дело №2-314/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 марта 2011 года город Уфа
Октябрьский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Гафуровой Р.К.
при секретаре Кузнецовой К.Н.
с участием истца - Галимова О.В., представителя ответчика - ФИО4, действующей по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Галимова О.В. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г.Уфы о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии, признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости лицу, <данные изъяты>
у с т а н о в и л:
Галимов О.В. ДД.ММ.ГГГГ обратился в Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Уфы (по тексту УПФ) с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости на основании подпункта 11 пункта 1 ст. 28 Закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Решением УПФ № от ДД.ММ.ГГГГ Галимову О.В. отказано в назначении досрочной пенсии по старости.
В связи с этим Галимов О.В. обратился в суд с иском к УПФ и просит признать незаконным решение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ; признать за ним право на досрочное назначение пенсии по старости на основании подпункта 11 п.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», как лицу, осуществляющему лечебную деятельность более 30 лет, и обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. со дня обращения с заявлением в Пенсионный орган.
В обосновании требований указано, что истец с ДД.ММ.ГГГГ осуществляет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в городе Уфа, начиная с <данные изъяты> Окончил <данные изъяты> и в настоящее время является <данные изъяты>, <данные изъяты>.
ДД.ММ.ГГГГ истец подал заявление и необходимые документы на имя ответчика с просьбой назначить досрочную трудовую пенсию по возрасту. При этом просил учесть, что имеет специальный стаж лечебной работы в <данные изъяты> (с применением льготного порядка исчисления стажа).
Решением УПФ № от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в установлении досрочной пенсии по старости и указано, что специальный стаж Галимова О.В. составляет 20 лет 4 месяца 10 дней (в льготном исчислении), что недостаточно для установления досрочной пенсии по старости. При этом ответчик в специальный стаж включил период работы ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, не включив периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, указав, что в указанный период на занимаемых должностях истец работал на 0,5 и 0,25 ставки, в объеме полной ставки не работал.
Период нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчик также не включил в специальный стаж.
Истец считает отказ ответчика незаконным, т.к. в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ он совмещал <данные изъяты> с практической <данные изъяты> на 0,5 и на 0,25 ставки в <данные изъяты>, был застрахован и все предусмотренные законом страховые взносы в Пенсионный Фонд РФ за него уплачивались, что подтверждается справками.
Более того, в указанный период истец являлся <данные изъяты>, а с ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> Указанная трудовая деятельность по единому тарифно - квалификационному справочнику включала лечебную работу, которая предусматривала <данные изъяты>
С учетом уточненных исковых требований истец просил зачесть в специальный стаж следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - нахождение на курсах повышения квалификации; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>; <данные изъяты> <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> (л.д.29 - 30).
В судебном заседании истец поддержал заявленные требования, по основаниям, изложенным выше.
Представитель ответчика иск не признала, указав, что для назначения досрочной трудовой пенсии по старости необходима занятость на полный рабочий день.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 11 п.1 ст. 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ, вступившего в действие с ДД.ММ.ГГГГ, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 названного Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от возраста.
Списки, соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1 ст. 28, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии - при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (п.3 ст.28 вышеуказанного Федерального Закона).
Пенсионное обеспечение медицинских работников за выслугу лет также было установлено ст.81 Закона РФ «О Государственных пенсиях в РФ» от 20 ноября 1990 года № 340-1.
Согласно ранее действующему Закону РФ «О государственных пенсиях в РФ» пенсии за выслугу лет также устанавливались независимо от возраста, при полной выслуге не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах.
В выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитывались периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года №464.
С 1 ноября 1999 года Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года №1066 был введен новый Список должностей, работа в которых засчитывалась в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной работой по охране здоровья населения, а также новые Правила исчисления сроков выслуги.
Пунктом 3 вышеуказанного Постановления в редакции от 19 февраля 2001 г. №130 было установлено, что в выслугу дающую право на пенсию за выслугу лет, засчитываются периоды работ до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. №464, а периоды после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления.
Постановлением Правительства Российской Федерации №781 от 29 октября 2002 года утверждены новые Правила, исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 ст. 28, указанной выше.
В отличие от ранее действовавшего законодательства, согласно подпункту 11 пункта 1 статьи 28 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Закона, лицам не менее 30 лет осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в городах, сельской местности и поселках городского типа независимо от их возраста.
В соответствии с п.1 ст.17 указанного Закона размер трудовой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в которой этим органом выносится решение о назначении трудовой пенсии, и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в УПФ с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Решением УПФ № от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении досрочной пенсии и указано, что в специальный стаж не засчитывается периоды: нахождения в отпусках без содержания: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; нахождение на курсах повышениях квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, т.к. правилами исчисления специального стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со ст.27 и 28 ФЗ от 17.12.2001 года №173-ФЗ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года №516, предусмотрено включение в специальный стаж только периодов очередных и дополнительных отпусков.
Также не засчитаны в специальный стаж периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - врач<данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>», т.к. согласно п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781, периоды работы с 01.11.1999 года засчитываются в специальный стаж при условии выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени в объеме полной ставки.
При этом в специальный стаж Галимова О.В. ответчиком засчитаны периоды работ: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>. Специальный стаж истца по подсчетам УПФ в календарном исчислении составляет 13 лет 07 месяцев 8 дней. Периоды работы в отделениях <данные изъяты> засчитаны в специальный стаж в льготном исчислении один год работы за один и шесть месяцев, как работа в отделениях <данные изъяты>. Таким образом, специальный стаж Галимова О.В. составляет 20 лет 04 месяца 10 дней (л.д.15-17).
Как усматривается из представленной трудовой книжки, Галимов О.В. с ДД.ММ.ГГГГ осуществлял <данные изъяты> до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13).
Согласно справок № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной <данные изъяты> и № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной <данные изъяты>», подтверждено, что истец в спорные периоды работал в течение полного рабочего дня по совместительству <данные изъяты> (л.д.18 - 21).
Из предоставленных справок <данные изъяты> и <данные изъяты> следует, что Галимов О.В. в соответствии с обязательствами, записанными в трудовом договоре <данные изъяты>, с 1989 года по ДД.ММ.ГГГГ полностью вырабатывал <данные изъяты>, проводил <данные изъяты> (л.д.40-41).
Согласно выписки из Положения о функциональных обязанностях <данные изъяты>: руководит лечебно-диагностической деятельностью, проводит обходы, клинические разборы, руководит клиническими ординаторами, консультирует стационарных и амбулаторных больных, проводит плановые операции.
Таким образом, работа истца в должности <данные изъяты> непосредственно с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья.
Поскольку в спорные периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должностях <данные изъяты>, связанных с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья, истец также <данные изъяты>, указанные периоды подлежат включению в специальный стаж.
При этом, спорные периоды подлежат включению в специальный стаж в льготном исчислении как год и шесть месяцев, поскольку истец работал в отделениях <данные изъяты>
Финансирование досрочных трудовых пенсий по старости, назначаемых в соответствии с п.11 статьи 28 Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», производится на общих основаниях.
Согласно Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» (п.3 ст.9 и п.2 ст.10) финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда РФ (страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которые взимаются в соответствии с названным ФЗ и зачисляются непосредственно в бюджет Пенсионного фонда РФ). При этом действующее законодательство не предусматривает каких-либо различий в тарифах страховых взносов для работодателей - учреждений здравоохранения в зависимости от того, являются ли они государственными, муниципальными или частными.
С учетом этих обстоятельств, Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 10 Постановления № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» указал, что «лечебная, педагогическая деятельность подлежит включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости на основании пп.10-12 п.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» независимо от того, в чьем ведении находились учреждения, где работал истец, и кому принадлежало закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., поскольку само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности названных работников и не свидетельствует о существовании таких различий. Решение этого вопроса иным образом может породить такое неравенство в сфере пенсионного обеспечения, которое приведет к несоразмерному ограничению конституционного права этих лиц на социальное обеспечение и тем самым нарушит предписания статей 19 (ч.ч.1 и 2), 39 (ч.ч.1 и 2) и 55 (ч.ч.2 и 3) Конституции РФ».
Что касается периода нахождения на курсах повышениях квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то данный период также необоснованно исключен из специального стажа истца.
Повышение квалификации является трудовыми обязанностями работников, непосредственно связанными с их деятельностью.
Согласно ст.187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы и средняя заработная плата по основному месту работы.
Пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства №516 от 11 июля 2002 года, предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.
В соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» основным принципом для включения в страховой стаж работника периодов работы и (или) иной деятельности является условие, связанное с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, а потому периоды повышения работником своей квалификации должны включаться в специальный стаж, поскольку за работником в соответствии с действующим законодательством сохраняется средняя заработная плата, а, следовательно, уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
При таких обстоятельствах, период нахождения истца на курсах повышения квалификации с отрывом от производства: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит зачету в специальный стаж.
Таким образом, на момент обращения в УПФ истец имел право на досрочную пенсию по выслуге лет, поскольку осуществлял в спорный период лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.
При таких обстоятельствах, следует признать незаконным решение УПФ в части отказа по включению в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии оспариваемые истцом периоды, указанные выше, обязать пенсионный орган назначить истцу пенсию на основании подпункта 11 пункта 1 ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» со дня обращения в УПФ, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ, включив в специальный стаж период нахождения на курсах повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> исчисляя указанные периоды работы как год и шесть месяцев.
Руководствуясь ст.ст.12, 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования Галимова О.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Уфы о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии, признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости лицу, осуществляющему лечебную деятельность, удовлетворить.
Признать незаконным решение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г.Уфы № от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа Галимову О.В. включить в специальный стаж, дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья, период нахождения на курсах повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>
Признать право Галимова О.В. на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании подпункта 11 пункта 1 ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Уфы назначить Галимову О.В. досрочную трудовую пенсию по старости на основании подпункта 11 пункта 1 ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ, включив в специальный стаж, дающий право для назначения досрочной пенсии, период нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> исчисляя указанные периоды как год и шесть месяцев.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан через районный суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий: Р.К. Гафурова