяровой М.Р. - ФИО3 умерла, что так же подтверждается справкой о смерти № Номер обезличен выданной Дата обезличена года отделом обработки и хранения документов Управления загс Министерства юстиции Республики Башкортостан (л.д.11).
С 03 октября 1963 года по 28 августа 1965 года Мухаярова М.Р. воспитывалась в детском доме ... и находилась на полном государственном обеспечении, так как относилась к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о чем свидетельствует справка № 440, выданная 02 декабря 2009 года Государственным бюджетным учреждением для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ... (л.д.12).
С 01 сентября 1965 года по 28 июня 1975 года Мухаярова М.Р. обучалась и находилась на полном государственном обеспечении в школе-интернате Номер обезличен ... ( после ее ликвидации на ее базе создана ...), что так же подтверждается справкой № 418, выданной 02 декабря 2009 года ... (л.д.13).
Как следует из копии диплома серии Номер обезличен № Номер обезличен, выданного Дата обезличена года, Мухаярова М.Р. в 1975 году поступила в ... институт ..., по окончании которого в 1981 году ей присвоена квалификация ... (л.д.14).
Из пояснений истца Мухаяровой М.Р. так же установлено, что по окончании ... института ... в 1981 году она по распределению была направлена город ... на работу в ... в качестве ..., в 1984 году вернулась в город Уфу, но не была обеспечена жилым помещением и она выехала в город ..., где проживала до 1997 года. В 1997 году она вновь вернулась в город Уфу, а в 1999 году переехала на постоянное место жительства в город ..., где она зарегистрировалась в доме по адресу: ... и проживала до 2006 года.
В настоящее время временно проживает по адресу: ..., с 29 ноября 2004 года состоит в администрации города ... на учете в качестве малоимущей и нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма под № Номер обезличен, что так же подтверждается письмом за 229-2 от 19 февраля 2010 года администрации города ... ( л.д. 20).
Истец Мухаярова М.Р., которой суд, определив юридически значимые обстоятельства, разъяснил статью 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не представила в суд доказательства нарушения ее прав ответчиком - Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан, наличия у последней полномочий и обязанности по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а так же доказательства факта своевременной ( до достижения 23 лет) дакциитвии сной (до по выделению жилья детям-сиротам длговые и публично-правовыеподачи ею заявления с представлением соответствующих документов в адрес ответчика о принятии ее на учет для предоставления жилого помещения по договору социального найма вне очереди в соответствии с частью 3 статьи 49 и частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 1, абзацами 2 и 3 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Кроме того, в силу приведенных ранее норм действующего законодательства, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации и возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации.
А администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан согласно статье 12 Конституции Российской Федерации, как местное самоуправление, признается и гарантируется, в пределах своих полномочий самостоятельно, а его органы не входят в систему органов государственной власти. Она обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, а также может наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (статья 132).
Из статьи 132 Конституции Российской Федерации, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30 ноября 2000 года N 15-П, следует, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем - федеральным или субъекта Российской Федерации - и только в форме закона с учетом установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статьи 71, 72 и 73).
Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Поэтому обязанность обеспечения детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилым помещением из муниципального фонда может быть возложена на администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан лишь при условии наделения ее в установленном законом порядке государственными полномочиями обеспечить жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при чем, только детей, относящихся в силу статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории города Уфы Республики Башкортостан.
Пунктом 1 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года № 260-з (редакции от 01 апреля 2010 года) «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, а именно органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Башкортостан, наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке, за исключением полномочий по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях)…
В соответствии с частями 4 и 6 статьи 8 Закона Республики Башкортостан от 27 октября 1998 года № 188-з (в редакции от 07.11.2005 года) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди в срок, не превышающий трех месяцев, жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством Республики Башкортостан и относятся к расходным обязательствам Республики Башкортостан.
Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей регламентирован Постановлением Правительства Республики Башкортостан № 200 от 20 июля 2007 года «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которым постановлено:
1. Предоставлять детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленных жилых помещений (далее - дети-сироты), жилые помещения по договорам социального найма в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан, площадью не ниже установленной в соответствующем муниципальном образовании нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не более:
33 кв. м - для одиноко проживающих детей-сирот;
42 кв. м - на семью из двух человек, являющихся детьми-сиротами;
18 кв. м - на каждого члена семьи при ее численности три человека и более, являющихся детьми-сиротами.
2. Установить, что:
финансирование расходов по предоставлению администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан жилых помещений детям-сиротам осуществляется за счет средств, выделяемых из бюджета Республики Башкортостан на капитальные вложения;
перечисление средств в бюджеты муниципальных образований производится исходя из общей площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящего Постановления, и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья в муниципальных районах, городских поселениях и городских округах Республики Башкортостан, ежеквартально утверждаемой Министерством строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан, но не более фактической стоимости предоставляемого жилья.
3. Финансирование расходов по предоставлению жилых помещений детям-сиротам осуществляется путем перечисления средств бюджета Республики Башкортостан в доход бюджетов муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан на основании следующих документов:
распоряжения Правительства Республики Башкортостан о распределении лимитов капитальных вложений, предусмотренных на указанные цели, между администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан;
заявки Министерства образования Республики Башкортостан, сформированной по соответствующим заявкам администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан, на выделение средств из бюджета Республики Башкортостан на финансирование указанных расходов с указанием детей-сирот - получателей государственной поддержки;
документов, подтверждающих стоимость жилья, предоставляемого детям-сиротам.
Оплата жилья, приобретаемого детям-сиротам, осуществляется с лицевых счетов администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан, открытых в территориальных финансовых управлениях Министерства финансов Республики Башкортостан.
4. Министерству экономического развития Республики Башкортостан ежегодно предусматривать в республиканской адресной инвестиционной программе лимиты капитальных вложений на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот.
5. Министерству образования Республики Башкортостан:
сформировать сводный список (банк данных) детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений с ежегодным уточнением данного списка по состоянию на 1 апреля;
ежегодно по заявкам администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан представлять в Министерство экономического развития Республики Башкортостан заявку на выделение лимитов капитальных вложений для обеспечения жильем детей-сирот;
вносить предложения о распределении лимитов капитальных вложений, предусмотренных на указанные цели в республиканской адресной инвестиционной программе, между администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан;
представлять в Министерство финансов Республики Башкортостан заявки на выделение средств из бюджета Республики Башкортостан на финансирование указанных расходов и информацию о фактическом использовании выделенных средств;
обеспечивать контроль за целевым и эффективным использованием средств, выделенных из бюджета Республики Башкортостан на указанные цели.
6. Администрациям муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан представлять в Министерство образования Республики Башкортостан:
списки детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений;
заявки на выделение лимитов капитальных вложений для обеспечения жильем детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений, на предстоящий год по форме согласно приложению N 1 к настоящему Постановлению;
документы, подтверждающие стоимость жилья, предоставляемого детям-сиротам…
Таким образом, администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан во исполнение Постановления Правительства Республики Башкортостан № 200 от 20 июля 2007 года «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязана лишь представить в Министерство образования Республики Башкортостан списки детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений для формирования сводного списка (банка данных) детей-сирот, проживающих на территории Республики Башкортостан, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений, для представления последним в Министерство экономического развития Республики Башкортостан заявки на выделение лимитов капитальных вложений для обеспечения жильем детей-сирот, а в Министерство финансов Республики Башкортостан - заявки (Министерства образования Республики Башкортостан) на выделение средств из бюджета Республики Башкортостан на финансирование указанных расходов.
Анализ представленных в суд доказательств дает суду основание считать, что Мухаярова М.Р., в силу статьи 1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не относится к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не проживает на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, а значит, не имеет право на обеспечение ее вне очереди жилым помещением по договору социального найма на территории города Уфы Республики Башкортостан.
Изложенное влечет отказ в удовлетворении иска Мухаяровой М.Р.
Руководствуясь статьями 56, 194-196, 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении иска Мухаяровой М.Р. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме через Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан.
судья подпись Файзрахманова Г.Р.