дело №2-4525/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 декабря 2010 года город Уфа
Октябрьский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Гафуровой Р.К.
при секретаре Кузнецовой К.Н.
с участием представителя истца - ФИО4, действующего по доверенности №7286 от 15 октября 2010 года, выданной в порядке передоверия по доверенности №7094 от 12 октября 2010 года, представителя ответчика - ФИО5, действующей по доверенности №75-04-53 от 15 января 2010 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Власовой В.И. к Администрации Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании решения об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях неправомерным,
у с т а н о в и л:
Власова В.И. обратилась в суд с иском к Администрации Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании решения об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях неправомерным.
В обоснование исковых требований указано, что истица является женой (вдовой) умершего инвалида Великой Отечественной войны ФИО8 Получает пенсию по случаю потери кормильца (имеет право на ее получение). Временно проживает <адрес> Данное жилье принадлежит на праве собственности бывшей невестке ФИО6, своего жилья в собственности истец не имеет, по социальному найму жилье не предоставлялось. После смерти супруга ФИО8 в повторный брак не вступала.
С учетом правового статуса (член семьи умершего инвалида Великой Отечественной войны и участника Великой Отечественной войны) истец на основании Указа Президента РФ от 07.05.2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», статьи 21 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» имеет право на обеспечение жильем независимо от имущественного положения.
В этой связи истцом был подготовлено и представлено 17 августа 2010 года в Администрацию Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан заявление для постановки на учет нуждающихся в обеспечении жилья (жилых помещений) с приобщением документов по перечню.
Ответчик отказал в предоставлении жилого помещения либо единовременной денежной выплате на строительство или приобретение жилого помещения, сославшись на жилищное законодательство, на учет истца не поставили.
Ввиду отсутствия договора социального найма с муниципалитетом, а также прав собственника на какое-либо жилое помещение в Российской Федерации, истица должна быть признана нуждающейся в жилых помещениях на основании части 1 подпункта 1 статьи 51 ЖК РФ и согласно статьи 49 ЖК РФ (часть 3) во взаимосвязи со статьями 2,4,14,21, 23.2 части 3.3.1 ФЗ «О ветеранах» и обеспечена жильем по письменному заявлению общей площадью жилья 36 кв.м. (как мерой социальной поддержки члена семьи инвалида Великой Отечественной войны и участника Великой Отечественной войны 1941-1945 годов).
Впоследствии истица в соответствии со ст.39 ГПК РФ предъявила заявление и на основании Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» (с изменениями от 09 января 2010 года), Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», статьи 49, подпункта 1 части 1 статьи 51, статьи 52 ЖК РФ просила признать решение Администрации Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан (представленное письмом №75-03-2883 от 19.08.2010 года) об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях неправомерным; обязать Администрацию Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан поставить ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как члена семьи погибшего (умершего) инвалида Великой Отечественной войны и участника Великой Отечественной войны с 17 августа 2010 года (л.д. 48-49).
В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования по указанным выше основаниям, пояснив, что Власова В.И. с 24.12.1971 года проживает по адресу: <адрес>, зарегистрирована и проживает по данному месту жительства в настоящие время одна, так как собственник жилья - невестка ФИО6 имеет другое жилое помещение.
Представитель ответчика исковые требования не признал, указав, что супруг Власовой В.И. состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи со смертью постановлением главы Администрации Октябрьского района г.Уфы от 01 сентября 1993 года снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. Истица одна проживает в двухкомнатной квартире, общей площадью 49,60 кв.м., принадлежащей на праве собственности невестке - ФИО6, соглашение между собственником и истцом о праве пользования жилым помещением не представлено. Поскольку истица имеет обеспеченность общей площадью жилого помещения более учетной нормы, она не является нуждающейся в жилых помещениях, в связи с чем правомерно отказано в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Истица - Власова В.И. и представитель третьего лица - Правительства Российской Федерации в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены, что усматривается из поступивших в суд уведомлений.
В соответствии со ст.ст.48, 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствии указанных выше лиц.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим отклонению по следующим основаниям.
Жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (ст.5 ЖК РФ).
Согласно статьи 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящего на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В соответствии с подпунктом 1 части 1 статьи 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма признаются, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
На основании статьи 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.
Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.
Орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения.
Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Как следует из материалов дела Власова В.И. совместно с супругом - ФИО8 с 1971 года были зарегистрированы и проживали в двухкомнатной кооперативной квартире <адрес>, жилой площадью 28,3 кв.м., принадлежащей сыну - ФИО9
Решением исполкома Октябрьского райсовета №8/13 от 22 июля 1981 года супруг Власовой В.И. - ФИО8 был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и включен в список очередников льготной очереди как участник Великой Отечественной войны.
07 февраля 1993 года супруг истицы - ФИО8 умер и на основании постановления Главы Администрации Октябрьского района г.Уфы №1078 от 01 сентября 1993 года был исключен из списка очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
21 июля 2010 года умер сын истца - ФИО9, который согласно справок жилищных органов от мая 1993 года и от 18.08.2010 года с 21 декабря 1971 года по день смерти проживал и был зарегистрирован как собственник по адресу: <адрес> и совместно с ним с 21 декабря 1971 года была зарегистрирована и продолжает проживать по настоящее время мать - Власова В.И. (л.д.27,36).
После смерти сына истца - ФИО9 собственником квартиры <адрес> является невестка ФИО6, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 02 августа 2010 года (л.д.14) и следует из объяснений представителя истца.
Таким образом, установлено, что Власова В.И. зарегистрирована и проживает одна в жилом помещении, общей площадью 49,6 кв.м., в том числе жилой площадью 28,30 кв.м. квартиры <адрес>, принадлежащей на праве собственности невестке ФИО6, что не оспаривается представителем истца.
17 августа 2010 года Власова В.И. обратилась в Администрацию Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан с заявлением о постановке на учет для обеспечения жильем на основании Указа Президента Российской Федерации №714 от 07 мая 2008 года (л.д.11).
Решением Главы Администрации Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан №75-03-2883 от 19 августа 2010 года Власовой В.И. отказано в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях на том основании, что истица, проживая одна в двухкомнатной квартире, общей площадью 49,60 кв.м., принадлежащей на праве собственности невестке - ФИО6, имеет обеспеченность общей площадью жилого помещения более учетной нормы (л.д.10).
В соответствии с решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 08.06.2006 года №12/22 состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право граждане, имеющие уровень обеспеченности общей площади на одного человека менее 12 кв.м.
Частью 2 статьи 31 ЖК РФ предусмотрено, что члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
Власова В.И. как член семьи была вселена в жилое помещение, собственником которого был сын - ФИО9, после смерти которого, продолжает проживать и пользоваться двухкомнатной квартирой общей площадью 49,60 кв.м., в том числе жилой площадью 28,30 кв.м., прекратившей право пользования жилым помещением она не признана, следовательно, истица обеспечена жилой площадью, в связи с чем Администрация Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан обоснованно отказала ей в постановке на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий.
То обстоятельство, что после смерти сына собственником жилого помещения, в котором проживает истец, является невестка - ФИО6, не свидетельствует о том, что Власова В.И. не имеет право пользоваться жилым помещением и нуждается в улучшении жилищных условий, так как какого-либо соглашения между собственником помещения и Власовой В.И. о праве пользования указанным жилым помещением, не имеется, что не оспаривается представителем истца.
Сам по себе факт отсутствия у истца жилого помещения по договору социального найма и на праве собственности, не свидетельствует о нуждаемости в жилых помещениях по договору социального найма в соответствии с подпунктом 1 части 1 ст.51 ЖК РФ, так как на момент обращения с заявлением о постановке на учет Власова В.И. имела право пользоваться указанной выше квартирой ввиду отсутствия соглашения о порядке пользования с собственником жилого помещения.
Доказательств того, что Власова В.И. в квартире <адрес> проживает временно, как указано в иске, суду не представлено.
Согласно Указу Президента Российской Федерации №714 от 07 мая 2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (с изменениями от 09 января 2010 года), государственная поддержка по обеспечению жильем предоставляется нуждающимся в улучшении жилищных условий ветеранам Великой Отечественной войны, членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, вне зависимости от даты принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федерального закона от 12 января 1995 года N5-ФЗ «О ветеранах», с изменениями от 21 декабря 2009 года.
На основании пункта 1 статьи 21 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 года №5-ФЗ меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 06.05.2010 N79-ФЗ) одной из мер социальной поддержки, является обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Статьей 23.2 Федерального закона «О ветеранах» предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в том числе, членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны.
Пунктом 3.1 приведенной выше статьи 23.2 ФЗ «О ветеранах» предусмотрено, что по письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
В материалах дела имеется копия удостоверения, выданного 05.09.2005 года на имя Власовой В.И. (л.д.15), где указано, что предъявитель данного удостоверения имеет права и льготы, установленные для жен, погибших военнослужащих, т.е. статьей 21 ФЗ «О ветеранах».
Действие вышеназванного Указа Президента №714 от 07.05.2008 года (с изменениями от 09.01.2010 года) и Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» распространяется только на тех ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, которые признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и включены в список ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета.
Поскольку Власова В.И. имеет обеспеченность общей площадью жилого помещения более учетной нормы - 12 кв.м. и соответственно не является нуждающейся в жилых помещениях, о чем указано выше, в решении Администрации Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 19 августа 2010 года обоснованно указано об отсутствии оснований для предоставления Власовой Н.И. как вдове умершего инвалида и участника Великой Отечественной войны в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 года №714 жилого помещения либо единовременной денежной выплате на строительство или приобретение жилого помещения.
При таких обстоятельствах, суд отказывает в удовлетворении исковых требований Власовой В.И. о признании решения Администрации Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях неправомерным и обязании Администрации Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан поставить ее с 17 августа 2010 года на учет нуждающихся в жилищных помещениях как члена семьи погибшего (умершего) инвалида Великой Отечественной войны и участника Великой Отечественной войны.
Руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
в удовлетворении исковых требований Власовой В.И. о признании решения Администрации Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях неправомерным и обязании Администрации Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан поставить ее с 17 августа 2010 года на учет нуждающихся в жилищных помещениях как члена семьи погибшего (умершего) инвалида Великой Отечественной войны и участника Великой Отечественной войны, отказать за необоснованностью.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан через районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: Р.К. Гафурова