дело №2-3719/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 декабря 2010 года город Уфа
Октябрьский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Гафуровой Р.К.
при секретаре Кузнецовой К.Н.
с участием истца Зианчуриной В.И., представителя истца Зианчуриной В.И. - адвоката Галиахметовой И.Г., предоставившей ордер №54/10 от 08 сентября 2010 года, представителя ответчика - Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан <данные изъяты>., действующего на основании доверенности №1/1889-13 от 25 июня 2010 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зианчуриной В.И. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан и Министерству Финансов Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
у с т а н о в и л:
Зианчурина В.И. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан и просила обязать ответчика предоставить вне очереди по договору социального найма благоустроенную квартиру общей площадью 33 кв.м. в городе Уфа.
Впоследствии по ходатайству представителя истца к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены Правительство Республики Башкортостан и Министерство Финансов Республики Башкортостан (л.д.48-49).
В обоснование исковых требований указано, что истец Зианчурина В.И. родилась ДД.ММ.ГГГГ, отца своего не знала, до 1982 года проживала с матерью-одиночкой и тремя несовершеннолетними братьями и несовершеннолетней сестрой в <адрес>.
09 июля 1982 года мать Зианчуриной В.И. умерла и она как круглая сирота была направлена в <адрес>, где воспитывалась с 18 августа 1982 года по 28 августа 1990 года и находилась на полном государственном обеспечении, закончив 11 классов средней школы.
В 1990 году детского дома была направлена в <данные изъяты>, после окончания которого была распределена на работу на <данные изъяты>, где в 1991 году ей было предоставлено койко-место в общежитии по адресу <адрес>.
С 2001 года после обращения в прокуратуру она была поставлена в льготную очередь на получение жилья как воспитанница детского дома. До этого Зианчурина В.И. подавала документы на льготную очередь в 1995 году, однако оказалось, что в льготной очереди ее нет, и ей пришлось через прокуратуру восстанавливаться в льготной очереди. Однако по сегодняшний день жилье по указанной льготе не предоставлено.
В настоящее время она с несовершеннолетним сыном ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживает в комнате № общей площадью 13,7 кв.м. по договору социального найма, т.к. общежитие по адресу <адрес> передано городу, брак с отцом ребенка ФИО5 расторгнут 01 июня 2009 года, имеет право на предоставление жилого помещения как воспитанница детского дома.
В судебном заседании истец и ее представитель поддержали исковые требования по приведенным выше основаниям, пояснив, что истица в Администрацию г.Уфы для постановки на учет для получения жилья не обращалась, после обращения в прокуратуру в 2001 году обратилась в профсоюзную организацию Уфимского фанерного комбината и как воспитанница детского дома была включена льготную очередь на получение жилья.
Представитель ответчика - Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан исковые требования не признал, представив возражения в письменном виде (л.д.44-45), по изложенным в них доводам, просил в удовлетворении иска отказать, пояснив, что истец на учете по обеспечению жилым помещением как ребенок-сирота не состояла и не состоит.
Представители соответчиков - Правительства Республики Башкортостан, Министерства Финансов Республики Башкортостан, третье лицо - ФИО5 в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о чем свидетельствуют почтовые уведомления, поступившие в суд (л.д.66,67,69).
Представитель третьего лица - Специализированного муниципального учреждения «Центр недвижимости» городского округа город Уфа Республики Башкортостан, будучи извещенным о рассмотрении дела, в судебное заседание не явился, представив заявление о рассмотрении дела в их отсутствии (л.д.68,70) и отзыв, в котором указано, что истица с ребенком и ФИО5 на основании решения суда выселены из ветхого жилья с предоставлением им другого жилья по договору социального найма (л.д.72).
На основании статьи 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствии указанных выше лиц.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.
Федеральным законом от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Федеральный закон от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ (редакции от 17 декабря 2009 года) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).
Согласно статье 1 этого Федерального закона для целей настоящего Федерального закона используются понятия:
дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав…;
лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В силу абзацев 2 и 3 пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», подлежащей применению в соответствии с ее конституционно-правовым смыслом, выявленном в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05 февраля 2009 года №250-О-П, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).
Названные положения Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» конкретизируются в жилищном законодательстве.
В соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 57 названного Кодекса вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Кроме того,в силу приведенных ранее норм действующего законодательства, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации и возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации.
А администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан согласно статье 12 Конституции Российской Федерации, как местное самоуправление, признается и гарантируется, в пределах своих полномочий самостоятельно, а его органы не входят в систему органов государственной власти. Она обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, а также может наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (статья 132).
Из статьи 132 Конституции Российской Федерации, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30 ноября 2000 года №15-П, следует, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем - федеральным или субъекта Российской Федерации - и только в форме закона с учетом установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статьи 71, 72 и 73).
Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Поэтому обязанность обеспечения детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилым помещением из муниципального фонда может быть возложена на администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан лишь при условии наделения ее в установленном законом порядке государственными полномочиями обеспечить жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при чем, только детей, относящихся в силу статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории города Уфы Республики Башкортостан.
Пунктом 1 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года №260-з (в редакции от 01 апреля 2010 года) «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, а именно органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Башкортостан, наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке, за исключением полномочий по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях)…
В соответствии с частями 4 и 6 статьи 8 Закона Республики Башкортостан от 27 октября 1998 года №188-з (в редакции от 07.11.2005 года) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди в срок, не превышающий трех месяцев, жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством Республики Башкортостан и относятся к расходным обязательствам Республики Башкортостан.
Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей регламентирован Постановлением Правительства Республики Башкортостан №200 от 20 июля 2007 года «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которым постановлено:
1. Предоставлять детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленных жилых помещений (далее - дети-сироты), жилые помещения по договорам социального найма в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан, площадью не ниже установленной в соответствующем муниципальном образовании нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не более:
33 кв. м - для одиноко проживающих детей-сирот;
42 кв. м - на семью из двух человек, являющихся детьми-сиротами;
18 кв.м - на каждого члена семьи при ее численности три человека и более, являющихся детьми-сиротами.
2. Установить, что:
финансирование расходов по предоставлению администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан жилых помещений детям-сиротам осуществляется за счет средств, выделяемых из бюджета Республики Башкортостан на капитальные вложения;
перечисление средств в бюджеты муниципальных образований производится исходя из общей площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящего Постановления, и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья в муниципальных районах, городских поселениях и городских округах Республики Башкортостан, ежеквартально утверждаемой Министерством строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан, но не более фактической стоимости предоставляемого жилья.
3. Финансирование расходов по предоставлению жилых помещений детям-сиротам осуществляется путем перечисления средств бюджета Республики Башкортостан в доход бюджетов муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан на основании следующих документов:
распоряжения Правительства Республики Башкортостан о распределении лимитов капитальных вложений, предусмотренных на указанные цели, между администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан;
заявки Министерства образования Республики Башкортостан, сформированной по соответствующим заявкам администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан, на выделение средств из бюджета Республики Башкортостан на финансирование указанных расходов с указанием детей-сирот - получателей государственной поддержки;
документов, подтверждающих стоимость жилья, предоставляемого детям-сиротам.
Оплата жилья, приобретаемого детям-сиротам, осуществляется с лицевых счетов администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан, открытых в территориальных финансовых управлениях Министерства финансов Республики Башкортостан.
4. Министерству экономического развития Республики Башкортостан ежегодно предусматривать в республиканской адресной инвестиционной программе лимиты капитальных вложений на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот.
5. Министерству образования Республики Башкортостан:
сформировать сводный список (банк данных) детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений с ежегодным уточнением данного списка по состоянию на 1 апреля;
ежегодно по заявкам администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан представлять в Министерство экономического развития Республики Башкортостан заявку на выделение лимитов капитальных вложений для обеспечения жильем детей-сирот;
вносить предложения о распределении лимитов капитальных вложений, предусмотренных на указанные цели в республиканской адресной инвестиционной программе, между администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан;
представлять в Министерство финансов Республики Башкортостан заявки на выделение средств из бюджета Республики Башкортостан на финансирование указанных расходов и информацию о фактическом использовании выделенных средств;
обеспечивать контроль за целевым и эффективным использованием средств, выделенных из бюджета Республики Башкортостан на указанные цели.
6. Администрациям муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан представлять в Министерство образования Республики Башкортостан:
списки детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений;
заявки на выделение лимитов капитальных вложений для обеспечения жильем детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений, на предстоящий год по форме согласно приложению N 1 к настоящему Постановлению;
документы, подтверждающие стоимость жилья, предоставляемого детям-сиротам…
Таким образом, Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан во исполнение Постановления Правительства Республики Башкортостан №200 от 20 июля 2007 года «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязана лишь представить в Министерство образования Республики Башкортостан списки детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений для формирования сводного списка (банка данных) детей-сирот, проживающих на территории Республики Башкортостан, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений, для представления последним в Министерство экономического развития Республики Башкортостан заявки на выделение лимитов капитальных вложений для обеспечения жильем детей-сирот, а в Министерство финансов Республики Башкортостан - заявки (Министерства образования Республики Башкортостан) на выделение средств из бюджета Республики Башкортостан на финансирование указанных расходов.
Установлено, что истец Зианчурина В.И. родилась ДД.ММ.ГГГГ в селе <адрес>, в графе «отец» стоит прочерк, а в графе «мать» указана <данные изъяты> что подтверждается копией свидетельства о рождении серии II-АР №, выданного <данные изъяты> 27 февраля 1973 года (л.д.17).
09 июля 1982 года мать истца Зианчуриной В.И. - ФИО6 умерла, что так же подтверждается свидетельством о смерти, выданным 29 июля 1982 года <данные изъяты> (л.д.9).
На основании решения исполкома <адрес> Совета народных депутатов Башкирской АССР №247 от 04 августа 1982 года истец Зианчурина В.И. устроена в <адрес> (л.д.20).
С 18 августа 1982 года по 28 августа 1990 года Зианчурина В.И. воспитывалась в Серменевском <данные изъяты> и находилась на полном государственном обеспечении, о чем свидетельствует справка №19, выданная 26 марта 2010 года Государственным образовательным учреждением для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Серменевский <данные изъяты> (л.д.15).
Как следует из справки №375, выданной 08 апреля 2010 года Государственным образовательным учреждением начального профессионального образования <данные изъяты>, Зианчурина В.И. с 01 августа 1990 года по 30 июня 1991 года проходила обучение в <данные изъяты> и находилась на полном государственном обеспечении (л.д.88).
Из пояснений истца Зианчуриной В.И. установлено, что по окончании <данные изъяты> она была распределена на работу на <данные изъяты>, где ей в 1991 году было предоставлено койко-место в общежитии по адресу: <адрес>
Из справки первичной профсоюзной организации <данные изъяты>» от 29.03.2010 года следует, что Зианчурина В.И. стоит в очереди на получение жилья с 2001 года, за №324 общей очереди, и за №50 льготной очереди как воспитанница детского дома (л.д.14).
В настоящее время Зианчурина В.И. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес> комната №, что подтверждается справкой о регистрации за № 6738, выданной филиалом «Единый расчетно-кассовый центр» муниципального унитарного предприятия Управление жилищного хозяйства городского округа город Уфа Республики Башкортостан «Октябрьский район отделение «Сипайлово-2» 12 октября 2010 года (л.д.42).
В 2007 году муниципальное унитарное предприятие Управление жилищного хозяйства города Уфы Республики Башкортостан, действуя от имени собственника жилого помещения - ответчика Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, заключило с Зианчуриной В.И. договор социального найма №56, по условиям которого указанное ранее жилое помещение было передано Зианчуриной В.И. и членам ее семьи в бессрочное владение и пользование (л.д.19).
Также установлено, что в связи с расселением по программе сноса ветхого и аварийного жилья Зианчуриной В.И. с несовершеннолетним сыном и ФИО5, также зарегистрированному по адресу: <адрес> комната №, было предложено другое жилое помещение по договору социального найма.
Решением Октябрьского районного суда г.Уфы от 26 июля 2010 года Зианчурина В.И. с несовершеннолетни сыном и ФИО5 выселены из комнаты № площадью 13,7 кв.м. <адрес> в комнату площадью 13,7 кв.м. <адрес> (л.д.76-78).
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ истец Зианчурина В.И. не представила в суд доказательства нарушения ее прав ответчиком - Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан, наличия у последней полномочий и обязанности по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а так же доказательства факта своевременной (до достижения 23 лет) дакциитвии сной (до по выделению жилья детям-сиротам длговые и публично-правовыеподачи ею заявления с представлением соответствующих документов в адрес ответчика о принятии ее на учет для предоставления жилого помещения по договору социального найма вне очереди в соответствии с частью 3 статьи 49 и частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 1, абзацами 2 и 3 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а к ответчикам - Правительству Республики Башкортостан и Министерству Финансов Республики Башкортостан с просьбой о постановке ее на учет и предоставлении жилья Зианчурина В.И. не обращалась.
Проанализировав представленные в суд доказательства суд считает, что Зианчурина В.И., в силу статьи 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не относится к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а значит, не имеет право на обеспечение ее вне очереди жилым помещением по договору социального найма на территории города Уфы Республики Башкортостан.
Руководствуясь ст. ст.12, 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
в удовлетворении исковых требований Зианчурина В.И. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан и Министерству Финансов Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения по договору социального найма отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан через районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: Р.К. Гафурова