дело №2-3718/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 ноября 2010 года город Уфа
Октябрьский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Гафуровой Р.К.
при секретаре Кузнецовой К.Н.
с участием истца - Грачевой О.А., представителя истца Грачевой О.А. - адвоката Галиахметовой И.Г., предоставившей ордер №55/10 от 08 сентября 2010 года, представителя ответчика - Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан <данные изъяты> действующего на основании доверенности №1/1889-13 от 25 июня 2010 года, третьего лица - Грачева Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Грачевой О.А. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан и Министерству Финансов Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
у с т а н о в и л:
Грачева О.А. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан и просила обязать ответчика предоставить вне очереди по договору социального найма благоустроенную квартиру общей площадью 33 кв.м. в городе Уфа.
Впоследствии по ходатайству представителя истца к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Правительство Республики Башкортостан и Министерство Финансов Республики Башкортостан (л.д.35-36).
В обоснование исковых требований указано, что истец Грачева О.А. родилась ДД.ММ.ГГГГ, отца своего не знала, до 1980 года проживала с матерью и отчимом в <адрес>. Решением суда 07 мая 1980 года мать была лишена родительских прав, и она как круглая сирота была направлена в <данные изъяты>, где воспитывалась с 15 июля 1980 года по 30 августа 1987 года и находилась на полном государственном обеспечении, закончив в детдоме 8 классов средней школы.
В 1987 году из детского дома была направлена в <данные изъяты>, после окончания которого распределена на работу на <данные изъяты>
С 19 июня 1990 года ей было предоставлено койко-место в общежитии по адресу <адрес>, а в 1998 году профком выделил комнату № в этом же общежитии.
С 1991 года она была поставлена в льготную очередь на получение жилья как воспитанница детского дома. Однако по сегодняшний день жилье по указанной льготе не предоставлено.
В настоящее время проживает с мужем ФИО5 в комнате № общей площадью 15,1 кв.м. по договору социального найма, т.к. общежитие по адресу <адрес> передано городу, и имеет право на предоставление жилого помещения как воспитанница детского дома (л.д.5-6).
В судебном заседании истец и ее представитель поддержали исковые требования по приведенным выше основаниям, пояснив, что истец с 1991 года по месту работы как воспитанница детского дома состоит в очереди на получения жилья. Просили обязать всех ответчиков предоставить жилое помещение по договору социального найма.
Третье лицо Грачев Н.М. считает иск обоснованным.
Представитель ответчика - Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан исковые требования не признал, представив возражения в письменном виде (л.д.31-32), по изложенным в них доводам просил в удовлетворении иска отказать, пояснив, что истец на учете по обеспечению жилым помещением как ребенок - сирота не состояла и не состоит.
Представители соответчиков - Правительства Республики Башкортостан, Министерства Финансов Республики Башкортостан в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о чем свидетельствуют почтовые уведомления, поступившие в суд (л.д.52,53).
Представитель третьего лица - Специализированного муниципального учреждения «Центр недвижимости» городского округа город Уфа Республики Башкортостан, будучи извещенным о рассмотрении дела, в судебное заседание не явился, представив заявление о рассмотрении дела в их отсутствии (л.д.54-55) и отзыв, в котором указано, что истица с супругом на основании решения суда выселены из ветхого жилья с предоставлением им по договору социального найма другого жилья (л.д.57).
На основании статьи 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствии указанных выше лиц.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.
Федеральным законом от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Федеральный закон от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ (редакции от 17 декабря 2009 года) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).
Согласно статье 1 этого Федерального закона для целей настоящего Федерального закона используются понятия:
дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав…;
лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В силу абзацев 2 и 3 пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», подлежащей применению в соответствии с ее конституционно-правовым смыслом, выявленном в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05 февраля 2009 года №250-О-П, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).
Названные положения Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» конкретизируются в жилищном законодательстве.
В соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 57 названного Кодекса вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Кроме того,в силу приведенных ранее норм действующего законодательства, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации и возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации.
А администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан согласно статье 12 Конституции Российской Федерации, как местное самоуправление, признается и гарантируется, в пределах своих полномочий самостоятельно, а его органы не входят в систему органов государственной власти. Она обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, а также может наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (статья 132).
Из статьи 132 Конституции Российской Федерации, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30 ноября 2000 года №15-П, следует, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем - федеральным или субъекта Российской Федерации - и только в форме закона с учетом установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статьи 71, 72 и 73).
Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Поэтому обязанность обеспечения детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилым помещением из муниципального фонда может быть возложена на администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан лишь при условии наделения ее в установленном законом порядке государственными полномочиями обеспечить жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при чем, только детей, относящихся в силу статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории города Уфы Республики Башкортостан.
Пунктом 1 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года №260-з (в редакции от 01 апреля 2010 года) «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, а именно органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Башкортостан, наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке, за исключением полномочий по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях)…
В соответствии с частями 4 и 6 статьи 8 Закона Республики Башкортостан от 27 октября 1998 года №188-з (в редакции от 07.11.2005 года) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди в срок, не превышающий трех месяцев, жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством Республики Башкортостан и относятся к расходным обязательствам Республики Башкортостан.
Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей регламентирован Постановлением Правительства Республики Башкортостан №200 от 20 июля 2007 года «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которым постановлено:
1. Предоставлять детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленных жилых помещений (далее - дети-сироты), жилые помещения по договорам социального найма в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан, площадью не ниже установленной в соответствующем муниципальном образовании нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не более:
33 кв. м - для одиноко проживающих детей-сирот;
42 кв. м - на семью из двух человек, являющихся детьми-сиротами;
18 кв.м - на каждого члена семьи при ее численности три человека и более, являющихся детьми-сиротами.
2. Установить, что:
финансирование расходов по предоставлению администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан жилых помещений детям-сиротам осуществляется за счет средств, выделяемых из бюджета Республики Башкортостан на капитальные вложения;
перечисление средств в бюджеты муниципальных образований производится исходя из общей площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящего Постановления, и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья в муниципальных районах, городских поселениях и городских округах Республики Башкортостан, ежеквартально утверждаемой Министерством строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан, но не более фактической стоимости предоставляемого жилья.
3. Финансирование расходов по предоставлению жилых помещений детям-сиротам осуществляется путем перечисления средств бюджета Республики Башкортостан в доход бюджетов муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан на основании следующих документов:
распоряжения Правительства Республики Башкортостан о распределении лимитов капитальных вложений, предусмотренных на указанные цели, между администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан;
заявки Министерства образования Республики Башкортостан, сформированной по соответствующим заявкам администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан, на выделение средств из бюджета Республики Башкортостан на финансирование указанных расходов с указанием детей-сирот - получателей государственной поддержки;
документов, подтверждающих стоимость жилья, предоставляемого детям-сиротам.
Оплата жилья, приобретаемого детям-сиротам, осуществляется с лицевых счетов администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан, открытых в территориальных финансовых управлениях Министерства финансов Республики Башкортостан.
4. Министерству экономического развития Республики Башкортостан ежегодно предусматривать в республиканской адресной инвестиционной программе лимиты капитальных вложений на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот.
5. Министерству образования Республики Башкортостан:
сформировать сводный список (банк данных) детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений с ежегодным уточнением данного списка по состоянию на 1 апреля;
ежегодно по заявкам администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан представлять в Министерство экономического развития Республики Башкортостан заявку на выделение лимитов капитальных вложений для обеспечения жильем детей-сирот;
вносить предложения о распределении лимитов капитальных вложений, предусмотренных на указанные цели в республиканской адресной инвестиционной программе, между администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан;
представлять в Министерство финансов Республики Башкортостан заявки на выделение средств из бюджета Республики Башкортостан на финансирование указанных расходов и информацию о фактическом использовании выделенных средств;
обеспечивать контроль за целевым и эффективным использованием средств, выделенных из бюджета Республики Башкортостан на указанные цели.
6. Администрациям муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан представлять в Министерство образования Республики Башкортостан:
списки детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений;
заявки на выделение лимитов капитальных вложений для обеспечения жильем детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений, на предстоящий год по форме согласно приложению N1 к настоящему Постановлению;
документы, подтверждающие стоимость жилья, предоставляемого детям-сиротам…
Таким образом, Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан во исполнение Постановления Правительства Республики Башкортостан №200 от 20 июля 2007 года «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязана лишь представить в Министерство образования Республики Башкортостан списки детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений для формирования сводного списка (банка данных) детей-сирот, проживающих на территории Республики Башкортостан, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений, для представления последним в Министерство экономического развития Республики Башкортостан заявки на выделение лимитов капитальных вложений для обеспечения жильем детей-сирот, а в Министерство финансов Республики Башкортостан - заявки (Министерства образования Республики Башкортостан) на выделение средств из бюджета Республики Башкортостан на финансирование указанных расходов.
Установлено, что истец Грачева <данные изъяты> О.А. родилась ДД.ММ.ГГГГ в деревне <адрес>, до 1980 года проживала с матерью и отчимом в городе <адрес>.
Решением Ишимбайского городского суда БАССР от 07 мая 1980 года мать истца Грачевой О.А. - ФИО6 лишена родительских прав в отношении дочери <данные изъяты> (л.д.10).
На основании решения исполнительного комитета Ишимбайского городского Совета народных депутатов Башкирской АССР №199 от 30 июня 1980 года и путевки №182, выданной 03 июля 1980 года отделом детских учреждений Минпроса БАССР, истец Грачева <данные изъяты> О.А. устроена в <адрес> (л.д.13,14).
С 15 июля 1980 года по 30 августа 1987 года Грачева <данные изъяты> О.А. воспитывалась в <адрес> и находилась на полном государственном обеспечении, о чем свидетельствует справка №1/7, выданная 20 октября 1990 года <данные изъяты> (л.д.11).
Как следует из справки №373, выданной 08 апреля 2010 года Государственным образовательным учреждением начального профессионального образования <данные изъяты>, Грачева (<данные изъяты> О.А. с 01 сентября 1987 года по 30 июня 1990 года проходила обучение в ПТУ № <адрес> и находилась на полном государственном обеспечении (л.д.46).
Из пояснений истца Грачевой О.А. установлено, что по окончании ПТУ № <адрес> в 1990 году она была распределена на работу на <данные изъяты>, где ей было предоставлено койко-место в общежитии, а впоследствии комната № в общежитии по адресу: <адрес>.
Из справки первичной профсоюзной организации <данные изъяты> от 29.03.2010 года следует, что Грачева <данные изъяты> О.А. стоит в очереди на получение жилья с 1991 года, за №186 общей очереди и за №19 льготной очереди как воспитанница детского дома (л.д.12).
В настоящее время Грачева О.А. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес> комната №, что подтверждается справкой о регистрации за № 1399, выданной филиалом «Единый расчетно-кассовый центр» муниципального унитарного предприятия Управление жилищного хозяйства городского округа город Уфа Республики Башкортостан «Октябрьский район отделение «Сипайлово-2» от 12 февраля 2010 года (л.д.9).
09 июня 2007 года муниципальное унитарное предприятие Управление жилищного хозяйства города Уфы Республики Башкортостан, действуя от имени собственника жилого помещения - ответчика Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, заключило с Грачевым Н.М. договор социального найма №57, по условиям которого указанное ранее жилое помещение было передано Грачеву Н.М. и членам его семьи - Грачевой О.А. в бессрочное владение и пользование (л.д.15).
Также установлено, что в связи с расселением по программе сноса ветхого и аварийного жилья Грачеву Н.М. и Грачевой О.А., проживающим в комнате № площадью 15,1 кв.м. <адрес>, было предложено другое жилое помещение по договору социального найма.
Решением Октябрьского районного суда г.Уфы от 26 июля 2010 года Грачева О.А. с супругом Грачевым Н.М. выселены из комнаты № площадью 15,1 кв.м. <адрес> с предоставлением по договору социального найма комнаты площадью 15,7 кв.м. в трехкомнатной <адрес> (л.д.62-64).
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ истец Грачева О.А. не представила в суд доказательства нарушения ее прав ответчиком - Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан, наличия у последней полномочий и обязанности по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а так же доказательства факта своевременной (до достижения 23 лет) дакциитвии сной (до по выделению жилья детям-сиротам длговые и публично-правовыеподачи ею заявления с представлением соответствующих документов в адрес ответчика о принятии ее на учет для предоставления жилого помещения по договору социального найма вне очереди в соответствии с частью 3 статьи 49 и частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 1, абзацами 2 и 3 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а к ответчикам - Правительству Республики Башкортостан и Министерству Финансов Республики Башкортостан с просьбой о постановке ее на учет и предоставлении жилья Грачева О.А. не обращалась.
Проанализировав представленные в суд доказательства суд считает, что Грачева О.А., в силу статьи 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не относится к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а значит, не имеет право на обеспечение ее вне очереди жилым помещением по договору социального найма на территории города Уфы Республики Башкортостан.
Руководствуясь ст. ст.12, 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
в удовлетворении исковых требований Грачевой О.А. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан и Министерству Финансов Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения по договору социального найма отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан через районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: Р.К. Гафурова