дело №2-3222/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 ноября 2010 года город Уфа
Октябрьский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Гафуровой Р.К.
при секретаре Кузнецовой К.Н.
с участием истца Мидеевой Г.Я.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мидеевой Г.Я. к Администрации городского округа <адрес> Башкортостан о признании права на внеочередную постановку на учет для получения жилья для детей-сирот,
у с т а н о в и л:
Мидеева Г.Я. обратилась в суд с иском (с последующим уточнением предмета ранее заявленного иска) к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, и просит восстановить допущенное нарушение жилищного права после пребывания в детском доме <адрес>; признать неправомерными действия ответчика по отказу в предоставлении внеочередного жилья; обязать ответчика поставить на внеочередной учет для предоставления жилья.
В обоснование исковых требований указано, что в декабре 2009 года истец Мидеева Г.Я. обратилась в Администрацию Президента Республики Башкортостан с просьбой о предоставлении ей жилья как ребенку-сироте.
20 января 2010 года пришло уведомление о том, что обращение направлено в Администрацию городского округа город Уфа.
10 февраля 2010 года Главой Администрации городского округа город Уфы отказано в удовлетворении обращения об улучшении жилищных условий.
Она является ребенком-сиротой, родилась в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, с годовалого возраста первоначально находилась в доме грудника для малюток в <адрес> до трех лет, далее в детском доме <адрес> № - до семи лет, потом до 1987 года воспитывалась в <данные изъяты> детском доме <адрес>. После выпуска из детского дома обучалась с 1987 года по 1988 года в филиале <данные изъяты> в поселке ФИО2 области, получила профессию <данные изъяты>, проживала временно в общежитии №.
После окончания указанного филиала <данные изъяты> работала по специальности в <данные изъяты> с 1988 года до 12 августа 1992 года, проживала в фабричном общежитии №. С 1992 года по настоящее время работает в <данные изъяты> зарегистрирована и проживает в общежитии по адресу: <адрес> комната №
О том, что за ней должно быть закреплено жилое помещение ей никто не сообщил, информация о постановке на учет для получения социального жилья для детей-сирот предоставлена не была.
По окончании пребывания в детском доме, в 1987 году законными представителями были нарушены ее права, так как ни воспитатели, ни директор детского дома не разъяснили положения действующего законодательства, о необходимости постановки на учет нуждающихся в жилье, поэтому до достижения 23 лет она не была поставлена на учет нуждающихся в жилье. О своих правах узнала в 2000 году и обратилась в Администрацию Калининского района г.Уфы, где ее поставили на учет как «льготную». Ею так же была представлена справка о том, что она является матерью-одиночкой. В 2007 году в отделе учета и распределения жилья Администрации Калининского района городского округа г.Уфы Республики Башкортостан Мидееву Г.Я. вычеркнули из списка, ссылаясь на то, что она как ребенок-сирота, обратилась за получением жилья после достижения ею 23-летнего возраста.
Считает, что Администрация городского округа город Уфа РБ необоснованно отказала ей в предоставлении жилья как воспитаннице детского дома.
В судебном заседании истец Мидеева Г.Я. поддержала исковые требования по приведенным выше основаниям.
Представитель ответчика - Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует расписка об извещении (л.д.67).
От представителя Администрации городского округа город Уфа в материалы дела представлено возражение, в которых указано о необоснованности требований истца (л.д.39-40).
На основании статьи 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствии указанного выше лица.
Выслушав объяснения участника процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.
Федеральным законом от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Федеральный закон от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ (редакции от 17 декабря 2009 года) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).
Согласно статье 1 этого Федерального закона для целей настоящего Федерального закона используются понятия:
дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав…;
лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В силу абзацев 2 и 3 пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», подлежащей применению в соответствии с ее конституционно-правовым смыслом, выявленном в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05 февраля 2009 года №250-О-П, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).
Названные положения Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» конкретизируются в жилищном законодательстве.
В соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 57 названного Кодекса вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Установлено, что истец Мидеева Г.Я. родилась ДД.ММ.ГГГГ в селе <адрес> Башкирской АССР, в графе «отец» записано <данные изъяты> а в графе «мать» указана «<данные изъяты> что подтверждается копией свидетельства о рождении серии III-АО №, выданного <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ (л.д.27).
На основании решения исполкома <адрес> Совета депутатов трудящихся Башкирской АССР № 230 от 27 мая 1971 года истец Мидеева Г.Я. устроена в Дом грудника <адрес> Башкортостан (л.д.37).
Как следует из справки №757, выданной 07 мая 2010 года Государственным бюджетным учреждением для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Башкирский республиканский детский <данные изъяты>, истец Мидеева Г.Я. с 24 августа 1973 года по 29 августа 1977 года воспитывалась в названном детском доме и находилась на полном государственном обеспечении, так как относилась к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д.38).
С 28 августа 1977 года по 30 августа 1987 года Мидеева Г.Я. воспитывалась в <данные изъяты> и находилась на полном государственном обеспечении, о чем свидетельствует справка №48, выданная 11 мая 2010 года Государственным образовательным учреждением для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, <данные изъяты> (л.д.15).
Как следует из копии диплома №, выданного ДД.ММ.ГГГГ, Мидеева Г.Я. 01 сентября 1987 года поступила в СПТУ № <адрес>, по окончании которого 25 июня 1988 год ей присвоена профессия <данные изъяты> квалификация «5 разряд» (л.д.21).
Из пояснений истца Мидеевой Г.Я. установлено, что по окончании СПТУ № <адрес> она с 25 июня 1988 года по 12 августа 1992 года работала по специальности на <данные изъяты> и проживала в фабричном общежитии № <адрес>. Впоследствии, в 1992 году она приехала в <адрес> и 19 октября 1992 года устроилась на работу в Уфимское моторостроительное производственное объединение, где она работает по настоящее время.
В настоящее время Мидеева Г.Я. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, что подтверждается справкой о регистрации за № 6266, выданной филиалом «Единый расчетно-кассовый центр» муниципального унитарного предприятия Управление жилищного хозяйства городского округа город Уфа Республики Башкортостан «Калининский район отделение «Вологодское» 23 июня 2010 года (л.д.33).
10 сентября 2010 года муниципальное унитарное предприятие Управление жилищного хозяйства города Уфы Республики Башкортостан, действуя от имени собственника жилого помещения - ответчика Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, заключило с Мидеевой Г.Я. договор социального найма №173, по условиям которого указанное ранее жилое помещение было передано Мидеевой Г.Я. и членам ее семьи в бессрочное владение и пользование (л.д.61-62).
Также установлено, что истица в 2000 году, т.е. по достижению 30 лет обратилась в Администрацию Калининского района г.Уфы с заявлением о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и постановлением главы Администрации Калининского района г.Уфы №2228 от 08.08.2000 года принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий на общих основаниях (л.д.16-17).
Мидеева Г.Я. обратилась через Администрацию Президента Республики Башкортостан к ответчику - Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о предоставлении ей жилья как ребенку-сироте.
Письмом №01-04-356 от 10 февраля 2010 года Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан сообщила Мидеевой Г.Я., что Федеральным законом от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяющим общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, в настоящее время предусмотрено обеспечение данной категории граждан жильем органами исполнительной власти по месту жительства.
До 1 января 2005 года регистрационный учет и обеспечение жилой площадью детей-сирот согласно данного Закона осуществлялся по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение.
Учитывая, что до достижения 23-летнего возраста она не обратилась в администрацию района по месту выявления ее как сироты с вопросом о предоставлении жилья вне очереди, возможность получить жилое помещение согласно данному Федеральному закону, утрачена.
В 2000 году она обратилась в Администрацию Калининского района г.Уфы с заявлением о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (на тот момент ей исполнилось 30 лет).
Постановлением главы Администрации Калининского района г.Уфы №2228 от 08.08.2000г. она была принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий на общих основаниях, на сегодняшний день номер ее очередности 429.
А так же сообщила, что решение ее жилищного вопроса возможно только в порядке очередности (л.д.10).
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ истец Мидеева Г.Я. не представила в суд доказательства нарушения ее прав ответчиком - Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан, наличия у последней полномочий и обязанности по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а так же доказательства факта своевременной (до достижения 23 лет) дакциитвии сной (до по выделению жилья детям-сиротам длговые и публично-правовыеподачи ею заявления с представлением соответствующих документов в адрес ответчика о принятии ее на учет для предоставления жилого помещения по договору социального найма вне очереди в соответствии с частью 3 статьи 49 и частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 1, абзацами 2 и 3 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Кроме того,в силу приведенных ранее норм действующего законодательства, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации и возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации.
А администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан согласно статье 12 Конституции Российской Федерации, как местное самоуправление, признается и гарантируется, в пределах своих полномочий самостоятельно, а его органы не входят в систему органов государственной власти. Она обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, а также может наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (статья 132).
Из статьи 132 Конституции Российской Федерации, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30 ноября 2000 года №15-П, следует, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем - федеральным или субъекта Российской Федерации - и только в форме закона с учетом установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статьи 71, 72 и 73).
Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Поэтому обязанность обеспечения детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилым помещением из муниципального фонда может быть возложена на администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан лишь при условии наделения ее в установленном законом порядке государственными полномочиями обеспечить жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при чем, только детей, относящихся в силу статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории города Уфы Республики Башкортостан.
Пунктом 1 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года №260-з (в редакции от 01 апреля 2010 года) «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, а именно органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Башкортостан, наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке, за исключением полномочий по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях)…
В соответствии с частями 4 и 6 статьи 8 Закона Республики Башкортостан от 27 октября 1998 года № 188-з (в редакции от 07.11.2005 года) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди в срок, не превышающий трех месяцев, жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством Республики Башкортостан и относятся к расходным обязательствам Республики Башкортостан.
Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей регламентирован Постановлением Правительства Республики Башкортостан № 200 от 20 июля 2007 года «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которым постановлено:
1. Предоставлять детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленных жилых помещений (далее - дети-сироты), жилые помещения по договорам социального найма в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан, площадью не ниже установленной в соответствующем муниципальном образовании нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не более:
33 кв. м - для одиноко проживающих детей-сирот;
42 кв. м - на семью из двух человек, являющихся детьми-сиротами;
18 кв.м - на каждого члена семьи при ее численности три человека и более, являющихся детьми-сиротами.
2. Установить, что:
финансирование расходов по предоставлению администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан жилых помещений детям-сиротам осуществляется за счет средств, выделяемых из бюджета Республики Башкортостан на капитальные вложения;
перечисление средств в бюджеты муниципальных образований производится исходя из общей площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящего Постановления, и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья в муниципальных районах, городских поселениях и городских округах Республики Башкортостан, ежеквартально утверждаемой Министерством строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан, но не более фактической стоимости предоставляемого жилья.
3. Финансирование расходов по предоставлению жилых помещений детям-сиротам осуществляется путем перечисления средств бюджета Республики Башкортостан в доход бюджетов муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан на основании следующих документов:
распоряжения Правительства Республики Башкортостан о распределении лимитов капитальных вложений, предусмотренных на указанные цели, между администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан;
заявки Министерства образования Республики Башкортостан, сформированной по соответствующим заявкам администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан, на выделение средств из бюджета Республики Башкортостан на финансирование указанных расходов с указанием детей-сирот - получателей государственной поддержки;
документов, подтверждающих стоимость жилья, предоставляемого детям-сиротам.
Оплата жилья, приобретаемого детям-сиротам, осуществляется с лицевых счетов администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан, открытых в территориальных финансовых управлениях Министерства финансов Республики Башкортостан.
4.Министерству экономического развития Республики Башкортостан ежегодно предусматривать в республиканской адресной инвестиционной программе лимиты капитальных вложений на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот.
5. Министерству образования Республики Башкортостан:
сформировать сводный список (банк данных) детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений с ежегодным уточнением данного списка по состоянию на 1 апреля;
ежегодно по заявкам администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан представлять в Министерство экономического развития Республики Башкортостан заявку на выделение лимитов капитальных вложений для обеспечения жильем детей-сирот;
вносить предложения о распределении лимитов капитальных вложений, предусмотренных на указанные цели в республиканской адресной инвестиционной программе, между администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан;
представлять в Министерство финансов Республики Башкортостан заявки на выделение средств из бюджета Республики Башкортостан на финансирование указанных расходов и информацию о фактическом использовании выделенных средств;
обеспечивать контроль за целевым и эффективным использованием средств, выделенных из бюджета Республики Башкортостан на указанные цели.
6. Администрациям муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан представлять в Министерство образования Республики Башкортостан:
списки детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений;
заявки на выделение лимитов капитальных вложений для обеспечения жильем детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений, на предстоящий год по форме согласно приложению N 1 к настоящему Постановлению;
документы, подтверждающие стоимость жилья, предоставляемого детям-сиротам…
Таким образом, Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан во исполнение Постановления Правительства Республики Башкортостан №200 от 20 июля 2007 года «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязана лишь представить в Министерство образования Республики Башкортостан списки детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений для формирования сводного списка (банка данных) детей-сирот, проживающих на территории Республики Башкортостан, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений, для представления последним в Министерство экономического развития Республики Башкортостан заявки на выделение лимитов капитальных вложений для обеспечения жильем детей-сирот, а в Министерство финансов Республики Башкортостан - заявки (Министерства образования Республики Башкортостан) на выделение средств из бюджета Республики Башкортостан на финансирование указанных расходов.
Проанализировав представленные в суд доказательства суд считает, что Мидеева Г.Я., в силу статьи 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не относится к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а значит, не имеет права на признание за ней права на внеочередную постановку на учет для получения жилья для детей-сирот.
При таких обстоятельствах, требования истца о признании неправомерными действия Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан по отказу в предоставлении жилья и понуждении ответчика поставить на учет для предоставления жилья как ребенку-сироте подлежат отклонению.
Руководствуясь ст. ст.12, 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
в удовлетворении исковых требований Мидеевой Г.Я. к Администрации городского округа <адрес> Башкортостан о признании права на внеочередную постановку на учет для получения жилья для детей-сирот, признании неправомерными действия по отказу в предоставлении жилья и понуждении поставить на учет для предоставления жилья как ребенку-сироте отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан через районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: Р.К. Гафурова