решение по заявлению Решетниковой, Кривошеиной об оспаривании решения органа местного самоуправления, вступило в законную силу



дело №2-131/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 февраля 2011 года город Уфа

Октябрьский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе

председательствующего судьи Гафуровой Р.К.

при секретаре Кузнецовой К.Н.

с участием заявителей Решетниковой А.А. и Кривошеиной Л.Н., представителя заявителя Решетниковой А.А. - Чувилина Д.А., действующего по доверенности №/к от ДД.ММ.ГГГГ, представителя заявителя Кривошеиной Л.Н. - Чувилина Д.А., действующего по доверенности №/к от ДД.ММ.ГГГГ, представителя Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - <данные изъяты>., действующего по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, представителя Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - <данные изъяты>., действующего по доверенности №/м от ДД.ММ.ГГГГ, представителя ООО Межрегиональная торгово-промышленная компания «Маштехресурсы» - <данные изъяты>., действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Решетниковой А.А. и Кривошеиной Л.В. об оспаривании решения органа местного самоуправления,

у с т а н о в и л:

Решетникова А.А. и Кривошеина Л.Н. обратились в суд с заявлением в порядке главы 25 ГПК РФ, и просят признать незаконным постановление главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан №1200 от 17 марта 2010 года «Об утверждении проекта планировки и межевания территории квартала, ограниченного улицами Свободы, Черниковской и Первомайской в Калининском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан», как принятое с превышением полномочий.

В обоснование требований указано, что летом 2009 года Общество с ограниченной ответственностью Межрегиональная торгово-промышленная компания «Маштехресурсы» (по тексту ООО МТПК «Маштехресурсы») начало изыскательские работы на спортивной детской площадке, расположенной между домами <адрес> Узнав о предполагаемом строительстве многоэтажного дома, жители домов № провели общее собрание и единогласно проголосовали против строительства шестнадцатиэтажного жилого дома. После собрания жители домов неоднократно звонили в отдел капитального строительства Администрации Калининского района г.Уфы с вопросом о строительстве многоэтажного дома, на что отвечали, что проект не подписан. Также жители обращались в представительство <данные изъяты>

В июле 2010 года заявители узнали, что подписано разрешение на подготовительные работы, выданное Отделом градостроительного контроля и выдачи разрешений г.Уфы за № от ДД.ММ.ГГГГ. О проведении слушаний собственники и жители не были оповещены и, следовательно, не присутствовали, хотя согласно п.7 ст.46 Градостроительного Кодекса в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся с участием граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта её планировки и проекта её межевания, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов, а также ст.36 Земельного Кодекса РФ. Собственники жилья домов № не ставили свои подписи под документом, утверждающим проект дома. В постановлении №1200 от 17.03.2010 года, подписанным главой Администрации городского округа город Уфа, утвержден проект планировки территории квартала, ограниченного улицами Свободы, Черниковской, Кремлевской и Первомайской в Калининском районе городского округа город Уфа, и согласно этого постановления на их спортивной детской площадке должен быть построен шестнадцатиэтажный жилой дом с подземной автостоянкой, встроенными помещениями общественного назначения на первом этаже, детскими и спортивными площадками на покрытии автостоянки. Также в постановлении №1200 не указана улица 40 лет Октября, которая является проезжей частью внутри квартала и обеспечивает сквозное движение через весь квартал, т.е. по своей сути является красной линией разделяющей указанный в оспариваемом постановлении квартал на два квартала в силу определения статьи 1 Градостроительного кодекса РФ. Помимо фактической потери спортивной детской площадки есть и другие объективные причины, из-за которых необходимо остановить строительство дома. Заявители опасаются, что строительство сильно ослабит и без того старые фундаменты их домов, построенных 50 лет назад, поскольку новый 16-этажный дом планируется оборудовать подземным гаражом, а для этого нужно будет вырыть большой котлован. Невзирая на то, что у собственников жилья права на собственность распространяются и на придомовую территорию, Администрация города распоряжается их собственностью. В связи с этим 08 июля 2010 года состоялось второе собрание собственников жилья и жителей домов №, на котором единогласно было принято решение против строительства шестнадцатиэтажного двухподъезного жилого дома с подземным гаражом. Также на общем собрании собственников жилья было принято решение о приватизации придомовой территории, на которой расположена спортивная детская площадка, оборудованная турниками, качелями, горкой, спортивными снарядами, воротами для футбола. Документы на приватизацию поданы в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству города Уфы, также было подано заявление в прокуратуру Калининского района г.Уфы о проверке правильности соблюдения всех строительных норм, пожарных норм и норм инсоляции и Главе Администрации городского округа город Уфа.

02 августа 2010 года ООО МТПК «Мештехресурсы» предприняли первую попытку захвата территории спортивной детской площадки, для чего пригнали строительную технику. Жители домов вышли на защиту и не позволили им захватить спортивную детскую площадку. Тогда 05.08.2010 года ООО МТПК «Маштехресурсы» пригнали не только тяжелую строительную технику, но привезли с собой отряд подготовленных бойцов, которые стали избивать жителей домов № и травить их собаками, несмотря на то, что среди жителей в основном были бабушки, дети, женщины. Они были вынуждены вызвать наряд милиции, которые помогли им освободить территорию от захватчиков. Среди жителей есть много пострадавших от этих побоев, факт побоев зафиксирован экспертизой, написаны заявления в милицию. Доказательством противоправных действий ООО МТПК «Маштехресурсы» является видеосъемка данного события.

Оспариваемое Постановление от 17.03.2010 года №1200 издано для объекта капитальных вложений, который создан без формирования в установленном законодательством Российской Федерации границ земельных участков и без учета включения в установленном порядке в нормативные границы земельных участков придомовых территорий детских, спортивно-игровых, хозяйственных площадок и открытых стоянок для временного хранения автотранспорта, что предусмотрено стандартами (нормами и правилами).

Заявители являются собственниками квартир и проживают в домах, для которых эта территория является дворовой; оплачивают санитарное содержание этой территории и являются ее пользователями. Заявители планируют создать кондоминиум, частью которого она является. Отчуждение их дворовой территории лишает возможности получить земельный участок для кондоминиума в нормативных границах для их жилых домов. Ликвидация дворовой территории затрагивает их общественные и частные интересы в области градостроительства. Строительство нового дома изменит сложившийся уклад жизни, лишит их возможности пользоваться придомовыми зелеными насаждениями общего пользования, создаст препятствие для визуального контроля из окон за гуляющими детьми, которые вынуждены будут играть на детских площадках вдали от дома, увеличит антропогенную нагрузку на территорию квартала и его коммуникационные сети, ухудшит экологию территории, за счет увеличения численности автомобилей и уменьшения нормативной площади зеленых насаждений, что отрицательно повлияет на их здоровье и здоровье детей, уровень безопасности для детей и взрослых.

Заявители считают, что оспариваемое постановление привело к нарушению их прав, так как им как собственникам жилья и жителям муниципального округа не была предоставлена комплексная и достоверная информация о планируемых изменениях среды обитания в границах квартала, застраиваемого в соответствии с оспариваемым Распоряжением, не предоставлены доказательства соответствия инвестиционных предложений, утвержденной градостроительной документации и государственным градостроительным нормативам и правилам, не предоставлено положительное свободное заключение государственной (в т.ч. экологической) экспертизы внесения изменений в проекты планировки и межевания, не предоставлено доказательств наличия сформированных в установленном земельным законодательством порядке земельных участков и регистрации права собственности на них.

С учетом изложенного ограничивается участие заявителей в осуществлении градостроительной деятельности, в обсуждении и принятии решений в области градостроительной деятельности, от них скрывают достоверную, полную и своевременную информацию о состоянии среды жизнедеятельности, ее предполагаемые изменения, чем нарушают право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, гарантированное 42 статьей Конституции России и защищаемое ст.18 ГсК РФ, ст.8.5.КоАП РФ и ст.237 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Заявителям не предоставлены доказательства того, что создание новых объектов недвижимости в квартале, ограниченном улицами Свободы, Черниковской, Кремлевской, и его реконструкция соответствует утвержденной градостроительной документации, государственным градостроительным нормативам и правилам и правилам застройки.

Инвестиционное предложение ООО МТПК «Маштехресурсы» произвольно изменяет существующие границы земельных участков квартала, их площадь, разрешенное использование, что нарушает частные и общественные интересы заявителей.

В нарушение статьи 3 Конституции России, статей 2,3,24 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Администрация лишила права заявителей самостоятельно и под свою ответственность непосредственно решить вопрос местного значения.

Право заявителей было нарушено заинтересованными лицами при подготовке решений в области градостроительства по их адресу. Заявителям создали препятствия осуществления своих прав на участие в подготовке решений в области градостроительной деятельности, они не могут осуществлять общественный контроль за осуществлением градостроительной деятельности и соблюдением законодательства Российской Федерации о градостроительстве.

Заинтересованные лица своими действиями при подготовке проекта Постановлений и подготовке решения ИТК, внесли изменения в градостроительную документацию о застройке территорий городских и сельских поселений (проекты планировки, межевания и застройки) без положительного заключения государственной экологической экспертизы, без опубликования и проведения обсуждения с населением планируемых изменений (ст.28 ГсК РФ) в нарушение «Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации», утвержденной постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 29.10.2002 №150.

Предоставление оспариваемым Постановлением земельного участка общего пользования (на нем находится спортивная детская площадка) для строительства с изменением его функционального назначения без государственной экологической экспертизы, проведенной в установленном законом порядке, и экспертизы изменений в существующую утвержденную градостроительную документацию с учетом принципа презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности, означает наличие юридически установленного факта потенциальной экологической опасности, что существенно нарушает общественные и частные интересы в области градостроительной деятельности их права, гарантированные Конституцией России (имеющей высшую юридическую силу, прямое действие и применяемой на всей территории Российской Федерации) и охраняемые федеральными законами.

Отсутствие информирования населения о разработке проектов планировки, межевания и застройки, их обсуждения, учета предложений граждан и их объединений об использовании и о застройке этой территории муниципального округа, а также утверждения и публикации означает, что отсутствует предусмотренный законом государственный и общественный контроль за осуществлением градостроительной деятельности и соблюдением законодательства Российской Федерации о градостроительстве, следовательно, нарушается право на благоприятную окружающую среду жизнедеятельности.

Осуществление хозяйственной деятельности (проектирование и строительство объекта) без градостроительной документации, прошедшей в установленном порядке проверку на соответствие ее государственным градостроительным нормативам и правилам, экологическим и санитарно-гигиеническим требованиям, нарушает право на выбор места жительства в пределах территории Российской Федерации, обеспечение которого гарантировано статьей 27 Конституции России, ст.8 ГсК РФ и защищаются ст.150 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Данное постановление о размещение нового многоквартирного жилого дома на территории для зеленых насаждений общего пользования принято в нарушение п.3 статьи 35 Федерального закона «Об охране окружающей среды» без проведения на территории муниципального образования референдума.

Постановление главы Администрации городского округа город Уфа №1200 от 17 марта 2010 года «Об утверждении проекта планировки и межевания территории квартала, ограниченного улицами Свободы, Черниковской, Кремлевской и Первомайской в Калининском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан», разрешающее строительство нового многоквартирного жилого дома на территории спортивной детской площадки, принято в нарушение п.3 статьи 13 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» без предварительной экспертной оценки уполномоченным органом исполнительной власти, органом местного самоуправления последствий принятого решения для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания и развития детей.

Заявители считают, что оспариваемое постановление издано с нарушением действующего законодательства, лицом, не являющимся собственником земельного участка.

В судебном заседании заявители Решетникова А.А. и Кривошеина Л.Н. и их представитель поддержали требования, по основаниям, изложенным выше, пояснив, что Администрация городского округа город Уфа не является собственником земельного участка, который предоставлен ООО МТПК «Маштехресурсы», и не вправе была предоставлять его для строительства жилого дома.

Представитель Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, являющийся также представителем Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, считает требования необоснованными по основаниям, изложенным в письменном отзыве на требования заявителей (том 2, л.д.43-45).

Представитель ООО МТПК «Маштехресурсы» просил отказать в удовлетворении требований за необоснованностью по доводам, изложенным в возражениях, представленным в письменном виде (том 2, л.д.14-15).

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит требования подлежащими отклонению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В случае, предусмотренных законом, граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав и свобод и законных интересов неопределенного круга лиц (ч.1 ст.46 ГПК РФ).

Заявители Решетникова А.А. и Кривошеина Л.Н., обращаясь в суд с заявлением об оспаривании постановления главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан №1200 от 17 марта 2010 года, указывают, что ущемляются права и свободы граждан, являющихся сособственниками придомовой территории, на возможность безопасного перемещения, качественное жилищно-коммунальное обслуживание, места для физического развития детей, отдыха пожилых людей.

Поскольку жильцы домов <адрес>, в том числе и собственники квартир данных домов, в соответствии со ст.3 ГПК РФ, приведенной выше, в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав не обращались; Решетникову А.А. и Кривошеину Л.Н. не уполномочивали обращаться в защиту их прав, свобод и законных интересов; заявители не имеют право на обращение в суд с заявлением в защиту жильцов указанных выше домов, а также неопределенного круга лиц, доводы заявителей о нарушении прав и свобод граждан оспариваемым постановлением, являются несостоятельными и не могут рассматриваться при обращении заявителей в суд за защитой своих нарушенных либо оспариваемых прав и законных интересов.

Установлено, что Решетникова А.А. является собственником <адрес> в <адрес> на основании свидетельства о государственной регистрации права <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (том 1, л.д.69).

ФИО1 является собственником <адрес> в <адрес> согласно свидетельству о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ и регистрационного удостоверения № от ДД.ММ.ГГГГ (том 1, л.д.69, 71).

Из материалов дела следует, что Постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан №7094 от 27 ноября 2008 года на основании обращения ООО МТПК «Маштехресурсы» последним разрешена разработка проекта планировки и межевания территории квартала, ограниченного улицами Свободы, Черниковской, Кремлевской и Первомайской в Калининском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан (том 2, л.д.27).

Из материалов дела и объяснений участников процесса установлено, что постановлением главы Администрации г.Уфы №1200 от 17 марта 2010 года «Об утверждении проекта планировки и межевания территории квартала, ограниченного улицами свободы, Черниковской, Кремлевской и Первомайской в Калининском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан» утвержден проект планировки территории квартала, ограниченного улицами Свободы, Черниковской, Кремлевской и Первомайской в Калининском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан в составе:

  1. чертеж планировки территории квартала с отображением красных линий, Регулирования застройки, осей улиц, линий дорог и проездов согласно приложения №14
    1. чертеж планировки территории квартала с отображением границ зон планируемого размещения объектов социально - культурного и коммунально - бытового назначения согласно приложению 32;
    2. чертеж планировки территории квартала с отображением красных линий и объектов инженерной инфраструктуры согласно приложению №3;
    3. положение о размещении объектов капитального строительства, технико - экономические показатели, характеристики планируемого развития территории квартала, ограниченного улицами Свободы, Черниковской, кремлевской и Первомайской в калининском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан согласно приложению №4 (том 1, л.д.73-74).

На основании решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан №22/9 от 23 декабря 2009 года принято решение о назначении публичных слушаний по проекту планировки и межевания территории квартала, ограниченного улицами Свободы, Черниковской, Кремлевской и Первомайской в Калининском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан (заказчик - ООО МТПК «Маштехресурсы») (том 2, л.д.2- 4).

По итогам проведенных публичных слушаний составлен протокол от 27 февраля 2010 года, имеющийся в материалах дела (том 2, л.д.8 -12).

Решением №3 от 01 марта 2010 года комиссии по проведению публичных слушаний в сфере градостроительной деятельности на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан о результатах публичных слушаний, решено рекомендовать Совету городского округа город Уфа Республики Башкортостан принять не отозванные предложения по проекту планировки и межевания территории квартала, ограниченного улицами Свободы, Черниковской, Кремлевской и Первомайской в Калининском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан (том 2, л.д.33).

Постановлением главы Администрации городского округа город Уфа №2686 от 21 мая 2010 года ООО МТПК «Маштехресурсы» предоставлен земельный участок с кадастровым номером № площадью 4402 кв.м., относящийся к категории земель населенных пунктов, в квартале, ограниченном улицами Свободы, Черниковской, Кремлевской и Первомайской в Калининском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан, для проектирования и строительства многоэтажного жилого дома (том 2, л.д.16 - 18).

В ходе подготовки к строительству застройщиком получены положительные заключения государственной экспертизы № (том 2, л.д.19 - 21), санитарно - эпидемиологическое заключение № от ДД.ММ.ГГГГ (том 2, л.д.30).

ДД.ММ.ГГГГ ООО МТПК «Маштехресурсы» получено разрешение на строительство № (том 2, л.д.32).

В силу статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами.

В силу ст.22 Земельного Кодекса Российской Федерации земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

В соответствии со ст.29 Земельного Кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящимся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающим правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9,10,11 настоящего Кодекса.

Местные представительные и исполнительные органы государственной власти входят в систему органов государственной власти в Республике Башкортостан.

Порядок управления и распоряжения землей, находящейся в государственной собственности Республики Башкортостан, регулируется законом Республики Башкортостан в соответствии с федеральным законом; управление и распоряжение государственной собственностью признается Конституционным полномочием Правительства Республики Башкортостан.

К полномочиям органов государственной власти на местах относится владение и пользование государственным имуществом (собственность) Республики Башкортостан, закрепленным за административно-территориальными единицами республики и (или) передаваемых в ведение их органов, включая регулирование использования природных ресурсов и решение земельных вопросов в пределах компетенции в соответствии с земельным законодательством.

В соответствии с п.5 постановления Конституционного суда Республики Башкортостан от 01.04.2005 г. №26-П акты земельного законодательства Республики Башкортостан определяют в качестве участников отношений по использованию земель только республиканские и местные исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления и не наделают местные представительные органы государственной власти правом владеть землей в границах административно-территориальных единицах республики.

Согласно п.10 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» №137-ФЗ от 25.10.2001 года распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

В соответствии с требованиями ч.3 ст.31 Земельного Кодекса РФ органы местного самоуправления информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства. Проведение публичных слушаний по вопросу предоставления земельного участка для строительства конкретного многоквартирного дома Градостроительным кодексом РФ и Земельным кодексом РФ не предусмотрено.

Частью 2 ст.36 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.

Согласно п.п.2, 3 ст.16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Судом установлено и не оспаривается участниками процесса, что придомовой земельный участок собственниками многоквартирных домов 69а, 71а, 71, в том числе дома, в которых собственниками жилых помещений являются Решетникова А.А. и Кривошеина Л.Н., не сформирован, следовательно, на основании вышеуказанных требований земельного и жилищного законодательства общая долевая собственность на земельный участок у собственников жилых помещений отсутствует.

Представленные технические паспорта жилых домов № по <адрес> (том 1, л.д.194 - 221) подтверждает лишь год постройки данных домов и не доказывает того, что сформирован земельный участок и поставлен на кадастровый учет, а также, что заявителям на праве собственности принадлежит предоставленный для проектирования и строительства ООО МТПК «Маштехресурсы» земельный участок.

Учитывая изложенные выше нормы действующего законодательства, главой Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на законных основаниях, в пределах имеющих полномочий принято постановление №1200 от 17 марта 2010 года «Об утверждении проекта планировки и межевания территории квартала, ограниченного улицами Свободы, Черниковской, Кремлевской и Первомайской в калининском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан».

В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных органов или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся решения, действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен в ответственности.

Под действиями и решениями понимаются как фактические действия органов и должностных лиц, государственных и муниципальных служащих по выполнению возложенных на них функций государственного управления, так и акты, содержащиеся государственно-властное повелевание, предписание в отношении заявителя, которыми нарушены права и свободы заявителя.

Согласно ст.13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.

В соответствии с п.6 Постановления Пленума высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

По делам, возникающим из публичных правоотношений, заявитель не освобождается от обязанности доказывания факта нарушения прав, свобод в результате принятия оспариваемого решения или в результате совершения оспариваемых действий.

Между тем, заявителями не представлено доказательств того, что нарушены их права, и свободы либо созданы препятствия к осуществлению прав и свобод оспариваемым постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан №1200 от 17 марта 2010 года.

Поскольку установлено, что оспариваемое постановление принято полномочным на то лицом в соответствии с требованиями действующего законодательства, и не нарушает гражданские права и охраняемые законом интересы заявителей, суд отказывает в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления главы Администрации городского округа город Уфа №1200 от 17 марта 2010 года.

Руководствуясь ст.ст. 12, 194-198, 258 ГПК РФ суд

р е ш и л:

отказать в удовлетворении заявления Решетниковой А.А. и Кривошеиной Л.Н. о признании незаконным и отмене постановления главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан №1200 от 17 марта 2010 года «Об утверждении проекта планировки и межевания территории квартала, ограниченного улицами Свободы, Черниковской и Первомайской в Калининском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан».

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан через районный суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий: Р.К. Гафурова