иск прокурора г. Уфы к МУПИ УЖХ и др о возложении обязанности произвести корректировку платы за отопления



№ 2-2366/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 декабря 2010 года город Уфа

Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Идрисовой А.В.,

при секретаре Вильдановой А.С.,

с участием представителя прокурора г. Уфы - Шагиевой А.М. /удостоверение № то № 067798/, представителя прокурора г. Уфы - Кузьминой И.М. /удостоверение № то № 064746, доверенность от 16 декабря 2010 года/, представителей ответчиков: ОАО УЖХ Советского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан Габдрахмановой Г.Н. /доверенность от 02 октября 2010 года № 33/, пОАО УЖХ Дёмского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан Воронцовой Л.А. /доверенность от 11 января 2010 года № 1/, ОАО УЖХ Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан Батршиной А.И. /доверенность от 15 декабря 2010 года № 2065/, ОАО УЖХ Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан Круглей А.Ю. /доверенность от 03 декабря 2010 года № 66/, ОАО УЖХ Ленинского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан Искаковой Г.А. /доверенность от 16 февраля 2010 года № 301/, МУП УЖХ городского округа город Уфа Республики Башкортостан Сафуановой Г.Р. /доверенность от 21 июля 2010 года № 20-13/, МУП УЖХ городского округа город Уфа Республики Башкортостан Елизаровой Н.Н. /доверенность от 11 января 2010 года № 002 юр/, представителей третьих лиц: ООО «Башкирские распределительные тепловые сети» - Кильдияровой А.Р. /доверенность от 31 декабря 2009 года № 119/1-10/, Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам Шафионецкой Н.В. /доверенность от 29 октября 2010 года № 2537-05/,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора города Уфы в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Управление жилищного хозяйства городского округа город Уфа Республики Башкортостан», Открытому акционерному обществу «Управление жилищного хозяйства Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан», Открытому акционерному обществу «Управление жилищного хозяйства Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан», Открытому акционерному обществу «Управление жилищного хозяйства Сипайловский Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан», Открытому акционерному обществу «Управление жилищного хозяйства Ленинского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан», Открытому акционерному обществу «Управление жилищного хозяйства Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан», Открытому акционерному обществу «Управление жилищного хозяйства Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан», Открытому акционерному обществу «Управление жилищного хозяйства Демского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан», Открытому акционерному обществу «Управление жилищного хозяйства Советского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан» о признании незаконными действий по расчету корректировки платы за отопление за 2008 год по формуле, не соответствующей действующему законодательству, а также о возложении обязанности по проведению указанных расчетов в соответствии с действующим законодательством,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Уфы Республики Башкортостан обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Управление жилищного хозяйства городского округа город Уфа Республики Башкортостан» о признании действий по расчету корректировки платы за отопление незаконным и возложении обязанности провести расчеты в соответствие с действующим законодательством, указав в обоснование иска, что была проведена проверка исполнения законодательства о тарифном регулировании. Проверкой установлено, что МУП УЖХ г. Уфы перерасчет платы населению за отопление производит по окончании отопительного сезона на разницу между предъявленным объемом коммунальных ресурсов и их заявленным объемом. Однако, при осуществлении корректировки платы за отопление не учитывается определяемый расчетным методом в соответствии с Методикой определения количества тепловой энергии и теплоносителя, утвержденной приказом Госстроя России от 06 мая 2000 года № 105, количество тепловой энергии, потребленной отдельным многоквартирным домом, не имеющим общедомового прибора учета. Данные по среднемесячной температуре воздуха, предоставляемые на платной основе МУП УЖХ г. Уфы автономной некоммерческой организацией «Башкирское гидрометеорологическое агентство» при определении объемов потребленной тепловой энергии также не используется.

Впоследствии истцом неоднократно изменялись исковые требования.

Определением суда от 20 сентября 2010 года к производству суда принято заявление прокурора об изменении исковых требований, в котором прокурор просил признать незаконными действия МУП «Управление жилищного хозяйства городского округа город Уфа Республики Башкортостан», ОАО «УЖХ Октябрьского района г. Уфы РБ», ОАО «УЖХ Орджоникидзевского района г. Уфы РБ», ОАО «УЖХ Сипайловский Октябрьского района г. Уфы РБ», ОАО «УЖХ Ленинского района г. Уфы РБ», ОАО «УЖХ Калининского района г. Уфы РБ», ОАО «УЖХ Кировского района г. Уфы РБ», ОАО «УЖХ Демского района г. Уфы РБ», ОАО «УЖХ Советского района г. Уфы РБ» по расчету корректировки платы за отопление за 2008 год по формуле, не соответствующей действующему законодательству, а также возложить обязанность на ответчиков по проведению указанных расчетов в соответствии с действующим законодательством.

В ходе судебного заседания представители прокурора города Уфы Республики Башкортостан Шагиева А.М. и Кузьмина И.М. требования поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить, по основаниям, изложенным в иске, с учетом поданного к нему уточнения.

Представители ответчика МУП УЖХ г. Уфы Сафуанова Г.Р. и Елизарова Н.Н. в судебном заседании исковые требования не признали. При этом не оспаривали того факта, что расчет корректировки платы за отопление за 2008 год производился МУП УЖХ г. Уфы по схеме, которая не предусмотрена действующим законодательством, так как отсутствуют приборы учета в жилых домах. Также пояснили, что расчет, по которому производился расчет корректировки платы за отопление МУП УЖХ г. Уфы не нарушает прав жильцов домов города Уфы, так как в общей сумме возвращено такое же количество денежных средств, с учетом принципа «социальной справедливости» и индивидуальных характеристик жилых домов эти денежные средства перераспределены. Также они представили примерный расчет суммы корректировки платы за отопление.

Представитель ответчика ОАО УЖХ Советского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан Габдрахманова Г.Н. в судебном заседании исковые требования не признала, просила в удовлетворении отказать, указав, что на момент 2008 года они не являлись управляющей организацией. Начали действовать с января 2009 года. Корректировку производить они не должны.

Представитель ответчика ОАО УЖХ Дёмского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан Воронцова Л.А. в судебном заседании исковые требования не признала, просила в удовлетворении отказать, указав, что они корректировку платы за 2008 год не имеют право производить, с января 2009 года они являются управляющей компанией.

Представитель ответчика ОАО УЖХ Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан Батршина А.И. в судебном заседании исковые требования не признала, просила в удовлетворении отказать, указав, что на основании договора поручения №012 от 01 января 2009 года общество поручило МУП УЖХ производить поставку и начисление коммунальной платы. Указанный договор распространяется на отношения, возникшие с января 2009 года. Корректировку за 2008 год давать они не имеют права. УЖХ Кировского района создано 18 декабря 2008 года и приступило к обязанностям с 01 января 2009 года. Новая управляющая компания не должна нести ответственности за прежнюю управляющую компанию.

Представитель ответчика ОАО УЖХ Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан Круглей А.Ю. в судебном заседании исковые требования не признала, просила в удовлетворении отказать, указав, что они являются ненадлежащим ответчиком. Заключен договор поручения, по которому расчеты должны производится я МУП УЖХ.

Представитель ответчика ОАО УЖХ Ленинского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан Искакова Г.А. в судебном заседании исковые требования не признала, просила в удовлетворении отказать, указав, что они являются ненадлежащим ответчиком.

Представители третьих лиц: ООО «Башкирские распределительные тепловые сети» Кильдиярова А.Р. и Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам Шафионецкая Н.В. пояснили, что исковые требования считают обоснованными.

Представители ответчиков УЖХ Сипайловский Октябрьского района г. Уфы, УЖХ Октябрьского района г. Уфы, УЖХ Калининского района г. Уфы, представитель третьего лица жилищной инспекции РБ, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились, причины неявки суду не сообщили, в связи с чем, суд в силу ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив материалы дела, суд находит исковые требования, подлежащими частичному удовлетворению.

Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в 2008 году, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В силу пункта 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 № 307, при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета,размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.

Формула корректировки предусматривает включение в нее показателей, определяемых "ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации".

В подпунктах 2 и 4 пункта 1 Приложения N 2 к Правилам определение размеров платы за потребленные коммунальные ресурсы, объемы (количество) которых определены расчетным путем, дано со ссылкой на действующее законодательство Российской Федерации. Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Указанная норма в соответствии со статьей 548 Гражданского кодекса Российской Федерации применяется к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией, газом, водой через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Порядок расчета размера платы за поданный ресурсоснабжающей организацией в многоквартирный дом коммунальный ресурс должен быть согласован с исполнителем и указан в соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре ресурсоснабжения, заключаемом исполнителем (управляющей организацией, ТСЖ, ЖСК) с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.

Из материалов дела следует, что в 1 квартале 2008 года до 01 апреля 2008 года теплоснабжение многоквартирных жилых домов на территории городского округа г. Уфа осуществлялось на основании договора энергоснабжения № 404640 от 01 января 2007 года, заключенного между МУП «УЖХ ГО г. Уфа РБ» и ОАО «Башкирэнерго».

В соответствии с п. 8.3 договора энергоснабжения, заключенного МУП «УЖХ ГО г. Уфа РБ» и ОАО «Башкирэнерго» при расчете за услуги теплоснабжения стороны руководствуются, в том числе, Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденными Минтопэнерго РФ 12.09.1995 № Вк-4936, и Методикой определения количеств тепловой энергии и теплоносителя, утвержденной приказом Госстроя России от 06.05.2000 № 105 (далее -Методика).

Во втором, третьем, четвертом квартале 2008 года, а именно с 01 апреля 2008 года по 01 января 2009 года теплоснабжение многоквартирных жилых домов на территории городского округа г. Уфа осуществлялось на основании договоров энергоснабжения, заключенных 01 апреля 2008 года между ОАО «Башкирэнерго» и 60-тью ООО «ЖЭУ», ООО «Новостройка», ООО «Производственно-коммерческий центр «ТехКомплект». При этом МУП «УЖХ г. Уфы» действовало от имени вышеуказанных управляющих компаний на основании заключенных с последними договоров поручения.

В соответствии с п. 8.4 указанных договоров энергоснабжения, при расчете за услуги теплоснабжения стороны руководствуются, в том числе, Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденными Минтопэнерго РФ 12.09.1995 № Вк-4936, и Методикой определения количеств тепловой энергии и теплоносителя, утвержденной приказом Госстроя России от 06.05.2000 № 105 (далее -Методика).

В соответствии с п. 25 указанной Методики количество тепловой энергии и теплоносителя, использованных отдельным абонентом без приборов учета, рассматривается как соответствующая часть общего количества тепловой энергии и теплоносителя, потребленного всеми абонентами без приборов учета в системе теплоснабжения.

Общее количество тепловой энергии и теплоносителя, потребленное за расчетный период всеми абонентами без приборов учета, определяется из теплового и водного балансов системы теплоснабжения, а отдельным потребителем - пропорционально его расчетным часовым тепловой и массовой (объемной) нагрузкам, указанным в договоре теплоснабжения, с учетом различия в характере теплового потребления.

В судебном заседании установлено, что в 2009 году МУП «УЖХ г. Уфа РБ» действуя от имени управляющих компаний на основании следующих договоров поручения:договора с ОАО «УЖХ Октябрьского района г. Уфы РБ» № 010 от
01 января 2009 года,договор с ОАО «УЖХ Орджоникидзевского района г. Уфы РБ» от 01 января 2009 года,договор с ОАО «УЖХ Сипайловский Октябрьского района г. Уфы РБ»
№016 от 01 января 2009 года,договор с ОАО «УЖХ Ленинского района г. Уфы РБ» №011 от 01 января 2009 года, договора с ОАО «УЖХ Калининского района г. Уфы РБ» №013 от 01 января 2009 года,договора с ОАО «УЖХ Кировского района г. Уфы РБ» № 012 от 01 января 2009 года, договора с ОАО «УЖХ Демского района г. Уфы РБ» №014 от 01 января 2009 года,договора с ОАО «УЖХ Советского района г. Уфы РБ» от 01 января 2009 года, произвело корректировку платы за отопление населению за 2008 год.

Корректировка платы за отопление произведена МУП «УЖХ ГО г. Уфа РБ» на основании писем, представленных ООО «ЖЭУ», ООО «Новостройка», ООО «Производственно-коммерческий центр«ТехКомплект».

Из представленных документов, письменного возражения ответчика следует, что перерасчет населению платы за отопление произведен на разницу между предъявленным объемом за тепловую энергию теплоснабжающей организацией и начисленной суммой населению за тепловую энергию, корректировка платы за отопление по итогам 2008 года осуществлялась пропорционально начисленной населению сумме.

Также в письменном возражении подтвержден тот факт, что предлагаемая в Приложении № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307, формула для проведения корректировки не была применена.

Доводы представителей МУП УЖХ г. Уфы о том, что проведение корректировки по формуле иной, чем предусмотрено постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307, не нарушают права жителей города Уфы, являются необоснованными, так как общая сумма возврата денежных средств за тепловую энергию, рассчитанная по формуле, применяемой МУП УЖХ г. Уфы соответствует сумме, подлежащей возврату по формуле, утвержденной постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307.

Однако при этом, суммы денежных средств, возвращаемых по каждой отдельной квартире, рассчитанные по формуле, применяемой МУП УЖХ г. Уфы не соответствует суммам, подлежащим возврату по формуле, утвержденной постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307. Данное обстоятельство подтверждается сравнительными таблицами по возврату населению денежных средств за отопление, представленными представителем ответчика.

Из таблицы по возврату населению денежных средств за отопление на примере двух 7-квартирных домов видно, что при расчете корректировки по дому, который находился в эксплуатации 9 месяцев в 2008 году по формуле, применяемой МУП УЖХ г. Уфы произведен возврат денежных средств за отопление за 2008 год, в то время как по формуле, указанной в названном выше постановлении, денежные средства возврату не подлежали. В тоже время по дому, находящемуся в эксплуатации весь 2008 год, по формуле, применяемой МУП УЖХ г. Уфы произведен возврат денежных средств за отопление за 2008 год в меньшем размере, чем подлежало возврату по формуле, указанной в названном выше постановлении.

Аналогичные выводы следуют из сравнительных таблиц по возврату населению за отопление по отдельным квартирам и по коммунальным квартирам, находящимся в одном доме.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что при осуществлении корректировки платы за отопление МУП УЖХ г. Уфа не учитывало определяемое расчетным методом в соответствии с Методикой, количество тепловой энергии, потребленной отдельным абонентом, то есть, расчет корректировки платы за отопление за 2008 год МУП УЖХ г. Уфы производился в порядке, не соответствующем требованиям постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307.

Из выше сказанного следует, что действия МУП УЖХ г. Уфы по расчету корректировки платы за отопление за 2008 год не соответствуют действующему законодательству.

Поскольку в соответствии с договорными обязательствами МУП УЖХ г. Уфы, возникшими из договоров с организациями, заключившими с 01 апреля 2008 года договоры с ОАО «Башкирэнерго» на теплоснабжение многоквартирных жилых домов на территории г. Уфа, на МУП УЖХ г. Уфы были возложены обязательства по проведению расчетов квартирной платы, в том числе и расчетов оплаты за тепло, то на МУП УЖХ г. Уфы должна быть возложена обязанность произвести расчет корректировки платы за отопление за 2008 год в порядке, предусмотренном постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307.

Доводы представителем МУП УЖХ г. Уфы о том, что расчет корректировки платы за отопление производился на основании писем организаций, заключивших с 01 апреля 2008 года договоры с ОАО «Башкирэнерго» на теплоснабжение многоквартирных жилых домов, не являются основанием для отказа в удовлетворении исковых требований прокурора г. Уфы, так как указанными организациями необходимые исходные данные для корректировки платы за отопление - общие суммы возврата населению денежных средств за тепло по обслуживаемым домам, были предоставлены МУП УЖХ г. Уфы.

В удовлетворении исковых требований прокурора к ОАО «УЖХ Октябрьского района г. Уфы РБ», ОАО «УЖХ Орджоникидзевского района г. Уфы РБ», ОАО «УЖХ Сипайловский Октябрьского района г. Уфы РБ», ОАО «УЖХ Ленинского района г. Уфы РБ», ОАО «УЖХ Калининского района г. Уфы РБ», ОАО «УЖХ Кировского района г. Уфы РБ», ОАО «УЖХ Демского района г. Уфы РБ», ОАО «УЖХ Советского района г. Уфы РБ» необходимо отказать, так как в судебном заседании установлено, что названные организации обязанности по управлению жилым фондом приняли на себя с 01 января 2009 года, поэтому они не обязаны производить расчет корректировки платы за отопление за 2008 год.

Руководствуясь ст.ст. 194, 198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Прокурора города Уфы в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Управление жилищного хозяйства городского округа город Уфа Республики Башкортостан», Открытому акционерному обществу «Управление жилищного хозяйства Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан», Открытому акционерному обществу «Управление жилищного хозяйства Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан», Открытому акционерному обществу «Управление жилищного хозяйства Сипайловский Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан», Открытому акционерному обществу «Управление жилищного хозяйства Ленинского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан», Открытому акционерному обществу «Управление жилищного хозяйства Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан», Открытому акционерному обществу «Управление жилищного хозяйства Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан», Открытому акционерному обществу «Управление жилищного хозяйства Демского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан», Открытому акционерному обществу «Управление жилищного хозяйства Советского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан» о признании незаконными действий по расчету корректировки платы за отопление за 2008 год по формуле, не соответствующей действующему законодательству, а также о возложении обязанности по проведению указанных расчетов в соответствии с действующим законодательством удовлетворить частично.

Признать незаконными действия Муниципального унитарного предприятия «Управление жилищного хозяйства городского округа город Уфа Республики Башкортостан» по расчету корректировки платы за отопление за 2008 год по формуле, не соответствующей действующему законодательству.

Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Управление жилищного хозяйства городского округа город Уфа Республики Башкортостан» произвести расчет корректировки платы за отопление за 2008 год по формуле, предусмотренной Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307.

Отказать в удовлетворении исковых требований Прокурора города Уфы в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Управление жилищного хозяйства Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан», Открытому акционерному обществу «Управление жилищного хозяйства Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан», Открытому акционерному обществу «Управление жилищного хозяйства Сипайловский Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан», Открытому акционерному обществу «Управление жилищного хозяйства Ленинского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан», Открытому акционерному обществу «Управление жилищного хозяйства Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан», Открытому акционерному обществу «Управление жилищного хозяйства Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан», Открытому акционерному обществу «Управление жилищного хозяйства Демского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан», Открытому акционерному обществу «Управление жилищного хозяйства Советского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан» о признании незаконными действий по расчету корректировки платы за отопление за 2008 год по формуле, не соответствующей действующему законодательству, а также о возложении обязанности по проведению указанных расчетов в соответствии с действующим законодательством,

На решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме через Октябрьский районный суд города Уфы.

Судья подпись А.В. Идрисова