Решение по иску Ишназарова А.М. к Межрайонной инспекции №20 ИФНС по направлению налоговых уведомлений на уплату налога



Дело № 2- 2144/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 июня 2011 года                  город Уфа

    

Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи              Кадыровой Э.Р.                                                                            

при секретаре                                                                       Булатовой Р.Р.

с участием представителя истца Ишназарова А.М. - Ишназаров В.А. действующего по доверенности от 20.06.2011 года,

представителя ответчика межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 20 по РБ - Махьяновой Л.Р., действующей по доверенности № 04-08/1279 от 09.03.2011 года

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ишназарова А.М. к Межрайонной инспекции № 20 федеральной налоговой службы по РБ о признании действий Межрайонной инспекции № 20 федеральной налоговой службы по РБ по направлению налоговых уведомлений на уплату налога незаконными и обязать направить в месячный срок уведомления с перерасчетом налоговой ставки,

УСТАНОВИЛ:

Истец Ишназаров А.М. обратился в суд с иском к Межрайонной инспекции № 20 федеральной налоговой службы по РБ о признании действий Межрайонной инспекции № 20 федеральной налоговой службы по РБ по направлению налоговых уведомлений на уплату налога незаконными и обязать направить в месячный срок уведомления с перерасчетом налоговой ставки. В обосновании иска указано, что истцом получены налоговые уведомления: №56015 на уплату налога на имущество физических лиц за 2009 год по объекту - жилой дом в <адрес>. Сумма предъявленного к уплате налога составляет 11 907,33 рублей и №56016 на уплату налога на имущество физических лиц за 2010 год, поэтому же объекту. Сумма предъявленного к уплате налога составляет 20 412,56 рублей. Считает, что расчет суммы налога произведен не правильно, принимая во
внимание пункт 10 ч.1 ст.21 НК РФ, согласно которому налогоплательщик вправе
требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о
налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков. Истец обратился в МРИ ФНС №20 по РБ с заявлением от 20.12.2010 года о перерасчете суммы налога. Письмом №11-03/0199 от 19 января 2011 г. МРИ ФНС №20 по РБ частично приняла во внимание доводы истца о снижении размера суммы налога, однако в применении ставки налога на имущество физических лиц в размере 0,3 процента и 0,1 процента отказала. Этим же письмом истцу были направлены уведомления: №49036 на уплату налога за 2009 год в сумме 10 755,09 рублей и №17621 на уплату налога за 2010 год в сумме 18 437,3 рублей. Считает, действия МРИ ФНС №20 РБ по направлению ему налоговых уведомлений в сумме 10 755,09 рублей за 2009 г. и 18 437,3 рублей за 2010 г. в соответствии с письмом №11-03/0199 от 19 января 2011 г. незаконными по следующим причинам: при расчете суммы налога на имущество физических лиц за 2009-10 гг. в налоговых уведомлениях неправильно применена ставка налога.

Согласно данным технического паспорта инвентаризационная стоимость жилого дома литер А составляет 492 797 рублей, инвентаризационная стоимость жилого дома литер Б составляет 429 068 рублей. Расчет суммы налога должен быть произведен, исходя из того, что каждый из жилых домов относится к разному типу объектов. Жилой дом литер Б инвентаризационной стоимостью 428 068 рублей относится к первой группе со ставкой налога 0,1 процента, Жилой дом литер А инвентаризационной стоимостью 492 797 рублей относится ко второй группе со ставкой налога 0,3 процента.

Таким образом, итоговые годовые значения суммы налогов подлежащих выплате, должны составить:

Жилой дом литер А - 1 478,4 рублей (492 797 руб.*0,3 процента); Жилой дом литер Б - 429,07 рублей (429 068 руб.*0,1 процента). Исходя из указанного расчета суммы налога, подлежащие к оплате, составляют:

За 7 месяцев 2009 год по жилому дому Литер А: 862, 39 рублей (492 797 руб.*0,3 процента, разделив на 12 и умножив на 7 месяцев);

За 7 месяцев 2009 год по жилому дому Литер Б: 250,29 рублей (429 068 руб.*0,1 процента, разделив на 12 и умножив на 7 месяцев);

За 2010 год по жилому дому Литер А: 1 478,39 рублей (492 797 руб.*0,3 процента);

За 2010 год по жилому дому Литер Б: 429,07 рублей (429 068 руб.*0,1 процента).

Представитель истца Ишназарова А.М. по доверенности Ишназаров В.А. в судебном заседании просил удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Истец Ишназаров А.М. на судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель ответчика межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 20 по РБ - Махьянова Л.Р., действующая по доверенности в судебном заседании иск не поддержала, считает требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения сторон, суд считает, что иск Ишназарова А.М. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

      Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют (ст. 57 Конституции Российской Федерации).

Судом установлено, что на основании договора купли-продажи от 14.05.2009 года б/н Ишназаров приобрел в собственность жилой дом общей площадью 134,4 кв.м. литер А и Б, расположенный по адресу: РБ, <адрес>, о чем было получено свидетельство о государственной регистрации права собственности от 11.06.2009 года /л.д.24-25/.

Как видно из технического паспорта спорного жилого помещения общая площадь жилого дома литер А составляла 134 кв.м., в том числе жилая 82 кв.м., где инвентаризационная стоимость составляет 492797 руб. Общая площадь жилого дома литер Б составляла 134,4 кв.м., в том числе жилая 87,8 кв.м., инвентаризационная стоимость 429068 руб./л.д.31-37/.

      В силу ст.52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. В налоговом уведомлении могут быть указаны данные по нескольким подлежащим уплате налогам.

Согласно п. 10 Инструкции Министерства по налогам и сборам РФ от 2 ноября 1999 г. N 54 "По применению Закона РФ "О налогах на имущество физических лиц", налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года. Если у налогоплательщика в собственности имеется несколько строений, помещений и сооружений и они находятся на территории одного представительного органа местного самоуправления, который установил по всем объектам единую ставку налога, то налог исчисляется с суммарной инвентаризационной стоимости всех этих объектов.

Данное положение не противоречит ч. 1 ст. 3 Закона РФ "О налогах на имущество физических лиц", в соответствии с которой ставки налога устанавливаются органами местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости. Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости типа использования и по иным критериям.

В соответствии с п. 1, 9 ст. 5 Закона РФ "О налогах на имущество физических лиц" исчисление налога производится налоговыми органами. Уплата налога производится владельцами равными долями в два срока - не позднее 15 сентября и 15 ноября.

Решением Совета сельского поселения Абзаковский сельсовет Беролецкого района № 09 от 02.04.2009 года ставки налога на имущество физических лиц дифференцированы по критерию - в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости имущества и определены в следующих размерах /л.д.23/:

Суммарная инвентаризационная
стоимость объектов налогообложения

Ставка налога

До 470 000 рублей (включительно)

до 0,1 процента

Свыше 470 000 рублей до 780 000
рублей (включительно)

0,3 процента             

Свыше 780 000
рублей (включительно)

2 процента

Для строений и помещений, используемых для предпринимательской деятельности

1,5 процента

П.п.1 п.2 Определения Конституционного суда РФ от 24.02.2011 года № 152 - О-О - определение налоговой базы налога на имущество физических лиц как суммарную инвентарную стоимость объектов налогообложения, считает такое регулирование в условиях действия прогрессивной шкалы обложения данным налогом обеспечивает возложение равного налогового бремени на физических лиц - собственников равного налогового бремени на физических лиц- собственников равного по стоимости имущества, состоящего из разного количества объектов.

Материалами дела установлено, что объекты недвижимости жилой дом (лит А) и жилой дом (лит Б), принадлежащие истцу расположены по одному адресу: <адрес>, т.е. находятся на территории одного представительного органа местного самоуправления, следовательно с учетом вышеизложенного налог на имущество физических лиц должен рассчитываться исходя из суммарной инвентаризационной стоимости.          

Как видно из налогового уведомления № 49036 на уплату налога на имущество физических лиц за 2009 года сумма налога подлежащая уплате на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> составила 10 755,09 рублей. За 2010 год сумма налога, подлежащая уплате согласно налогового уведомления № 17621 составила 18 437, 30 рублей, т.е. налог на имущество физических лиц исчислялся из налоговой ставки 2% исходя из суммарной инвентаризационной стоимости /л.д.11,12/ и данный расчет суд считает верным.

     При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований Ишназарова А.М. у суда не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь Конституцией РФ, ФЗ "О налогах на имущество физических лиц", Налоговым кодексом Российской Федерации, ст.ст.56, 194-196, 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Ишназарова А.М. к Межрайонной инспекции № 20 федеральной налоговой службы по РБ о признании действий Межрайонной инспекции № 20 федеральной налоговой службы по РБ по направлению налоговых уведомлений на уплату налога незаконными и обязании направить в месячный срок уведомления с перерасчетом налоговой ставки - отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме через Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан.

Председательствующий               подпись                        Э.Р.Кадырова

Копия верна:           Судья     Э.Р.Кадырова

                             Секретарь               Р.Р.Булатова