№ 2-692/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 февраля 2011 года город Уфа
Октябрьский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Идрисовой А.В.,
при секретаре Арефьевой А.М.,
с участием старшего помощника прокурора Орджоникидзевского района г. Уфы Иткуловой Н.У. /удостоверение № то 088619/, истца Жмайло А.П., представителя ответчика Администрации ГО г. Уфа Труш Г.В. /доверенность от 22 декабря 2009 года № 1/4156-13/,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Орджоникидзевского района города Уфы в интересах Жмайло А.П. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Орджоникидзевского района г. Уфы, действующий в интересах Жмайло А.П., обратился в суд с иском к Администрации городского округа город Уфа, Правительству Республики Башкортостан о возложении обязанности предоставить Жмайло А.П. вне очереди жилое помещение по договору социального найма. В обоснование иска указано, что, прокурором Орджоникидзевского района г. Уфы проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. В ходе проверки установлено, что Жмайло А.П. Распоряжением Главы Администрации Орджоникидзевского района ГО г. Уфы № от 27 апреля 2009 года поставлен на учет в качестве нуждающегося вне очереди в жилом помещении по договору социального найма. Однако, по окончании пребывания в образовательном учреждении - Уфимском топливно-энергетическом колледже РБ жилое помещение по договору социального найма в течение трех месяцев ему не предоставлено.
Старший помощник прокурора Орджоникидзевского района г. Уфы Иткулова Н.У. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просила иск удовлетворить.
Истец Жмайло А.П. в судебном заседании исковые требования прокурора поддержал в полном объеме, просил удовлетворить их.
Представитель ответчика Администрации ГО г. Уфа Труш Г.В. в судебном заседании исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать, при этом показал, что 05 февраля 2009 года принято определение Конституционного Суда Российской Федерации, где указано, что обязанность по обеспечению жильем возложена на государственные органы, но не на органы местного самоуправления.
Представитель ответчика Правительства РБ, представители третьих лиц: Министерства Финансов РБ, Министерства Образования РБ, извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела, на судебное заседание не явились, о причине своей неявки в суд своевременно не сообщили, поэтому суд в силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителя ответчика и представителей третьих лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив материалы дела, суд считает, что иск подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей, оставшихся без попечения родителей являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет остались без попечения обоих родителей или единственного в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно абзаца 2 пункта 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Абзацем 3 пункта 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 8 Закона Республики Башкортостан «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди в срок, не превышающий трех месяцев, жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии со ст. 8 Закона Республики Башкортостан «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством Республики Башкортостан и относятся к расходным обязательствам Республики Башкортостан.
Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей регламентирован Постановлением Правительства Республики Башкортостан № 200 от 20.07.2007 г. «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии с п. 1 названного выше Постановления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленных жилых помещений, жилые помещения по договором социального найма в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан, предоставляются площадью не ниже установленной в соответствующем муниципальном образовании нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не более 33 кв.м. - для одиноко проживающих детей-сирот.
Названным постановлением предусмотрено, что финансирование расходов по предоставлению администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан жилых помещений детям-сиротам осуществляется за счет средств, выделяемых из бюджета Республики Башкортостан на капитальные вложения.
Финансирование расходов по предоставлению жилых помещений детям-сиротам осуществляется путем перечисления средств бюджета Республики Башкортостан в доход бюджетов муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан на основании следующих документов:
распоряжения Правительства Республики Башкортостан о распределении лимитов капитальных вложений, предусмотренных на указанные цели, между администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан;
заявки Министерства образования Республики Башкортостан, сформированной по соответствующим заявкам администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан, на выделение средств из бюджета Республики Башкортостан на финансирование указанных расходов с указанием детей-сирот - получателей государственной поддержки;
документов, подтверждающих стоимость жилья, предоставляемого детям-сиротам.
Оплата жилья, приобретаемого детям-сиротам, осуществляется с лицевых счетов администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан, открытых в территориальных финансовых управлениях Министерства финансов Республики Башкортостан.
Пунктом 1 части 1 статьи 1 Закона РБ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» предусмотрено, что органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке, за исключением полномочий по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ( за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).
Как усматривается из решения Ленинского районного суда г. Уфы РБ от 31марта 1997 года, мать Жмайло А.П. - Жмайло О.Р. лишена родительских прав в отношении Жмайло А.П., 1991 г.р., Митенко А.А., 1994 г.р., Жмайло А.П., 1992 г.р., и Митенко А.А., 1995 г.р.
На основании Постановления Главы Администрации Ленинского района г. Уфы РБ № от 24 апреля 1997 года, Жмайло А.П., 1991 г.р., устроен в детский дом.
Таким образом, суд считает, что Жмайло А.П. является лицом, оставшимся без попечения родителей.
Согласно справке Детского дома № г.Уфы РБ № от 07 апреля 2009 года, Жмайло А.П. воспитывался в детском доме № г. Уфы и находился на полном государственном обеспечении, как оставшийся без попечения родителей с 07 сентября 1998 года.
Из диплома о начальном профессиональном образовании, регистрационный №, серии <данные изъяты> от 30 июня 2010 года видно, что Жмайло А.П. окончил ГАОУ СПО Уфимский топливно - энергетический колледж по профессии «электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования с получением среднего (полного) общего образования».
Как следует из Распоряжения Главы Администрации Орджоникидзевского района ГО г. Уфа РБ № от 27 апреля 2009 года, Жмайло А.П. принят на учет нуждающихся в жилых помещениях для обеспечения жильем во внеочередном порядке.
Как установлено материалами дела и подтверждено сторонами по делу, истец окончил пребывание в образовательном учреждении, в связи с чем, у него возникло право на предоставление жилого помещения вне очереди по договору социального найма.
На основании указанных выше нормативных актов у ответчика Правительства РБ имеется обязанность по финансированию приобретения жилых помещений для предоставления истцу вне очереди по договору социального найма.
Суд считает, обязанность обеспечения истца жилым помещением должна быть возложена только на Правительство Республики Башкортостан, поскольку в силу приведенных ранее норм действующего законодательства, предоставление жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации.
Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан согласно статье 12 Конституции Российской Федерации, как орган местного самоуправления обеспечивает самостоятельное решение вопросов местного значения, а также может наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (статья 132).
Из статьи 132 Конституции Российской Федерации, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30 ноября 2000 года N 15-П, следует, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем - федеральным или субъекта Российской Федерации - и только в форме закона с учетом установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статьи 71, 72 и 73).
Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Поэтому обязанность обеспечения истца жилым помещением из муниципального фонда может быть возложена на администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан лишь при условии наделения ее в установленном законом порядке государственными полномочиями по обеспечению детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Пунктом 1 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года № 260-з (редакции от 01 апреля 2010 года) «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, а именно органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Башкортостан, наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке, за исключением полномочий по обеспечению жилой площадью детям - сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях)…
Дополнительные гарантии прав детям - сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством Республики Башкортостан и относятся к расходным обязательствам Республики Башкортостан.
Распоряжением Правительства РБ №-р от 27 октября 2010 года распределены лимиты государственных капитальных вложений на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в сумме 9757800 рублей. В пункте 3 данного Распоряжения указано, что Администрациям муниципальных районов и городских округов РБ необходимо обеспечить целевое использование выделенных средств до конца текущего года. Пунктом 4 предусмотрено, что контроль за исполнением данного Распоряжения возложен на зам. Премьер-министра Правительства РБ - Рахматуллину З.Я.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что Правительством РБ не выделено достаточных денежных средств на приобретение указанной выше категории граждан жилых помещений.
Анализ представленных в суд доказательств дает суду основание считать, что истцы, которые в силу статьи 1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" относятся к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, окончили пребывание в образовательных учреждениях, имеют право на обеспечение их вне очереди жилыми помещениями по договорам социального найма исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - а именно Правительством Республики Башкортостан в пределах социальной нормы представления жилья, предусмотренной решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан № 12/22 от 08.06.2006 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения, нормы предоставления площади жилого помещения, об установлении порога размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, порога стоимости имущества, приходящегося на каждого члена семьи, порога стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, периода накопления денежных средств, достаточного для приобретения жилого помещения, действующих на территории городского округа г. Уфа», площадью не ниже 14 кв.м., но не более 33 кв.м.
При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу о необходимости обязать Правительство Республики Башкортостан предоставить истцу жилое помещение по договорам социального найма в черте города Уфы РБ, отвечающие установленным стандартам и техническим требованиям, площадью от 14 кв.м., но не более 33 кв.м.
Администрация ГО г. Уфа в данном случае является ненадлежащим ответчиком, так как на Администрацию ГО город Уфа РБ не возложена обязанность действующим законодательством по обеспечению истца жилым помещением.
Руководствуясь статьями 56,194-196, 198,199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск Прокурора Орджоникидзевского района города Уфы в интересах Жмайло А.П. к Правительству Республике Башкортостан о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке удовлетворить.
Обязать Правительство Республике Башкортостан предоставить Жмайло А.П. по договору социального найма жилое помещение в черте города Уфы Республики Башкортостан, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям, площадью не менее 14 кв.м., но не более 33 кв.м.
В удовлетворении исковых требований Прокурора Орджоникидзевского района города Уфы в интересах Жмайло А.П. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан течение 10 дней со дня принятия его в окончательной форме через Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан.
Судья подпись А.В. Идрисова