дело №2-3350/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 ноября 2010 года город Уфа
Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Гафуровой Р.К.
при секретаре Кузнецовой К.Н.
с участием истца - Жураева А.Е., представителя истца - Жубатова А.К., действующего по доверенности №1093 от 25 февраля 2010 года, представителя ответчика Муниципального унитарного предприятия Управление жилищного хозяйства городского округа город Уфа Республики Башкортостан - <данные изъяты>., действующей по доверенности №2611 от 16 сентября 2010 года, представителя соответчика Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - <данные изъяты>., действующей по доверенности №1/2170-13 от 28 июля 2010 года, представителя третьего лица ООО «ЖЭУ №75» - <данные изъяты>., действующей по доверенности №559 от 06 сентября 2010 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Жураева А.Е. к Муниципальному унитарному предприятию Управление жилищного хозяйства городского округа город Уфа Республики Башкортостан и Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании права пользования жилым помещением и обязании заключить договор социального найма,
у с т а н о в и л:
Жураев А.Е. предъявил иск к Муниципальному унитарному предприятию Управление жилищного хозяйства городского округа город Уфа Республики Башкортостан (по тексту МУП УЖХ г.Уфы), и просил признать за ним право пользования жилым помещением - <адрес>, обязать ответчика заключить договор социального найма на указанное жилое помещение.
В обоснование требований истцом указано, что он с 2002 года работает в ООО «ЖЭУ №75» в должности газосварщика и с того же года занимался перепланировкой нежилого помещения по адресу: <адрес>. Своими силами и за свой счет он выложил кирпичную стену, провел трубопровод ГВС, ХВС, канализацию, установил сантехнику, ванную, унитаз, заменил радиаторы отопления, провел электропроводку, установил электросчетчик, заменил окна, настелил полы, поклеил обои, установил двери.
Актом межведомственной комиссии и постановлением главы Муниципального образования Октябрьский район г.Уфы от 26 апреля 2005 года данное помещение принято в эксплуатацию, квартира соответствует всем требованиям.
С 2005 года по настоящее время он проживает в указанной квартире. 11 февраля 2009 года на заседании комиссии профсоюзного комитета ООО «ЖЭУ №75» ему официально выделили данную квартиру под жилье, 04 марта 2010 года он обратился с заявлением о заключении с ним договора социального найма в МУП УЖХ г.Уфы, чтобы впоследствии приватизировать данную квартиру, но получил отказ, который считает незаконным.
Определением суда от 05 июля 2010 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан и в качестве третьего лица - ООО «ЖЭУ-75» (л.д.31).
В судебном заседании истец и его представитель поддержали исковые требования по основаниям, приведенным в иске, пояснив, что Жураеву А.Е. негде было жить, а потому с разрешения ЖЭУ-75 он вселился и переоборудовал нежилое помещение в жилое, которое в настоящее время является муниципальным жильем. Ордер на квартиру не выдавался, на учете нуждающихся в получении жилья не состоял, прописки не имеет.
Представитель ответчиков МУП УЖХ г.Уфы и Администрации городского округа город Уфа считают исковые требования необоснованными, указав, что в установленном законом порядке жилое помещение истцу не предоставлялось, истец малоимущим не признан, в очереди на получении жилья не состоит, коммунальные услуги за жилое помещение не оплачиваются. ООО «ЖЭУ-75» не имело право распоряжаться жилым помещением.
Представитель третьего лица - ООО «ЖЭУ-75» пояснил, что Жураев А.Е. является их работником, проживал в квартире <адрес>, делал там ремонт, в 2009 году они предоставили данное жилье истцу, с какого времени проживает в спорном жилом помещении пояснить не смогли.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими отклонению по следующим основаниям.
В соответствии с п.1 ст.672 ГК РФ в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
С 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации.
Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации (ст.6 ФЗ №189).
В соответствии со ст.14 Жилищного Кодекса Российской Федерации, действующей с 01 марта 2010 года, органы местного самоуправления определяют порядок предоставления жилых помещений гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляют в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Из объяснений истца следует, что как до ведения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, так и после, на учете в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма он не состоял.
Согласно ст.10 Жилищного Кодекса Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают: из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности; в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом.
Договор социального найма предусматривает предоставление жилого помещения в порядке улучшения жилищных условий согласно очередности, т.е. подразумевается определенная процедура предоставления жилого помещения.
В соответствии со ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Поскольку истец не состоял на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях до 01 марта 2005 года, то к возникшим правоотношениям применяется Жилищный кодекс Российской Федерации, что следует из статей 5, 6 Вводного закона и части 1 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №14 от 02 июля 2009 года «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» указано, что основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 5 статьи 57, статья 63 ЖК РФ).
Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев (ч.1 ст.57 ЖК РФ).
В соответствии с ч.3, 4 статьи 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.
Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.
В силу статьи 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда обязуется предоставить другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и пользование для проживания в них на условиях, установленным настоящим Кодексом.
Договор социального найма заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования (ст.63 ЖК РФ).
Установлено, что истец Жураев А.Е. 13.06.2002 года был принят в <данные изъяты>, впоследствии 01.02.2005 года принят переводом в <данные изъяты>», где продолжает работать по настоящее время (л.д.11-12).
Из объяснений истца следует, что в связи с работой в <данные изъяты> ему в 2005 году было предоставлено спорное жилое помещение, перепланировкой и ремонтом которого он занимался с 2002 года.
Между тем, в <данные изъяты> истец работает с 01.02.2005 года и доказательств того, что истец с 2002 года производил какие-либо работы по перепланировки и переводу нежилого помещения в жилое помещение, не имеется.
Из материалов дела следует, что на основании обращения МУП ПТЖХ Октябрьского района г.Уфы №21-03/576 от 20.05.2004 года о переводе в жилищный фонд нежилого помещения, расположенного по улице <адрес>, первый этаж <адрес> для использования в качестве служебного жилья, главой Администрации г.Уфы 20 июля 2004 года принято постановление №3056 о разрешении МУП ПТЖХ Октябрьского района г.Уфы выполнить проектные и строительные работы по перепланировке нежилого помещения общей площадью 71,5 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>; МУП ПТЖХ Октябрьского района г.Уфы использовать жилое помещение для заселения граждан, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него (л.д.15).
Впоследствии постановлением главы муниципального образования Октябрьский район г.Уфы №748 от 26.04.2005 года утвержден акт приемки выполненных работ по перепланировке и переустройства нежилого помещения жилого <адрес> по улице <адрес>, в котором указано, что собственником нежилого помещения МУП УЖХ г.Уфы предъявлено нежилое (жилое) помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в котором в соответствии с проектом произведена перепланировка, а именно: оборудована двухкомнатная квартира за счет отчуждения части площади нежилого помещения 1-го этажа и указано о регистрации квартиры под №181 (л.д.9, 14).
Согласно сведений Уфимского городского филиала Государственного унитарного предприятия «Бюро технической инвентаризации Республики Башкортостан» <адрес> состоит из двух жилых комнат, общая площадь квартиры 56,3 кв.м. (л.д.57-59).
Ранее действующим жилищным законодательством было предусмотрено, что служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения местная администрация выдает ордер на служебное жилое помещение (ст.105 ЖК РСФСР). Выдача ордера и вселение в служебное жилое помещение производятся в том же порядке, что и при предоставлении жилых повешений в домах государственного и муниципального жилищного фонда.
Доказательств того, что МУП ПТЖХ Октябрьского района г.Уфы после приемки выполненных работ по переводу нежилого помещения в жилое в апреле 2005 года, использовал <адрес> как служебное жилье, о чем указано в постановление главы Администрации г.Уфы от 30.07.2004 года, либо предоставлял истцу данное помещение как служебное, не имеется.
Кроме того, с 01.03.2005 года вступил в действие Жилищный Кодекс Российской Федерации и согласно ст.99 ЖК РФ использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, в том числе служебного жилого помещения, допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений осуществляется на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Из объяснений участников процесса следует, что решения о признании помещения <адрес> по улице <адрес> специализированным жилищным фондом (служебным) органом местного самоуправления не принималось.
Как следует из материалов дела, согласно выписке из протокола №3 от 11 февраля 2009 года заседания профсоюзного комитета ООО «ЖЭУ №75» Жураеву А.Е. выделено помещение по улице <адрес> (л.д.10).
Из сообщения Комитета по управлению муниципальной собственностью Администрации городского округа город Уфа от 23.08.2010 года следует, что в соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан №312 от 30.12.2005 года, договора №1739 от 31.01.2006 года, акта приема-передачи от 31.01.2006 года, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, передан в муниципальную собственность городского округа город Уфа (л.д.40-43).
Согласно сведений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан сведения о правах на объект недвижимого имущества - <адрес> по улице <адрес> отсутствуют (л.д.62).
Между тем, участниками процесса, в том числе истцом и его представителем, не оспаривается, что спорное жилое помещение является муниципальной собственностью.
Согласно п.2.1 постановления главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан №1077 от 10.03.2006 года «О полномочиях администраций районов городского округа город Уфа Республики Башкортостан и МУП «Управление жилищного хозяйства городского округа город Уфа Республики Башкортостан» МУП «Управление жилищного хозяйства городского округа город Уфа Республики Башкортостан» уполномочено заключать, изменять и расторгать договоры социального найма жилых помещений на основании соответствующих решений.
04 марта 2010 года Жураев А.Е. обратился в МУП УЖХ г.Уфы и на основании ст.60 ЖК РФ просил заключить с ним договор социального найма на <адрес> по улице <адрес>, ссылаясь на то, что с 2005 года проживает в этой квартире и 11.02.2009 года на заседании комиссии профсоюзного комитета ООО «ЖЭУ-75» ему была выделена данная квартира (л.д.28).
МУП УЖХ г.Уфы на обращение истца было сообщено, что оформить договор социального найма на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, не представляется возможным, так как данное жилое помещение органом местного самоуправления в установленном порядке ему не передано, регистрация по месту жительства отсутствует (л.д.8).
Из материалов дела следует, что истец зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес> (л.д.45, 63).
Таким образом, по делу доказано, что спорная квартира находится в муниципальной собственности, уполномоченным органом решение о ее выделении Жураеву А.Е. по договору социального найма в установленном законом порядке не принималось, в связи с чем законных оснований для признания за истцом право пользования указанным жилым помещением и понуждении МУП УЖХ г.Уфы к заключению договора социального найма на данное помещение, не имеется.
Довод истца о том, что <адрес> по улице <адрес> выделена ему на основании выписки из протокола заседания профсоюзного комитета ООО «ЖЭУ-75» является несостоятельным, поскольку профсоюзный комитет ООО «ЖЭУ-75» не является уполномоченным органом по распоряжению жилым фондом, находящимся в муниципальной собственности.
На основании изложенного, суд отказывает в удовлетворении иска Жураева А.Е.
Руководствуясь ст.ст.12, 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
в удовлетворении исковых требований Жураева А.Е. к Муниципальному унитарному предприятию Управление жилищного хозяйства городского округа город Уфа Республики Башкортостан и Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> и понуждении заключить договор социального найма на квартиру <адрес> отказать за необоснованностью.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан через районный суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий: Р.К. Гафурова