производство по заявлению Прокурора о признании незаконным бездействие органа местного самоуправления прекращено, так как дело не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, не вступило в законную силу



дело №2-4418/2010

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

о прекращении производства по делу

01 ноября 2010 года город Уфа

Октябрьский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе

председательствующего судьи Гафуровой Р.К.

при секретаре Кузнецовой К.Н.

с участием представителя Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - <данные изъяты>., действующего по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, представителя Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан - <данные изъяты>., действующего по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в предварительном судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора города Уфы в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие, выразившиеся в длительном не принятии акта, устанавливающего процедуры и критерии предоставления земельных участков для целей не связанных со строительством, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятие решений,

у с т а н о в и л:

Прокурор города Уфы в интересах неопределенного круга лиц в порядке главы 25 ГПК РФ обратился в суд с заявлением, и просит признать незаконным бездействие Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, выразившиеся в длительном не принятии акта, устанавливающего процедуры и критерии предоставления земельных участков для целей не связанных со строительством, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятие решений.

В обоснование требований указано, что до настоящего времени в городе Уфа не урегулированы принятием соответствующего нормативного акта вопросы предоставления земельного участка для целей не связанных со строительством, тогда как ч.1 ст.34 Земельного Кодекса Российской Федерации обязывает органы местного самоуправления принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.

На данное обстоятельство указывалось Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в представлении прокуратуры г.Уфы от 25 мая 2010 года. Согласно ответу на указанное представление, поступившему в прокуратуру города 02 июля 2010 года за подписью заместителя главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, следует, что Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан признает отсутствие подобного нормативного правового акта в городе Уфа, при этом сообщает, что работа по разработке данного нормативного акта ведется, между тем, ст. 34 Земельного Кодекса Российской Федерации сроки принятия такого муниципального акта не определяет.

Указанная позиция Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан является неправильной и противоречит требованиям законодательства.

Существенным условием обеспечения процедуры предоставления участков на основании ст. 34 ЗК РФ являются разработка и принятие органами государственной власти или местного самоуправления специальных актов, устанавливающих процедуры и критерии предоставления. Данные акты должны соответствовать общим требованиям, которые определены настоящей статьей, и не должны противоречить иным нормам ЗК РФ, прежде всего направленным на урегулирование отношений по возникновению прав на земельные участки.

Обязанность органа местного самоуправления разработать правовой акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления земельных участков для целей не связанных со строительством, закрепленная в ст. 34 ЗК РФ, носит императивный характер и не содержит каких - либо пресекательных сроков для его принятия.

В силу положений ч.2 ст.11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Таким образом, в настоящее время, отсутствие в городе Уфа разработанного и действующего нормативного акта, устанавливающего процедуры и критерии предоставления земельных участков для целей не связанных со строительством, препятствуют органу местного самоуправления распоряжаться земельными участками для указанных целей, а также ограничивает права участников земельных правоотношений иметь и пользоваться земельными участками для целей, не связанных со строительством.

В соответствии со ст. 17 Устава городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденного решение Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан 15 декабря 2005 года №3/6, структуру органов местного самоуправления составляют: представительный орган городского округа, именуемый Советом; глава городского округа, именуемый председателем Совета; администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан именуемая администрацией.

Допущенные нарушения земельного законодательства повлекли за собой нарушение прав неопределенного круга лиц - участников земельных отношений на приобретение прав на земельные участки для целей не связанных со строительством, свидетельствуют о наличии административных барьеров при оформлении прав на указанные земельные участки. Указанные обстоятельства создают условия коррупционных проявлений, не способствуют построению законности в рассматриваемой сфере и подрывают авторитет органов местного самоуправления в одной из основных сфер его деятельности по распоряжению государственной и муниципальной собственностью.

В судебном заседании представитель Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан просил прекратить производство по делу, указав, что суд не вправе обязать орган местного самоуправления принять или дополнить какой - либо нормативный правовой акт, поскольку это является исключительной компетенцией органа местного самоуправления.

Представитель Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан представив отзыв на заявленные требования, считает производство по делу подлежащим прекращению.

Представитель прокуратуры г.Уфы в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление в материалах дела (л.д.27).

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст.255 ГПК РФ).

Пунктом 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решения, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснено - на основании части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, за защитой прав и свобод конкретного гражданина об оспаривании решений, действий (бездействия), в результате которых для него наступили последствия, названные в статье 255 ГПК РФ, при условии, что гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд, а также в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них возложена какая-либо обязанность.

В соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения управления и распоряжения земельными участками, которые находятся в собственности органов государственной власти и органов местного самоуправления и (или) с их ведения, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков, указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.

Принимая во внимание положения данной статьи, в силу правовой природы акта, устанавливающего процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений, подобный акт предполагает свое правовое действие на неопределенный круг лиц, и как следствие, имеет нормативный характер.

В соответствии с частью 1 статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в систему муниципальных правовых актов входят, в том числе нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования.

Аналогичные положения содержатся в части 1 статьи 25 Устава городского округа город Уфа, утвержденного решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 15.12.2005 года №3/6.

В силу части 1 статьи 17 Устава городского округа город Уфа представительным органом местного самоуправления городского округа город Уфа является Совет городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан является исполнительным органом местного самоуправления городского округа город Уфа Республики Башкортостан и в структуру представительного органа местного самоуправления не входит.

Таким образом, принятие муниципальных нормативных правовых актов входит в компетенцию представительного органа местного самоуправления городского округа город Уфа - Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

В рамках имеющихся полномочий, принятие подобных актов в компетенцию Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан не входит.

Прокурор города Уфы, обратившись в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц, просит признать незаконным бездействие Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, выразившиеся в длительном не принятии акта, устанавливающего процедуры и критерии предоставления земельных участков для целей не связанных со строительством, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятие решений.

В силу п.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязании соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению его прав и свобод.

Таким образом, по смыслу заявленного Прокурором г.Уфы требования, суд признавая незаконными бездействия по принятию нормативного акта, должен принять решение об обязании органа местного самоуправления принять тот или иной нормативный акт.

Между тем, в статье 10 Конституции Российской Федерации закреплено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

По смыслу приведенной правовой нормы органы каждой из ветвей власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга. На этом основании суд не может обязать орган законодательной или исполнительной власти принять или дополнить какой-либо акт.

Статьей 12 Конституции Российской Федерации установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 9 октября 2003 года N131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами принимаются муниципальные правовые акты. По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.

Из названных норм следует, что суд не вправе обязать орган местного самоуправления принять или дополнить какой-либо нормативный правовой акт, поскольку это является исключительной компетенцией органа местного самоуправления. В конкретном случае таким органом является Совет городского округа город Уфа.

Данный вывод подтверждается также положениями главы 24 ГПК РФ, из которой следует, что суд рассматривает заявления, содержащие требования о признании нормативных правовых актов противоречащими Конституции Российской Федерации, федеральному закону или иному другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. При этом суд не вправе обязать соответствующий орган государственной власти принять какой - либо нормативный правовой акт.

При таких обстоятельствах, на основании п.1 ст. 220 ГПК РФ прекращает производство по делу.

Руководствуясь ст. ст.134, 220, 221, 224 ГПК РФ, суд

о п р е д е л и л:

прекратить производство по гражданскому делу по заявлению Прокурора города Уфы в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан и Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, выразившиеся в длительном не принятии акта, устанавливающего процедуры и критерии предоставления земельных участков для целей не связанных со строительством, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятие решений.

На определение может быть подана частная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан через районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий: Р.К. Гафурова