по иску прокурора Советского района г.Уфы РБ, действующего в интересах Уразова А.Р., к Правительству РБ о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору найма



Дело № 2- 2260/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 июня 2011 года

Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе

судьи                                                                         Файзрахмановой Г.Р.

с участием прокурора                                             Янгуразова Ф.Ф.

при секретаре                                                            Верига И.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района города Уфы Республики Башкортостан, действующего в интересах Уразова А.Р., к Правительству Республики Башкортостан о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма,

установил:

    прокурор Советского района города Уфы Республики Башкортостан, действуя в интересах Уразова А.Р. в соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обратился в суд с иском к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан, в котором просил обязать ответчиков вне очереди предоставить Уразову А.Р. жилое помещение по договору социального найма не ниже установленных социальных норм предоставления жилья.

     В обоснование иска истец указал на то, что прокуратурой Советского района города Уфы проведена проверка исполнения законодательства о защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятии мер по защите их прав и законных интересов.

    В ходе проверки установлено, что Уразов А.Р. является сиротой, проживает в общежитии, расположенном по адресу: <адрес>, не имел и не имеет закрепленного за ним жилого помещения.

    На основании распоряжения главы Администрации Советского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ года Уразов А.Р. принят на учет нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма и включен во внеочередной список по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей».

    Однако в нарушение требований пункта 2 части 2 и части 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 3, 4, 5, 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Постановления Правительства Республики Башкортостан № 200 от 20 июля 2007 года «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ответчики до настоящего времени не предоставили Уразову А.Р. жилье по договору социального найма вне очереди с соблюдением нормы предоставления жилья, чем нарушили право последнего на жилище, закрепленное статьей 40 Конституции Российской Федерации.

     Решением Октябрьского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 17 января 2011 года отказано в удовлетворении иска прокурора Советского района города Уфы Республики Башкортостан, действующего в интересах Уразова А.Р., к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма, тот же иск прокурора Советского района города Уфы Республики Башкортостан, действующего в интересах Уразова А.Р., к Правительству Республики Башкортостан о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма удовлетворен.

Кассационным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 19 апреля 2011 года названное решение Октябрьского районного суда города Уфы Республики Башкортостан в части удовлетворения требований прокурора Советского района города Уфы Республики Башкортостан, действующего в интересах Уразова А.Р., к Правительству Республики Башкортостан о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма отменено и дело в указанной части направлено на новое рассмотрение.

В судебном заседании представитель истца - прокурора Советского района города Уфы Республики Башкортостан Янгуразов Ф.Ф., истец Уразов А.Р. по ранее изложенным основаниям просили обязать ответчика - Правительство Республики Башкортостан предоставить Уразову А.Р. вне очереди жилое помещение по договору социального найма по норме предоставления жилья не ниже 14 кв.м., но не более 33 кв.м.

    Представитель третьего лица - Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан Махмутова Р.М., действующая на основании доверенностей № 1/3889-13 от 12 декабря 2009 года, просила разрешить спор согласно требованиям закона.

    Представители ответчика - Правительства Республики Башкортостан, третьих лиц - Министерства образования Республики Башкортостан, Министерства финансов Республики Башкортостан, будучи извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела, на заседание суда не явились, о причине своей неявки в суд своевременно не сообщили, что вызвало рассмотрение дела в их отсутствие в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд считает, в удовлетворении иска прокурора Советского района города Уфы Республики Башкортостан, заявленного в интересах Уразова А.Р., к Правительству Республики Башкортостан опредоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма следует отказать по следующим основаниям:

    в соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

В соответствии с пунктом 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).

    Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (редакции от 17 декабря 2009 года) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).

    В силу абзацев 2 и 3 пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», подлежащей применению в соответствии с ее конституционно-правовым смыслом, выявленном в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05 февраля 2009 года № 250-О-П, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

    При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).

    Названные положения Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» конкретизируются в жилищном законодательстве.

    В соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 57 названного Кодекса вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.

    Из материалов дела установлено, что Уразов А.Р., родился ДД.ММ.ГГГГ года в <данные изъяты>, в графе «отец» указан «ФИО14», а в графе «мать» указана «ФИО15», что подтверждается копией свидетельства о рождении серии , выданного <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ (л.д.51).

Согласно копии свидетельства о смерти , выданного <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ года следует, что ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <данные изъяты>, умерла ДД.ММ.ГГГГ года (л.д.49).

Из копии свидетельства о смерти , выданного <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ года следует, что ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <данные изъяты>, умер ДД.ММ.ГГГГ года (л.д.50).

    На основании постановления Главы Администрации муниципального образования <данные изъяты> от года ФИО18 назначена опекуном несовершеннолетнего ФИО19 (л.д.46,48).

    С ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год Уразов А.Р. обучался в <данные изъяты> средней школе с 1 по 11 класс, что так же подтверждается справкой за № 223 от 06 мая 2009 года (л.д.47).

    ДД.ММ.ГГГГ года Уразов А.Р. поступил в <данные изъяты>, где обучается по настоящее время, о чем свидетельствует справка № 1301-965, выданная 22 сентября 2010 года государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Уфимский государственный авиационный технический университет» и проживает в общежитии по адресу: <адрес>.

Анализ представленных в суд доказательств дает суду основание считать, что Уразов А.Р., который в силу статьи 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относится к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на обеспечение его вне очереди жилым помещением по договору социального найма. Однако, в силу абзацев 2 и 3 пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», подлежащей применению в соответствии с ее конституционно-правовым смыслом, выявленном в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05 февраля 2009 года № 250-О-П, он может быть обеспечен жильем вне очереди жилой площадью, не ниже установленных социальных норм, только после окончания пребывания в образовательном учреждении. Таким образом, срок исполнения обязательства не наступил.

         

    Кроме того, в соответствии со статьями 4 и 5 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).

     Установлено, что в настоящее время Уразов А.Р. учится в <данные изъяты> по очной форме обучения на <данные изъяты> курсе. Согласно Уставу <данные изъяты> является государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования федеральной подчиненности, его учредителем является Правительство Российской Федерации, полномочия которого осуществляет Министерство образования Российской Федерации, которое выполняет по отношению к учебному заведению функции государственного управления. Поэтому обязательство по предоставлению жилого помещения является расходным обязательством Российской Федерации, а не ее субъекта.

Изложенное влечет отказ в удовлетворении иска прокурора Советского района города Уфы Республики Башкортостан, заявленного в интересах Уразова А.Р., к Правительству Республики Башкортостан.

     

    Руководствуясь статьями 56, 194-196, 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

    в удовлетворении иска прокурора Советского района города Уфы Республики Башкортостан, действующего в интересах Уразова А.Р. к Правительству Республики Башкортостан о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма отказать.

    Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме через Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан.

судья                                 Файзрахманова Г.Р.