Дело № 2-446/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 января 2011 года город Уфа
Октябрьский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Идрисовой А.В.,
при секретаре Вильдановой А.С.,
с участием истцов Дороговцевой А.А., Абдуловой Ф.Ф., Киселевой О.В., Науширбановой З.В., Миросенко Е.А., представителя истца - помощника прокурора Советского района г. Уфы Попова Ю.В. /удостоверение № то 089650/, представителей ответчика Администрации Советского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан Махмутовой Р.М. /доверенность от 02 декабря 2009 года № 1/3889-13/, Хасановой Г.Х. /доверенность от 12 марта 2010 года № 1/629-13/,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Советского района города Уфы в интересах Миросенко Е.А., Киселевой О.В., Науширбановой З.В., Абдуловой Ф.Ф., Дороговцевой А.А. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан о возложении обязанности предоставить жилые помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Советского района г. Уфы, действующий в интересах Миросенко Е.А., Киселевой О.В., Науширбановой З.В., Абдуловой Ф.Ф., Дороговцевой А.А., обратился в суд с исками к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан о возложении обязанности предоставить жилые помещения во внеочередном порядке. В обоснование исков указано, что, прокурором Советского района г. Уфы проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. В ходе проверки установлено, что истцы поставлены на учет в качестве нуждающихся вне очереди в жилом помещении по договору социального найма и включены во внеочередной список по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей». Однако, до настоящего времени жилые помещения по договорам социального найма указанным лицам не предоставлены.
Определением судьи от 22 декабря 2010 года гражданские дела по искам Прокурора Советского района г. Уфы в интересах Миросенко Е.А., Киселевой О.В., Науширбановой З.В., Абдуловой Ф.Ф., Дороговцевой А.А. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан о возложении обязанности предоставить жилые помещения во внеочередном порядке.
Помощник прокурора Советского района г. Уфы Попов Ю.В. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просил иски удовлетворить.
Истцы Дороговцева А.А., Абдулова Ф.Ф., Киселева О.В., Науширбанова З.В., Миросенко Е.А. в судебном заседании исковые требования прокурора поддержали в полном объеме, просили удовлетворить их.
Представители ответчика Администрации ГО г. Уфа Махмутова Р.М. и Хасанова Г.Х. в судебном заседании исковые требования не признали, просили в их удовлетворении отказать, при этом показали, что обязанность по обеспечению жильем возложена на государственные органы, но не на органы местного самоуправления, просили в иске к Администрации ГО г. Уфа отказать.
Представитель ответчика Правительства РБ, представители третьих лиц: Министерства Финансов РБ, Министерства образования РБ, извещенных надлежащим образом о дне, времени и месте рассмотрения дела, на судебное заседание не явились, о причине своей неявки в суд не сообщили, поэтому суд в силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей ответчика и третьих лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив материалы дела, суд считает, что иск подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей, оставшихся без попечения родителей являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет остались без попечения обоих родителей или единственного в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно абзаца 2 пункта 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Абзацем 3 пункта 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 8 Закона Республики Башкортостан «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди в срок, не превышающий трех месяцев, жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии со ст. 8 Закона Республики Башкортостан «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством Республики Башкортостан и относятся к расходным обязательствам Республики Башкортостан.
Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регламентирован Постановлением Правительства Республики Башкортостан № 200 от 20.07.2007 г. «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии с п. 1 названного выше Постановления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленных жилых помещений, жилые помещения по договором социального найма в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан, предоставляются площадью не ниже установленной в соответствующем муниципальном образовании нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не более 33 кв.м. - для одиноко проживающих детей-сирот.
Названным постановлением предусмотрено, что финансирование расходов по предоставлению администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан жилых помещений детям-сиротам осуществляется за счет средств, выделяемых из бюджета Республики Башкортостан на капитальные вложения.
Финансирование расходов по предоставлению жилых помещений детям-сиротам осуществляется путем перечисления средств бюджета Республики Башкортостан в доход бюджетов муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан на основании следующих документов:
распоряжения Правительства Республики Башкортостан о распределении лимитов капитальных вложений, предусмотренных на указанные цели, между администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан;
заявки Министерства образования Республики Башкортостан, сформированной по соответствующим заявкам администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан, на выделение средств из бюджета Республики Башкортостан на финансирование указанных расходов с указанием детей-сирот - получателей государственной поддержки;
документов, подтверждающих стоимость жилья, предоставляемого детям-сиротам.
Оплата жилья, приобретаемого детям-сиротам, осуществляется с лицевых счетов администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан, открытых в территориальных финансовых управлениях Министерства финансов Республики Башкортостан.
Пунктом 1 части 1 статьи 1 Закона РБ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» предусмотрено, что органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке, за исключением полномочий по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ( за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).
Как усматривается из Постановления Администрации Аскинского района РБ №12 от 14 января 2002 года, родители Науширбановой З.В. - мать Кадырова Ф.Ф. умерла 08 апреля 1995 года, а отец Науширбанов В.Н. умер 12 июля 1996 года, что также подтверждается свидетельствами о смерти серии1-АР №673536 от 09 июля 2003 года и 1-АР №393542 от 15 июля 1996 года.
Также в вышеуказанном постановлении было указано, что Кадыров А.Ф. являлся опекуном Науширбановой З.В. с 1986 года рождения, и она проживала с ним.
Согласно справке Науширбанова З.В. являлась студенткой педиатрического факультета БГМУ, 31 августа 2010 года была отчислена в связи с окончанием интернатуры.
Согласно диплома серии ВСГ 2446685 от 17 июня 2009 года, Науширбанова З.В. окончила Башкирский государственный медицинский университет и ей присуждена квалификация врач по специальности «Педиатрия».
Как следует из Распоряжения Главы Администрации Советского района ГО г. Уфа № 757 от 14 октября 2008 года, Науширбанова З.В. принята на учет нуждающихся в жилых помещениях для обеспечения жильем во внеочередном порядке.
Как усматривается из решения Кигинского районного суда РБ от 24 октября 1995 года в отношении Абдуловой Ф.Ф. ее мать Абдулова С.Ф. была лишена родительских прав.
Из постановления Главы Администрации Кигинского района РБ от 31 октября 1995 года №283 следует, отец Абдуловой Ф.Ф. умер, а мать лишена родительских прав, в связи с чем, истец Абдулова Ф.Ф. была устроена в детский дом.
Впоследствии, мать Абдуловой Ф.Ф. умерла, что подтверждается свидетельством о смерти серии 1-АР №847490.
Как следует из Распоряжения Главы Администрации № 625 от 16 сентября 2009 года, Абдулова Ф.Ф. принята на учет нуждающихся в жилых помещениях для обеспечения жильем во внеочередном порядке.
Как усматривается из материалов дела, мать Киселевой О.В. умерла 21 января 1988 года, а отец умер 15 марта 1993 года, что также подтверждается свидетельствами о смерти от 22 января 1988 года и 1-АР №835412 от 13 сентября 2005 года.
Над ней Распоряжением Исполнительного комитета №19 от 10 февраля 1988 года была установлена опека.
Как следует из Распоряжения Главы Администрации Советского района ГО г. Уфа № 840 от 17 ноября 2008 года, Киселева О.В. принята на учет нуждающихся в жилых помещениях для обеспечения жильем во внеочередном порядке.
Из решения Исполнительного Комитета Орджоникидзевского районного Совета народных депутатов г. Уфы от 23 октября 1991 года следует, что мать Дороговцевой А.А. отказалась от нее в родильном доме, в связи с чем, ребенка определили в дом ребенка, что также подтверждается соответствующим отказом.
Справкой № 88 от 26 августа 2008 года подтвержден факт нахождения Дороговцевой А.А. на полном государственном обеспечении с 01 сентября 1998 года по 31 августа 2008 года.
Как следует из Распоряжения Главы Администрации Советского района ГО г. Уфа № 88 от 24 февраля 2010 года, Дороговцева А.А. принята на учет нуждающихся в жилых помещениях для обеспечения жильем во внеочередном порядке.
Как усматривается из решения Советского районного суда г. Уфы РБ от 28 февраля 2001 года мать Миросенко Е.А. была лишена родительских прав в его отношении.
Постановлением Главы Администрации Советского района РБ от 21 ноября 2008 года №861, Миросенко Е.А. назначен попечитель.
Как следует из Распоряжения Главы Администрации Советского района ГО г. Уфа № 411 от 18 июня 2009 года, Миросенко Е.А. принят на учет нуждающихся в жилых помещениях для обеспечения жильем во внеочередном порядке.
Согласно Диплома серии 02 НН №0034292 от 30 июня 2010 года, Миросенко Е.А. окончил Профессиональное училище № 63 и ему присуждена квалификация слесарь механосборочных работ 3 разряд.
Таким образом, суд считает, что истцы являются лицами, оставшимися без попечения родителей.
На основании выше изложенного, суд приходит к выводу о том, что истцы имеют право на предоставление им жилых помещений во внеочередном порядке в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и абзацем 2 пункта 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Как усматривается из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленных жилых помещений и состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в Администрации ГО г. Уфа РБ на 24 ноября 2010 года, направленного в Министерство образования РБ, под номером 37 значится Науширбанова З.В., под номером 47 значится Киселева О.В., под номером 85 Миросенко Е.А., под номером 99 Абдулова Ф.Ф., под номером 120 Дороговцева А.А.
Как установлено материалами дела и подтверждено сторонами по делу, истцы окончили пребывание в образовательных учреждениях, в связи с чем, у них возникло право на предоставление им жилых помещений вне очереди по договору социального найма.
На основании указанных выше нормативных актов у ответчика Правительства РБ имеется обязанность по финансированию приобретения жилых помещений для предоставления их истцам вне очереди по договору социального найма.
Суд считает, что обязанность обеспечения истцов жилым помещением должна быть возложена только на Правительство Республики Башкортостан, поскольку в силу приведенных ранее норм действующего законодательства, предоставление жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации.
Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан согласно статье 12 Конституции Российской Федерации, как орган местного самоуправления обеспечивает самостоятельное решение вопросов местного значения, а также может наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (статья 132).
Из статьи 132 Конституции Российской Федерации, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30 ноября 2000 года N 15-П, следует, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем - федеральным или субъекта Российской Федерации - и только в форме закона с учетом установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статьи 71, 72 и 73).
Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Поэтому обязанность обеспечения истцов жилыми помещениями из муниципального фонда может быть возложена на администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан лишь при условии наделения ее в установленном законом порядке государственными полномочиями по обеспечению детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Пунктом 1 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года № 260-з (редакции от 01 апреля 2010 года) «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, а именно органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Башкортостан, наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке, за исключением полномочий по обеспечению жилой площадью детям - сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях)…
Дополнительные гарантии прав детям - сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством Республики Башкортостан и относятся к расходным обязательствам Республики Башкортостан.
Распоряжением Правительства РБ № 1221-р от 27 октября 2010 года распределены лимиты государственных капитальных вложений на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в сумме 9757800 рублей. В пункте 3 данного Распоряжения указано, что Администрациям муниципальных районов и городских округов РБ необходимо обеспечить целевое использование выделенных средств до конца текущего года. Пунктом 4 предусмотрено, что контроль за исполнением данного Распоряжения возложен на зам. Премьер-министра Правительства РБ - Рахматуллину З.Я.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что Правительством РБ не выделено достаточных денежных средств на приобретение указанной выше категории граждан жилых помещений.
Анализ представленных в суд доказательств дает суду основание считать, что истцы, которые в силу статьи 1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" относятся к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, окончили пребывание в образовательных учреждениях, имеют право на обеспечение их вне очереди жилыми помещениями по договорам социального найма исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - а именно Правительством Республики Башкортостан в пределах социальной нормы представления жилья, предусмотренной решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан № 12/22 от 08.06.2006 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения, нормы предоставления площади жилого помещения, об установлении порога размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, порога стоимости имущества, приходящегося на каждого члена семьи, порога стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, периода накопления денежных средств, достаточного для приобретения жилого помещения, действующих на территории городского округа г. Уфа», площадью не ниже 14 кв.м., но не более 33 кв.м.
При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу о необходимости обязать Правительство Республики Башкортостан предоставить истцам жилые помещения по договорам социального найма в черте города Уфы РБ, отвечающие установленным стандартам и техническим требованиям, площадью от 14 кв.м., но не более 33 кв.м.
Администрация ГО г. Уфа в данном случае является ненадлежащим ответчиком, так как на Администрацию ГО город Уфа РБ не возложена обязанность действующим законодательством по обеспечению истцов жилыми помещениями.
Руководствуясь статьями 56,194-196, 198,199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск Прокурора Советского района города Уфы в интересах Миросенко Е.А., Киселевой О.В., Науширбановой З.В., Абдуловой Ф.Ф., Дороговцевой А.А. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан о возложении обязанности предоставить жилые помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке удовлетворить частично.
Обязать Правительство Республики Башкортостан предоставить Миросенко Е.А. по договору социального найма жилое помещение в черте города Уфы РБ, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям, площадью не менее 14 кв.м., но не более 33 кв.м.
Обязать Правительство Республики Башкортостан предоставить Киселевой О.В. по договору социального найма жилое помещение в черте города Уфы РБ, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям, площадью не менее 14 кв.м., но не более 33 кв.м.
Обязать Правительство Республики Башкортостан предоставить Науширбановой З.В. по договору социального найма жилое помещение в черте города Уфы РБ, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям, площадью не менее 14 кв.м., но не более 33 кв.м.
Обязать Правительство Республики Башкортостан предоставить Абдуловой Ф.Ф. по договору социального найма жилое помещение в черте города Уфы РБ, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям, площадью не менее 14 кв.м., но не более 33 кв.м.
Обязать Правительство Республики Башкортостан предоставить Дороговцевой А.А. по договору социального найма жилое помещение в черте города Уфы РБ, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям, площадью не менее 14 кв.м., но не более 33 кв.м.
В удовлетворении исковых требований Прокурора Советского района города Уфы в интересах Миросенко Е.А., Киселевой О.В., Науширбановой З.В., Абдуловой Ф.Ф., Дороговцевой А.А. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о возложении обязанности предоставить жилые помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан течение 10 дней со дня принятия его в окончательной форме через Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан.
Судья подпись А.В. Идрисова