Дело № 2-687/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 февраля 2011 года город Уфа
Октябрьский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Идрисовой А.В.,
при секретаре Арефьевой А.М.,
с участием представителя истца - помощника прокурора Калининского района г. Уфы Макуловой А.Х., истцов Песковой А.В.,Соловей О.В., Бочкарева А.А., представителя ответчика Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан Кайбышевой Г.Г. /доверенность от 22 декабря 2009 года № 1/4160-13/, представителя третьего лица Государственного бюджетного образовательного учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Чесноковский детский дом РБ» Иванова Т.М. /доверенность от 07.02.2011 г. № 15/
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Калининского района города Уфы в интересах Песковой А.В., Соловей О.В., Бочкарева А.А. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан о возложении обязанности предоставить вне очереди жилые помещения по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Калининского района г. Уфы Российской Федерации обратился в суд с исками в интересах Песковой А.В., Соловей О.В., Бочкарева А.А. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан о возложении обязанности предоставить вне очереди жилые помещения по договору социального найма. В обоснование исков указано, что, прокурором Калининского района г. Уфы проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. В ходе проверки установлено, что Распоряжением Главы Администрации Калининского района ГО г. Уфы №-р от 24 марта 2008 года Пескова А.В. поставлена на учет в качестве нуждающейся вне очереди в жилом помещении по договору социального найма и включена во внеочередной список по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей». Также в иске указано, что Соловей О.В. Распоряжением Главы Администрации Калининского района ГО г. Уфы №-р от 10 августа 2009 года принята на учет в качестве нуждающейся вне очереди в жилом помещении по договору социального найма и включена во внеочередной список по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей». Бочкарев А.А. Распоряжением Главы Администрации Советского района ГО г. Уфы №-р от 25 июня 2008 года поставлен на учет в качестве нуждающегося вне очереди в жилом помещении по договору социального найма и включен во внеочередной список по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей». До настоящего времени жилые помещения по договорам социального найма указанным лицам не предоставлены.
Определением судьи от 13 января 2011 года гражданские дела по искам Прокурора Калининского района г. Уфы Российской Федерации в интересах Песковой А.В., Соловей О.В., Бочкарева А.А. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан о возложении обязанности предоставить вне очереди жилые помещения по договору социального найма объединены в одно производство.
Помощник прокурора Калининского района г. Уфы Макулова А.Х.в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просила иски удовлетворить.
Истцы Пескова А.В., Соловей О.В., Бочкарев А.А. в судебном заседании исковые требования прокурора поддержали, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации ГО г. Уфа Кайбышева Г.Г.в судебном заседании исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, при этом показали, что обязанность по обеспечению жильем возложена на государственные органы, но не на органы местного самоуправления, просили их исключить из числа ответчиков.
Представитель ответчика Правительства РБ, представители третьих лиц: Министерства Финансов РБ, Министерства Образования РБ, ГОУ НПО ПУ №, МУ «Социальный приют для детей и подростков» извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, на судебное заседание не явились, о причине своей неявки в суд своевременно не сообщили, поэтому суд в силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив материалы дела, проверив все юридически значимые обстоятельства по делу, суд считает, что иск подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей, оставшихся без попечения родителей являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет остались без попечения обоих родителей или единственного в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно абзаца 2 пункта 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Абзацем 3 пункта 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 8 Закона Республики Башкортостан «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди в срок, не превышающий трех месяцев, жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии со ст. 8 Закона Республики Башкортостан «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством Республики Башкортостан и относятся к расходным обязательствам Республики Башкортостан.
Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей регламентирован Постановлением Правительства Республики Башкортостан № от 20.07.2007 г. «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии с п. 1 названного выше Постановления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленных жилых помещений, жилые помещения по договором социального найма в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан, предоставляются площадью не ниже установленной в соответствующем муниципальном образовании нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не более 33 кв.м. - для одиноко проживающих детей-сирот.
Названным постановлением предусмотрено, что финансирование расходов по предоставлению администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан жилых помещений детям-сиротам осуществляется за счет средств, выделяемых из бюджета Республики Башкортостан на капитальные вложения.
Финансирование расходов по предоставлению жилых помещений детям-сиротам осуществляется путем перечисления средств бюджета Республики Башкортостан в доход бюджетов муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан на основании следующих документов:
распоряжения Правительства Республики Башкортостан о распределении лимитов капитальных вложений, предусмотренных на указанные цели, между администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан;
заявки Министерства образования Республики Башкортостан, сформированной по соответствующим заявкам администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан, на выделение средств из бюджета Республики Башкортостан на финансирование указанных расходов с указанием детей-сирот - получателей государственной поддержки;
документов, подтверждающих стоимость жилья, предоставляемого детям-сиротам.
Оплата жилья, приобретаемого детям-сиротам, осуществляется с лицевых счетов администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан, открытых в территориальных финансовых управлениях Министерства финансов Республики Башкортостан.
Пунктом 1 части 1 статьи 1 Закона РБ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» предусмотрено, что органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке, за исключением полномочий по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).
Как усматривается из Постановления Администрации Калининского района г. Уфы РБ № от 13 февраля 2001 года, попечителем Песковой А.В. был назначен Габдуллин Ш.Р. Родители Песковой О.В. умерли, что подтверждается свидетельствами о смерти.
Согласно Диплома регистрационный номер № от 08 июля 2005 года Пескова А.В. окончила Башкирский экономико - юридический техникум и ей присуждена квалификация Юрист по специальности «Правоведение».
Также из представленного в суд свидетельства о рождении серии 11-АР № от 11 июня 2008 года, следует, что у Песковой А.В. имеется несовершеннолетний сын Песков Н.В., 25 мая 2008 года рождения.
Как следует из Распоряжения Главы Администрации №-р от 24 марта 2008 года, Пескова А.В. принята на учет нуждающихся в жилых помещениях для обеспечения жильем во внеочередном порядке.
Как усматривается из решения Советского районного суда РБ от 23 августа 2007 года в отношении Соловей О.В. ее отец Соловей В.П. был лишен родительских прав.
Согласно свидетельству о смерти серии 11-АР № от 03 мая 2007 года, умерла мать Соловей О.В. - Соловей Э.Р., в связи с чем, Соловей О.В. была устроена в детский дом.
Согласно справке от 20 мая 2009 года Соловей О.В. находилась на полном государственном обеспечении, как оставшаяся без попечения родителей, а именно на воспитании в МУ «Социальный приют для детей и подростков» с 08 февраля 2007 года по 03 сентября 2007 года.
Как следует из Распоряжения Главы Администрации №-р от 10 августа 2009 года, Соловей О.В. принята на учет нуждающихся в жилых помещениях для обеспечения жильем во внеочередном порядке.
Согласно диплома от 30 июня 2010 года Соловей О.В. окончила обучение в профессиональном училище №.
Как усматривается из материалов дела, 23 августа 2000 года решением Калининского районного суда г. Уфы РБ мать Бочкарева А.А. - Бочкарева О.Г. была лишена родительских прав
Согласно Диплома регистрационный номер № серии <адрес>3 от 30 июня 2010 года, Бочкарев А.А. окончил Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования Профессиональное училище № и ему присуждена квалификация Маляр строительный - 2 разряд, штукатур - 3 разряд по профессии «мастер отделочных строительных работ». Также Бочкарев А.А. имеет диплом о начальном профессиональном образовании № серии <адрес>5 от 26 июня 2009 года Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования ПУ-83 и ему присуждена квалификация пчеловод - 3 разряд по профессии «пчеловод».
Как следует из Распоряжения Главы Администрации №-р от 10 августа 2009 года, Бочкарев А.А. принят на учет нуждающихся в жилых помещениях для обеспечения жильем во внеочередном порядке.
Таким образом, суд считает, что истцы являются лицами, оставшимися без попечения родителей.
На основании выше изложенного, суд приходит к выводу о том, что истцы имеют право на предоставление им жилых помещений во внеочередном порядке в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и абзацем 2 пункта 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Как установлено материалами дела и подтверждено сторонами по делу, истцы окончили пребывание в образовательных учреждениях, в связи с чем, у них возникло право на предоставление им жилых помещений вне очереди по договору социального найма.
На основании указанных выше нормативных актов у ответчика Правительства РБ имеется обязанность по финансированию приобретения жилых помещений для предоставления их истцам вне очереди по договору социального найма.
Суд считает, что обязанность обеспечения истцов жилым помещением должна быть возложена только на Правительство Республики Башкортостан, поскольку в силу приведенных ранее норм действующего законодательства, предоставление жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации.
Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан согласно статье 12 Конституции Российской Федерации, как орган местного самоуправления обеспечивает самостоятельное решение вопросов местного значения, а также может наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (статья 132).
Из статьи 132 Конституции Российской Федерации, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30 ноября 2000 года N 15-П, следует, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем - федеральным или субъекта Российской Федерации - и только в форме закона с учетом установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статьи 71, 72 и 73).
Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Поэтому обязанность обеспечения истцов жилыми помещениями из муниципального фонда может быть возложена на администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан лишь при условии наделения ее в установленном законом порядке государственными полномочиями по обеспечению детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Пунктом 1 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года № 260-з (редакции от 01 апреля 2010 года) «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, а именно органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Башкортостан, наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке, за исключением полномочий по обеспечению жилой площадью детям - сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях)…
Дополнительные гарантии прав детям - сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством Республики Башкортостан и относятся к расходным обязательствам Республики Башкортостан.
Распоряжением Правительства РБ № 1221-р от 27 октября 2010 года распределены лимиты государственных капитальных вложений на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в сумме 9757800 рублей. В пункте 3 данного Распоряжения указано, что Администрациям муниципальных районов и городских округов РБ необходимо обеспечить целевое использование выделенных средств до конца текущего года. Пунктом 4 предусмотрено, что контроль за исполнением данного Распоряжения возложен на зам. Премьер-министра Правительства РБ - Рахматуллину З.Я.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что Правительством РБ не выделено достаточных денежных средств на приобретение указанной выше категории граждан жилых помещений.
Анализ представленных в суд доказательств дает суду основание считать, что истцы, которые в силу статьи 1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" относятся к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, окончили пребывание в образовательных учреждениях, имеют право на обеспечение их вне очереди жилыми помещениями по договорам социального найма исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - а именно Правительством Республики Башкортостан в пределах социальной нормы представления жилья, предусмотренной решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан № 12/22 от 08.06.2006 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения, нормы предоставления площади жилого помещения, об установлении порога размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, порога стоимости имущества, приходящегося на каждого члена семьи, порога стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, периода накопления денежных средств, достаточного для приобретения жилого помещения, действующих на территории городского округа г. Уфа», площадью не ниже 14 кв.м., но не более 33 кв.м.
При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу о необходимости обязать Правительство Республики Башкортостан предоставить истцам жилые помещения по договорам социального найма в черте города Уфы РБ, отвечающие установленным стандартам и техническим требованиям, площадью от 14 кв.м., но не более 33 кв.м.
Администрация ГО г. Уфа в данном случае является ненадлежащим ответчиком, так как на Администрацию ГО город Уфа РБ не возложена обязанность действующим законодательством по обеспечению истцов жилыми помещениями.
Руководствуясь статьями 56,194-196, 198,199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Калининского района города Уфы в интересах Песковой А.В., Соловей О.В., Бочкарева А.А. к Правительству Республики Башкортостан о возложении обязанности предоставить вне очереди жилые помещения по договору социального найма удовлетворить.
Обязать Правительство Республики Башкортостан предоставить Песковой А.В. по договору социального найма жилое помещение в черте города Уфы Республики Башкортостан, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям, площадью не менее 14 кв.м., но не более 33 кв.м.
Обязать Правительство Республики Башкортостан предоставить Соловей О.В. по договору социального найма жилое помещение в черте города Уфы Республики Башкортостан, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям, площадью не менее 14 кв.м., но не более 33 кв.м.
Обязать Правительство Республики Башкортостан предоставить Бочкарева А.А. по договору социального найма жилое помещение в черте города Уфы Республики Башкортостан, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям, площадью не менее 14 кв.м., но не более 33 кв.м.
В удовлетворении исковых требований прокурора Калининского района города Уфы в интересах Песковой А.В., Соловей О.В., Бочкарева А.А. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о возложении обязанности предоставить вне очереди жилые помещения по договору социального найма отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан течение 10 дней со дня принятия его в окончательной форме через Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан.
Судья подпись А.В. Идрисова