№ 2-3472/010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 августа 2010 года город Уфа
Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Идрисовой А.В.,
при секретаре Вильдановой А.С.,
с участием представителя заявителей Заборского Ю.А. /доверитель Хайруллин Н.М., доверенность от 14 апреля 2010 года № 1-758, удостоверенная нотариусом Евстафьевой Р.И./, /доверитель Яфизов М.М., доверенность от 14 апреля 2010 года № 3354, удостоверенная нотариусом Костылевой М.В./, доверитель Басыров А.М., доверенность от 14 апреля 2010 года № 1-755, удостоверенная нотариусом Евстафьевой Р.И./, /доверитель Фалалеев Д.Р., доверенность от 20 апреля 2010 года № 1944, удостоверенная нотариусом Саяховым И.В./, должностных лиц: Абдуллина И.И. - старшего госинспектора Отдела Государственной инспекция безопасности дорожного движения Управления внутренних дел по городу Уфа Министерства внутренних дел Республики Башкортостан, Шамшиярова И.С. - старшего госинспектора Отдела Государственной инспекция безопасности дорожного движения Управления внутренних дел по городу Уфа Министерства внутренних дел Республики Башкортостан, Ускова А.Н. - старшего госинспектора Отдела Государственной инспекция безопасности дорожного движения Управления внутренних дел по городу Уфа Министерства внутренних дел Республики Башкортостан, представителя заинтересованного лица УВД по г. Уфа РБ Монахова Н.П./ доверенность от 26 октября 2009 года № 42/25-10112/, представителя ответчика МВД РФ Гирфанова В.Р. /доверенность от 26 января 2010 года № 579, удостоверенная нотариусом Хакимовой К.Х./,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям Хайруллина Н.М., Яфизова М.М., Басырова А.М., Гатауллина Ф.М., Фалалеева Д.Р. о признании незаконными действий должностных лиц ОГИБДД при УВД по городу Уфа Республики Башкортостан по остановке транспортного средства, проведению проверки предпринимательской деятельности, требованию представить для проверки документ, не предусмотренный Правилами дорожного движения РФ, взыскании с Министерства внутренних дел Российской Федерации судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Хайруллин Н.М. обратился в суд с заявлением о признании действий должностного лица ОГИБДД при УВД по городу Уфа (далее по тексту УВД г. Уфы) Абзалова Ф.Ф. по остановке транспортного средства, проведению проверки предпринимательской деятельности, требованию представить для проверки документ, не предусмотренный Правилами дорожного движения РФ незаконными, указав в обоснование требований, что 13 апреля 2010 года его остановил сотрудник ОГИБДД Абзалов Ф.Ф., при этом, не были указаны причины остановки. Абзалов Ф.Ф. потребовал от заявителя лишь карточку доступа, которой у заявителя не имелось. На основании чего данным сотрудником был составлен протокол об административном правонарушении. Указанные действия заявитель считает незаконными, так как полномочия сотрудников ГИБДД МВД РФ по осуществлению контроля в области предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров автотранспортом не предусмотрены, а кроме того, правилами дорожного движения не предусмотрено наличие у заявителя карточки допуска.
Яфизов М.М. обратился в суд с заявлением о признании действий должностного лица ОГИБДД при УВД г. Уфы Шамшиярова И.С. по аналогичным основаниям.
Басыров А.М. обратился в суд с заявлением о признании действий инспектора ОГИБДД при УВД г. Уфы Абдуллина И.И. по указанным выше основаниям.
Гатауллин Ф.М. обратился в суд с заявлением о признании действий инспектора ОГИБДД при УВД г. Уфы Ускова А.Н. по таким же основаниям.
Фалалеев Д.Р. оспаривал действия инспектора ОГИБДД при УВД г. Уфы Исаев И.В. по названным основаниям.
Определением суда от 29 июля 2010 года гражданские дела по заявлениям Хайруллина Н.М., Яфизова М.М., Басырова А. М., Гатауллина Ф.М., Фалалеева Д.Р. были объединены в одно производство.
Представитель заявителей Заборский Ю.А. в судебном заседании заявления Хайруллина Н.М., Яфизова М.М., Басырова А. М., Гатауллина Ф.М., Фалалеева Д.Р. поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в них, просил удовлетворить, также пояснил, что действия сотрудников ГИБДД не предусмотрены действующим законодательством. Так как водитель не обязан по в соответствии с требованиями ПДД иметь карточку допуска к маршруту, а должностные лица в связи с этим не имеют права требовать такую карточку. Также указал, что заявители, управлявшие автобусами были неправомерно, без каких-либо оснований остановлены должностными лицами для проведении проверки документов.
Должностное лицо Абдуллин И.И. в судебном заседании требования не признал, просил в их удовлетворении отказать, указав, что никакую проверку хозяйственной деятельности он не проводил, поскольку не уполномочен на это. Проверял только наличие у водителя документов, в том числе и карточки маршрута. Остановлен заявитель был, так как у него на лобовом стекле отсутствовал талон технического осмотра.
Должностное лицо Шамшияров И.С. в судебном заседании требования не признал, просил в их удовлетворении отказать, указав, что причиной остановки транспортного средства на конечной остановке явилась проверка автомобиля, в виду отсутствия талона технического осмотра в нижнем углу лобового стекла. При проверке документов, было установлено, что у заявителя отсутствует карточки допуска к маршруту, на основании чего и был составлен протокол.
Должностное лицо Усков А.Н. в судебном заседании требования не признал, просил в их удовлетворении отказать, указав, что согласно утвержденной дислокации они несли службу на конечных остановках. Согласно ее требованиям они осуществляли проверку на конечных остановках. В ходе проверок было выявлено отсутствие карточек допуска к маршруту, на основании чего были составлены протоколы в присутствии понятых.
Представитель заинтересованного лица УВД по г. Уфа РБ Монахов Н.П. в судебном заседании пояснил, что требования считает необоснованными, указав, что приказом министра Республики Башкортостан от 17 апреля 2008 года на должностных лиц возложены полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях, в связи с чем, их действия являются законными и обоснованными.
Представитель ответчика МВД РФ Гирфанов В.Р. в судебном заседании исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать, указав, что действительно имел место факт остановки сотрудниками ГИБДД ряда граждан, управлявших автобусами. Были выявлены нарушения, вследствие чего были составлены соответствующие протоколы. Действия инспекторов были совершены в рамках их полномочий. Ограничений в сфере предпринимательской деятельности в результате действий должностных лиц не было.
Заявители Хайруллин Н.М., Яфизов М.М., Басыров А. М., Гатауллин Ф.М., Фалалеев Д.Р., должностные лица Абзалов Ф.Ф., Исаев И.В. на судебное заседание не явились, представили заявления в суд с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие, что вызвало рассмотрение дела в их отсутствие в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив материалы дела, суд считает, что заявления Хайруллина Н.М., Яфизова М.М., Басырова А. М., Гатауллина Ф.М., Фалалеева Д.Р. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 1 Закона РБ «Об административных правонарушениях» Законодательство Республики Башкортостан об административных правонарушениях основывается на Конституции Российской Федерации, Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, федеральных законах, Конституции Республики Башкортостан и состоит из настоящего Закона.
В силу ст. 3 указанного Закона настоящим Законом осуществляется правовое регулирование в области законодательства об административных правонарушениях в пределах ведения Республики Башкортостан, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Лицо подлежит административной ответственности за совершение административных правонарушений, установленных настоящим Законом, при отсутствии признаков правонарушений, предусмотренных федеральным законодательством.
Согласно п.1. ч.2 ст. 70 названного Закона помимо случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица республиканских органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, законами Республики Башкортостан либо нормативными правовыми актами Президента Республики Башкортостан или Правительства Республики Башкортостан - должностные лица органов внутренних дел - об административных правонарушениях.
14 апреля 2010 года в отношении Хайруллина Н.М. составлен протокол об административном правонарушении за то, что 13 апреля 2010 года он осуществлял пассажирские перевозки на коммерческой основе, при этом отсутствовала карточка допуска, чем нарушены п.п. 5.1 и 5.2 «Положения об организации на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования» и ст. 30 п. 5 Закона РБ Об административных правонарушениях».
Аналогичные протоколы были составлены и в отношении других заявителей.
Из постановления мирового судьи судебного участка № 6 по Орджоникидзевскому району г. Уфы от 26 мая 2010 года следует, что производство по делу об административном правонарушении по ст. 30.1 ч.3 Закона Республики Башкортостан от 04 июня 2004 года №84 «Об административных правонарушениях» в отношении Хайруллина Н.М. прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.
Постановлением мирового судьи судебного участка №1 по Кировскому району г. Уфы от 25 мая 2010 года производство по делу об административном правонарушении по ст. 30.1 ч.3 Закона Республики Башкортостан от 04 июня 2004 года № 84 «Об административных правонарушениях» в отношении Яфизова М.М. прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.
Постановлением мирового судьи судебного участка №1 по Кировскому району г. Уфы от 24 мая 2010 года производство по делу об административном правонарушении по ст. 30.1 ч.3 Закона Республики Башкортостан от 04 июня 2004 года №84 «Об административных правонарушениях» в отношении Басырова А.М. прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.
Как следует из письма, направленного начальнику Управления внутренних дел по городу Уфа РБ №1/901-10 от 06 апреля 2010 года, Администрация городского округа города Уфа Республики Башкортостан просила организовать работу по привлечению к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 и 3 ст. 30.1 Закона РБ №84-з «Об административных правонарушениях», водителей автобусов, владельцев автобусов, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, нарушающих требования Постановления Правительства РБ от 19 октября 2004 года № 207 и решения Совета городского округа город Уфа от 27 апреля 2006 года №10/24 Законом РБ №84-з «Об административных правонарушениях».
Приказом № 865 от 17 июля 2009 года МВД по РБ, утвержден перечень должностных лиц МВД по РБ, уполномоченных составлять протоколы по делам об административных правонарушениях, предусмотренных Законом РБ от 04 июня 2004 года №84-з «Об административных правонарушениях».
В пункте 1.4 Перечня должностных лиц МВД по РБ, уполномоченных составлять протоколы по делам об административных правонарушениях, предусмотренных Законом РБ от 04 июня 2004 года №84-з «Об административных правонарушениях», указан - старший государственный инспектор, государственный инспектор, инспектор подразделений технического надзора регистрационной и экзаменационной деятельности Госавтоинспекции, старший государственный инспектор дорожного надзора, государственный инспектор дорожного надзора.
Согласно п. 3 признан утратившим силу приказ МВД по РБ от 17 апреля 2008 года №323 «О полномочиях должностных лиц МВД по РБ по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях, предусмотренных Законом РБ от «Об административных правонарушениях»
Согласно п. 10 раздела 2 Должностной инструкции старшего государственного инспектора, в должностные обязанности старшего государственного инспектора входит: остановка транспортного средства и проверка документов на право пользования и управления им, а также документов на транспорт и перевозимый груз..
Доводы заявителей о том, что сотрудники ОГИБДД неправомерно проводили проверку предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, являются необоснованными, так как заявителями не представлено доказательств, подтверждающих, что в момент остановки транспортных средств и составления протоколов об административном правонарушении заявители осуществляли предпринимательскую деятельность, а должностные лица каким-либо образом вмешивались в предпринимательскую деятельность, препятствовали ее осуществлению.
Доводы заявителей о том, что должностные лица неправомерно остановили транспортные средства под их управлением, также являются необоснованными, так как в судебном заседании установлено, что в нарушение требований Правил дорожного движения на транспортных средствах, которыми управляли заявители, отсутствовали на лобовом стекле талоны технического осмотра транспортных средств, в связи с чем, транспортные средства, под управлением заявителей были оставлены и проведена проверка документов.
Согласно пункта 2.1.1 Правил дорожного движения водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников милиции передавать им для проверки: водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории, а в случае изъятия в установленном порядке водительского удостоверения - временное разрешение; регистрационные документы и талон о прохождении государственного технического осмотра на данное транспортное средство, апри наличии прицепа - и на прицеп; документ, подтверждающий право владения, или пользования, или распоряжения данным транспортным средством, а при наличии прицепа - и на прицеп - в случае управления транспортным средством в отсутствие его владельца; в установленных случаях путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов - документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов; страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.
Из выше сказанного следует, что должностными лицами правомерно были остановлены транспортные средства заявителей для проверки наличия у них документов, а именно талона технического осмотра.
Пунктом 5.1 Положения «Об организации на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования юридическими лицами всех форм собственности и индивидуальными предпринимателями», утвержденного решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 27 апреля 2006 г. N 10/24 предусмотрено, что право работы автобусов на регулярном маршруте общего пользования удостоверяется карточкой допуска к осуществлению перевозки пассажиров по автобусным регулярным маршрутам общего пользования, выданной Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан в лице отдела транспорта и связи управления по обеспечению жизнедеятельности города, лицензионной карточкой, путевым листом с отметкой Оператора и расписанием движения по маршруту.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что должностные лица органов ГИБДД имели право потребовать у заявителей предъявления карточки допуска к осуществлению перевозки пассажиров по автобусным регулярным маршрутам общего пользования, выданной Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан, так как наличие данного документа предусмотрено названным выше решением Совета ГО город Уфа.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований Хайруллина Н.М., Яфизова М.М., Басырова А.М., Гатауллина Ф.М., Фалалеева Д.Р. о признании незаконными действий должностных лиц ОГИБДД при УВД города Уфа Республики Башкортостан по остановке транспортных средств, проведению проверки предпринимательской деятельности, требованию представить для проверки документ, не предусмотренный Правилами дорожного движения РФ.
Поскольку судом отказано в признании указанных выше действий незаконными, то также отсутствуют основания для взыскания с МВД РФ в пользу заявителей судебных расходов.
Руководствуясь ст.ст. 194, 198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении заявлений Хайруллина Н.М., Яфизова М.М., Басырова А.М., Гатауллина Ф.М., Фалалеева Д.Р. о признании незаконными действий должностных лиц ОГИБДД при УВД по городу Уфа Республики Башкортостан по остановке транспортного средства, проведению проверки предпринимательской деятельности, требованию представить для проверки документ, не предусмотренный Правилами дорожного движения РФ, взыскании с Министерства внутренних дел Российской Федерации судебных расходов.
На решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме через Октябрьский районный суд города Уфы.
Судья А.В. Идрисова