решение по заявлению Ермакович об оспаривании постановления Администрации городского округа город Уфа, не вступило в законную силу



дело №2-2634/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 сентября 2010 года город Уфа

Октябрьский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе

председательствующего судьи Гафуровой Р.К.

при секретаре Кузнецовой К.Н.

с участием - Ермакович Ф.Г., представителя Ермакович Ф.Г. - <данные изъяты>., действующего по доверенности от 15 июня 2010 года, представителя Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - <данные изъяты>., действующей по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ермакович Ф.Г. о признании недействительным решения органа местного самоуправления,

у с т а н о в и л:

Ермакович Ф.Г. обратилась в суд в порядке главы 25 ГПК РФ и просит признать незаконным постановление главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан №664 от 12 февраля 2010 года в части признания аварийным и подлежащим сносу дом <адрес>; признать незаконными действия Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в лице межведомственной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан по принятию заключения о признании аварийным и подлежащим сносу дом <адрес>; обязать главу Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан отменить постановление №664 от 12 февраля 2010 года в части признания аварийным и подлежащим сносу дом <адрес>

В обоснование требований заявителем указано, что она является собственником <адрес>.

12 февраля 2010 года было принято постановление главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан №664, согласно которому их дом признан аварийным и подлежащим сносу.

16 февраля 2010 года и.о. директора Специализированного муниципального учреждения «Центр недвижимости» городского округа город Уфа Республики Башкортостан, ссылаясь на вышеуказанное постановление, а также на постановление главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан №649 от 11 февраля 2010 года подписал письмо с требованием о реконструкции или сносе жилого помещения в тридцатидневный срок, которое ей вручено 20 февраля 2010 года. Какие - либо иные документы (оспариваемое постановление, заключение межведомственной комиссии) ей представлены не были.

26 февраля 2010 года она обратилась с заявлением в Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан об ознакомлении ее с оспариваемым постановлением и заключением межведомственной комиссии, однако, с указанными документами она не ознакомлена.

Считает, что постановление главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан №664 от 12 февраля 2010 года принято с нарушением порядка, предусмотренного Положением «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу», утвержденного постановлением Правительства РФ №47 от 28 января 2006 года.

В нарушение пунктов 7, 44 Положения, указанного выше, она, как собственник жилого помещения в доме, не была привлечена к работе межведомственной комиссии с правом совещательного голоса, не ознакомлена с заключением комиссии; лишена права участвовать в работе межведомственной комиссии, не смогла представить свои возражения по поводу признания дома аварийным, не ознакомлена с решением органа власти, т.е. незаконно лишена возможности защищать свои права.

Указанные выше нарушения со стороны Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан и её рабочего органа в лице межведомственной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан, направленные на отчуждение принадлежащей ей собственности, нарушают предоставленное ей частью 1 статьи 209 ГК РФ право владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Срок, предоставленный Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан для сноса или реконструкции их дома, не является разумным. Данный срок должен включать в себя время, необходимое для выполнения следующих действий:

а) проведение собрания собственников помещений в доме; выбор
уполномоченных лиц на получение необходимых разрешений и заключение
договоров;

б) сбор средств на разработку проектной документации для сноса или
реконструкции здания, поиск инвесторов, заключение соглашения с
инвестором;

в) разработка проектной документации по сносу или реконструкции
здания;

г) согласование проектной документации, получение разрешения на снос
или реконструкцию здания;

д) решение вопросов, связанных с временным проживанием жителей
дома на период осуществления сноса или реконструкции здания;

е) поиск строительной организации для осуществления сноса или
реконструкции здания, заключение соглашения;

ж) осуществление сноса или реконструкции здания.

Для решения всех вопросов, связанных с осуществлением сноса здания, необходим срок не менее года.

Учитывая, что требование о сносе или реконструкции дома было подписано 16.02.2010 года и передано ей 20.02.2010 года, она до настоящего времени не ознакомлена с заключением межведомственной комиссии, т.е. лишена возможности выполнить вышеизложенные действия, реальный срок, предоставленный им для сноса или реконструкции дома, составляет менее одного месяца. Такой срок для сноса или реконструкции дома не является разумным, т.к. осуществить его снос или реконструкцию с соблюдением требований законодательства невозможно.

В судебном заседании Ермакович Ф.Г. и ее представитель поддержали указанные выше требования, по приведенным выше основаниям, пояснив, что оспариваемым постановлением ограничивается право участвовать в сделках с собственностью. Жилой дом <адрес> является ветхим, но не аварийным, в нем расположено восемь квартир, из них жильцы пяти квартир расселены, не расселенными остались жильцы трех квартир.

Представитель Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан считает требования необоснованными по доводам, изложенным в письменных возражениях (л.д.30-32), указав, что постановлением главы <адрес> от 30.03.1998 года жилой дом <адрес> уже был признан ветхим и непригодным для проживания. Повторно вопрос о признании дома <адрес> аварийным, а жилых помещений в нем - непригодными для проживания, решен в 2010 году. Заключение межведомственной комиссии также является повторным по отношению к ранее проведенному в 1998 году обследованию дома, и преследовало цель повторно подтвердить аварийное состояние дома. При этом учтено, что действующее законодательство не запрещает повторные обследования домов и выдачу соответствующих заключений по итогам их обследования. В 1998 году износ дома составлял 77%, а в 2009 году износ дома составил 83% согласно заключению ГУП институт «БашНИИстрой». Само по себе признание дома аварийным (повторное) не ведет к обязательному отчуждению принадлежащего истцу имущества, т.к. согласно ч.10. ст. 32 ЖК РФ собственники жилых помещений в аварийном доме вправе осуществить снос или реконструкцию дома. При этом вопрос о разумности предоставленного истцу срока на указанные цели не имеет никакого отношения к заявленным требованиям истца, т.к. предоставление срока на снос или реконструкцию - это действия, следующие за принятием спорного постановления и заключения комиссии. Кроме того, в спорном постановлении не содержится решение об изъятии жилых помещений у собственников, следовательно, само по себе постановление не может нарушать право собственности истца.

Выслушав объяснения участников процесса, проверив материалы дела, суд находит требования подлежащими отклонению по следующим основаниям.

Согласно ст.13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.

В соответствии с п.6 Постановления Пленума высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Установлено, что Ермакович Ф.Г. на основании договора купли-продажи от 21.01.2008 года является собственником 1/3 доли в праве на комнату №1 общей площадью 11,1 кв.м., в <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11).

Из материалов дела следует, что на основании акта межведомственной комиссии от 11 февраля 1998 года, утвержденного постановлением главы Администрации Октябрьского района г.Уфы №550 от 30 марта 1998 года, восьмиквартирный жилой дом <адрес>, находящийся на тот момент в пользовании <данные изъяты>, имел износ 77% и был признан непригодным для постоянного проживания, подлежащим сносу (л.д.48-50).

Приведенное выше постановление №550 от 30 марта 1998 года, а также акт межведомственной комиссии от 11 февраля 1998 года заявителем не оспариваются.

Таким образом, на момент сделки купли-продажи от 21.01.2008 года жилой дом <адрес>, в котором заявитель приобрела в собственность 1/3 долю в общей площади 11,1 кв.м. комнаты 1 <адрес>, уже был признан непригодным для проживания и подлежащим сносу, а потому доводы заявителя о нарушении ее прав как собственника оспариваемым постановлением от 12.02.2010 года и действиями межведомственной комиссии, являются необоснованными.

Также установлено, что до приобретения заявителем доли в собственности в жилом доме <адрес> постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан №6477 от 22 октября 2007 года создана межведомственная комиссия городского округа город Уфа Республики Башкортостан по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (л.д.34). На основании Положения о Межведомственной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан, являющегося приложением №1 к постановлению главы Администрации городского округа город Уфа №6477 от 22.10.2007 года, был определен состав комиссии (приложение №2 к постановлению №6477 от 22.10.2007 года) (л.д.35-38).

Постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан №1599 от 07 апреля 2009 года внесены изменения в приложение №2 к постановлению №6477 от 22.10.2007 года (л.д.39-40).

В соответствии с Постановлением Правительства Республики Башкортостан «Об адресной программе Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья на 2008-2009 годы» №435 от 06.12.2009 года, т.е. до вынесения оспариваемого постановления и действия межведомственной комиссии, жилой дом <адрес> включен в перечень домов, признанных аварийными и подлежащими сносу (51-56).

Таким образом, вопрос о признании дома <адрес> аварийным, а жилых помещений в нем - непригодными для проживания, решен уже до 2010 года, а потому повторное признание жилого дома аварийным в 2010 году не может нарушать прав заявителя.

Ссылка заявителя о том, что жилой дом является ветхим, но не аварийным, является несостоятельной, поскольку еще в 1998 году износ дома составил 73%, признан непригодным для проживания и подлежащим сносу, как указано в акте межведомственной комиссии от 11 февраля 1998 года.

На основании заключения от 05 февраля 2010 года межведомственной комиссии, назначенной постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан №1599 от 07 апреля 2009 года, жилой дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу (л.д.41-42).

Данное заключение составлено по результатам: рассмотрения ряда документов, в том числе «Заключения о техническом состоянии строительных конструкций здания по <адрес> городского округа город Уфа Республики Башкортостан, выполненного ГУП институт «БашНИИстрой», согласно которому по совокупности дефектов и повреждений и влияния их на эксплуатационную надежность, техническое состояние конструкций здания, оценивается как недопустимое; жилые помещения в жилом доме <адрес> по техническому состоянию строительных конструкций здания, относятся к категории не пригодных для проживания (л.д.43 - 47).

На основании заключения межведомственной комиссии от 05.02.2010 года о признании жилых домов аварийными и подлежащими сносу постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан №664 от 12 февраля 2010 года муниципальные жилые дома, согласно приложению №1, в том числе жилой дом <адрес>, признаны аварийными и подлежащими сносу (л.д.18-21).

Из материалов дела следует, что постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан №649 от 11 февраля 2010 года Специализированное муниципальное учреждение «Центр недвижимости» городского округа город Уфа Республики Башкортостан наделено функциями по расселению граждан в рамках реализации программ сноса ветхого и аварийного жилья на территории муниципального образования городской округ город Уфа Республики Башкортостан, в том числе: предъявлять собственникам жилых помещений, подлежащих сносу, требования о сносе или реконструкции в разумный срок; заключать с собственниками жилых помещений, подлежащих сносу, соглашения об изъятии жилого помещения, определяющие сроки, условия оплаты выкупной цены, предоставления взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену и другие условия выкупа (л.д.33).

Собственникам комнаты площадью 11,1 кв.м. комнаты <адрес>, в том числе Ермакович Ф.Г., Специализированное муниципальное учреждение «Центр недвижимости» городского округа город Уфа Республики Башкортостан 16 февраля 2010 года сообщило, что дом <адрес> признан аварийным, подлежащим сносу и потребовало в течение тридцати дней с момента получения требования осуществить снос или реконструкцию жилого дома <адрес>. Также Специализированное муниципальное учреждение «Центр недвижимости» городского округа город Уфа Республики Башкортостан указало, что в случае неисполнения требования Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан будет принято решение об изъятии земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, для муниципальных нужд и соответственно об изъятии принадлежащей на праве собственности комнаты в порядке, предусмотренном ст.32 ЖК РФ (л.д.12).

Указанное выше требование послужило основанием для обращения Ермакович Ф.Г. в суд с заявлением об оспаривании постановления главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан №664 от 12.02.2010 года и действий межведомственной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан по принятию заключения о признании дома <адрес> аварийным и подлежащим сносу.

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 года №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

В соответствии с пунктом 7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Пункт 7 Положения, регулирующий порядок создания межведомственной комиссии и ее состав, устанавливает, что к работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо).

Заключение межведомственной комиссии является основанием для принятия соответствующими федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения и издания распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Согласно пункту 33 данного Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан, в частности, вследствие ухудшения в связи с физически износом в процессе эксплуатации издания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.

Оценку соответствия жилых домов (жилых помещений) установленным требованиям проводит межведомственная комиссия, которая по результатам своей работы принимает решение в виде заключения о признании жилых домов (жилых помещений) пригодными, либо непригодными для проживания, либо пригодными для проживания после проведения капитального ремонта (пункты 42-48 Положения).

Межведомственная комиссия городского округа город Уфа по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции была создана на основании постановления главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан №6477 от 22 октября 2007 года, т.е. еще до того как Ермакович Ф.Г. в 2008 году стала собственником доли помещения в жилом доме <адрес>

Установлено, что Ермакович Ф.Г. 05.02.2010 года к работе в комиссии с правом совещательного голоса как собственник доли жилого помещения дома <адрес> не привлекалась.

Между тем, данное обстоятельство не свидетельствует о том, что заявитель могла повлиять на решение межведомственной комиссии о признании жилого дома <адрес> аварийным и подлежащим сносу. Доказательств того, что участие в работе комиссии, могло повлиять на принятое решение, а также о нарушении тем самым прав, свобод и законных интересов, заявителем не представлено.

Учитывая имеющееся заключение ГУП институт «БашНИИстрой» о непригодности для проживания жилых помещений дома <адрес>, 1952 года постройки, имелись основания для принятия межведомственной комиссией заключения о признании жилого дома <адрес> аварийным и подлежащим сносу.

Более того, жилой дом <адрес> еще до передачи его в муниципальную собственность, 11 февраля 1998 года межведомственной комиссией уже был признан непригодным для постоянного проживания и подлежащим сносу.

Поскольку межведомственная комиссия городского округа город Уфа Республики Башкортостан имела полномочия и основания для признания жилого дома <адрес> аварийным и подлежащим сносу, следовательно, заключение межведомственной комиссии от 05.02.2010 года и действия межведомственной комиссии не могут быть признаны незаконными.

При таких обстоятельствах на законных основаниях и в пределах своих полномочий собственником муниципального жилого дома - Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан на основании заключения межведомственной комиссии от 05.02.2010 года принято постановление №664 от 12 февраля 2010 года о признании аварийными и подлежащими сносу муниципальные жилые дома, согласно приложению №1, в том числе жилого дома <адрес>.

Признание дома аварийным не влечет к обязательному отчуждению принадлежащего заявителю имущества, так как согласно ст.32 ЖК РФ собственники жилых помещений в аварийном доме вправе осуществить снос или реконструкцию дома.

Как следует из объяснений заявителя восьмиквартирный жилой дом <адрес> почти расселен, не расселенными остались три квартиры.

В оспариваемом заявителем постановлении не содержится об изъятии жилых помещений у собственников, следовательно, оно не может нарушать прав истца, предусмотренных статьей 209 ГК РФ.

То обстоятельство, что Специализированное муниципальное учреждение «Центр недвижимости» городского округа город Уфа Республики Башкортостан направило в адрес заявителя требование о реконструкции или сносе жилого дома в течении тридцати дней с момента получения требования, не влечет нарушение прав, свобод и законных интересов заявителя оспариваемым постановлением №664 от 12.02.2010 года, а также действиями межведомственной комиссией по принятию заключения от 05.02.2010 года, так как ни в постановлении, ни в заключении не указывается срок сноса либо реконструкции дома.

В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

По делам возникающим из публичных правоотношений, заявитель не освобождается от обязанности доказать определенные обстоятельства, на заявителя возложена обязанность доказывания факта нарушения прав, свобод в результате принятия оспариваемого решения или в результате совершения оспариваемых действий.

Между тем, Ермакович Ф.Г. не представлено доказательств того, что нарушены ее права собственника жилого помещения в результате принятия постановления главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан №664 от 12.02.2010 года в части признания аварийным и подлежащим сносу дом <адрес>, а также действиями межведомственной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан по принятию заключения о признании аварийным и подлежащим сносу дом <адрес>

Поскольку установлено, что постановление Главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан №664 от 12 февраля 2010 года «О признании жилых домов аварийными и подлежащими сносу», а также заключение (действие) межведомственной комиссией городского округа город Уфа Республики Башкортостан, приняты в рамках полномочий в соответствии с требованиями действующего законодательства и не нарушает гражданские права и охраняемые законом интересы заявителя, суд отказывает в удовлетворении заявления.

Руководствуясь ст.ст. 12, 194-198, ст.258 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

в удовлетворении заявления Ермакович Ф.Г. о признании незаконным постановление главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан №664 от 12 февраля 2010 года в части признания аварийным и подлежащим сносу дом <адрес>; признании незаконными действия Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в лице межведомственной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан по принятию заключения о признании аварийным и подлежащим сносу дом <адрес>; обязании главу Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан отменить постановление №664 от 12 февраля 2010 года в части признании аварийным и подлежащим сносу дом <адрес>, отказать за необоснованностью.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан через районный суд в течение 10 дней со дня изготовления его в окончательной форме.

Председательствующий: Р.К. Гафурова