Дело № 2-1031/11
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 марта 2011 года город Уфа
Октябрьский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Кадыровой Э.Р.
при секретаре Хайрльвариной Л.И.
с участием Дмитриева Н.М. и его представителя - Валинуровой Р.М., действующей по доверенности от 23.12.2010 года,
представителя третьего лица ОАО «Свартэкс» Ишемгулова И.Н., действующего по доверенности № 108 от 09.03.2011 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дмитриев Н.М. к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Дмитриев Н.М. обратился в суд с иском к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, расположенное по адресу: <адрес> комната № общей площадью 11,5 кв.м., в соответствии с Законом Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
В обоснование иска Дмитриев Н.М. указал, что <адрес> является государственной (республиканской) собственностью, то есть принадлежит Республике Башкортостан и находится в доверительном управлении ОАО «Свартекс». Принадлежность дома к государственной собственности подтверждает письмо № 550 от 25.11.2010 года ОАО «Свартекс». Истец обратился с письмом к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан с просьбой разрешить приватизацию занимаемой им комнаты. Ответчик отказал истцу, указав, что жилые помещения в общежитиях не подлежат приватизации. Считает отказ в приватизации незаконным, нарушающим права граждан, предоставленные Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», «Жилищным кодексом Российской Федерации» от 29.12.2004 года № 188-ФЗ.
<адрес>, ранее находился в оперативном управлении государственного Центра профессиональной подготовки специалистов по сварочному производству Республики Башкортостан.
В 2003 году вышеуказанный Центр профессиональный подготовки был преобразован в Открытое акционерное общество «Свартекс», что подтверждает справка № 529 от 12.11.2010 года.
В настоящее время дом № № находится в доверительном управлении ОАО «Свартекс». 100 % акций ОАО «Свартекс» принадлежит Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, что подтверждает письмо № 549 от 25.11.2010 года ОАО «Свартекс».
Несмотря на то, что акционирование Центра профессиональной подготовки
специалистов по сварочному производству Республики Башкортостан произошло в
2003 году, с этого времени по сегодняшний день Министерством земельных и имущественных отношений РБ <адрес>, не включенный в состав приватизируемого ОАО «Свартекс», не передан в муниципальную собственность согласно статье 30 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».
Дмитриев Н.М. проживает в комнате № с 1988 года, что подтверждает справка № от ДД.ММ.ГГГГ. Комната была предоставлена ему как работнику Центра профессиональной подготовки специалистов по сварочному производству РБ. Ранее свое право на бесплатную приватизацию жилья не использовал, что подтверждают справки с БТИ и выписка из ЕГРП.
В последствии истец уточнил свои требования в мотивировочной части, при этом предмет, основание и требования иска не изменились.
Истец Дмитриев Н.М. и его представитель Валинурова Р.М., действующая по доверенности в судебном заседании исковое заявление поддержали в полном объеме по доводам, изложенным в нем, просили иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель третьего лица ОАО «Свартэкс» Ишемгулов И.Н. в судебном заедании пояснил, что рассмотрение дела оставляет на усмотрение суда.
Представитель ответчика Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в суд не явился, извещен надлежащим образом, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил, поэтому суд, в соответствии со ст. 233 ГПК РФ, считает возможным рассмотрение дела в порядке заочного производства.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения истца и его представителя, третьего лица, суд считает, иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со статьями 2 и 7 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, … на условиях социального найма вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, … приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В силу ст. 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением случаев жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Поскольку данные правоотношения возникли в период действия ЖК РСФСР, т.е. до введения в действие ЖК РФ с 1.03.2005 года, необходимо применять нормы ЖК РФ в части, не противоречащей ЖК РСФСР в соответствии с ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» при разрешении данного иска.
В соответствии со ст.109 ЖК РСФСР, для проживания рабочих, служащих, студентов, учащихся, а также других граждан в период работы или учебы могут использоваться общежития. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей жилые дома. Общежития укомплектовываются мебелью, другими предметами культурно-бытового назначения, необходимыми для проживания, занятий и отдыха граждан, проживающих в них. Порядок предоставления жилой площади в общежитиях и пользования ею определяется законодательством Союза ССР и Советом Министров РСФСР.
Согласно ст. 105 ЖК РФ договор найма жилого помещения в общежитии заключается на период трудовых отношений.
Судом установлено, что жилая комната 110, расположенная по адресу: <адрес> была предоставлена Дмитриеву Н.М. как работнику Школы по подготовке специалистов сварочного производства Миннефтегазстроя, которая в последующем преобразована в Центр профессиональной подготовки специалистов по сварочному производству РБ.
23.02.2010 года Дмитриев Н.М. (Наниматель) заключил с ОАО «Свартэкс» (Наймодатель) договор № найма жилого помещения в общежитии, по условиям которого «Наймодатель» предоставляет «Нанимателю» и членам его семьи во временное владение и пользование жилое помещение №, в общежитии по адресу: <адрес>, срок действия договора по 23.02.2011 года (л.д. 13-14).
Согласно справки от 17.11.2010 года, выданной ОАО «Свартэкс», подтверждено, что Дмитриев Н.М. зарегистрирован по адресу: <адрес> ком. № с 23.03.1988 года, постоянная регистрация с 21.10.1998 года, по настоящее время (л.д.12).
Кроме того, из письма № 550 от 25.11.2010 года ОАО «Свартекс» следует, что собственником общежития расположенного по адресу <адрес> является Республика Башкортостан в лице Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, поэтому истцу рекомендовано обратиться в вышеуказанный орган.
Согласно ответу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 16.12.2010 года № 204-51/17032 объект недвижимости расположенный по адресу: <адрес> в реестре государственного имущества числится как общежитие. В соответствии с Законом Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» жилые помещения в общежитиях не подлежат приватизации.
Из ответа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 04.03.2011 года по плану приватизации имущественного комплекса ГУП «Центр профессиональной подготовки специалистов по сварочному производству РБ» (ГУП «СВАРТЭКС» РБ) здание общежития, расположенного по адресу: <адрес>, включено в перечень объектов, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса ГУП Центр «СВАРТЭКС» РБ. На данный объект недвижимости зарегистрировано право собственности Республики Башкортостан. Объект передан ОАО «СВАРТЭКС» по договору № 173/430ДУ от 22.05.2003 года о передаче государственного имущества в доверительное управление.
В соответствии со ст. 7 ФЗ «О введении в действие жилищного Кодекса РФ», согласно которой к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям, либо государственным или муниципальным учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного Кодекса РФ о договоре социального найма.
Из смысла указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям) и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Применительно к данному спору таких оснований не имеется, поскольку спорное жилое помещение является государственной собственностью Республики Башкортостан, решение о передаче в муниципальную собственность не принималось, статус дома (общежитие) не изменялся.
Суд считает, что основным условием для распространения действия договора социального найма на жилые помещения, находящиеся в домах, принадлежащих государственным и муниципальным учреждениям и используемых в качестве общежитий, является их передача в ведение органов местного самоуправления (либо наличие обязанности по такой передачи).
В данном же случае на Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан обязанность по передаче специализированного жилого фонда в ведение органов местного самоуправления не лежала, находящееся в собственности ответчика здание общежития используется им в качестве специализированного жилого фонда до настоящего времени и статус спорного жилого помещения как общежития не утрачен и не изменен.
В соответствии со ст.92 ЖК РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.
Также согласно п.1 ст. 94 Жилищного кодекса РФ жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан на период их работы, службы или обучения.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 03 ноября 1998 года №25-П определение круга объектов, не подлежащих приватизации, нельзя считать ограничением прав и свобод человека и гражданина, если целевое назначение жилого помещения, место его нахождения и другие обстоятельства, обусловливающие особенности правового режима жилья, исключают возможность передачи его в частную собственность.
Также Конституционный суд РФ в Определении от 02 ноября 2000 года №220-О указывает, что законодательный запрет на приватизацию жилых помещений в общежитиях связан с их специальным, целевым назначением как жилья для временного проживания и особым правовым режимом, что не нарушает конституционных прав граждан, закрепленных в ст. 40 и 35 Конституции РФ, положения которых не препятствуют отнесению жилых помещений, расположенных в общежитии, к не подлежащим приватизации.
Кроме того, собственник республиканского имущества не давал согласие на заключение с истцом договора социального найма и на приватизацию комнаты в общежитие, что является обязательным условием для приобретения права собственности на жилое помещение, находящееся в республиканской собственности.
Здание, в котором проживает истец, является общежитием, находящимся в собственности Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, никаких решений о передаче указанного здания в муниципальную собственность не принималось, соответственно, на данные правоотношения не могут распространяться положения законодательства о приватизации, поскольку спорное строение не относится к государственному или муниципальному жилищному фонду, истец пользуется занимаемой жилой площадью не на основании договора социального найма.
В соответствии с положениями ст. ст. 1, 2 и 4 Федерального закона "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" не допускается приватизация жилых помещений, находящихся в общежитиях, и устанавливается, что передаче в собственность в порядке приватизации подлежат только жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, занимаемые гражданами на основании договоров социального найма. Правовая позиция Конституционного Суда РФ (Постановление N 25-П от 03.11.1998 г.) по этому вопросу заключается в том, что ограничение прав и свобод человека и гражданина путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо в том случае, если обстоятельства, фактически обусловливающие особенности правового режима жилья, прежде всего его целевое назначение, исключают возможность передачи жилого помещения в частную собственность.
Ссылка истца на ст. 7 Федерального закона N 189-ФЗ от 29.12.2004 г. "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", в соответствии с которой к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма судом отклоняется в связи с необоснованностью, поскольку дом по адресу: <адрес> в ведение органов местного самоуправления не передавался и не подлежал передаче в соответствии с действовавшим на момент приватизации законом. Исходя из правовой позиции Конституционного Суда РФ (Определение N 425-О-О от 03.07.2007 г.) введение в действующее законодательство ст. 7 Федерального закона N 189-ФЗ от 29.12.2004 г. было обусловлено задачей защиты прав тех граждан, которые после передачи органам местного самоуправления общежитий, ранее принадлежавшим государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям), выполнявшим в отношении указанных граждан функцию и наймодателя, и работодателя, оказались пользователями жилой площади, принадлежащей другому наймодателю, не являющемуся их работодателем, что исключало возможность использования этих помещений в качестве общежитий, и соответственно выселения проживающих в них граждан по основаниям, предусмотренным для выселения из специализированного жилищного фонда; фактически это привело к изменению их правового статуса и тем самым потребовало изменения правового режима занимаемых жилых помещений.
Доводы истца о том, что в спорном жилом помещении он проживает с 1988 года, т.е. до акционирования Центра профессиональный подготовки в Открытое акционерное общество «Свартекс», в связи с чем истец имеет право на бесплатную приватизацию комнаты, судом принят быть не может, так как данный факт не может являться основанием для удовлетворения иска, кроме того, с момента заселения истца и по настоящее время спорный жилой дом не утратил статус «Общежития».
Таким образом, суд приходит к выводу, что право на приватизацию занимаемого жилого помещения, у истца не возникло и заявленные им требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь Жилищным кодексом РФ, Федеральным законом "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", ст.ст. 194-196, 198,199, 233 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований Дмитриев Н.М. к Министерству земельных и имущественных отношений <адрес> о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации - отказать.
Ответчик вправе подать в Октябрьский районный суд г. Уфы заявление об отмене решения суда в течение 7 дней со дня вручения ему копии решения.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд РБ в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене решения суда, а в случае, если такое заявление подано, в течение 10 дней со дня вынесения определения об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий подпись Э.Р.Кадырова
Копия верна: судья Э.Р.Кадырова
Секретарь Л.И. Хайрльварина