дело № 2-2367/10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации31 августа 2010 года город Уфа
Октябрьский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Идрисовой А.В.,
при секретаре Вильдановой А.С.,
с участием помощника прокурора г. Уфы Шагиевой А.М. /удостоверение № 067798/, представителя ответчика Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан Быковой Н.В. /доверенность от 26 ноября 209 года №1/3850-13/, представителя ответчика Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан Мосунова И.М. /доверенность от 23 марта 2010 года/, представителя третьего лица Жилищной инспекции Жучковой Е.И. /доверенность от 28 октября 2008 года №5612/, представителя третьего лица Жилищной инспекции Носковой А.А. /доверенность от 08 октября 2008 года №5152/,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора города Уфы Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Совету городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании бездействия по не устранению нарушений закона в сфере тарифного регулирования,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Уфы Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании бездействия Администрации ГО город Уфа по не устранению нарушений закона в сфере тарифного регулирования, возложении обязанности в срок до 01 декабря 2010 года привести нормативы потребления коммунальных услуг на водоснабжение, водоотведение и отопление в соответствии с действующим законодательством, указав в обоснование иска, что прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства о тарифном регулировании в Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, в ходе данной проверки установлено, что решением Совета 18 сессии 23-го созыва Уфимского городского Совета Республики Башкортостан от 31 мая 2001 года утверждены временные нормативы водопотребления и водоотведения в жилищном фонде г. Уфы. Нормативы потребления на отопление установлены на основании решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 21 февраля 2006 года №8/12. В нарушении п. 5 Правил установления нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2006 года № 306, нормативы по водоснабжению и водоотведению, отоплению в г. Уфа не учитывают конструктивные и технические параметры многоквартирного дома, что влечет нарушение прав граждан на оплату коммунальных услуг в соответствии с объемом потребления.
Впоследствии истцом было подано уточнение к иску, в котором он просил признать бездействие Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан по устранению нарушений закона в сфере тарифного регулирования незаконным. Обязать ответчика привести нормативы потребления коммунальных услуг на водоснабжение, водоотведение и отопление в соответствие с действующим законодательством.
Определением суда от 27 июля 2010 года к участию в деле в качестве соответчика был привлечен Совет городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Определением суда от 31 августа 2010 года был принят отказ Прокурора г. Уфы Республики Башкортостан от иска в части требований к Совету городского округа город Уфа Республики Башкортостан и Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о возложении обязанностей привести нормативы потребления коммунальных услуг на водоснабжение, водоотведение и отопление в соответствие с действующим законодательством, производство по делу в этой части прекращено.
В судебном заседании помощник прокурора Шагиева А.М. заявленные требования о признании бездействия ответчиков по не устранению нарушений закона в сфере тарифного регулирования поддержала, просила удовлетворить по основаниям, изложенным в иске, с учетом поданного уточнения.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан Быкова Н.В. иск не признала в полном объеме, просила в удовлетворении отказать, пояснив, что Администрация ГО город Уфа является ненадлежащим ответчиком, так как в полномочия Администрации ГО город Уфа не входит принятие решений и изменений их по вопросу утверждения нормативов водопотребления, водоотведения и нормативов потребления отопления, поэтому устранить нарушение закона, Администрация не имеет возможности.
В судебном заседании представитель ответчика Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан Мосунов И.М. иск не признал в полном объеме, просил в удовлетворении отказать, указав, что в Совет ГО город Уфа не вносилось проектов об изменении названных выше решений, поэтому изменения в них не вносились. Также указал, что указанные прокурором решения были приняты до принятия Постановления Правительством РФ 23 мая 2006 года.
В судебном заседании представители третьего лица Жилищной инспекции Жучкова Е.И. и Носкова А.А. указали, что исковое заявление считают обоснованным.
Исследовав и оценив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, в редакции действующей на момент рассмотрения дела, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Редакция ст. 157 ЖК РФ, действующая до внесения изменений, предусматривала, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Решением Совета 18 сессии 23-го созыва Уфимского городского Совета Республики Башкортостан от 31 мая 2001 года были утверждены временные нормативы водопотребления и водоотведения в жилищном фонде г. Уфы.Нормативы расхода тепловой энергии на отопление жилых помещений установлены решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 21 февраля 2006 года № 8/12.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306 утверждены Правила установления нормативов потребления коммунальных услуг.
Согласно пункта 5 указанных Правил при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома:
- в отношении холодного и горячего водоснабжения - этажность, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, вид системы теплоснабжения (открытая, закрытая);
в отношении отопления - материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования;
в отношении водоотведения - износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, вид системы теплоснабжения (открытая, закрытая).
В нарушение пункта 5 Правил установления нормативов потребления коммунальных услуг нормативы по водоснабжению, водоотведению, отоплению в городе Уфе, установленные указанными выше Решениями Совета ГО город Уфа, не учитывают конструктивные и технические параметры многоквартирного дома, что влечет нарушение прав граждан на оплату коммунальных услуг в соответствии с объемом потребления.
Указанный факт представителями ответчиков в судебном заседании не оспаривался.
В силу ст. 17 решения Совета городского округа г. Уфа РБ «Об уставе городского округа г. Уфы Республики Башкортостан» от 15 декабря 2005 г. N 3/6 структуру органов местного самоуправления составляют: представительный орган городского округа, именуемый Советом; глава городского округа, именуемый председателем Совета; администрация городского округа, именуемая Администрацией. Изменение структуры органов местного самоуправления осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Устав. Решение Совета об изменении структуры органов местного самоуправления вступает в силу не ранее чем по истечении срока полномочий Совета, принявшего указанное решение. Финансирование расходов на содержание органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджета городского округа. Для реализации своих полномочий органы местного самоуправления могут образовывать коллегиальные органы (комиссии, советы и другие), положения о которых утверждаются соответствующими органами местного самоуправления.
Согласно ст. 25 Устава ГО г. Уфа в систему муниципальных правовых актов входят: 1) устав городского округа, правовые акты, принятые на местном референдуме; 2) нормативные и иные правовые акты Совета; 3) правовые акты председателя Совета, постановления и распоряжения главы Администрации, иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных настоящим Уставом. Совет по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Республики Башкортостан, настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории городского округа, а также решения по вопросам организации деятельности Совета. Решения Совета, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории городского округа, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов Совета, если иное не установлено Федеральным законом. Председатель Совета в пределах своих полномочий, установленных настоящим Уставом и решениями Совета, издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности Совета. Глава Администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Республики Башкортостан, настоящим Уставом, нормативными правовыми актами Совета, издает постановления по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Башкортостан, а также распоряжения по вопросам организации работы Администрации. Иные должностные лица местного самоуправления издают распоряжения и приказы по вопросам, отнесенным к их полномочиям муниципальными правовыми актами.
В силу ст. 28 Устава ГО г. Уфа проекты муниципальных правовых актов могут вноситься депутатами Совета, комиссиями Совета, председателем Совета, главой Администрации, органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан, а также органами государственной власти Республики Башкортостан. Порядок внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма прилагаемых к ним документов устанавливаются нормативным правовым актом органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления, на рассмотрение которых вносятся указанные проекты.
Согласно ст. 30 Устава ГО город Уфа муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами Республики Башкортостан, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти Республики Башкортостан).
Из выше сказанного следует, что после принятия Постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306 «Об утверждении Правил установления нормативов потребления коммунальных услуг», Решение Совета 18 сессии 23-го созыва Уфимского городского Совета Республики Башкортостан от 31 мая 2001 года и Решение Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 21 февраля 2006 года № 8/12 вступили в противоречие с нормами федерального законодательства, в связи с чем, Совет ГО г. Уфа в силу ст. 30 Устава ГО г. Уфа обязан был привести свои решения в соответствие с положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306, однако этого Советом ГО город Уфа сделано не было.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что бездействие Совета ГО город Уфы по не приведению решений в соответствие с требованиями федерального законодательства, по не устранению нарушений закона в сфере тарифного регулирования, является незаконным.
Доводы представителя Совета ГО город Уфа о том, что проекта об изменении названных выше Решений никем не вносилось, не освобождают Совет ГО город Уфы от обязанности внести изменения в свои решения в случае их противоречия федеральному законодательству.
При этом, суд считает, что Администрация ГО город Уфа по данным требованиям является ненадлежащим ответчиком, так как у Администрации ГО город Уфа не имеется полномочий на изменение решений Совета ГО г. Уфа, в силу ст. 28 Устава ГО г. Уфа у Администрации ГО г. Уфа имеется право, а не обязанность по внесению проектов муниципальных правовых актов, поэтому в удовлетворении исковых требований к Администрации ГО г. Уфа необходимо отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194-198,199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора города Уфы Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Совету городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании бездействия по не устранению нарушений закона в сфере тарифного регулирования частично удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан по не приведению Решения Совета 18 сессии 23-го созыва Уфимского городского Совета Республики Башкортостан от 31 мая 2001 года и Решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 21 февраля 2006 года № 8/12 в соответствие с положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306.
В удовлетворении исковых требований Прокурора города Уфы Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании бездействия по не устранению нарушений закона в сфере тарифного регулирования отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы или кассационного представления через Октябрьский районный суд г. Уфы.
Судья подпись А.В. Идрисова