иск прокурора



№ 2-2839/10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 июля 2010 года город Уфа

Октябрьский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Идрисовой А.В.,

при секретаре Вильдановой А.С.,

с участием помощника прокурора Дашкиной Р.М. /доверенность от Дата обезличена года Номер обезличен Д-2010/, представителя ответчика Байчурина Т.Р. /доверенность от Дата обезличена года Номер обезличен, представителя ответчика Лебедева М.А. /доверенность от Дата обезличена года Номер обезличен, представителя третьего лица Сайтгалиной Е.А. /доверенность от Дата обезличена года Номер обезличен,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску И.о. прокурора города Уфы в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Специализированное автомобильное хозяйство по уборке города» городского округа город Уфа Республики Башкортостан о возложении обязанности разработать проект предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, предоставить их на утверждение в Приуральское управление Ростехнадзора, получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух,

УСТАНОВИЛ:

И.о. прокурора г. Уфы обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Специализированное автомобильное хозяйство по уборке города» городского округа город Уфа Республики Башкортостан о возложении обязанности разработать проект предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, предоставить их на утверждение в Приуральское управление Ростехнадзора, получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, указав в обоснование иска, что Прокуратурой г.Уфы проведена проверка исполнения экологического законодательства, в ходе которой установлено, что в результате осуществляемой ответчиком деятельности образуются и принимаются отходы производства и потребления, инвентаризация которых проведена в рамках разработки проекта нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов. В связи с тем, что у ответчика отсутствуют проект предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, разрешение на выброс, проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, которыми установлены нормативы предельно допустимого воздействия на окружающую среду, им не обеспечивается соблюдение таких нормативов, чем нарушается право граждан на благоприятную окружающую среду. Просили обязать ответчика совершить указанные действия в течение 6 месяцев со дня вступления судебного решения в законную силу.

В судебном заседании помощник прокурора Дашкина Р.М. заявленные требования поддержала, просила удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

В судебном заседании представители ответчика МУП «Специализированное автомобильное хозяйство по уборке города» Байчурин Т.Р., Лебедев М.А. иск не признали, просили в удовлетворении отказать, при этом пояснив, что для них был установлен срок для разработка проектов - 6 месяцев, однако в настоящее время подготовленные ими проекты находятся на согласовании в Росприроднадзоре. Факт отсутствия у ответчика проекта предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не оспаривали.

Представитель третьего лица ООО НАФ «Уральские промышленные технологии» Сайтгалина Е.А. в судебном заседании указала, что исковое заявление считает частично обоснованным. Также указав, что они являются разработчиками проекта, при этом ими были заключены два договора. Однако, чтобы разработать проекты нужно провести обследование самого предприятия, выявить места отходов. Каждый отход должен быть подтвержден. Данные работы ими проводятся, но потребуется значительное времени для составления и утверждения проектов.

Исследовав и оценив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
В силу ч.1,2 ст. 39 ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

Ст. 11, ч. 3 ст. 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» предусмотрена обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.

В соответствии со ст. 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов веществ устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.

Согласно ч. 1 ст. 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать разработку предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух.

В силу ст.ст. 42, 58 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц -природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.

Ст. 12 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Согласно справки по результатам проведения проверки соблюдения МУП «Специализированное автомобильное хозяйство по уборке города» законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования установлены нарушения действующего законодательства.

Предписанием Номер обезличен МГ от Дата обезличена года ответчику предписано:

- вносить своевременно плату за негативное воздействие на окружающую среду

- разработать и согласовать в установленном порядке проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для полигона ТБО

- получить в установленном порядке лимиты на размещение отходов для полигона ТБО

- передавать отходы сторонним лицам, имеющим лицензию на деятельность по сбору, использованию … размещению опасных отходов

- разработать и согласовать в установленном порядке нормативов ПДВ загрязняющих веществ в атмосферу для полигона ТБО

- получить в установленном порядке разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу для полигона ТБО

- обеспечить полноту инвентаризации источников загрязнения окружающей среды.

Из постановления о назначении административного наказания Номер обезличен от Дата обезличена года, следует, что начальник производственно - технического отдела МУП «Специализированное автомобильное хозяйство по уборке города» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ и на него наложен штраф в размере 10 000 рублей.

Постановлением о назначении административного наказания Номер обезличен от Дата обезличена года начальник производственно - технического отдела МУП «Специализированное автомобильное хозяйство по уборке города» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.21 КоАП РФ и на него наложен штраф в размере 4000 рублей

Заключением от Дата обезличена года подтвержден факт того, что МУП «Специализированное автомобильное хозяйство по уборке города» действительно относится к предприятиям категории опасности, санитарно - защитная зона проверяемой площадки составила СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 1000,0 м.

Из договора Номер обезличен от Дата обезличена года, заключенного между МУП «Специализированное автомобильное хозяйство по уборке города» и ООО НАФ «Уральские промышленные технологии» следует, что ответчик поручил ООО НАФ «Уральские промышленные технологии» разработать «Проект образования отходов и лимитов на их размещение» для МУП «Специализированное автомобильное хозяйство по уборке города» в соответствии с нормативными документами.

Также данный факт подтверждается техническим заданием и сроком выполнения работ за 2009 год и сметой на выполнение работ по договору.

Из Договоров Номер обезличен от Дата обезличена года и Номер обезличен от Дата обезличена года, заключенных между МУП «Специализированное автомобильное хозяйство по уборке города» (Заказчик) и ООО НАФ «Уральские промышленные технологии» (Исполнитель) следует, что предметом договоров является разработка «Проекта предельно - допустимых выбросов для МУП «Специализированное автомобильное хозяйство по уборке города» городского округа город Уфа, площадка, расположенная по адресу: ... и «Проекта предельно - допустимых выбросов для МУП «Специализированное автомобильное хозяйство по уборке города» городского округа город Уфа, площадка, расположенная по адресу: пос. Н.Черкассы, г. Уфа, Полигон промышленных и твердых бытовых отходов.

В судебном заседании установлено, подтверждено представителями ответчика, что в настоящее время у МУП «Специализированное автомобильное хозяйство по уборке города» отсутствуют проект предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. То есть, ответчиком не обеспечивается соблюдение таких нормативов, тем самым нарушается право граждан на благоприятную окружающую среду.

Представителями ответчика в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств, подтверждающих наличие у ответчика проекта предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

В связи с чем, суд приходит к выводу, о том, что ответчиком неправомерно не совершены указанные выше действия.

При таких обстоятельствах, исковые требования И.о. прокурора г. Уфы в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Специализированное автомобильное хозяйство по уборке города» городского округа город Уфа Республики Башкортостан подлежат удовлетворению.

Поэтому на ответчика необходимо возложить обязанность разработать проект предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, предоставить их на утверждение в Приуральское управление Ростехнадзора, получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Поскольку указанные выше действия могут быть совершены только ответчиком, то суд считает необходимым установить ответчику срок для совершения названных выше действий - 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Поскольку прокурор при подаче иска был освобожден от уплаты госпошлины, то с ответчика в силу ст. 103 ГПК РФ в доход государства подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4000 руб.

Руководствуясь ст. ст. 194-198,199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования И.о. прокурора г. Уфы в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Специализированное автомобильное хозяйство по уборке города» городского округа город Уфа Республики Башкортостан о возложении обязанности разработать проект предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, предоставить их на утверждение в Приуральское управление Ростехнадзора, получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух удовлетворить.
Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Специализированное автомобильное хозяйство по уборке города» разработать проект предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, предоставить их на утверждение в Приуральское управление Ростехнадзора, получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Специализированное автомобильное хозяйство по уборке города» исполнить решение суда в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Специализированное автомобильное хозяйство по уборке города» в доход государства государственную пошлину в размере 4000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы или кассационного представления через Октябрьский районный суд г. Уфы.

Судья А.В. Идрисова