Дело № 2- 2090\11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 мая 2011 года
Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе
судьи Файзрахмановой Г.Р.
при секретаре Верига И.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карунас Н.Н. к Администрации Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении,
установил:
Карунас Н.Н. обратился в суд с иском к Администрации Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан, в котором просит признать незаконным отказ Администрации Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан в принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, признать его нуждающимся в жилом помещении и обязать Администрацию Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан поставить его на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов».
В обоснование иска истец указал на то, что 18 января 2011 года он обратился к ответчику с просьбой поставить на учет для получения жилья в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов», однако ответчик незаконно отказал ему. Считает данный отказ незаконным, поскольку он является участником Великой Отечественной войны, своего жилья не имеет, проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, собственником которого является его сын - ФИО9 Членами одной семьи они не являются, проживают отдельно, общее хозяйство не ведут, материально друг от друга не зависят.
В судебном заседании истец Карунас Н.Н., его представитель Бикбулатов Р.Г., действующий на основании доверенности, удостоверенной Тарасовой Н.М. нотариусом города Уфы Республики Башкортостан 10 сентября 2009 года, зарегистрированной в реестре за № 4895, уточнив предмет иска, просили о признать незаконным отказ Администрации Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 11 февраля 2011 годав постановке истца на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и включения его в список ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем и обязать ответчика принять истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и включить его в список ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Администрации Октябрьского района городского округа город Уфа Республики БашкортостанАлимова И.Р.,действующая на основании доверенности № 75-04-052 от 13 января 2010 года, иск Карунас Н.Н. не признала, указав на то, что распоряжением Главы Администрации Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан № 114 от 11 февраля 2011 года Карунасу Н.Н. отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях для включения в список ветеранов Великой Отечественной войны, по тем основаниям, что он один проживает в двухкомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 39,4 кв.м., в том числе жилой 18,8 кв.м. и не является нуждающимся в жилом помещении.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд считает, иск Карунас Н.Н. подлежит удовлетворению по следующим основаниям:
в соответствии с частью 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 названного Кодекса.
В силу части 3 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно статье 5 названного Кодекса жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 714 от 07 мая 2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (с изменениями от 09 января 2010 года), государственная поддержка по обеспечению жильем предоставляется нуждающимся в улучшении жилищных условий ветеранам Великой Отечественной войны, членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, вне зависимости от даты принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
Согласно пункту 4 статьи 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Ограничение названной статьи Федерального закона в той части, что жильем могут быть обеспечены ветераны и члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной Войны, нуждающихся в улучшении жилищный условий, вставшие на учет до 01 марта 2005 года, исключено Федеральными Законами «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах» от 29.06.2009 года № 135-ФЗ, от 21.12.2009 года № 327-ФЗ, от 06.05.2010 года № 79-ФЗ.
Установлено и не оспаривается сторонами, что истец Карунас Н.Н. проживает и зарегистрирован по адресу: <адрес>, что подтверждается справкой о регистрации за № 1665, выданной филиалом «Единый расчетно-кассовый центр» муниципального унитарного предприятия Управление жилищного хозяйства городского округа город Уфа Республики Башкортостан «Октябрьский район отделение «Сипайлово-2» 21 марта 2011 года (л.д.18).
Как следует из материалов дела 18 января 2011 года Карунас Н.Н. обратился в Администрацию Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения с приложением всех необходимых документов, предусмотренных действующим законодательством, указывая на то, что он является участником Великой Отечественной войны, не имеет своего жилья (л.д.13-14).
Распоряжением Главы Администрации Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан № 114 от 11 февраля 2011 года Карунасу Н.Н. отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях для включения в список ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на социальную поддержку по обеспечению жильем согласно ФЗ от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», по тем основаниям, что Карунас Н.Н. составом семьи 1 человек, участник ВОВ, проживает в двухкомнатной квартире, общей площадью 39,4 кв.м., в том числе жилой - 18,8 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, на основании пункта 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Письмом за № 75-03-909 от 16 февраля 2011 года ответчик сообщил, что действие Указа распространяется на тех ветеранов Великой отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой отечественной войны, которые признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий по месту своего жительства и включены в список ветеранов Великой отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой отечественной войны, имеющих право, в соответствии с законодательством, на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, в связи с чем, оснований для предоставления Карунасу Н.Н. жилого помещения либо единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения не имеется, т.к. в соответствии с жилищным законодательством, он не является нуждающимся в жилых помещениях, поскольку имеет обеспеченность общей площадью жилого помещения более учетной нормы установленной в муниципальном образовании.
Между тем, быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий могут указанные в статье 49 Жилищного кодекса Российской Федерации категории граждан, а так же определенные федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Перечень оснований для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях установлен статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Статьями 31 и 69 названного Кодекса определяется понятие членов семьи собственника и нанимателя жилого помещения.
В силу части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.
Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1.12 Постановления Главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан за № 1077 от 10 марта 2006 года«О полномочиях администраций районов городского округагород Уфа Республики Башкортостан и МУП «Управление жилищного хозяйства городского округа город Уфа Республики Башкортостан» администрации районов городского округа город Уфа Республики Башкортостан уполномочены вести учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Создать комиссии по признанию граждан малоимущими при администрациях районов городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Вносить предложения и осуществлять подготовку документов по выделению жилой площади гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Из представленных в суд документов следует, что Карунас Н.Н. является участником Великой Отечественной войны (л.д. 19), инвалидом второй группы (л.д.20), проживает в двухкомнатной квартире <адрес>, общей площадью - 39,4 кв.м. (л.д.18), собственником которой согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выданной 26 апреля 2011 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, собственником зарегистрирован сын истца - ФИО9, с которым истец совместно не проживает и общее хозяйство с ним не ведет, более того, как пояснил в судебном заседании истец Карунас Н.Н. между ними сложились конфликтные отношения.
Ответчиком эти обстоятельства не опровергнуты, как и тот факт, что истец другого жилого помещения не имеет.
Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 08.06.2006г. № 12/22 установлена учетная норма, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения, в размере менее 12 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.
Изложенное в соответствии с действующим законодательством дает суду основание считать Карунас Н.Н. нуждающимся в жилых помещениях.
Однако Администрация Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан распоряжением Главы Администрации Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан № 114 от 11 февраля 2011 года.
Суд считает, данный отказ Администрации Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении Карунаса Н.Н. незаконным, поскольку ответчиком не представлены доказательства обоснованности своих доводов об обеспеченности Карунаса Н.Н. жилым помещением и отсутствия оснований для принятия его на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, включения его в список ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета.
При таких обстоятельствах истец Карунас Н.Н. должен быть принят на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов».
Изложенное влечет удовлетворение иска Карунас Н.Н. в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 56, 194-196,198,199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
иск Карунас Н.Н. к Администрации Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении удовлетворить.
Признать незаконным отказ Администрации Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 16 февраля 2011 года в принятии Карунас Н.Н. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и включения в список ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем.
Обязать Администрацию Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан принять Карунас Н.Н. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и включить его в список ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов".
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан течение 10 дней со дня принятия его в окончательной форме через Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан.
судья Файзрахманова Г.Р.