по иску Шевченко С.Г., Михеевой С.Г., к Администрации ГО г.Уфа РБ о признании права пользования жилым помещением



Дело № 2- 4491\10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 октября 2009 года

Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе

судьи Файзрахмановой Г.Р.

при секретаре Хафизовой Л.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шевченко А.Г., Михеевой С.Г. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, муниципальному унитарному предприятию Управление жилищного хозяйства городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании помещений жилыми помещениями, признании права проживания в жилых помещения, возложении обязанности на Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан присвоить жилым помещениям единый порядковый номер, возложении обязанности на муниципальное унитарное предприятие Управление жилищного хозяйства городского округа город Уфа Республики Башкортостан заключить договор социального найма жилого помещения и регистрации по месту жительства,

установил:

Шевченко А.Г., Михеева С.Г., обратившись в суд с иском (с последующим уточнением предмета ранее заявленного иска) к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, муниципальному унитарному предприятию Управление жилищного хозяйства городского округа город Уфа Республики Башкортостан, просят:

- признать жилым помещением помещение № 32, площадью 21,8 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, и помещениями вспомогательного использования помещения за № 30, площадью 3,0 кв.м., за №31, площадью 9.0 кв.м., за № 33, площадью 3,3 кв.м., за №34, площадью 2,0 кв.м., за №35, площадью 18,0 кв.м., за № 36, площадью 8,8 кв.м., расположенные по этому же адресу: <адрес>.

- признать за ними (Шевченко А.Г., Михеевой С.Г.) право пользования жилым помещением № 32 и помещениями вспомогательного использования помещения за № 30,31,33,34,35,36 расположенными по адресу: <адрес>;

- обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан принять меры в установленном законом порядке для присвоения жилому помещению № 32 и помещениям вспомогательного использования помещения за № 30,31,33,34,35,36, расположенным по адресу: <адрес>, объединенного (одного) порядкового номера как самостоятельного объекта недвижимости (квартиры);

- обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан и муниципальное унитарное предприятие Управление жилищного хозяйства городского округа город Уфа Республики Башкортостан заключить с Шевченко А.Г. договор социального найма жилого помещения 32 и помещений вспомогательного использования помещения за № 30,31,33,34,35,36, расположенных по адресу: <адрес>, как самостоятельного объекта недвижимости (квартиры), включив в число членов семьи нанимателя жилья Михееву С.Г..

А так же зарегистрировать Шевченко А.Г., Михееву С.Г. по месту жительства в жилом помещении № 32, по адресу: <адрес>.

В обоснование иска истцы указали на то, что им: истцу Шевченко А.Г. в 1992 году, а истцу Михеевой С.Г. - в 1994 году, как работникам сферы жилищно-коммунального хозяйства, были предоставлены для проживания служебные помещения №№ 30-36, расположенные на первом надземном этаже жилого дома <адрес>. При оформлении на работу им (истцам) было обещано предоставить жилое помещение, которое давало бы право владение, пользование и проживание в нем.

Более 20 лет помещения, предоставленные им для проживания, имеют статус нежилых.

Они (истцы) обращались в различные инстанции, в том числе и к ответчикам, с просьбой перевести занимаемые ими помещения из нежилых в жилые, заключить с ними договор социального найма и зарегистрировать по месту жительства, в чем им было отказано, считают, что данными отказами нарушаются их права на жилье.

В судебном заседании истцы Шевченко А.Г., Михеева С.Г., их представитель, Тухватуллина Н.Л., действующая на основании соответствующих доверенностей (доверенности в деле), настаивали на удовлетворении иска Шевченко А.Г., Михеевой С.Г. по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представители ответчика - Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан Курцикидзе А.В., действующая на основании доверенности № 1/2170-13 от 22 июля 2010 года, Аникин А.О., действующий на основании доверенности № 1/4134-13 от 18 декабря 2009 года, он же представитель ответчика - муниципального унитарного предприятия Управление жилищного хозяйства городского округа город Уфа Республики Башкортостан, действующий на основании доверенности № 003юр от 11 января 2010 года, иск Шевченко А.Г., Михеевой С.Г. не признали, указав на то, что спорные жилые помещения имеют статус нежилых помещений..

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд считает, что иск Шевченко А.Г., Михеевой С.Г. следует удовлетворить по следующим основаниям:

согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 названного Кодекса.

В соответствии со ст. ст. 101, 105, 106 Жилищного кодекса РСФСР, действующего на момент возникновения правоотношений, служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него и предоставлялись по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдавались ордера на служебное жилое помещение и с гражданином, на имя которого выдан ордер на служебное жилое помещение, заключался письменный договор найма помещения на все время работы нанимателя, в связи с которой ему предоставлено это помещение.

К пользованию служебными жилыми помещениями применялись правила статей 50 - 61, 66, 75, 81 - 84, 89 - 93, 96, 97, части первой статьи 98, статей 99 и 100 названного Кодекса.

В силу статьи 1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с 01 марта 2005 года введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации.

По общему правилу вновь принятый правовой акт регулирует только те отношения, которые возникают после введения его в законную силу, если иное не предусмотрено в самом акте.

Часть 1 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает, что акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после его введения в действие.

Согласно статье 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.

Жилищные отношения являются длящимися, поэтому при разрешении данного спора следует руководствоваться нормами жилищного законодательства, действовавшего на момент рассмотрения спора.

Согласно статье 5 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Согласно ст. ст. 92-93, 100 и 104 названного Кодекса служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда и предназначены для временного проживания граждан по договору найма специализированного жилого помещения в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы…

К пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные статьей 65, частями 3 и 4 статьи 67 и статьей 69 настоящего Кодекса, за исключением пользования служебными жилыми помещениями, к пользованию которыми по договорам найма таких помещений применяются правила, предусмотренные частями 2 - 4 статьи 31, статьей 65 и частями 3 и 4 статьи 67 настоящего Кодекса.

Категории граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения, устанавливаются:

1) органом государственной власти Российской Федерации - в жилищном фонде Российской Федерации;

2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации - в жилищном фонде субъекта Российской Федерации;

3) органом местного самоуправления - в муниципальном жилищном фонде.

Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан № 10/9 от 04 декабря 2008 года, утверждено Положение о порядке предоставления служебных жилых помещений муниципального жилищного фонда городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

В соответствии с Приложением № 1 к решению Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 04 декабря 2008 года № 10/9 служебные жилые помещения предоставляются работникам организаций жилищно-коммунального хозяйства, обслуживающим муниципальный жилищный фонд городского округа город Уфа Республики Башкортостан (дворникам, слесарям-сантехникам, слесарям по ремонту, обслуживанию оборудования и изготовлению узлов и деталей; слесарям КИПиА, электрикам (электромонтерам); уборщикам лестничных клеток и мусоропроводов; электрогазосварщикам; газорезчикам; жестянщикам; кровельщикам; плотникам; столярам; малярам; штукатурам; печникам-каменщикам; водителям специальных машин (аварийно-диспетчерских служб, уборочных машин); водителям легковых автомобилей; машинистам экскаваторов, бульдозеров, кранов; диспетчерам диспетчерской службы, мастерам.

Пунктом 5.1.указанного Приложения № 1 предусмотрено, что по ходатайству организации и решению Комиссии служебные жилые помещения могут быть исключены из реестра специализированного жилищного фонда городского округа город Уфа Республики Башкортостан постановлением главы Администрации ^городского округа город Уфа Республики Башкортостан в отношении граждан, имеющих непрерывный трудовой стаж работы 10 и более лет в организации, по ходатайству которой было предоставлено служебное жилое помещение, и проживших в данном служебном помещении не менее 10 лет.

Из пункта 5.3. Приложения № 1 следует, что служебные жилые помещения, предоставленные до 01 марта 2005 года, утрачивают статус служебного жилого помещения с момента обращения гражданина, проживающего в таком жилом помещении, в МУП Управление жилищного хозяйства городского округа город Уфа Республики Башкортостан с заявлением о заключении договора социального найма.

На основании пункта 3 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда

Судом установлено, что с 01 июля 1983 года истец Шевченко А.Г. состоял в трудовых отношениях с <данные изъяты>, в том числе работал в качестве мастера-смотрителя <данные изъяты>, слесаря-сантехника, что подтверждается копией его трудовой книжки.

Истец Михеева С.Г. состоит в трудовых отношениях с <данные изъяты> с 12 мая 1994 года, была принята на работу в качестве дворника в <данные изъяты>, что так же подтверждается копией ее трудовой книжки.

В связи с трудовыми отношениями истцам Шевченко А.Г. и Михеевой С.Г. было предоставлено помещение № 32, площадью 21,8 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, и помещения вспомогательного использования: помещения за № 30, площадью 3,0 кв.м., за №31, площадью 9.0 кв.м., за № 33, площадью 3,3 кв.м., за №34, площадью 2,0 кв.м., за №35, площадью 18,0 кв.м., за № 36, площадью 8,8 кв.м., расположенные по этому же адресу: <адрес>.

Указанные помещения расположены на цокольном этаже 9-этажного жилого дома. За счет перепада рельефа земли часть здания, где расположен жилой дом, данные помещения, находятся выше уровня земли (уровень отметки пола помещений выше отметки уровня земли на 0,4 м).

По указанному адресу истцы проживают более 15 лет.

Из писем муниципального унитарного предприятия Производственный трест жилищного хозяйства Октябрьского района города Уфы Республики Башкортостан № 21-03/162 от 04 марта 2004 года на имя главы администрации муниципального образования Октябрьский район города Уфы Республики Башкортостан Гаврилова В.Ю. и № 21-03/161 от 07 марта 2004 года на имя заместителя главы администрации города Уфы Республики Башкортостан, председателя Комитета по управлению муниципальной собственностью города Уфы Республики Башкортостан следует, что указанные помещения, расположенные в жилом доме <адрес>, в категории жилых в целях использования их в качестве служебного жилья, были в 1996 году заселены МУП ПТЖХ Октябрьского района города Уфы Республики Башкортостан рабочими <данные изъяты> дворники, рабочие, м/провода, сварщики и т.д. с момента ввода дома в эксплуатацию.

Предварительное обследование занятых помещений показало, что санитарно-технические условия части помещений соответствуют нормативам и могут быть переведены в категорию жилых (л.д.25,26).

Из письма Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан № ИЗ-36/2379 от 04 марта 2006 года, видно, что в соответствии с Указом Президента Республики Башкортостан от 08 апреля 1998 года № УП-181 два жилых дома № общей площадью 11178,1 кв.м. и общей балансовой стоимостью 13 969 939,3 рублей, расположенные по <адрес>, были переданы в муниципальную собственность города Уфы.

В дальнейшем жилой дом <адрес>, Указом Президента Республики Башкортостан от 11 января 2003 года № УП-6 был признан государственной собственностью Республики Башкортостан и постановлением Правительства Республики Башкортостан от 04 марта 2004 года № 35 передан в ведение Администрации города Уфы.

В 2006 году, во исполнение Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и постановления Правительства Республики Башкортостан от 30 декабря 2005 года № 312 указанный дом был передан в собственность муниципального образования городского округа город Уфа Республики Башкортостан, что подтверждается договором передачи государственного имущества Республики Башкортостан в муниципальную собственность № 1739 от 31 января 2006 года и актом приема-передачи к названному договору.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что дом <адрес> является муниципальной собственностью.

При передаче названных жилых домов в муниципальную собственность Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан приняла спорные помещения как жилые помещения, не оспаривая право пользования истцов Шевченко А.Г. и Михеевой С.Г. указанными помещениями как жилым помещением.

В период проживания истцов в указанных помещениях, ответчики не препятствовали их проживанию в занимаемых помещениях, но и мер к оформлению соответствующих документов по переводу нежилых помещений в жилые или мер по предоставлению других служебных помещений либо жилых помещений по договору социального найма не предпринимали.

07 июля 2010 года истцы Шевченко А.Г. и Михеева С.Г. обратились в Администрацию городского округа город Уфа, муниципальное унитарное предприятие Управление жилищного хозяйства городского округа город Уфа Республики Башкортостан с заявлением о заключении договора социального найма, однако ответа до сих пор не получили.

Изложенные обстоятельства свидетельствуют, что истцы Шевченко А.Г. и Михеева С.Г., которые не имеют другого жилого помещения, являются нуждающимися в жилых помещениях, фактически приобрели право пользования названным ранее жилым помещением с вспомогательными помещениями по договору социального найма и они в силу статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189 -ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской федерации» не могут быть выселены из спорного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.

При этом суд считает, что сам по себе факт несвоевременного оформления собственником жилищного фонда соответствующих документов о переводе нежилых помещений в жилое, которые ранее были предоставлены уполномоченным собственником лицом после его переустройства в качестве служебного жилого помещения, с согласия и ведома последнего, не может ограничить право истцов на проживание в них по договору социального найма.

Пунктом 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда, который, согласно статье 60 Жилищного кодекса Российской Федерации, заключается без установления срока его действия.

Таким образом, требование истцов, проживающих в доме, отнесенном к муниципальной собственности, о заключении с ними договора социального найма в установленном законом порядке правомерно и подлежит удовлетворению.

Предметом договора социального найма жилого помещения, согласно статье 62 Жилищного кодекса Российской Федерации, должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).

Как следует из учетно-технической инвентаризации (экспликации и поэтажного плана цокольного этажа), содержащей информацию о помещениях №№ 30,31,32,33,34,35,36 на цокольном этаже дома, расположенного по адресу: <адрес>, занимаемые истцами помещения по состоянию на 09 января 2004 года значатся: № 30 - тамбур, площадью 3,0 кв.м., № 31 - коридор, площадью 9,0 кв.м., № 32 - основная, площадью 21,8 кв.м., № 33 - коридор, площадью 3,3 кв.м., № 34 - сан.узел, площадью 2,0 кв.м., № 35 - основная, площадью 18,0 кв.м., № 36 - кухня, площадью 8,8 кв.м.

В соответствии со статьей 22 Жилищного кодекса Российской Федерации перевод жилого помещения в нежилое и нежилого помещения в жилое допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.

В силу статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации перевод нежилого помещения в жилое осуществляется органом местного самоуправления. Решение об отказе в переводе помещения выдается или направляется заявителю не позднее, чем три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.

07 июля 2010 года истцы Шевченко А.Г. и Михеева С.В. обратились в Администрацию городского округа город Уфа с заявлением о переводе нежилых помещений в жилые и заключении на них договора социального найма. Решение о переводе помещений ответчиком до настоящего времени не принято.

Муниципальное унитарное предприятие Управление жилищного хозяйства городского округа город Уфа Республики Башкортостан, рассмотрев обращение Шевченко А.Г., Михеевой С.Г. по вопросу перевода нежилых помещений цокольного этажа в жилые по улице <адрес> с присвоением указанным помещениям почтового номера, заключением договора социального найма и разрешением на приватизацию, письмом № 1072/ж от 04 августа 2010 года сообщило, что жилой дом <адрес> 1988 года постройки принят в управление от ООО <данные изъяты> в 1996 году. Помещения цокольного этажа указанного дома были преданы обслуживающей организации <данные изъяты> для размещения жилищно-эксплуатационного участка. Для решения кадровых вопросов, связанных с нехваткой рабочих профессий по обслуживанию жилищного фонда в помещения цокольного этажа были временно заселены работники <данные изъяты>.

Из письма Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека № 02-06-6327 от 23 апреля 2010 года видно, что по предписанию Управления ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по Республике Башкортостан» проведено санитарно-гигиеническое обследование помещений по адресу: <адрес> на соответствие СанПиН 2.1.2.1002-00 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям».

Согласно представленному акту санитарно-гигиенического обследования помещения № 1220 от 19 апреля 2010 года служебное помещение, выделенное для проживания Шевченко А.Г., Михеевой С.Г., размещается в цокольном этаже 9-этажного жилого дома. За счет перепада рельефа земли часть здания, где расположено данное помещение, находится выше уровня земли (уровень отметки пола служебных помещений выше отметки уровня земли на 0,4 м).

Вход в служебное помещение осуществляется с фасада жилого дома.

Общая площадь помещений - 65,9 кв.м. В состав помещений входят: комната, используемая как жилая - 21,8 кв.м, кухня - 18 кв.м, туалет - 3,3 кв.м, ванная комната - 2,0 кв.м, два коридора площадью 9,0 кв.м и 8,8 кв.м, тамбур - 3,0 кв.м.

Горячее и холодное водоснабжение, канализация, отопление, энергоснабжение осуществляется от существующих сетей жилого дома. Вентиляция в жилой комнате естественная. Вытяжка из ванной комнаты, туалета и кухни осуществляются через существующие вентиляционные каналы жилого дома.

Комната имеет естественное освещение через оконный проем. Согласно представленному протоколу измерения освещенности № 210 от 19 апреля 2010 года параметры естественной освещенности в жилой комнате соответствует требованиям СанПиН 2.1.2.1002-00 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям». Коэффициент естественной освещенности составляет 1,4 % при нормативном коэффициенте 0,5 %.

В кухне естественное освещение отсутствует, что не соответствует требованиям пункта 5.1 СанПиН 2.1.2.1002-00 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям».

На основании изложенного, служебное помещение по адресу: <адрес> квартира 4а по пункту 5.1 не соответствует СанПиН 2.1.2.1002-00 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям» (л.д.27).

Управление коммунального хозяйства и благоустройства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан письмом № 6-16/4033-10-А2 от 13 августа 2010 года, повторно рассмотрев обращение Шевченко А.Г., Михеевой С.Г. с просьбой признать помещения, расположенные в жилом доме <адрес>, помещения №№30-36, жилыми, разрешить сохранить помещение в перепланированном состоянии, присвоить данным помещениям объединенный номер, заключить с Михеевой С.Г. договор социального найма на данное помещение и разрешить приватизацию, отказало в удовлетворении заявления, сообщив что для перевода нежилого помещения в жилое помещение, необходимо обращение собственника соответствующего помещения или уполномоченного им лица в орган, осуществляющий перевод помещений и представление документов, предусмотренных ч.2 ст.23 ЖК РФ.

Письмом № 18-03/5 от 4 мая 2010 года Министерство строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан, рассмотрев обращение Шевченко А.Г. Михеевой С.Г. по вопросу применения Приложения 1 к Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом министерства РФ по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, и установления планировочной отметки цокольного этажа, предложило в целях получения разъяснений по вопросу применения Инструкции для заполнения форм кадастровых паспортов (приказ Минюста РФ от 18 февраля 2008 г. № 32 «Об утверждении форм кадастровых паспортов зданий, сооружений, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка») обратиться в Минэкономразвития РФ; по вопросу приведения существующих нормативных документов в области технического учета и инвентаризации объектов капитального строительства - в Роснедвижимость.

Муниципальное учреждение «Управление пожарной охраны городского округа город Уфа Республики Башкортостан» письмом № 221-6-04 от 21 июня 2010 года сообщило, что считает возможным перевод из нежилого помещения в жилое, расположенное по адресу: <адрес> по проекту № 2010.011/2 ООО <данные изъяты>

Из общей пояснительной записки ООО <данные изъяты> проекта перевода из нежилого помещения в жилое, расположенное по указанному ранее адресу следует, что принятые проектные решения соответствуют требованиям экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и других норм, действующих на территории Российской Федерации, и обеспечивает безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию объекта при соблюдении предусмотренных рабочими чертежами мероприятий.

Общество с ограниченной ответственностью <данные изъяты> выдало техническое заключение о техническом состоянии несущих и ограждающих строительных конструкций фрагмента первого (надземного) этажа жилого дома <адрес> об их эксплуатационной пригодности и надежности, в т.ч. с возможностью дальнейшей эксплуатации о том, что техническое состояние фундаментов здания в пределах обследуемого помещения фрагмента первого (надземного) этажа здания, в виду отсутствия признаков снижения несущей способности и неравномерных осадок фундаментов конструкций здания жилого дома, классифицируется как работоспособное.

Техническое состояние конструкций стен первого (надземного) этажа в пределах обследуемого помещения, в виду отсутствия дефектов, снижающих эксплуатационную надежность данных конструкций, классифицируется как работоспособное.

Принимая во внимание результаты расчетов и отсутствие дефектов плит перекрытий первого (надземного) этажа в обследуемом фрагменте здания, их техническое состояние классифицируется как работоспособное.

Оконный проем в жилой комнате по оси «А» был выполнен на этапе строительства здания и не классифицируется как внесение изменения в конструктивную часть здания в целом и несущую стену в частности.

Отметка пола жилой части помещения находится выше уровня отметки земли на 100...170 мм.

Как следует из разъяснений, данных в Приложении № 1 к Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по земельной политике, строительству и ЖКХ от 04 августа 1998 года № 37 планировочная отметка земли - это уровень земли на границе отмостки. Цокольный этаж - этаж при отметке пола помещения ниже планировочной отметки земли. Надземный этаж - этаж при отметке пола помещений выше планировочной отметки земли. Этажность дома должна определяться по числу надземных этажей.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что цокольный этаж в данном случае является фактически надземным первым этажом названного ранее жилого дома, а занимаемые истцами помещения соответствуют требованиям, предъявляемым к жилым помещениям Жилищным кодексом Российской Федерации, Положением о признании помещения жилым, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47.

Таким образом, заявленные истцами требования о признании помещения № 32, площадью 21,8 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, жилым помещением и помещения за № 30, площадью 3,0 кв.м., за №31, площадью 9.0 кв.м., за № 33, площадью 3,3 кв.м., за №34, площадью 2,0 кв.м., за №35, площадью 18,0 кв.м., за № 36, площадью 8,8 кв.м., помещениями вспомогательного использования помещения, суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Подлежит удовлетворению иск Шевченко А.Г. и Михеевой С.Г. и в части возложения на Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан обязанность присвоить жилому помещению объединенный (один) порядковый номер.

Согласно п. "а" ст. 16 Положения об организации в Российской Федерации технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04 декабря 2000 г. N 921 сведения об объектах учета, равно как и техническая документация на объекты предоставляется по заявлениям (запроса) собственника, владельца (балансодержателя) объекта недвижимого имущества или их доверенных лиц (при предъявлении надлежащим образом оформленной доверенности).

В соответствии с ч. 1 ст. 16 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10-21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

Положениями ст. 20 ФЗ « О государственном кадастре недвижимости» предусмотрено, что с заявлениями о кадастровом учете вправе обратиться указанные в частях 2-6 настоящей статьи лица (далее также - заявители) или их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

С заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица (п.2)

С заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица. ( п.З).

При изменении назначения отдельных помещений в здании с нежилого на жилое назначение здания не меняется.

Назначение здания определяется в соответствии с правоустанавливающими документами.

Дом <адрес> относится к муниципальному жилому фонду. При переводе отдельных помещений в здании с "нежилого " на "жилое" для внесения изменений в Реестр муниципальной собственности необходимо представление технического паспорта на указанные помещения, отражающего такие изменения, и документа, подтверждающего изменение назначения помещения с нежилого на жилое.

Документом, подтверждающим изменение назначения помещения с "нежилого" на "жилое", является решение органа, осуществляющего перевод помещений (п. 5 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, учитывая, что подача заявления в орган, осуществляющий техническую инвентаризацию изменений объекта недвижимости, в том числе в составе отдельных помещений, входящих в этот объект без изменения его площади в целом, является правом собственника недвижимого имущества, которым является Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан, а в соответствии со ст. 62 Жилищного Кодекса РФ, предметом договора социального найма может являться жилое помещение, имеющее один номер, настоящим решением суда помещение № 32, площадью 21,8 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, признано жилым и помещениями вспомогательного использования признаны помещения за № 30, площадью 3,0 кв.м., за №31, площадью 9.0 кв.м., за № 33, площадью 3,3 кв.м., за №34, площадью 2,0 кв.м., за №35, площадью 18,0 кв.м., за № 36, площадью 8,8 кв.м., в этом же жилом доме, суд считает необходимым возложить на собственника спорного жилого помещения - Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан, обязанность представить в уполномоченные органы заявление об учете изменений спорного объекта недвижимости с приложением всех необходимых для этого документов ( а так же с указанием литеров помещений) для присвоения названным помещениям объединенного (одного) порядкового номера квартиры как самостоятельного объекта недвижимости.

Также подлежит удовлетворению требование о регистрации истцов по месту постоянного жительства в указанных помещениях, исходя из следующего.

Закон Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» № 5242-1 от 25 июня 1993 года, закрепляет право граждан на выбор места жительства по своему усмотрению.

Регистрация граждан по месту жительства производится в соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 713 от 17 июля 1995 года, и производится органами регистрационного учета на основании заявления гражданина и представленных документов.

Истцы более 15 лет проживают в помещениях № 30,31,32,33,34,35,36 жилого дома <адрес>. В регистрации по указанному адресу им отказано в связи с отсутствием документов, послуживших основанием для вселения. Отсутствие регистрации по месту постоянного жительства препятствует пользованию истцами правом на бесплатное медицинское обслуживание, получение почтовой корреспонденции, оформлении и получении пенсии.

Руководствуясь статьями 56, 194-196, 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

иск Шевченко А.Г., Михеевой С.Г. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, муниципальному унитарному предприятию Управление жилищного хозяйства городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании помещений жилыми помещениями, признании права проживания в жилых помещения, возложении обязанности на Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан присвоить жилым помещениям единый порядковый номер, возложении обязанности на муниципальное унитарное предприятие Управление жилищного хозяйства городского округа город Уфа Республики Башкортостан заключить договор социального найма жилого помещения и регистрации по месту жительства удовлетворить:

признать жилым помещением помещение № 32, площадью 21,8 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, и помещениями вспомогательного использования помещения за № 30, площадью 3,0 кв.м., за №31, площадью 9.0 кв.м., за № 33, площадью 3,3 кв.м., за №34, площадью 2,0 кв.м., за №35, площадью 18,0 кв.м., за № 36, площадью 8,8 кв.м., расположенные по этому же адресу: <адрес>.

Признать за Шевченко А.Г., Михеевой С.Г. право пользования жилым помещением № 32 и помещениями вспомогательного использования помещения за № 30,31,33,34,35,36 расположенными по адресу: <адрес>;

Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан принять меры в установленном законом порядке для присвоения жилому помещению № 32 и помещениям вспомогательного использования помещения за № 30,31,33,34,35,36, расположенным по адресу: <адрес> объединенного (одного) порядкового номера как самостоятельного объекта недвижимости (квартиры);

Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан и муниципальное унитарное предприятие Управление жилищного хозяйства городского округа город Уфа Республики Башкортостан заключить с Шевченко А.Г. договор социального найма жилого помещения 32 и помещений вспомогательного использования помещения за № 30,31,33,34,35,36, расположенных по адресу: <адрес>, как самостоятельного объекта недвижимости (квартиры), включив в число членов семьи нанимателя жилья Михееву С.Г..

Шевченко А.Г., Михееву С.Г. зарегистрировать по месту жительства в жилом помещении № 32, по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан течение 10 дней со дня принятия его в окончательной форме через Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан.

судья Файзрахманова Г.Р.