№ 2- 5013/10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 декабря 2010 года город Уфа
Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе
судьи Хаматьяновой Р.Ф.
при секретаре Решетниковой Н.В.
с участием представителя истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РБ - Кучимова Л.Г.(действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «ПРОДО Мененджмент» о признании действий неправомерными,
у с т а н о в и л:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан, действующего в интересах неопределенного круга лиц, обратилось в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «ПРОДО Менеджмент», просило признать действия ООО «ПРОДО Менеджмент», осуществляющего производство колбасы полукопченой «<данные изъяты>», по оформлению этикетки с нарушением требований п.3.4 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования», ст.ст.3.18 Федерального закона от 02 января 2000 года № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», ст.10 Федерального закона от 07.02.1992года №2300-1 «О защите прав потребителей» противоправными в отношении неопределенного круга потребителей;
запретить ответчику отпуск в торговую сеть колбасы полукопченой <данные изъяты> с этикеткой, не соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации, этикетку колбасы <данные изъяты> привести в соответствии с ТУ 9213-052-004092-06 «Колбасы полукопченые. Технические условия»;
обязать ответчика довести до сведения потребителей решение суда через средства массовой информации, опубликованное решение суда представить истцу.
В обоснование своих требований истец указал на то, что в ходе административного расследования, проведенного по обращению потребителя, при визуальном осмотре этикетки было установлено, что информация для потребителя, нанесенная на этикетку, не соответствует требованиям ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация доля потребителя. Общие требования», так как на этикетку каждой единицы изделия нанесена надпись о наименовании продукции белыми буквами на голубом фоне в 3 строки с использованием шрифта различных размеров, в верхней строке буквами высотой 2,0 мм нанесена надпись «Колбаса полукопченая», во второй строке буквами высотой -4,0 мм нанесена надпись <данные изъяты> в третьей строке - надпись буквами высотой 3,0 мм <данные изъяты> Знаки препинания в наименовании не используются.
В то время как, согласно техническим условиям ТУ 9213-052-0042092-06 на колбасу полукопченую (в ассортименте), санитарно-эпидемиологическому заключению на колбасы полукопченые в ассортименте №02.БЦ.01.921.П.000226.04.09 от 30.04.2009 г., наименование колбасы указано одним шрифтом, со знаками препинания.
Сведения о наименовании продукта, используемые производителем при оформлении этикетки колбасы полукопченой «Краковская от Бекона» охлажденной не являются однозначно понимаемыми, вводят потребителя в заблуждение относительно наименования продукта.
В судебном заседании представитель истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РБ - Кучимов Л.Г. иск поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика ООО «ПРОДО-Менеджмент» в судебное заседание не явился, надлежащим образом был извещен, суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотрение дела в его отсутствие.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 40 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей (далее - государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей), осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальными органами), а также иными федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами), осуществляющими функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 46 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), иные федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий.
В соответствии со статьей 10 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
В Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан поступила жалоба от потребителя на введение в заблуждение потребителей производителем колбасы полукопченой <данные изъяты> охлажденной, т.к. сведения о производимой продукции были нанесены на этикетку неоднозначно понимаемые, в результате чего покупатель приобрел не <данные изъяты>, а <данные изъяты>
В ходе административного расследования, проведенного по обращению потребителя, при визуальном осмотре этикетки было установлено, что на этикетку каждой единицы изделия нанесена надпись о наименовании продукции белыми буквами на голубом фоне в 3 строки с использованием шрифта различных размеров, в верхней строке буквами высотой 2,0 мм нанесена надпись «Колбаса полукопченая», во второй строке буквами высотой -4,0 мм нанесена надпись <данные изъяты> в третьей строке - надпись буквами высотой 3,0 мм <данные изъяты>». Знаки препинания в наименовании не используются.
В соответствии с п.3.4 ГОСТ Р 21074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования» информация для потребителя должна быть однозначно понимаемой, полной и достоверной, чтобы потребитель не мог быть обманут или введен в заблуждение относительно состава, свойств, пищевой ценности, природы, происхождения, способа изготовления и употребления, а также других сведений, характеризующих прямо или косвенно качество и безопасность пищевого продукта, и не мог ошибочно принять данный продукт за другой, близкий к нему по внешнему виду или другим органолептическим показателям.
Согласно ст. 3 Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01.2000 г. №29-ФЗ в обороте могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, соответствующие требованиям нормативных документов и прошедшие государственную регистрацию в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. ( п.1).
Не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые:
не соответствуют требованиям нормативных документов;
имеют явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей органов, осуществляющих государственный надзор и контроль в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов (далее - органы государственного надзора и контроля) при проверке таких продуктов, материалов и изделий;
не имеют удостоверений качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, документов изготовителя, поставщика пищевых продуктов, материалов и изделий, подтверждающих их происхождение, в отношении которых отсутствует информация о государственной регистрации и подтверждении соответствия требованиям нормативных документов (пищевые продукты, материалы и изделия, подлежащие государственной регистрации и обязательному подтверждению соответствия);
не соответствуют представленной информации и в отношении которых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации;
не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли;
не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или государственным стандартом, либо в отношении которых не имеется такой информации.
Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются. ( п.2).
В соответствии со ст. 18 Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01.2000 г. №29-ФЗ пищевые продукты должны быть расфасованы и упакованы такими способами, которые позволяют обеспечить сохранение качества и безопасность при их хранении, перевозках и реализации.( п.1).
3. На этикетках или ярлыках либо листках-вкладышах упакованных пищевых продуктов кроме информации, состав которой определяется законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей, с учетом видов пищевых продуктов должна быть указана следующая информация на русском языке:
о пищевой ценности (калорийности, содержании белков, жиров, углеводов, витаминов, макро- и микроэлементов);
о назначении и об условиях применения (в отношении продуктов детского питания, продуктов диетического питания и биологически активных добавок);
о способах и об условиях изготовления готовых блюд (в отношении концентратов и полуфабрикатов пищевых продуктов);
об условиях хранения (в отношении пищевых продуктов, для которых установлены требования к условиям их хранения);
о дате изготовления и дате упаковки пищевых продуктов.( п.3).
Согласно ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. №2300-1 изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации. ( п.1).
Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать:
наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение;
сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, в случае, если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более девяти десятых процента), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях. Перечень товаров (работ, услуг), информация о которых должна содержать противопоказания для их применения при отдельных заболеваниях, утверждается Правительством Российской Федерации;
цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при предоставлении кредита размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы;
гарантийный срок, если он установлен;
правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг);
информацию об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;
срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с настоящим Законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;
адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера;
информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), указанных в пункте 4 статьи 7 настоящего Закона;
информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг);
указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги);
указание на использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений.
Если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом. ( п.2).
Информация, предусмотренная пунктом 2 настоящей статьи, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей. (п.3).
По мнению истца, неправомерность действий ответчика состоит в том, что наименование колбасы на этикетке нанесено не одним шрифтом, знаки препинания в наименовании не используются.
Из анализа вышеуказанных норм права, не следует, что этикетка оформлена с их нарушением.
ТУ 9213-052-004092-06 «Колбасы полукопченые. Технические условия» не предусматривают определенный размер шрифта для наименования продукта.
Оформление этикетки колбасы полукопченой <данные изъяты>» является однозначно понимаемой, полной и достоверной.
Учитывая выше изложенное, исковые требования являются необоснованными, не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «ПРОДО Мененджмент» о признании действий неправомерными, отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в течение 10 дней через Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан.
Судья Р.Ф. Хаматьянова