Дело № 2-3872/10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 сентября 2010 года город Уфа
Октябрьский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе
судьи Даутовой Р.М.,
при секретаре Хасановой Э.А.,
с участием представителя заявителя Назмиева И.М. - Заборского Ю.А.- действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № удостоверенной нотариусом Ф.И.О.., представителя ответчика МВД РФ Гирфанова В.Р. /доверенность от ДД.ММ.ГГГГ года №/, представителя ответчика МВД РФ Гирфанова В.Р. /доверенность от ДД.ММ.ГГГГ года №/
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Назмиева И.М. о признании действий госинспектора ОГИБДД УВД по г. Уфа Исламова М.М. незаконными,
У С Т А Н О В И Л :
Назмиев И.М. обратился в суд с заявлением о признании действий должностного лица ОГИБДД при УВД по городу Уфа Исламова М.М. по остановке транспортного средства, проведению проверки предпринимательской деятельности, требованию представить для проверки документ, не предусмотренный Правилами дорожного движения РФ незаконными, указав в обоснование требований, что ДД.ММ.ГГГГ года его остановил сотрудник ОГИБДД при УВД по г. Уфа Исламов М.М., при этом, не были указаны причины остановки. Исламов М.М. потребовал от заявителя карточку допуска, которой у заявителя не имелось. На основании чего был составлен протокол об административном правонарушении. Указанные действия заявитель считает незаконными, так как полномочия сотрудников ГИБДД МВД РФ по осуществлению контроля в области предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров автотранспортом не предусмотрены, а кроме того, правилами дорожного движения не предусмотрено наличие у заявителя карточки допуска. Просит взыскать с МВД РФ понесенные расходы по оформлению нотариальной доверенности в размере 300 рублей и оплате госпошлины в суд в размере 600 рублей.
Представитель заявителя Заборский Ю.А. в судебном заседании заявление Назмиева И.М. поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в них, просил удовлетворить, также пояснил, что действия сотрудников ГИБДД не предусмотрены действующим законодательством. Так как водитель не обязан в соответствии с требованиями ПДД иметь карточку допуска к маршруту, а должностные лица в связи с этим не имеют права требовать такую карточку. Также указал, что заявитель, управлявший автобусом были неправомерно, без каких-либо оснований остановлен должностным лицом для проведении проверки документов.
Представитель ответчика МВД РФ Гирфанов В.Р. в судебном заседании заявленные требования не признал, просил в их удовлетворении отказать, указав, что действительно имел место факт остановки сотрудником ГИБДД Назмиева, управлявшего автобусом. Были выявлены нарушения, вследствие чего был составлен соответствующий протокол. Действия инспектора были совершены в рамках его полномочий. Ограничений в сфере предпринимательской деятельности в результате действий должностных лиц не было. Возможно у Назмиева отсутствовал техталон.
Заявитель Назмиев И.М., должностное лицо Исламов М.М., в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены, на судебное заседание не явились. Суд считает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив материалы дела, суд считает, что заявление Назмиева И.М. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 1 Закона РБ «Об административных правонарушениях» Законодательство Республики Башкортостан об административных правонарушениях основывается на Конституции Российской Федерации, Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, федеральных законах, Конституции Республики Башкортостан и состоит из настоящего Закона.
В силу ст. 3 указанного Закона настоящим Законом осуществляется правовое регулирование в области законодательства об административных правонарушениях в пределах ведения Республики Башкортостан, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Лицо подлежит административной ответственности за совершение административных правонарушений, установленных настоящим Законом, при отсутствии признаков правонарушений, предусмотренных федеральным законодательством.
Согласно п. 1. ч.2 ст. 70 названного Закона помимо случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица республиканских органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, законами Республики Башкортостан либо нормативными правовыми актами Президента Республики Башкортостан или Правительства Республики Башкортостан - должностные лица органов внутренних дел - об административных правонарушениях.
ДД.ММ.ГГГГ года в отношении Назмиева И.М. составлен протокол об административном правонарушении за то, что ДД.ММ.ГГГГ года он осуществлял пассажирские перевозки на коммерческой основе, при этом отсутствовала карточка допуска, чем нарушены п.п. 5.1, 5.2, 5.3 «Положения об организации на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования» и ст. 30.1 ч. 3 Закона РБ «Об административных правонарушениях».
Постановлением мирового судьи судебного участка № по Калининскому району г. Уфы от ДД.ММ.ГГГГ года производство по делу в отношении Назмиева И.М. об административном правонарушении по п. 3 ст. 30.1 Закона Республики Башкортостан «Об административных правонарушениях» прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.
Приказом № 865 от 17 июля 2009 года МВД по РБ, утвержден перечень должностных лиц МВД по РБ, уполномоченных составлять протоколы по делам об административных правонарушениях, предусмотренных Законом РБ от 04 июня 2004 года №84-з «Об административных правонарушениях».
В пункте 1.4 Перечня должностных лиц МВД по РБ, уполномоченных
составлять протоколы до делам об административных правонарушениях,
предусмотренных Законом РБ от 04 июня 2004 года №84-з «Об
административных правонарушениях», указан - старший государственный инспектор, государственный инспектор, инспектор подразделений технического надзора регистрационной и экзаменационной деятельности Госавтоинспекции, старший государственный инспектор дорожного надзора, государственный инспектор дорожного надзора.
Согласно п. 3 признан утратившим силу приказ МВД по РБ от 17 апреля 2008 года №323 «О полномочиях должностных лиц МВД по РБ по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях, предусмотренных Законом РБ «Об административных правонарушениях».
Согласно п. 10 раздела 2 Должностной инструкции старшего государственного инспектора, в должностные обязанности старшего государственного инспектора входит: остановка транспортного средства и проверка документов на право пользования и управления им, а также документов на транспорт и перевозимый груз.
Довод заявителя о том, что сотрудник ОГИБДД неправомерно проводил проверку предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, является необоснованным, так как заявителем не представлено доказательств, подтверждающих, что в момент остановки транспортного средства и составления протокола об административном правонарушении заявитель осуществлял предпринимательскую деятельность, а должностные лица каким-либо образом вмешивались в предпринимательскую деятельность, препятствовали ее осуществлению,
Довод заявителя о том, что должностным лицом неправомерно остановлено транспортное средство под его управлением, также являются необоснованным, так как в судебном заседании установлено, что в нарушение требований Правил дорожного движения на транспортном средстве, отсутствовал талон технического осмотра транспортных средств, в связи с чем, транспортное средство, под управлением Назмиева И.М. было оставлено и проведена проверка документов.
Согласно пункта 2.1.1 Правил дорожного движения «водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников милиции передавать им для проверки: водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории, а в случае изъятия в установленном порядке водительского удостоверения временное разрешение; регистрационные документы и талон о прохождении государственного технического осмотра на данное транспортное средство, а при наличии прицепа - и на прицеп».
С учетом указанного, суд приходит к выводу о том, что должностным лицом правомерно было остановлено транспортное средство заявителя для проверки наличия у него документов.
Пунктом 5.1 Положения «Об организации на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования юридическими лицами всех форм собственности и индивидуальными предпринимателями», утвержденного решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 27 апреля 2006 г. N 10/24 предусмотрено, что право работы автобусов на регулярном маршруте общего пользования удостоверяется карточкой допуска к осуществлению перевозки пассажиров по автобусным регулярным маршрутам общего пользования, выданной Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан в лице отдела транспорта и связи управления по обеспечению жизнедеятельности города, лицензионной карточкой, путевым листом с отметкой Оператора и расписанием движения по маршруту.
Таким образом, должностное лицо органов ГИБДД имеет право потребовать у заявителя предъявления карточки допуска к осуществлению перевозки пассажиров по автобусным регулярным маршрутам общего пользования, выданной Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан, так как наличие данного документа предусмотрено названным выше решением Совета городского округа город Уфа.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что имеются основания для отказа в удовлетворении требования Назмиева И.М. о признании незаконными действий госинспектора ОГИБДД УВД по г. Уфа Исламова М.М.. В связи с этим также отсутствуют основания для взыскания с МВД РФ в пользу заявителя судебных расходов.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199, 441 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
в удовлетворении заявления Назмиева И.М. о признании действий госинспектора ОГИБДД УВД по г. Уфа Исламова М.М. незаконными отказать за необоснованностью.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме через Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан.
Судья: Р.М. Даутова