дело № 2- 876/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 марта 2011 года г.Уфа
Октябрьский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Кадыровой Э.Р.
при секретаре Хаирльвариной Л.И.
с участием помощника прокуратуры г.Уфы Суворовой Е.Б. действующей по доверенности от 22.02.2011 года;
представителя Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - Султанова О.Р. действующего по доверенности №874-13 от 05.04.2010 года; представителя Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан - Мосунова И.М., действующего по доверенности №д-8 от 23 марта 2010 года,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора города Уфы в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан и Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным бездействие, выразившиеся в длительном непринятии акта, устанавливающего процедуры и критерии предоставления земельных участков для целей не связанных со строительством, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятие решений,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Уфы в интересах неопределенного круга лиц в порядке главы 25 ГПК РФ обратился в суд с заявлением, и просит признать незаконным бездействие Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, выразившиеся в длительном непринятии акта, устанавливающего процедуры и критерии предоставления земельных участков для целей не связанных со строительством, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятие решений.
В обоснование требований указано, что до настоящего времени в городе Уфа не урегулированы принятием соответствующего нормативного акта вопросы предоставления земельного участка для целей не связанных со строительством, тогда как ч.1 ст.34 Земельного Кодекса Российской Федерации обязывает органы местного самоуправления принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
На данное обстоятельство указывалось Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в представлении прокуратуры г.Уфы от 25 мая 2010 года. Согласно ответу на указанное представление, поступившему в прокуратуру города 02 июля 2010 года за подписью заместителя главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан следует, что Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан признает отсутствие подобного нормативного правового акта в городе Уфа, при этом сообщает, что работа по разработке данного нормативного акта ведется, между тем, ст. 34 Земельного Кодекса Российской Федерации сроки принятия такого муниципального акта не определяет.
Указанная позиция Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан является неправильной и противоречит требованиям законодательства.
Существенным условием обеспечения процедуры предоставления участков на основании ст. 34 ЗК РФ являются разработка и принятие органами государственной власти или местного самоуправления специальных актов, устанавливающих процедуры и критерии предоставления. Данные акты должны соответствовать общим требованиям, которые определены настоящей статьей, и не должны противоречить иным нормам ЗК РФ, прежде всего направленным на урегулирование отношений по возникновению прав на земельные участки.
Обязанность органа местного самоуправления разработать правовой акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления земельных участков для целей не связанных со строительством, закрепленная в ст. 34 ЗК РФ, носит императивный характер и не содержит каких-либо пресекательных сроков для его принятия.
В силу положений ч.2 ст. 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Таким образом, в настоящее время, отсутствие в городе Уфа разработанного и действующего нормативного акта, устанавливающего процедуры и критерии предоставления земельных участков для целей не связанных со строительством, препятствует органу местного самоуправления распоряжаться земельными участками для указанных целей, а также ограничивает права участников земельных правоотношений иметь и пользоваться земельными участками для целей, не связанных со строительством.
В соответствии со ст. 17 Устава городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденного решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан 15 декабря 2005 года №3/6, структуру органов местного самоуправления составляют: представительный орган городского округа, именуемый Советом; глава городского округа, именуемый председателем Совета; Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан именуемая администрацией.
Допущенные нарушения земельного законодательства повлекли за собой нарушение прав неопределенного круга лиц - участников земельных отношений на приобретение прав на земельные участки для целей не связанных со строительством, свидетельствуют о наличии административных барьеров при оформлении прав на указанные земельные участки. Указанные обстоятельства создают условия коррупционных проявлений, не способствуют построению законности в рассматриваемой сфере и подрывают авторитет органов местного самоуправления в одной из основных сфер его деятельности по распоряжению государственной и муниципальной собственностью.
Определением суда от 01.11.2010 года производство по гражданскому делу по заявлению Прокурора города Уфы в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан и Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, выразившиеся в длительном непринятии акта, устанавливающего процедуры и критерии предоставления земельных участков для целей не связанных со строительством, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятие решений прекращено.
Кассационным определением Верховного суда РБ от 21.12.2010 года определение суда от 01.11.2010 года отменено, дело направлено в тот же суд для рассмотрения по существу.
Помощник прокуратуры г.Уфы Суворова Е.Б. в судебном заседание поддержала заявление и просила его удовлетворить по основаниям изложенным в заявлении.
Представитель Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан - Мосунов И.М. представил отзыв на заявленные требования, с доводами изложенными не согласен, пояснил, что суд не вправе обязать орган местного самоуправления принять или дополнить какой-либо нормативно - правовой акт, поскольку это является исключительной компетенцией органа местного самоуправления.
Представитель Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - Султанов О.Р. - с доводами заявления Прокурора г.Уфы не согласен.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, проверив все юридически значимые обстоятельства, суд находит заявление Прокурора города Уфа обоснованным и подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
По делам по заявлениям, поданным в интересах неопределенного круга лиц, прокурор выступает представителем данного круга физических лиц в силу закона.
Из содержания заявления прокурора г. Уфы следует, что предметом обжалования является признание незаконным бездействие Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан и Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан, выразившиеся в длительном непринятии акта, устанавливающего процедуры и критерии предоставления земельных участков для целей не связанных со строительством, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятие решений, в связи с чем рассмотрение заявления прокурора соответствует требованиям главы 25 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Кроме того, пунктом 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решения, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснено - на основании части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, а также в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них возложена какая-либо обязанность.
Судом установлено, что прокуратурой города была проведена проверка по жалобе директора ООО «Класс Менеджер-Уфа» ФИО5 на действия администрации ГО г.Уфа при предоставлении земельного участка в аренду ООО «Перспектива». В результате проверки было направлено представление в адрес Администрации городского округа г. Уфа об устранении нарушений федерального законодательства от 24.05.2010г. (л.д.8-11). В представлении указано, что проверкой было установлено, что постановлением главы администрации городского округа города Уфа РБ от 04.03.2010 года № 1027 ООО «Перспектива» предоставлен в аренду земельный участок, на основании договора № 2647-2002 от 15.10.2002 года находящийся рядом с домом № 19 по ул. 50-летия Октября на 3 года. Ранее данный земельный участок был предоставлен по договору аренды №2647-2002 от 15.10.2002г. ООО «Класс Менеджер-Уфа» под автостоянку. Последний неоднократно обращался к Администрации городского округа с предложением о продлении договора аренды. Отказа от Арендодателя ООО «Класс Менеджер-Уфа» не получало. В соответствии с п.11.3 договора аренды №2647-2002 от 15.10.2002г. определяющим порядок расторжения договора, договор считается расторгнутым и его действие прекращается при наличии одновременно двух условий - по истечении срока действия договора и неполучения от арендатора письменного заявления о продлении срока действия договора. Пунктом 6.1 договора установлен срок письменного обращения Арендатора для продления договора - не позднее чем за 30 календарных дней. В связи с тем, что на момент издания Постановления от 04.03.2010 года № 1027 договор не являлся расторгнутым, земельный участок находился на праве аренды у ООО «Класс Менеджер-Уфа», следовательно данное Постановление нарушает законные интересы ООО «Класс Менеджер-Уфа».
В соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения управления и распоряжения земельными участками, которые находятся в собственности органов государственной власти и органов местного самоуправления и (или) с их ведения, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков, указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
Принимая во внимание положения данной статьи, в силу правовой природы акта, устанавливающего процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений, подобный акт предполагает свое правовое действие на неопределенный круг лиц, и как следствие, имеет нормативный характер.
В соответствии с частью 1 статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в систему муниципальных правовых актов входят, в том числе нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования.
Аналогичные положения содержатся в части 1 статьи 25 Устава городского округа город Уфа, утвержденного решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 15.12.2005 года №3/6.
В силу части 1 статьи 17 Устава городского округа город Уфа представительным органом местного самоуправления городского округа город Уфа является Совет городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан является исполнительным органом местного самоуправления городского округа город Уфа Республики Башкортостан и в структуру представительного органа местного самоуправления не входит.
В рамках имеющихся полномочий, принятие данных актов в компетенцию Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан не входит.
Таким образом, принятие муниципальных нормативных правовых актов входит в компетенцию представительного органа местного самоуправления городского округа город Уфа - Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Однако, Советом городского округа город Уфа Республики Башкортостан по настоящее время не принят предусмотренный статьей 34 ЗК РФ акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления земельных участков для целей не связанных со строительством, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
В разъяснениях Пленума Верховного Суда РФ, содержащихся в постановлении от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" указано, что к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Таким образом, бездействие может быть признано незаконным, в случае если такая обязанность предусмотрена нормативными правовыми и иными актами.
Суд, удовлетворяя заявление Прокурора г. Уфы в отношении Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан исходит из того, что акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления земельных участков для целей не связанных со строительством, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятие решений, ответчиком не принят по настоящее время, что не оспаривалось им в судебном заседании. Суд учитывает, что Земельный кодекс РФ вступил в силу с 30 октября 2001г., т.е. более 9 лет Советом городского округа город Уфа Республики Башкортостан не принят нормативный акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления земельных участков для целей не связанных со строительством, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений, что препятствует органу местного самоуправления распоряжаться земельным участком для указанных целей и ограничивает права участников земельных правоотношений пользоваться земельными участками для целей не связанных со строительством.
Доводы представителей ответчиков о том, что Земельным кодексом РФ не предусмотрен срок принятия данного акта, судом не принимается и считает, что ответчики своим бездействием, способствуют вынесению Постановлений, противоречащих федеральному закону.
В силу п. 28 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2009г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решения, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», суд обязывает Совет городского округа г. Уфа принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления земельных участков, для целей не связанных со строительством, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь Постановлением Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2009г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решения, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Земельным кодексом РФ, ст.ст. 45, 194-199, 254-258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление Прокурора города Уфы в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан и Совету городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным бездействие, выразившиеся в длительном непринятии акта, устанавливающего процедуры и критерии предоставления земельных участков для целей не связанных со строительством, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятие решений - удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Совета городского округа г. Уфы в длительном непринятии акта, устанавливающего процедуру и критерии предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством.
Обязать Совет городского округа г. Уфы принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления земельных участков, для целей не связанных со строительством, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
Установить Совету городского округа г. Уфы срок исполнения решения суда - 6 (шесть) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан.
Председательствующий: подпись Э.Р.Кадырова
Копия верна: Судья Э.Р.Кадырова
Секретарь Л.И.Хайрльварина