дело № 2-1417/10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Уфа 08 сентября 2010 года
Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи: Ишмаевой Ф.М.
при секретаре: Индан И.Я.
с участием прокурора Иткуловой Н.У., представителя истца Хурматуллина Р.Н.- Шерышевой Г.Т., действующей на основании доверенности № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, представителя ответчика- Администрации городского округа город Уфа- Хасановой Г.Х., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, представителя ответчика- Администрации городского округа город Уфа- Труш Г.В., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, представителя ответчика- Правительства Республики Башкортостан- Хазиева А.М., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Орджоникидзевского района города Уфы Республики Башкортостан, действующего в интересах Галиуллиной Р.Р., Хурматуллина Р.Н. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма,
установил:
Прокурор Орджоникидзевского района города Уфы Республики Башкортостан, действуя в интересах Галиуллиной Р.Р., Хурматуллина Р.Н. в соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обратился в суд с иском (с последующим изменением предмета ранее заявленного иска в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан, в котором просит обязать ответчиков вне очереди предоставить Галиуллиной Р.Р. и Хурматуллину Р.Н. жилые помещения по договору социального найма не ниже установленных социальных норм предоставления жилья, указывая, что Галиуллина Р.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании Решения Исполнительного Комитета Орджоникидзевского районного Совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ, была определена в дом грудника г.Белорецка, в дальнейшем была определена в ГБОУ для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей-детский <адрес>, где находилась на полном государственном обеспечении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Одинокая мать ФИО9 отказалась от ребенка в роддоме № № г.Уфы. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Галиуллина Р.Р. обучалась в государственном образовательном учреждении начального профессионального образования <данные изъяты>, в настоящее время не работает.
Распоряжением главы администрации Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан №-р от ДД.ММ.ГГГГ Галиуллина Р.Р. принята на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди.
Постановлением Главы Администрации городского округа город Уфа № от ДД.ММ.ГГГГ Галиуллиной Р.Р. выделено временное жилое помещение по адресу: <адрес> ( общежитие).
Хурматуллин Р.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании постановления первого заместителя Главы Администрации Орджоникидзевского района № от ДД.ММ.ГГГГ был определен в ГБОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей- Детский дом № 9 г.Уфы, где находился на полном государственном обеспечении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Одинокая мать ФИО22 умерла ДД.ММ.ГГГГ. Жилое помещение за Хурматуллиным Р.Н. закреплено не было. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Хурматуллин Р.Н. облучался в <данные изъяты>.
В настоящее время Хурматуллин Р.Н. не работает, временно проживает по адресу: <адрес>, постоянного места жительства не имеет.
Распоряжением Главы Администрации Орджоникидзевского района городского округа город Уфа №-р от ДД.ММ.ГГГГ Хурматуллин Р.Н. пинят на учет в качестве нуждающегося вне очереди в жилом помещении по договору социального найма.
В нарушение требований статьи 1, абзацев 2 и 3 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, частей 4 и 6 статьи 8 Закона Республики Башкортостан от 27 октября 1998 года № 188-з «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Постановления Правительства Республики Башкортостан № 200 от 20 июля 2007 года «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», подпункта 6 пункта 1 статьи 16 Федерального Закона « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ответчики не предоставили Галиуллиной Р.Р. по окончании пребывания в учреждении профессионального образования <данные изъяты>, Хурматуллину Р.Н.- по окончании пребывания в учреждении профессионального образования -Уфимский топливно-энергетический комплекс в течение 3-х месяцев жилье по договору социального найма вне очереди с соблюдением нормы предоставления жилья, чем нарушили право последних на жилище, закрепленное статьей 40 Конституции Российской Федерации.
В судебном заседании представитель истца - прокурора Орджоникидзевского района города Уфы Республики Башкортостан Иткулова Н.У., представитель истца Хурматуллина Р.Н.- Шерышева Г.Т. настаивали на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в иске, уточнении к нему.
Представители ответчиков - Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан Труш Г.В., Хасанова Г.Х., Правительства Республики Башкортостан Хазиев А.М., иск прокурора Орджоникидзевского района города Уфы Республики Башкортостан, действующего в интересах Хурматуллина Р.Н., Галиуллиной Р.Р., не признали, сославшись на необоснованность заявленного к каждому из них требования.
Представители третьих лиц - Министерства финансов Республики Башкортостан, Государственного бюджетного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Детский дом № 9 города Уфы Республики Башкортостан, истцы Галиуллина Р.Р., Хурматуллин Р.Н., извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явились
Суд, в соответствии со ст. ст. 48, 167 Гражданского процессуального Кодекса РФ, рассмотрел дело в отсутствии указанных лиц.
Выслушав объяснения участников процесса,, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (редакции от 17 декабря 2009 года) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).
В силу абзацев 2 и 3 пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", подлежащей применению в соответствии с ее конституционно-правовым смыслом, выявленном в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05 февраля 2009 года № 250-О-П, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).
Названные положения Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" конкретизируются в жилищном законодательстве.
В соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 57 названного Кодекса вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Из материалов дела установлено, что Хурматуллин Р.Н., родился ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>, в графе «отец» указан «<данные изъяты>», а в графе «мать» указана «<данные изъяты>», что подтверждается повторным свидетельством о рождении ( л.д.11).
Согласно свидетельства о смерти серии №, выданного ДД.ММ.ГГГГ отделом ЗАГС <данные изъяты>, ФИО22, умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Администрации Орджоникидзевского района г.Уфы № от ДД.ММ.ГГГГ постановлено: просить городское управление народного образования г.Уфы выделить путевку в детский дом Хурматуллин Р.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением народного образования администрации г.Уфы выдана путевка № в детский дом № № Хурматуллин Р.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Из представленных справок государственного бюджетного образовательного учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей № и № ( л.д.17), следует, что Хурматуллин Р.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения действительно являлся воспитанником детского дома № № г.Уфы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и находился на полном государственном обеспечении, как сирота. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, являясь воспитанником детского дома, находился на патронатном воспитании. ДД.ММ.ГГГГ отчислен в связи с вступлением в законный брак.
С ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по адресу: <адрес>.
На основании распоряжения Главы Администрации Орджоникидзевского района городского округа город Уфа №р от ДД.ММ.ГГГГ Хурматуллин Р.Н. принят на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке.
Согласно справке ГУП ЦУИОН РБ № от ДД.ММ.ГГГГ, сообщению Управления Федеральной службы по Республике Башкортостан Хурматуллин Р.Н. собственником объектов недвижимости не установлен.
Из представленной копии паспорта гражданина РФ, также следует, что Хурматуллин Р.Н. зарегистрирован до настоящего времени по адресу: <адрес> д/дом.
Из представленной справки о рождении, свидетельства о рождении серии №, следует, что у ФИО24 и ФИО25 имеется дочь- Хурматуллин Р.Н.
Также судом установлено, что согласно свидетельства о рождении серии №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Одржоникидзевским отделом ЗАГС г.Уфы, Галиуллина Р.Р. родилась ДД.ММ.ГГГГ в г.Уфа. В графе «мать» указана ФИО7, в графе «отец»-ФИО8.
Из акта № от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения родила в родительном доме № 3 г.Уфы ДД.ММ.ГГГГ девочку весом 1300 кг., ростом 44 см. ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 самовольно ушла из родильного дома, оставив ребенка. Ее розыск успехом не увенчался.
Решением исполнительного комитета Орджоникидзевского районного Совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ, решено просить городской отдел здравоохранения направить Галиуллина Р.Р. в дом грудника.
Постановлением Главы администрации г.Белорецка № от ДД.ММ.ГГГГ, постановлено просить Министерство Просвещения Республики Башкортостан выделить путевку в специализированное коррегирующее учреждение для детей с ДЦП Галиуллиной Р.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения..
ДД.ММ.ГГГГ Министерством народного образования Башкирской АССР выделена путевка Галиуллиной Р.Р. в Уфимский школу-интернат №.
Из представленных справок государственного бюджетного образовательного учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что Галиуллина Р.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения действительно воспитывалась в детском доме № № и находилась на полном государственном обеспечении, как сирота с ДД.ММ.ГГГГ. Отчислена в связи с поступлением в <данные изъяты>
С ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по адресу: <адрес>.
Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования Профессиональный лицей №, Галиуллина Р.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения обучалась в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по специальности «Художник».
На основании распоряжения Главы Администрации Орджоникидзевского района городского округа город Уфа №-р от ДД.ММ.ГГГГ Галиуллина Р.Р., зарегистрированная по адресу: <адрес>, детский дом № № с составом семьи 1 человек принята на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке.
Постановлением Главы администрации городского округа город Уфа, жилое помещение- комната №, жилой площадью 11, 4 кв.м. в жилом <адрес> ( общежитие) по <адрес> городского округа город Уфа Республики Башкортостан включена в реестр специализированного жилищного фонда с отнесением к виду жилых помещений в общежитии. Галиуллиной Р.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения предоставлено койко-место в указанном жилом помещении.
Согласно справке ГУП ЦУИОН РБ № от ДД.ММ.ГГГГ, сообщению Управления Федеральной службы по Республике Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ Галиуллина Р.Р. собственником объектов недвижимости не установлен.
Из представленной копии паспорта гражданина РФ, также следует, что Галиуллина Р.Р. зарегистрирована до настоящего времени по адресу: <адрес>
Из представленной справки о серии МСЭ-2006 №, следует, что Галиуллиной Р.Р. была установлена инвалидность третьей группы с ограничением способности к трудовой деятельности первой степени на срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Однако до настоящего времени Хурматуллин Р.Н. и Галиуллина Р.Р. не обеспечены жильем, что не оспаривалось и в судебном заседании представителями ответчиков.
Суд считает, обязанность обеспечения Хурматуллина Р.Н. и Галиуллиной Р.Р. жилыми помещениями должна быть возложена только на Правительство Республики Башкортостан, поскольку в силу приведенных ранее норм действующего законодательства, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации.
А администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан согласно статье 12 Конституции Российской Федерации, как местное самоуправление, признается и гарантируется, в пределах своих полномочий самостоятельно, а его органы не входят в систему органов государственной власти. Она обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, а также может наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (статья 132).
Из статьи 132 Конституции Российской Федерации, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30 ноября 2000 года N 15-П, следует, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем - федеральным или субъекта Российской Федерации - и только в форме закона с учетом установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статьи 71, 72 и 73).
Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Поэтому обязанность обеспечения Хурматуллина Р.Н. и Галиуллиной Р.Р. жилым помещением из муниципального фонда может быть возложена на администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан лишь при условии наделения ее в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Пунктом 1 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года № 260-з (редакции от 01 апреля 2010 года) «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, а именно органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Башкортостан, наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке, за исключением полномочий по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях)…
В соответствии с частями 4 и 6 статьи 8 Закона Республики Башкортостан от 27 октября 1998 года № 188-з (ред. от 07.11.2005) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди в срок, не превышающий трех месяцев, жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством Республики Башкортостан и относятся к расходным обязательствам Республики Башкортостан.
Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей регламентирован Постановлением Правительства Республики Башкортостан № 200 от 20 июля 2007 года «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которым постановлено:
1. Предоставлять детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленных жилых помещений (далее - дети-сироты), жилые помещения по договорам социального найма в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан, площадью не ниже установленной в соответствующем муниципальном образовании нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не более:
33 кв. м - для одиноко проживающих детей-сирот;
42 кв. м - на семью из двух человек, являющихся детьми-сиротами;
18 кв. м - на каждого члена семьи при ее численности три человека и более, являющихся детьми-сиротами.
2. Установить, что:
финансирование расходов по предоставлению администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан жилых помещений детям-сиротам осуществляется за счет средств, выделяемых из бюджета Республики Башкортостан на капитальные вложения;
перечисление средств в бюджеты муниципальных образований производится исходя из общей площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящего Постановления, и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья в муниципальных районах, городских поселениях и городских округах Республики Башкортостан, ежеквартально утверждаемой Министерством строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан, но не более фактической стоимости предоставляемого жилья.
3. Финансирование расходов по предоставлению жилых помещений детям-сиротам осуществляется путем перечисления средств бюджета Республики Башкортостан в доход бюджетов муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан на основании следующих документов:
распоряжения Правительства Республики Башкортостан о распределении лимитов капитальных вложений, предусмотренных на указанные цели, между администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан;
заявки Министерства образования Республики Башкортостан, сформированной по соответствующим заявкам администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан, на выделение средств из бюджета Республики Башкортостан на финансирование указанных расходов с указанием детей-сирот - получателей государственной поддержки;
документов, подтверждающих стоимость жилья, предоставляемого детям-сиротам.
Оплата жилья, приобретаемого детям-сиротам, осуществляется с лицевых счетов администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан, открытых в территориальных финансовых управлениях Министерства финансов Республики Башкортостан.
4. Министерству экономического развития Республики Башкортостан ежегодно предусматривать в республиканской адресной инвестиционной программе лимиты капитальных вложений на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот.
5. Министерству образования Республики Башкортостан:
сформировать сводный список (банк данных) детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений с ежегодным уточнением данного списка по состоянию на 1 апреля;
ежегодно по заявкам администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан представлять в Министерство экономического развития Республики Башкортостан заявку на выделение лимитов капитальных вложений для обеспечения жильем детей-сирот;
вносить предложения о распределении лимитов капитальных вложений, предусмотренных на указанные цели в республиканской адресной инвестиционной программе, между администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан;
представлять в Министерство финансов Республики Башкортостан заявки на выделение средств из бюджета Республики Башкортостан на финансирование указанных расходов и информацию о фактическом использовании выделенных средств;
обеспечивать контроль за целевым и эффективным использованием средств, выделенных из бюджета Республики Башкортостан на указанные цели.
6. Администрациям муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан представлять в Министерство образования Республики Башкортостан:
списки детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений;
заявки на выделение лимитов капитальных вложений для обеспечения жильем детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений, на предстоящий год по форме согласно приложению N 1 к настоящему Постановлению;
документы, подтверждающие стоимость жилья, предоставляемого детям-сиротам…
Установлено и это не оспаривается лицами, участвующими в деле, что администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан во исполнение Постановления Правительства Республики Башкортостан № 200 от 20 июля 2007 года «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» представила в Министерство образования Республики Башкортостан заявку, с указанием детей-сирот, в том числе Галиуллиной Р.Р. и Хурматуллина Р.Н., для формирования сводного списка (банка данных) детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений, для представления последним в Министерство экономического развития Республики Башкортостан заявки на выделение лимитов капитальных вложений для обеспечения жильем детей-сирот, а в Министерство финансов Республики Башкортостан - заявки (Министерства образования Республики Башкортостан) на выделение средств из бюджета Республики Башкортостан на финансирование указанных расходов.
Распоряжениями Правительства Республики Башкортостан № 1515-р от 31 декабря 2009 года, № 504 -р от 14 мая 2010 года, № 579-р от 03 июня 2010 года, распределены лимиты государственных капитальных вложений на обеспечение в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в сумме 59607750 рублей, из них на город Уфа выделено 4587000 рублей.
Между тем, по заявке Министерства образования Республики Башкортостан, представленной в Министерство Финансов Республики Башкортостан на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, а так же лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, состоящих на регистрационном учете в администрациях муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на регистрационном учете состоят 3719 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них по городу Уфа Республики Башкортостан -118 человек, в том числе под номером 20 и номером 102 в эту заявку включены Галиуллина Р.Р. и Хурматуллин Р.Н. соответственно.
В судебном заседании представители ответчиков признали, что выделенное из бюджета Республики Башкортостан финансирование недостаточно для обеспечения всех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в г.Уфе Республики Башкортостан, жилыми помещениями. Денежные средства, выделенные на приобретение жилья детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, достаточны на приобретение не более 5 квартир лицам, включенным в заявку, состоящим на учете под порядковыми номерами, начиная с первого, а Галиуллина Р.Р. и Хурматуллин Р.Н. в их число не входит.
Однако суд считает, что обеспечение вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от недостаточности бюджетных средств и соблюдения очередности лиц, состоящих в списке на получение жилого помещения вне очереди.
Анализ представленных в суд доказательств дает суду основание считать, что Галиуллина Р.Р. и Хурматуллин Р.Н., которые в силу статьи 1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" относятся к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, окончили пребывание в образовательных учреждениях, имеют право на обеспечение вне очереди жилыми помещениями по договору социального найма исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - а именно Правительством Республики Башкортостан в пределах социальной нормы представления жилья, предусмотренной Постановлением Правительства Республики Башкортостан № 200 от 20 июля 2007 года «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан № 12/22 от 08.06.2006 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения, нормы предоставления площади жилого помещения, об установлении порога размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, порога стоимости имущества, приходящегося на каждого члена семьи, порога стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению,периода накопления денежных средств, достаточного для приобретения жилого помещения, действующих на территории городского округа г. Уфа», площадью не ниже 14 кв.м., но не более 33 кв.м. каждый.
Руководствуясь статьями 56, 194-196, 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
иск прокурора Орджоникидзевского района города Уфы Республики Башкортостан, действующего в интересах Галиуллиной Р.Р. и Хурматуллина Р.Н., к Правительству Республики Башкортостан о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма удовлетворить.
Обязать Правительство Республики Башкортостан предоставить Галиуллиной Р.Р. и Хурматуллин Р.Н. по договору социального найма благоустроенное жилые помещения в черте города Уфы Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не менее 14 кв. м, но не более 33 кв. м. каждому.
В удовлетворении иска прокурора Орджоникидзевского района города Уфы Республики Башкортостан, действующего в интересах Галиуллиной Р.Р. и Хурматуллин Р.Н., к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме через Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан.
Судья Ф.М. Ишмаева