Дело № 2- 1086/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 апреля 2011 года город Уфа
Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе :
судьи Кадыровой Э.Р.
при секретаре Хайрльвариной Л.И.
с участием представителя истца Яфаевой М.М. - Иванова Г.Е. действующего по доверенности от 18.01.2011 года, зарегистрированная в реестре за №159,
представителя истца Яфаевой М.М. - адвоката Юсупова А.Ш. действующий на основании ордера № 099961 от 11.03.2011 года,
представителя ответчика Администрации Октябрьского района города Уфа Республики Башкортостан - Курцикидзе А.В. действующая по доверенности от 15.07.2010 года № 75-04-1846,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Яфаевой М.М. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Администрации Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищный условий и обязании предоставить жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Яфаева М.М. обратилась в суд с иском к Администрации Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан, в котором просит признать незаконным отказ Администрации Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан в принятии ее на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и включении ее в список нуждающихся в улучшении жилищных условий как участник Великой Отечественной Войны, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета и обязать Администрацию Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан принять ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. В обоснование иска Яфаева М.М указала на то, что она является участником Великой Отечественной Войны, инвалид второй группы. В настоящее время проживает с семьей ФИО15. по адресу: <адрес> на основании договора найма жилья от 26.11.2010 года, что подтверждается справкой о регистрации № 7058 от 24.12.2010 года. Проживает в двухкомнатной квартире общей площадью 68,5 кв.м. пять человек. Несмотря на то, что получено три письма от Управления Президента РФ, от полномочного представителя Президента РФ, военного комиссариата РБ Администрация района и города не обратили на них должного внимания.
Истец обратилась к ответчику с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищный условий, однако получила отказ, сославшись на то, что общая площадь на одного человека приходится более 12 кв.м. Однако эта площадь не истца, а взятая ею в наем сроком на 1 год. Считает данный отказ незаконным, поскольку своего жилья она не имеет, является инвалидом II группы и вдовой участника Великой Отечественной войны. Сама истец проработала 30 лет на заводе, является ветераном труда, вырастила троих детей.
Впоследствии истец уточнила свои исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, в качестве ответчика привлекла Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан и просила обязать ее предоставить жилую площадь не менее 22 кв.м. согласно Указу Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов». Остальные требования остались не изменными.
В судебном заседании представитель истца Яфаевой М.М. - Иванов Г.Е. действующий по доверенности от 18.01.2011 года настаивал на удовлетворении иска по основаниям, указанным в исковом заявлении. Суду пояснил, что истица проживает в данной квартире с дочерьми, которые являются собственниками указанной квартиры. Истица занимает комнату размером 21,5 кв.м. В настоящее время у истицы сложились неприязненные отношения с детьми и она хочет жить отдельно.
Представитель истца Яфаевой М.М. - адвоката Юсупов А.Ш. так же просил удовлетворить исковые требования истца.
Представитель ответчика Администрации Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан Курцикидзе А.В. действующая по доверенности иск Яфаевой М.М. не признала, пояснив, что нет оснований, предусмотренных законодательством для удовлетворения исковых требований истца. Яфаева проживает в трехкомнатной квартире, зарегистрирована с 1999 года и общая площадь жилого помещения на одного человека, составляет более 13 кв.м. Таким образом, Яфаева М.М. по социальным нормам обеспечена жилым помещением, поэтому ей был дан отказ в постановке на учет.
Представитель ответчика Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен. Суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд считает иск Яфаевой М.М. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии с частью 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 названного Кодекса.
В силу части 3 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ст. 5 названного Кодекса жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (ст.5 ЖК РФ).
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 714 от 07 мая 2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (с изменениями от 09 января 2010 года), государственная поддержка по обеспечению жильем предоставляется нуждающимся в улучшении жилищных условий ветеранам Великой Отечественной войны, членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, вне зависимости от даты принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федерального закона от 12 января 1995 года N5-ФЗ «О ветеранах».
Согласно пункту 4 статьи 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Ограничение названной статьи Федерального закона в той части, что жильем могут быть обеспечены ветераны и члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной Войны, нуждающихся в улучшении жилищный условий, вставшие на учет до 01 марта 2005 года, исключено Федеральными Законами «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах» от 29.06.2009 года № 135-ФЗ, от 21.12.2009 года № 327-ФЗ, от 06.05.2010 года № 79-ФЗ.
По смыслу Федерального закона "О ветеранах" и Указа Президента РФ "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" правовое регулирование направлено на выполнение государством ранее взятых им обязательств по обеспечению жильем, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно п. п. 4, 5 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий могут указанные в статье 49 Жилищного кодекса Российской Федерации категории граждан, а так же определенные федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Перечень оснований для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях установлен статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Статьями 31 и 69 названного Кодекса определяется понятие членов семьи собственника и нанимателя жилого помещения.
В силу части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.
Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Судом установлено, что истец Яфаева М.М. с 12.03.1999 года зарегистрирована в <адрес>, принадлежащей на праве собственности ее дочерям ФИО15 и Яфаевой З.С. по 1/2 доли, что подтверждается справкой о регистрации за № 7058, выданной 24.12.2010 года МУП «Управление жилищного хозяйства городского округа город Уфа Республики Башкортостан» и техническим паспортом ГУП «Бюро технической инвентаризации Республики Башкортостан» (л.д. 10,11).
Истица обратилась в Администрацию Октябрьского района г. Уфы с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Из ответа Администрации Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 21.12.2010 года № 75-03-4403 следует, что жилищные условия участника Великой Отечественной войны могут быть улучшены в случае признания ее органом местного самоуправления нуждающейся в жилых помещениях, поскольку одним из основанием признания нуждающейся в жилых помещениях является обеспечение обще площадью на одного члена семьи менее учетной нормы. Из представленных документов видно, что она проживает вместе с родственниками в трехкомнатной квартире общей площадью 65,8 кв.м. (всего 3 человека). Квартира принадлежит на праве обшей долевой собственности ФИО15. и Яфаевой З.С., обеспеченность каждого члена семьи составляет 21,9 кв.м. Таким образом, оснований для признания истца нуждающейся в жилых помещениях не имеется (л.д. 13).
Из представленных в суд документов следует, что Яфаева М.М. является ветераном Великой Отечественной войны, имеет награды (л.д. 14-15). Согласно выписки из акта освидетельствования в МСЭ к справке сер. МСЭ-2001 № 1519272 Яфаевой М.М. установлена 2 группа инвалидности.
Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 08.06.2006г. № 12/22 установлена учетная норма, исходя из которой, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения, в размере менее 12 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.
Квартира № <адрес> принадлежит на праве обшей долевой собственности ФИО15. и Яфаевой З.С., в которой истец проживает и зарегистрирована, общая площадь которой составляет 65,85 кв.м, жилая- 37,2 кв.м. Согласно справки о регистрации 24.12.2010г. в спорной квартире зарегистрированы :ФИО15., ФИО19 Яфаева М.М. с 1999 года, а ФИО20 и ФИО21. зарегистрированы с 23.12.2010г.
Таким образом, обеспеченность каждого члена семьи составляет 13,16 кв.м., т.е. более 12 кв.м..- учетной нормы, исходя из которой, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения.
Доводы представителя истца о том, что истица проживает в данной квартире на основании договора аренды, собственником спорной квартиры и членом семьи собственника не является, судом не принимается, т.к. Яфаева М.М. зарегистрирована и проживает в данной квартире с 1999 года. Ранее была собственником 1/2 доли квартиры по адресу: <адрес>,кв. №, где впоследствии свою долю подарила дочери ФИО15 по договору дарения от 29.06.2001г. и в силу ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители собственника.
При изложенных обстоятельствах ссылка заявителя на то, что он не является нанимателем (членом семьи нанимателя), официальным собственником (членом семьи собственника) жилого помещения, не может служить основанием для удовлетворения его заявления о постановке на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий и предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Руководствуясь Жилищным кодексом Российской Федерации, ст.ст. 56, 194-196,198,199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований Яфаевой М.М. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан Администрации Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищный условий и обязании предоставить жилое помещение - отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан течение 10 дней со дня принятия его в окончательной форме через Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан.
Судья подпись Э.Р.Кадырова
Копия верна: судья Э.Р.Кадырова
Секретарь Л.И.Хайрльварина