иск Ильинцевой к Пенсионному фонду о признании права на материнский капитал



Дело № 2-3768/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 сентября 2010 года город Уфа

Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе:

судьи Идрисовой А.В.,

при секретаре Бурыловой Е.Л.,

с участием истца Ильинцевой Л.Р., представителя ответчика ГУ УПФ РФ в Октябрьском районе г. Уфы - Шабаевой А.Х. /доверенность от 11 января 2010 года №05-01, удостоверенная начальником Управления Туляковой Г.Х./,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ильинцева Л.Р. к Государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда РФ в Октябрьском районе города Уфы» о возложении на ответчика обязанности устранить нарушение прав, принять заявление о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал,

УСТАНОВИЛ:

Ильинцева Л.Р. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ по Октябрьскому району г. Уфы о возложении на ответчика обязанности устранить нарушение прав, принять заявление о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.

В обоснование иска указала на то, что ею в ГУ УПФ РФ в Октябрьском районе г.Уфы РБ подавались заявления на выдачу государственного сертификата на материнский (семейный) капитал с приложением копий необходимых документов, в том числе справки по форме № от ДД.ММ.ГГГГ № о рождении первого ребенка и свидетельства о рождении серии II-AP № от ДД.ММ.ГГГГ - на второго ребенка. В ответ были получены отказы в принятии заявлений. Ответчик сослался на то, что при подаче заявлений нарушен п.5 Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. Также ответчик указал, что единственным документом, подтверждающим факт рождения ребенка, является свидетельство о рождении ребенка. Также истцом была направлена претензия в адрес ответчика. Считает, что изложенные ответчиком доводы нормативно не обоснованы, в соответствии с федеральным законом № 256-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ она приобрела право на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. При этом, отсутствие свидетельства о рождении первого ребенка, не является обстоятельством, препятствующим в получении сертификата в соответствии с законом.

В судебном заседании истец Ильинцева Л.Р. поддержала заявленные исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика УПФ РФ в Октябрьском районе г.Уфы - Шабаева А.Х. иск не признала и пояснила, что в соответствии с пунктом 5 Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдаче сертификата, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 года № 873, п.п.8 п.2 ст.4 Закона РФ от 29 декабря 2006 года №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» к заявлению, в качестве документа, подтверждающего рождение детей необходимо предъявление заявителем копий свидетельств об их рождении. Порядок реализации названного Закона также подтверждает факт государственной поддержки семей имеющих детей, при этом «иметь» предполагает наличие живых детей. В удовлетворении требований просит отказать.

Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд полагает требования истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 47 ГК РФ акты гражданского состояния, как рождения или смерть гражданина, подлежат государственной регистрации.

Согласно п.1 ст. 20 Федерального закона №143-ФЗ от 15 декабря 1997 года «Об актах гражданского состояния» государственная регистрация рождения ребенка, родившегося мертвым, производится на основании документа установленной формы о перинатальной смерти, выданного медицинской организацией или частнопрактикующим врачом. Свидетельство о рождении ребенка, родившегося мертвым, не выдается. По просьбе родителей (одного из родителей) выдается документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения мертвого ребенка.

Согласно п. 2Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 года № 873 (в ред. Постановления Правительства РФ от 22 сентября 2008 года № 709) сертификат является именным документом, подтверждающим право на дополнительные меры государственной поддержки, предусмотренные Федеральным законом "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".

Судом установлено, что у Ильинцевой Л.И. и ФИО10 ДД.ММ.ГГГГ родился ребенок, родившийся мертвым, о чем имеется актовая запись о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12).

ФИО11 рождена ДД.ММ.ГГГГ, родителями которой являются также Ильинцева Л.Р. и ФИО12 о чем имеется актовая запись № от ДД.ММ.ГГГГ в отделе ЗАГС по Октябрьскому району г. Уфы и выдано свидетельство о рождении II -AP № (л.д. 13).

Ильинцевой Л.Р. поданы заявления в УПФ РФ в Октябрьском районе г. Уфы установленной формы о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ решениями ответчика Ильинцевой Л.Р. было отказано принятии ее заявлений, ввиду отсутствия у нее права на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержке семей, имеющих детей» от 29 декабря 2006 года право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года, граждан Российской Федерации независимо от места их жительства.

Как указано в преамбуле Закона «Настоящий Федеральный закон устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь». То есть, закон предусматривает материальную государственную поддержку семьям, имеющим детей, а не женщинам, родившим второго и более ребенка. Это подтверждается: текстом ст. 1 Закона, где указано, что законодательство Российской Федерации о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также из издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Согласно ст. 4 Закона № 256-ФЗ в целях обеспечения учета лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, и реализации указанного права осуществляется ведение федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки (далее регистр). Регистр должен содержать, в том числе сведения о детях (фамилию, имя отчество, пол, дату и место рождения, реквизиты свидетельств о рождении, очередность рождения (усыновления), гражданство).

В ст. 23 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» от 15 ноября 1997 года №143-ФЗ (в редакции от 23 июля 2008 года) перечислены сведения, которые должно содержать свидетельство о рождении.

Таким образом, из правового смысла положений Закона №256-ФЗ, в том числе ст.ст. 1, 3, 4, п.п. 1, 2 ч. 3 ст. 7, ч. 4 ст. 10 следует, что право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 01 января 2007 года, при наличии в живых, на момент обращения, первого ребенка и второго рожденного. Целью указанного закона является стимулирование рождения в семье второго ребенка и оказание в этом случае дополнительных мер государственной поддержки этим семьям, имеющих детей.

Как установлено судом, на момент обращения за государственным сертификатом у истицы в семье имеется только один ребенок, один ребенок родился мертвым.

Анализируя собранные по делу доказательства в их совокупности, суд полагает, что у истицы, в связи с рождением мертвого первого ребенка не возникло право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом № 256-ФЗ от 29 декабря 2006 года, поэтому в иске необходимо отказать.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

В удовлетворении иска Ильинцевой Л.Р. к Государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда РФ в Октябрьском районе города Уфы» о возложении на ответчика обязанности устранить нарушение прав, принять заявление о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме через Октябрьский районный суд города Уфы.

Судья подпись А.В. Идрисова