дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 сентября 2010 года город Уфа
Октябрьский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Гафуровой Р.К.
при секретаре Кузнецовой К.Н.
с участием представителя истца - Рахматуллиной Л.Ф., действующей по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, представителя ответчика - <данные изъяты> действующей по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Николаевой М.Ш. к Администрации Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным решения об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, признании права на включение в список лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем,
у с т а н о в и л:
Николаева М.Ш. предъявила иск к Администрации Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным решения об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, признании права на включение в список ветеранов Великой Отечественной война, инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем.
В обоснование исковых требований истцом указано, что в ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Администрацию Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан с заявлением о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и включении в список ветеранов Великой Отечественной Войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обсечению жильем за счет средств федерального бюджета.
В удовлетворении заявления было отказано решением от ДД.ММ.ГГГГ на том основании, что ею, якобы, совершены действия, в результате которых она обрела нуждаемость в улучшении жилищных условий.
Она, являясь супругой (вдовой) умершего участника, инвалида войны (ФИО6), не вступившей в повторный брак, в соответствии с п.п.4 п.1 ст.23, п.2 ст.23 ФЗ «О ветеранах» №5 от 12 января 1995 года с изменениями от 21.12.2009 года и 06.05.2010 года, а также Указа Президента РФ №714 от 07 мая 2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941 - 1945 годов» с изменениями от 09 января 2010 года, имеет право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в случае признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 08 июня 2006 года №12/22 состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право граждане, имеющие уровень обеспеченности общей площадью на одного человека не менее 12 кв.м.
Она проживает в малосемейном квартире общей площадью 21,6 кв.м. вместо с дочерью ФИО7 по адресу: <адрес>, собственником которой с ДД.ММ.ГГГГ является ее дочь -ФИО7
Таким образом, на нее с дочерью - ФИО7 приходится 21,6 кв.м. общей площади, а с учетом нормы в 12 кв.м. на каждого из них приходится 10,8 кв.м., в связи с чем она является нуждающейся в улучшении жилищных условий со всеми вытекающими из данного обстоятельства правами, предусмотренными ЖК РФ, ФЗ «О ветеранах» и Указом Президента РФ от 07 мая 2008 года.
Администрация Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан усматривает, что ею совершены действия, в результате которых она обрела нуждаемость в жилых помещениях, которые выразились, по мнению органа местного самоуправления, в том, что ее дочь ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировалась в <адрес>, т.е. после внесения изменений в Указ Президента РФ №714 от 07 мая 2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» и в Федеральный закон от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», которые внесены 21.12.2009 года и 09.01.22010 года.
Ранее указанными актами предусматривалось, что жильем могут быть обеспечены ветераны и члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной Войны, нуждающихся в улучшении жилищный условий, и вставшие на учет до 01 марта 2005 года. Внесенными в декабре 2009 года и в январе 2010 года изменениями данные ограничения исключены. В связи с чем, по предположению органа местного самоуправления, ее дочь - ФИО7 зарегистрировалась в <адрес> после января 2010 года с целью умышленного уменьшения общей площади.
Администрация Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан не учла, что в силу ст. 209 ГК РФ и ст.30 ЖК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением. Из чего следует, что право пользования (проживания) квартирой, собственником которой является ее дочь ФИО7, возникло у нее с момента приобретения ею права собственности, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ, независимо от того, зарегистрирована она в ней или нет. Право проживания у ФИО7 возникло до внесения изменений в Федеральный закон №5ФЗ и Указ Президента №714.
Таким образом, нуждаемость в улучшении жилищных условий была обретена уже ДД.ММ.ГГГГ, т.е. до снятия Указом и Законом ограничений по срокам постановки на учет. Вставать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий на общих основаниях, т.е. не в соответствии с Законом «О ветеранах» и Указом, а в соответствии с жилищным законодательством, она намерений не имела. Отсутствие таких намерений подтверждается тем фактом, что никогда ранее, а также ни в декабре 2009 года, ни в январе и в феврале 2010 года с таким заявлением в Администрацию Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан не обращалась, хотя уже ДД.ММ.ГГГГ фактически обрела нуждаемость. Обратилась лишь в марте, т.е. когда узнала, что в конце декабря 2009 года и в январе 2010 года в Указ и в Закон были внесены изменения (а именно сняты ограничения по срокам постановки на учет), в соответствии с которыми она попала под категорию лиц, имеющих право на льготное обеспечение жильем.
Таким образом, с момента фактического обретения права быть признанной нуждающейся в улучшении жилищных условий и до момента обращения с соответствующим заявлением в Администрацию прошло три месяца, что свидетельствует об отсутствии у нее умысла намеренно ухудшать свои жилищные условия с целью постановки на учет нуждающихся в их улучшении.
Она является инвалидом третьей группы по профессиональному заболеванию, находится под постоянным наблюдением участкового врача, которого вынуждена вызывать на дом в связи с учащающимися приступами, а также приходится вызывать скорую помощь. Врач рекомендовал ей не проживать одной, поэтому дочь живет с ней.
В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования по указанным выше основаниям.
Представитель ответчика исковые требования не признал по доводам, изложенным в письменном отказе в принятии истца на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 3 ст.1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (ст.5 ЖК РФ).
Быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий могут указанные в ст.49 ЖК РФ категории граждан, определенные федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно Указу Президента Российской Федерации №714 от 07 мая 2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (с изменениями от 09 января 2010 года), государственная поддержка по обеспечению жильем предоставляется нуждающимся в улучшении жилищных условий ветеранам Великой Отечественной войны, членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, вне зависимости от даты принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федерального закона от 12 января 1995 года N5-ФЗ «О ветеранах», с изменениями от 21 декабря 2009 года.
На основании ст.14 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 года №5ФЗ (в редакции от 27.07.2010 года) инвалидам войны предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающимися в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Также статьей 15 Федерального закона «О ветеранах» предусмотрены меры социальной поддержки участников Великой Отечественной войны, аналогичные приведенным выше.
Перечень оснований для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях установлен статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Статьями 31 и 69 ЖК РФ определяется понятие членов семьи собственника и нанимателя жилого помещения.
На основании решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 08 июня 2006 года №12/22 состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право граждане, имеющие уровень обеспеченности общей площадью на одного человека менее 12 кв.м.
Установлено, что Николаева М.Ш., ДД.ММ.ГГГГ, является вдовой инвалида Великой Отечественной войны - ФИО6, о чем имеется справка № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15).
Данные обстоятельства также подтверждаются свидетельством о заключении брака серии III - АР № от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о смерти ФИО6 серии I - АР № от ДД.ММ.ГГГГ и справкой № (л.д.27 - 28, 30).
Согласно справки о регистрации от ДД.ММ.ГГГГ Николаева М.Ш. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, общей площадью - 21,60 кв.м. и жилой - 12,40 кв.м.
В указанной выше квартире помимо истца с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована ее дочь - ФИО7 (л.д.51).
В связи с указанными выше обстоятельствами, истица обратилась в Администрацию Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и включении ее в список Ветеранов Великой Отечественной Войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обсечению жильем за счет средств федерального бюджета.
Администрация Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан отказала истцу в принятии ее на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и включения в список Ветеранов Великой Отечественной Войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной Войны, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, указав, что Николаева М.Ш. совершила действия, в результате которых она может быть признана нуждающейся в жилых помещениях, так как ее дочь - ФИО7 зарегистрировалась по месту жительства после внесения изменений в Указ Президента Российской Федерации №714 от 07.05.2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» и Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» (л.д.71-72).
Из материалов дела следует, что истица с дочерью - ФИО7 зарегистрирована и проживает в однокомнатной <адрес>, общей площадью <адрес>,3 кв.м., общей площадью жилого помещения - 21,6 кв.м., в том числе жилой - 12,4 кв.м. <адрес>, собственниками которой является ФИО7
На основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ Николаева М.Ш. подарила дочери - ФИО7 указанную выше квартиру, право собственности на объект недвижимости зарегистрировано на дочь истца ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13-14).
Между тем, то обстоятельство, что истица подарила принадлежащую ей на праве собственности квартиру, а также что ее дочь зарегистрировалась по месту жительства в квартире, принадлежащей ей на праве собственности, лишь ДД.ММ.ГГГГ, не свидетельствует о совершении истцом действий, в результате которых она приобрела нуждаемость в жилых помещениях.
Из представленных суду документов следует, что истица является инвалидом третьей группы, по состоянию здоровья истица нуждается в постороннем уходе, вследствие чего проживает с дочерью в квартире, в которой уровень обеспеченности общей площади на одного человека менее 12 кв.м., следовательно, в силу ст.51 ЖК РФ имеются основания для признания истца нуждающимся в жилых помещениях.
Ответчик не представил доказательств того, что истица сознательно ухудшила жилищные условия с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Поскольку истица нуждается в улучшении жилищных условий, является вдовой инвалида Великой Отечественной войны, следовательно, она имеет право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах».
При таких обстоятельствах, суд признает незаконным отказ Администрации Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан в принятии Николаевой М.Ш. на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях и включения в список ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета и принимает решение об обязанности ответчика устранить в полном объеме допущенное нарушение жилищных прав истца.
Руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
удовлетворить исковые требования Николаевой М.Ш. к Администрации Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным решения об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, признании права на включение в список лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем.
Признать незаконным отказ Администрации Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ в принятии Николаевой М.Ш. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и включения в список лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем.
Обязать Администрацию Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан принять Николаеву М.Ш. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и включить в список ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан через районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: Р.К. Гафурова