дело №2-84/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 февраля 2011 года город Уфа
Октябрьский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Гафуровой Р.К.
при секретаре Кузнецовой К.Н.
с участием представителей истца - Турупкуловой А.Р., Ильиной Р.М., действующих по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, представителя ответчика Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - <данные изъяты> действующей по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, представителя третьего лица ГУП «Фонд жилищного строительства Республики Башкортостан» - <данные изъяты>., действующей по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, представителя третьего лица - ООО «Газпром трансгаз Уфа» - <данные изъяты> действующего по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ильина Ю.В. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным изъятие земельного участка, признании незаконным отказ в оформлении в собственность земельного участка и признании право собственности на земельный участок,
у с т а н о в и л:
Ильин Ю.В. обратился в суд с иском к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, и просил признать незаконным решение ответчика №01-01-11830 от 15.07.2010 года; обязать ответчика предоставить бе6сплатно в собственность земельный участок <адрес>
Далее истец уточнил требования и просил признать незаконным изъятие земельного участка № в составе <данные изъяты>; признать незаконным отказ Комитета по управлению муниципальной собственностью Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан №01-01-11830 от 15.07.2010 года в оформлении в собственность земельного участка № площадью <данные изъяты>. в <данные изъяты> признать право собственности на указанный земельный участок в границах земельного участка площадью 25520 кв.м., с кадастровым номером №
В обосновании требований указано, что во исполнение Постановления Правительства СССР (март 1955 года) «О развитии садоводства и огородничества» Исполнительный комитет Уфимского городского Совета депутатов трудящихся Башкирской АССР принял решение №1-7 от 17.01.1956 года «Об отводе земельных участков коллективам предприятий и организаций города под плодово-ягодные сады».
27.04.1956 года Управлением главного архитектора г.Уфы заводу п/я 131 в бессрочное пользование отведен в натуре земельный участок площадью 5 га в Молотовском районе г.Уфы и выдан «Акт об отводе границ участка и красных линий в натуре» и схематический чертеж участка с указанием привязок его границ к предметам местности. Контроль за использованием земли по прямому назначению осуществлял городской Отдел коммунального хозяйства, который 15.10.1958 года установил возникновение права бессрочного пользования земельным участком коллективного сада <данные изъяты> на основании решения Горисполкома №1-7 от 17.01.1956 года, а начальник БТИ (бюро технической инвентаризации) г.Уфы вынес решение о регистрации этого права 15.11.1958 года в БТИ.
Распределением земельных участков среди работников завода занималась администрация предприятия и профсоюзная организация. Граждане, получившие земельные участки, наделялись правом бессрочного пользования без регистрации его в каких-либо органах. На руки владельцев участков БТИ были выданы технические паспорта на строения и чертеж земельного участка. В настоящее время <данные изъяты> имеет адрес: <адрес>
03.08.1980 года Ильин Ю.В. и ФИО8 заключили договор купли-продажи садового участка № площадью 7,2 сотки с постройками: домик кирпичный с деревянной верандой, душ, кладовая, теплица. Данная сделка была оформлена в присутствии представителя <данные изъяты> Правление <данные изъяты> оформило вступление Ильина Ю.В. в члены садоводства с уплатой членских взносов и единовременного налога на землю.
С этого времени истец владеет и пользуется данным земельным участком для ведения садоводства, несет расходы по содержанию земельного участка, в том числе регулярно оплачивает в садовое общество членские взносы, была получена членская книжка садовода.
Земельный участок № находится не только в фактическом, но и в правомерном пользовании истца, основанном на титуле юридического пользования члена <данные изъяты>
30.06.2010 года истец обратился в Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан с заявлением о передаче земельного участка № в <данные изъяты> в собственность, которым он владеет на основании бессрочного права пользования.
15.07.2010 года Комитет по управлению муниципальной собственностью Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, рассмотрев заявление Ильина Ю.В., в приватизации садового земельного участка № отказал на том основании, что Постановлением Главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан №5124 от 20 августа 2007 года земельный участок <данные изъяты> Октябрьского района изъят и предоставлен «Фонду жилищного строительства Республики Башкортостан» для муниципальных нужд.
Данный отказ в передаче в собственность земельного участка истец считает незаконным и необоснованным в соответствии со ст.35 Конституцией Российской Федерации, ст.9 Федерального закона» о введении в действие Земельного кодекса РФ»; ст.20 Земельного кодекса РФ и п.п. 3 и 4 ст.28 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».
Ответчиком отказано истцу в оформлении права собственности на том основании, что земельный участок <данные изъяты> изъят и предоставлен МУП «Фонд жилищного строительства».
Между тем, условия и порядок изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд устанавливаются статьей 55 Земельного кодекса РФ. Тогда как положения данной нормы закона не были соблюдены при изъятии спорного земельного участка.
Согласно ст.55 Земельного кодекса РФ принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда. Порядок выкупа, порядок определения выкупной цены земельного участка, порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд устанавливаются гражданским законодательством.
В соответствии со ст. 282 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, находится во владении и пользовании на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, прекращение этих прав осуществляется применительно к правилам, предусмотренным статьями 279 - 282 ГК РФ.
Согласно ст.279 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. Собственник земельного участка должен быть не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии.
Решение органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты.
Однако никаких уведомлений о принятии решения об изъятии земельного участка, также как о государственной регистрации такого решения от ответчика не поступало.
Кроме того, согласно Правил землепользования в городе Уфе, утвержденных решением Президиума Уфимского городского Совета от 01 марта 2000 года №9/2, до вынесения постановления главы администрации г.Уфы о выкупе или изъятии земельного участка собственник, пользователь или владелец земельного участка должен быть уведомлен главой администрации г.Уфы о предстоящем выкупе или изъятии не позднее чем за один год. Выкуп или изъятие до истечения данного срока возможны только с согласия пользователя, собственника или владельца земельного участка (п. 7.1.3).
Между тем данный порядок принятия решения об изъятии земельного участка был ответчиком не соблюден. О том, что участок изъят и передан МУП «Фонд жилищного строительства» на основании Постановления главы Администрации г.Уфы №5124 от 20 августа 2007 года истец узнал только из отказа в оформлении в собственность земельного участка от 15.07.2010 года Комитета по управлению муниципальной собственностью Администрации городского округа город Уфа.
Истец приобрел садовый земельный участок № на основании договора купли-продажи, добросовестно, непрерывно владел им с 3 августа 1980 года, то есть более тридцати лет, не скрывал факта нахождения имущества в его владении, нес все расходы по его содержанию.
Возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из статьей 11 и 12 ГК РФ, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности. Подобная правовая позиция отражена в постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ №10/22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав».
Конституционный Суд РФ указал о невозможности ограничения земельных прав граждан, получивших землю в пользование до 1990 года, в Постановлении N16-П от 13.12.2001 года, где указано:
- акты субъектов РФ, ограничивающие права граждан применению не подлежат, а
ущемленные права граждан могут и должны быть восстановлены на основе прямого
действия Конституции РФ и Федерального Закона;
- согласно ст.35 ч.3 Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества,
иначе как по решению суда. Земельный участок для землепользователя является
«своим имуществом», что должно признаваться всеми субъектами права и не может
быть отчужден иначе, как на основании судебного решения и лишь при условии
предварительного и равноценного возмещения;
- согласно Гражданскому Кодексу РФ имущество как объект вещного права,
принадлежащий лицу на праве постоянного (бессрочного) пользования или
пожизненного владении, включая земельные участки, подлежащие защите по
правилам применительно к праву собственности (ст. 216, 279, 283, 301-305 ГК РФ).
Постановление Конституционного Суда РФ (апрель 2008 ода) указывает на невозможность ограничения прав граждан, получивших земельные участки в (бессрочное) постоянное пользование до 1990 года (до принятия ЗК РФ), и неприменимость к этим землям пункта «об изъятии земельных участков».
Фонд жилищного строительства РБ завладел имуществом граждан (участком <данные изъяты> вследствие безвозмездного изъятия земли у граждан без их воли и согласия, без решения суда.
Спорный земельный участок находится в едином массиве земель <данные изъяты> созданного до введения в действие Земельного кодекса РФ.
Из плана границ землепользования, утвержденного 21 октября 2007 года председателем Горкомзема, следует, что <данные изъяты> занимает территорию <данные изъяты> кадастровый квартал №, в состав участков данного товарищества входит участок № (л.д.5-6, 39-43, 213).
В судебном заседании представители истца поддержали исковые требования по указанным выше основаниям, пояснив, что на спорном земельном участке имеются строения, которыми истец пользуется.
Представитель ответчика - Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан исковые требования не признал, указав, что истцом не представлено доказательств, где расположен земельный участок, о предоставлении участка <данные изъяты> а также об изъятии земельного участка. Предъявляя требования к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, истец оспаривает действия Комитета по управлению муниципальной собственностью, которое является самостоятельным юридическим лицом.
Представитель третьего лица Государственного унитарного предприятия «Фонд жилищного строительства Республики Башкортостан» считает иск необоснованным, указав, что земельный участок у <данные изъяты> изъят на основании постановления главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 20.08.2007 года, об изъятии конкретного участка не говорится, но указано о компенсации стоимости сносимого имущества и плодово-ягодных насаждений. Земельный участок предоставлен по договору аренды ООО «Газпром трансгаз Уфа», ГУП «Фонд жилищного строительства Республики Башкортостан» участок не передавался, строительство домов не осуществлялось, постановление №5124 от 20 августа 2007 года не зарегистрировано регистрирующим органом.
Представитель третьего лица ООО «Газпром трансгаз Уфа» пояснил, что им по договору аренды предоставлены земельные участки для строительства. На предоставленном земельном участке находились металлические гаражи, садовых участков не было. С правой стороны от предоставленного им земельного участка на склоне горы имеются садовые участки, они огородили предоставленный им земельный участок и с садовыми участками их участок не пересекается.
Истец - Ильин Ю.В., представители третьих лиц: Комитета по управлению муниципальной собственностью Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан и <данные изъяты> в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены, о чем свидетельствуют расписки и уведомление, имеющиеся в материалах дела (219-220, 225).
В соответствии со ст.ст.48,167 ПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствии указанных выше лиц.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.4 ст.18 Федерального закона от 15 апреля 1998 года №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» учредители садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения считаются принятыми в члены такого объединения с момента его государственной регистрации. Другие вступающие в такое объединение лица принимаются в его члены общим собранием членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
В случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя. К данному заявлению прилагаются следующие документы: описание местоположения такого земельного участка, подготовленное этим гражданином; заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения такого земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином.
В случае, если ранее ни один из членов данного некоммерческого объединения не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанный орган вправе запросить дополнительно следующие документы: удостоверенная правлением данного некоммерческого объединения копия правоустанавливающего документа на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения; выписка из единого государственного реестра юридических лиц, содержащая сведения о данном некоммерческом объединении (ч.4 ст. 28 ФЗ №66 - ФЗ).
В силу п.6 ст.28 Федерального закона от 15 апреля 1998 года №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» орган местного самоуправления, обладающий правом представления соответствующего земельного участка, в двухнедельный срок с даты получения заявления и необходимых документов обязан принять решение о предоставлении в собственность такого земельного участка либо об отказе в его предоставлении.
На возникшие при этом правоотношения в полной мере распространяется правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, в силу которой государство, закрепляя в законе право на приватизацию, обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче определенного имущества в собственность субъектов частного права соблюдение принципов и норм, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (Постановление от 03 ноября 1998 года №25-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона Российской федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»).
Как следует из материалов дела, Исполнительный комитет Уфимского городского Совета депутатов трудящихся Башкирской АССР принял решение №1-7 от 17.01.1956 года «Об отводе земельных участков коллективам предприятий и организаций города под плодово-ягодные сады», которым коллективам рабочих и служащих предприятий и организаций, в том числе <данные изъяты>, предоставлены земельные участки размером 5,5 га и 2,0 га под коллективные плодово-ягодные сады (л.д.22).
27.04.1956 года Управлением главного архитектора <адрес> <данные изъяты> в пользование отведен в натуре земельный участок площадью 5 га в <адрес> (л.д.21).
Согласно Уставу (в новой редакции), зарегистрированному постановлением главы Администрации Октябрьского района г.Уфы от 27.01.1998 года, решением общего собрания садоводов создано <данные изъяты>» с местом нахождения: <адрес> и 27.01.1995 года данное товарищество зарегистрировано как юридическое лицо и является действующим с местом нахождения: <адрес> (л.д.25-31, 223).
ДД.ММ.ГГГГ Ильин Ю.В. приобрел строения и принят в члены <данные изъяты>», о чем свидетельствуют договор купли-продажи, членская книжка садовода и квитанции об оплате членских взносов <данные изъяты> справка и заключение <данные изъяты>» о владении истцом участком № (л.д.8-17, 19-20, 49).
На основании списка садоводов за 2009 год Ильин Ю.В. владеет земельным участком № площадью <данные изъяты>7,1 сотка) (л.д.32).
О том, что земельный участок в действительности предоставлялся заводу п/я № <данные изъяты> и соответственно <данные изъяты>» (ранее коллективный <данные изъяты>») свидетельствуют технические инвентаризации домовладений, оценочная ведомость домиков в коллективном <данные изъяты>», составленные предприятием технической инвентаризации в 1969 году и в 1974 году (л.д.44-48).
30.06.2010 года Ильин Ю.В. обратился в Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка № в <данные изъяты>» и Комитет по управлению муниципальной собственностью Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, рассмотрев обращение истца, поступившее из Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, сообщил, что постановлением главы Администрации г.Уфы №5124 от 20 августа 20087 года земельный участок <данные изъяты>» изъят и предоставлен муниципальному унитарному предприятию «Фонд жилищного строительства Республики Башкортостан» для муниципальных нужд, в связи с чем оформление в собственность испрашиваемого земельного участка не представляется возможным (л.д.7).
Согласно ст.55 Земельного кодекса РФ принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда. Порядок выкупа, порядок определения выкупной цены земельного участка, порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд устанавливаются гражданским законодательством.
В соответствии со ст. 282 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, находится во владении и пользовании на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, прекращение этих прав осуществляется применительно к правилам, предусмотренным статьями 279 - 282 ГК РФ.
Согласно ст.279 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. Собственник земельного участка должен быть не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии.
Решение органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты.
Из материалов дела следует, что 20 августа 2007 года Главой Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан принято постановление №5124 об изъятии земельных участков и жилых помещений у землепользователей, ограниченных улицами Фруктовой, Гайдара Кольской, Новогорной, пер. Осетинским, Бийской, Южной, пер.Ключевым, металлических гаражей ПГК «Ставропольский», «Глумилино», «Тюлькина - 1», садово - огороднических товариществ «Салют», «Малинка», «Ягодка», «Энергия», «Дубитель» в микрорайоне «Академический» в октябрьском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд (л.д.111).
Исходя из текста самого постановления, следует, что изъяты для муниципальных нужд земельные участки, принадлежащие собственником домовладений в жилых домах с перечислением номеров домов и улиц. Также пунктом 3.4 данного постановления указано о компенсации стоимости сносимого имущества и плодоягодных насаждений в садово-огороднических товариществах «Салют», «Малинка», «Ягодка», «Энергия», «Дубитель», металлических гаражей ПГК «Ставропольский», «Глумилино», «Тюлькино-1» в связи с изъятием земельного участка, в установленном законном порядке.
Данное постановление об изъятии земельных участков для муниципальных нужд в установленном законом порядке в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок, в соответствии с требованиями ст.279 ГК РФ, не зарегистрировано, что не оспаривается участниками процесса.
Из объяснений представителя ГУП «Фонд жилищного строительства Республики Башкортостан» следует, во исполнение приведенного выше постановления №5124 от 20.08.2007 года, земельный участок им фактически не предоставлен, договор аренды не заключался.
Тогда как, из ответа Комитета по управлению муниципальной собственностью Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 15.07.2010 года следует, что основанием для отказа истцу в оформлении в собственность земельного участка послужило постановление главы Администрации городского округа город Уфа №5124 от 20.08.2007 года, которым как указано земельный участок изъят и предоставлен ГУП «Фонд жилищного строительства Республики Башкортостан» для муниципальных нужд.
Также установлено, что на основании постановления Главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан №8213 от 27 декабря 2007 года выставлен на продажу путем проведения торгов на заключение договора аренды для строительства жилых домов земельный участок по адресу: Октябрьский район городского округа город Уфа Республики Башкортостан, <данные изъяты> (л.д.178-180).
В соответствии с условиями продажи на торгах 02 июня 2008 года между Комитетом по управлению муниципальной собственностью Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан и ООО «Газпром трансгаз Уфа» заключен договор аренды земельных участков с кадастровыми номерами №, расположенные по адресу: <адрес>» (л.д.183-196).
Согласно плану границ землепользования <данные изъяты>» общей площадью <данные изъяты> кв.м., утвержденного 21.10.2007 года, кадастровый номер земельного участка № (л.д.177).
Из кадастровых паспортов земельных участков с номерами №, предоставленных ООО «Газпром трансгаз Уфа», следует, что предыдущие номера земельных участков отличные от земельного участка с кадастровым номером №, на котором расположено <данные изъяты>
Из объяснений представителя ООО «Газпром трансгаз Уфа» также следует, что садовые участки имеются, и с предоставленным им по договору аренды земельным участком не соприкасаются.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (статья 35 часть 2); граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю (статья 36 часть 1), условия и порядок пользования которой определяется на основе федерального закона (статья 36 часть 3).
Таким федеральным законом является, в частности, Земельный кодекс Российской Федерации, регламентирующий отношения по использованию и по охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, т.е. земельные отношения (пункт 1 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 5 ч.1 ст.1 Земельного кодекса Российской Федерации принципом земельного законодательства является единство судьбы земельных участков.
В соответствии со ст.15 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретенное гражданином до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется (ч.1 ст.21 Земельного кодекса РФ).
Согласно ст.25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Статьей 28 Земельного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В силу ст.29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно ст.3 Федерального закона №137-ФЗ от 25.10.2001 года «О введение в действие земельного кодекса Российской Федерации», права на землю, не предусмотренные статьями 15, 20-24 Земельного кодекса Российской Федерации, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 3 приведенной выше статьи предусмотрено, что предоставление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях сроком не ограничивается.
Спорный земельный участок № находится в едином массиве земель <данные изъяты>, созданного до введения в действие Земельного Кодекса Российской Федерации, доказательств обратного ответчиком не представлено.
Право на приватизацию земельного участка, находящегося длительное время в фактическом правомерном пользовании, вытекает из п.4 ст.3 Вводного закона.
Если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность (ст.9.1 ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно п.4 ст.28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства, за исключением случаев:
- изъятие земельных участков из оборота;
- установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
- резервирования земельных участков ля государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Установлено, что истцу было отказано в предоставлении земельного участка в собственность на основании постановления главы Администрации городского округа город Уфа №5124 от 20.08.2007 года, который в установленном законом порядке не зарегистрирован, и согласно которому фактическая передача земельного участка ГУП «Фонд жилищного строительства Республики Башкортостан» для муниципальных нужд не состоялась.
При таких обстоятельствах, суд считает, что отказ Комитета по управлению муниципальной собственностью Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан является незаконным, что влечет удовлетворение иска в данной части.
По существующему до 1991 года порядку не предусматривалась выдача членам кооператива специального документа в подтверждение права пользования дачными земельными участками, однако это не означало, что дачи и земельные участки находились в их пользовании без надлежащего титула.
Доказательств того, что истец самоуправно занял спорный земельный участок, ответчиком суду не представлено и судом в ходе рассмотрения дела не добыто. <данные изъяты> членство Ильина Ю.В. в данном товариществе не оспаривается.
Право землепользования, основанное на титуле, при отчуждении дачи прежним владельцем в силу ст.37 Земельного кодекса РСФСР 1991 года перешло к новому собственнику, у которого с принятием Земельного кодекса Российской Федерации появилась возможность приватизировать земельный участок бесплатно в составе дачного объединения или индивидуально.
Ответчик не представил суду доказательств того, что спорный земельный участок отнесен к землям, изъятым из оборота или ограниченным в обороте, в соответствии с которым исключалась бы возможность предоставления земельного участка в собственность.
На основании изложенного выше, суд признает незаконным отказ Комитета по управлению муниципальной собственностью Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в предоставлении в собственность спорного земельного участка, выраженный в письме №01-01-11830 от 15.07.2010 года, и признает право собственности истца на земельный участок № площадью <данные изъяты> кв.м. в границах земельного участка площадью <адрес>
При этом требования истца о признании право собственности на земельный участок площадью <данные изъяты>. необоснованны, так как материалами дела подтверждено, а именно членской книжкой садовода и списком садоводов, о пользовании им земельным участком площадью 710 кв.м.
Что касается требований истца о признании незаконным изъятие земельного участка № в составе <данные изъяты>», то данные требования подлежат отклонению, так как по делу доказано, что фактическое изъятие земельного участка не состоялось и как следует из объяснений представителей истца Ильин Ю.В. пользуется им до настоящего времени.
Более того, в порядке главы 25 ГПК РФ с требованиями о признании недействительным постановления главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан №5124 от 20 августа 2007 года, в котором было указано об изъятии земельных участков у землепользователей, истец не обращался и как установлено данное постановление не имеет юридической силы вследствие того, что не зарегистрировано в установленном законом порядке.
Руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования Ильина Ю.В. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным изъятие земельного участка, признании незаконным отказ в оформлении в собственность земельного участка и признании право собственности на земельный участок, удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Комитета по управлению муниципальной собственностью Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в предоставлении в собственность Ильина Ю.В. земельного участка № в <адрес>
Признать за Ильиным Ю.В. право собственности на земельный участок № площадью <данные изъяты> в границах земельного участка площадью <данные изъяты> с кадастровым номером №, расположенный в <адрес>
В удовлетворении требований Ильина Ю.В. о признании незаконным изъятие земельного участка № в составе <данные изъяты> отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан через районный суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий: Р.К. Гафурова