Решение по иску Хамитова М.Ш. о предоставлении в собственность земельного участка за плату



дело № 2-1794/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 мая 2011 года        город Уфа

Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе

судьи Даутовой Р.М.

при секретаре Валетдиновой Р.Р.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хамитова М.Ш. к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан о предоставлении в собственность земельного участка за плату,

установил

Хамитов Р.Ш. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ года он является собственником части жилого дома, расположенного на земельном участке, общей площадью <данные изъяты> кв.м.; категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под жилую застройку, кадастровый номер , адрес: <адрес>. В соответствии с п.2 ст. 15, ст. 36 ЗК РФ, ДД.ММ.ГГГГ года он обратился с заявлением в Министерство земельных и имущественных отношений (далее по тексту Министерство) с просьбой о предоставлении ему вышеуказанного земельного участка в собственность. На его обращение получен ответ о том, что оно принято к рассмотрению. В тоже время, Земельным кодексом РФ предусмотрено, что принятие решения о предоставлении земельного участка производится в течение 30 дней. Специалисты Министерства устно поясняют, что полномочиями по распоряжению земельным участком на котором находится его жилой дом, обладает только Правительство РБ. На его обращение в Правительство РБ ответ на момент подачи иска не получен. Однако неопределенность в полномочиях соответствующих органов исполнительной власти по распоряжению земельными участками не может являться препятствием в реализации гражданином его конституционного права на получение в собственность земельного участка.

В судебном заседании представитель истца Хамитова М.Ш. - Сабаев Р.М. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - Фаткуллина Р.Д. с иском не согласна и пояснила, в соответствии с выпиской из государственного кадастра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ года спорный земельный участок отнесен к категории земель населенных пунктов, разрешенное использование - под жилую застройку. Спорный земельный участок расположен в рекреационной зоне (Р-2) в Октябрьском районе г. Уфы, что подтверждается письмом ГУАиГ Администрации городского округа город Уфа исх. от ДД.ММ.ГГГГ года. В силу п.5 ст. 98 ЗК РФ на землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению. Согласно копии уведомления Управления Росреестра по РБ от ДД.ММ.ГГГГ года сведения в ЕГРП о государственной регистрации прав на земельный участок с кадастровым номером отсутствуют. Кроме того, полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в столице Республики Башкортостан - городе Уфе, отнесенные к территориальным зонам рекреационного и историко-культурного назначения обладает Правительство РБ. ДД.ММ.ГГГГ года в Министерство поступило обращение Хамитова с резолюцией о рассмотрении обращения и даче ответа автору обращения. В данном случае решение о предоставлении земельного участка в собственность Хамитову подлежит рассмотрению и принятию в порядке, установленном Регламентом, утвержденным постановлением Правительства РБ от 05 апреля 2004 года №50, в соответствии с которым проекты распоряжений Правительства РБ до их внесения в Правительство подлежат обязательному согласованию с заинтересованными органами исполнительной власти, а при необходимости - с государственными и иными организациями. В настоящее время проект распоряжения Правительства РБ о предоставлении земельного участка проходит процедуру согласования.

Представитель ответчика Правительства Республики Башкортостан - Султанбекова А.Р. с иском не согласилась и пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ в Правительство РБ поступило обращение Хамитова М.Ш. о предоставлении в собственность земельного участка, ДД.ММ.ГГГГ был подготовлен ответ и направлен истцу. Поскольку в обращении истцом был неверно указан адрес, то письмо с ответом вернулось обратно. Также обращение истца было передано в Министерство для разрешения. Кроме того, спорный земельный участок находится в рекреационной зоне.

Истец Хамитов М.Ш., представитель третьего лица по делу - Администрации ГО г.Уфа в судебное заседание не явились. Извещены надлежащим образом. Суд, выслушав мнение сторон, считает возможным рассмотреть дело в отсутствии указанных лиц в силу ст.167 ГПК РФ.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 36 Конституции Российской Федерации, граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.

Согласно п. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Как следует из п. 4 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации произвольный отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности не допускается.

В соответствии с нормами ЗК РФ собственник здания, строения, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренду земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу. В случае, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, применяются правила, установленные пунктом 1 статьи 36 настоящего Кодекса (статья 35 ЗК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ - граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

В соответствии с п. 5 ст. 36 Земельного кодекса РФ - для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

В соответствии с п.6 ст. 36 ЗК РФ - в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Таким образом, Земельный кодекс РФ закрепляет исключительное право приватизировать земельный участок или приобрести право его аренды за лицами - собственниками объектов недвижимости, расположенными на участке земли. Собственник объекта недвижимости вправе реализовать это исключительное право по своему выбору.

Как видно из материалов дела, истец владеет на праве собственности объектом недвижимости - жилой квартирой, общей площадью <данные изъяты> кв.м., этаж 1, по адресу - <адрес>, с кадастровым номером , что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии от ДД.ММ.ГГГГ года, выданного на основании договоров безвозмездной передачи жилых помещений ведомственного фонда в собственность №б/н от ДД.ММ.ГГГГ года.

Из кадастрового паспорта земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ года видно, что земельный участок с кадастровым номером (<адрес>), разрешен к использованию под жилую застройку и относятся к землям населенных пунктов, вид права - государственная собственность.

Из письма <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ года следует, что в соответствии с решением Совета городского округа город Уфа от 23 декабря 2010 года №32/15 «О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд» земельный участок с кадастровым номером в Октябрьском районе городского округа город Уфа не зарезервирован для муниципальных нужд. Дополнительно сообщено, что в соответствии с картой градостроительного зонирования, утвержденной в составе правил землепользования и застройки городского округа город Уфа (решением Совета городского округа город Уфа №74 от 22 августа 2008 года, в редакции от 16 сентября 2010 года №28/8) земельный участок с кадастровым номером расположен в рекреационной зоне (Р-2), предназначенной для пассивного отдыха, объектов здравоохранения, для размещения учреждений рекреационно-оздоровительного назначения, объектов санитарно-курортного лечения, отдыха и туризма, ведения садово-дачного хозяйства, а также обслуживающих объектов, вспомогательных по отношению к основному назначению зоны.

Истец обратился с заявлениями ДД.ММ.ГГГГ года в Министерство земельных и имущественных отношений РБ с просьбой о предоставлении ему вышеуказанного земельного участка в собственность за плату.

ДД.ММ.ГГГГ года истцом был получен ответ, в котором указано, что обращение о предоставлении земельного участка в собственность принято к рассмотрению.

ДД.ММ.ГГГГ года истец обратился в Правительство РБ с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка.

ДД.ММ.ГГГГ года в Министерство поступило обращение истца (вх. ) с указанием о рассмотрении обращения и даче ответа автору обращения.

В соответствии с п.п.8 п.1 ст.1 ЗК РФ одним из основных принципов земельного законодательства является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

В силу п.1 и 2 ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к различным территориальным зонам, в том числе к рекреационным зонам.

Согласно п.5 ст.98 ЗК РФ Земельного кодекса РФ на землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.

Суд находит, что бездействие ответчика Правительства Республики Башкортостан являются не законными по следующим основаниям.

На основании п.10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О ведении в действие Земельного кодекса РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжением такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.25.1 Закона Республики Башкортостан от 05 января 2004 года №59-з «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан», полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в столице Республики Башкортостан - городе Уфе, отнесенными к территориальным зонам рекреационного и историко-культурного назначения обладает Правительство Республики Башкортостан.

Представитель ответчика Министерства земельных и имущественных отношения РБ в суде пояснил, что решение о предоставлении земельного участка в собственность Хамитову М.Ш. подлежит рассмотрению и принятию в порядке, установленном Регламентом, утвержденным постановлением Правительства РБ от 05 апреля 2004 года №50, в соответствии с которым проекты распоряжений Правительства РБ до их внесения в Правительство подлежат обязательному согласованию с заинтересованными органами исполнительной власти, а при необходимости - с государственными и иными организациями. До согласования с указанными органами и организациями проекты подлежат предварительному рассмотрению соответствующим заместителем премьер-министра Правительства. В настоящее время проект распоряжения Правительства РБ о предоставлении земельного участка истцу проходит процедуру согласования. Суд полагает, прохождение проекта распоряжения Правительства РБ о предоставлении земельного участка истцу процедуры согласования длительное время - не может служить основанием для лишения Хамитова М.Ш. его права на приватизацию земельного участка, предусмотренного земельным законодательством РФ, поскольку в силу ч.2 ст.28 ЗК РФ произвольный отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не допускается.

Истец Хамитов М.Ш. имеет в силу ст.36 ЗК РФ преимущественное право на приобретение земельных участков в собственность в порядке приватизации.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Хамитова М.Ш. к Правительству Республики Башкортостан о предоставлении в собственность земельного участка за плату подлежат удовлетворению.

В то же время суд считает, что Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по иску о предоставлении в собственность земельного участка за плату является ненадлежащим ответчиком, так как в соответствии со ст. 25.1 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 N 59-з «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан» Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан не является компетентным органом по распоряжению и принятию решений о предоставлении в собственность, что установлено в суде, поэтому в иске к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан надлежит отказать за необоснованностью.

Руководствуясь ст.ст.196,198, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Хамитова М.Ш. к Правительству Республики Башкортостан о предоставлении в собственность земельного участка за плату удовлетворить.

Обязать Правительство Республики Башкортостан предоставить Хамитову М.Ш. земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под жилую застройку, кадастровый номер , адрес: <адрес> - в собственность за плату.

В удовлетворении исковых требований Хамитова М.Ш. к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, о предоставлении в собственность земельного участка за плату, отказать за необоснованностью

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы через Октябрьский районный суд г. Уфы.

Судья        Р.М. Даутова