Дело №2-4018/10
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 сентября 2010 года г. Уфа
Октябрьский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующей судьи Даутовой Р.М.,
с участием прокурора Дашкиной Р.М.
при секретаре Хасановой Э.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Октябрьского района г. Уфы в интересах неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «ЖЭУ-№75» об обязании разработать допустимые выбросы в атмосферный воздух, утверждение проекта в Приуральском управлении по технологическому и атомному надзору, получении разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, об обязании ежегодно в установленном порядке представлять отчет 2ТП-воздух,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Октябрьского района г. Уфы, в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «ЖЭУ-№75» (далее по тексту ООО «ЖЭУ-№75») об обязании разработать допустимые выбросы в атмосферный воздух, утверждение проекта в Приуральском управлении по технологическому и атомному надзору, получении разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, об обязании ежегодно в установленном порядке представлять отчет 2ТП-воздух. В обоснование указал, что проведенной прокуратурой Октябрьского района г. Уфы проверкой установлено что ООО «ЖЭУ-№75» в ходе своей хозяйственной деятельности осуществляет выброс вредных веществ в атмосферный воздух источниками загрязнения атмосферы (пост сварки, покраски, гаражный бокс, передвижные источники выбросов арендованный автотранспорт и техника), в отсутствие утвержденных нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух, разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнения, отчеты по форме 2ТП (воздух) при наличии вышеуказанных источников негативного воздействия за Дата обезличена год с ООО «ЖЭУ-№75» не сданы. В обоснование иска ссылаются на ст. 22 Федерального закона «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ от 10 января 2007 года, ст. 14, 22, 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» №96-ФЗ от 04 мая 1999 года, Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного постановлением Правительства РФ от 02 марта 2000 года №183. Факт указанного нарушения подтверждается справкой о результатах проверки соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования от Дата обезличена года, информацией -----.
В судебном заседании прокурор Дашкина Р.М. исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика ООО «ЖЭУ № 75» в судебное заседание не явился, извещен по адресу проживания, суд считает возможным с учетом ст. 167 Гражданского процессуального кодекса, рассмотреть дело в отсутствие не явившегося участника процесса.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит иск Прокурора Октябрьского района г. Уфы в интересах неопределенного круга лиц подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
в с п.1 ст. 22, ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 04 мая 1999 года №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников.
Судом установлено, что ООО «ЖЭУ-№75» осуществляет эксплуатацию и ремонт жилого фонда, оказание услуг населению и извлечении прибыли. Основными видами деятельности являются: строительство, капитальный и текущий ремонт зданий, сооружений, жилых домов, инженерных сетей, оборудования; содержание, обслуживание, эксплуатация жилищного фонда, благоустройство и уборка территорий, транспортные услуги.
Прокурор Октябрьского района города Уфы в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что ответчик не соблюдает требования природоохранного законодательства при эксплуатации передвижных источников и гаража.
Согласно п.8 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02 марта 2000 года №183 разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов обеспечивается юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и дынных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности).
В силу п. 1 ст. 22 Федерального закона от 10 января 2007 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливается ряд нормативных допустимого воздействия на окружающую среду.
При этом, согласно п.1 ст. 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения выданного органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим государственное управление в области окружающей среда.
Как усматривается из материалов дела, согласно справки о результатах проверки соблюдения действующего законодательства РФ и РБ от Дата обезличена года установлено, что отсутствует приказ о назначении должностного лица, ответственного за экологический контроль, к работе с опасными отходами допущены лица не прошедшие профессиональную подготовку, не составлены паспорта опасных отходов 1-4 классов опасности, не произведены расчеты платы негативного воздействия на окружающую среду, плата за негативное воздействие на окружающую среду не вносится, не сдается отчет по форме 2ТП-воздух. В установленном порядке не представлен, не разработан проект предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, отсутствует разрешение на выбросы.
Дата обезличена года при проверке прокуратурой Октябрьского района г. Уфы РБ соблюдения ООО «ЖЭУ-№75» требований природоохранного законодательства при осуществлении деятельности выявлены сокрытие (несвоевременное сообщение) полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов и ли иного воздействия на них, а также невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду. На момент проверки в результате ведения ООО «ЖЭУ-№75» согласно утвержденному Уставу хозяйственной деятельности - содержание, обслуживание, эксплуатация подведомственного участка жилищного фонда, благоустройство и уборка территорий, транспортные услуги, предприятием эксплуатируются источники загрязнения атмосферного воздуха, а именно: сварочный пост, покраска, арендуемые транспортные средства, гараж для ремонта и техобслуживания автотранспорта и другие. Согласно методическому пособию по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух» (СПб, 2002г), введенного в действие письмом Ростехнадзора от 24.12.2004 года № 14-01-333 гаражный бокс, эксплуатируемый для осуществления общего и кузовного ремонта автомобилей, является стационарным источником загрязнения атмосферного воздуха. При этом согласно методике проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для автотранспортных предприятий (расчетным методом) выделяются в атмосферный воздух вредные (загрязняющие) вещества, а именно: пары бензина, оксиды углерода и азота, диоксид серы, сварочная аэрозоль, марганец и его соединения, железа оксид, пыль неорганическая и другие.
В результате эксплуатации ООО «ЖЭУ-№75» здания, расположенного по адресу: Адрес обезличен в целях осуществления своей уставной деятельности образуются отходы производства и потребления 1-5 классов опасности: отходы от уборки помещений, организаций, остатки и огарки стальных сварочных электродов, абразивные пыль и отработанные круги, отработанные масла автомобильные и обтирочный материал, загрязненный маслами и другие.
Предприятие является посредником между населением, арендаторами и ------ по уборке города на предоставление услуг по вывозу отходов. ООО «ЖЭУ-№75» предоставляет металлические контейнеры для временного накопления отходов 4 и 5 класса опасности, находящиеся около жилых домов и других предприятий. Вывоз (транспортирование), прием и размещение отходов производства и потребления осуществляется силами ------ по уборке города согласно договору от Дата обезличена г. Номер обезличен
В нарушение статей 12,14,22,30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» №96-ФЗ от 04 мая 1999 г., статей 22, 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ от 10 января 2007 г. ООО «ЖЭУ-№75» не имеет в установленном порядке разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу от вышеуказанных источников загрязнения, а также согласованных нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Постановлением о назначении административного наказания Номер обезличен от Дата обезличена года ----- установлено, директором ООО «ЖЭУ № 75 » Ф.И.О. сокрыта (не представлялась в установленном порядке) информация о состоянии окружающей среды, об источниках ее загрязнения, а именно не представлены годовые отчеты за Дата обезличена год по вышеуказанным формам, признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.5 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа.
Постановлением о назначении административного наказания Номер обезличен от Дата обезличена года ----- управления установлено, ООО «ЖЭУ-№75» осуществляет выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух без специального разрешения, директор ООО «ЖЭУ № 75» Ф.И.О., который должен осуществлять контроль за получением специального разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от источников загрязнения признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа.
Таким образом, из материалов дела следует, что ООО «ЖЭУ № 75», которому суд, в порядке подготовки дела к судебному разбирательству, разъяснил положения ст. 56 ГПК РФ, не представил доказательств, подтверждающих, что им получено в установленном порядке разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу, а также проведена инвентаризация данных источников и разработаны нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Тем самым, нарушаются права граждан, на благоприятную окружающую среду.
Далее, согласно ч.1 ст. 30 Федерального закона от 04 мая 1999 года №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны предоставлять в установленном порядке органам, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, своевременную, полную и достоверную информацию по вопросам охраны атмосферного воздуха.
Форма федерального государственного статистического наблюдения №2-ТП (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха», утвержденная Постановлением Росстата №26 от 28 июня 2006 года предусматривает представление отчетности по данной форме в территориальный орган Ростехнадзора в срок до 22 января.
Как установлено ранее, в ООО «ЖЭУ-75» имеются стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, данный факт ответчиком не оспорен.
Согласно проверке, отчет по форме 2-ТП (воздух) при наличии вышеуказанных источников негативного воздействия за 2009 года ответчиком не сдан.
Атмосферный воздух является одним из жизненно важных компонентов окружающей среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных. Таким образом, отсутствие нормативов предельно допустимых выбросов от вышеуказанных источников загрязнения атмосферного воздуха и отсутствие разрешения является нарушением конституционных прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что ответчик обязан разработать предельно допустимые выбросы в атмосферный воздух, утвердить проект в Приуральском управлении по технологическому и атомному надзору и получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, ежегодно в установленном порядке представлять отчет 2ТП-воздух, что влечет удовлетворение иска прокурора Октябрьского района города Уфы в интересах неопределенного круга лиц.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
иск Прокурора Октябрьского района г. Уфы в интересах неопределенного круга лиц - удовлетворить:
обязать Общество с ограниченной ответственностью «ЖЭУ-№75» разработать предельно допустимые выбросы в атмосферный воздух, утвердить проект в Приуральском управлении по технологическому и атомному надзору и получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, представлять в установленном порядке отчеты 2ТП-воздух.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «ЖЭУ-№75» госпошлину в доход государства в сумме 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме через Октябрьский районный суд города Уфы.
Судья Р.М. Даутова