по иску Юмагужиной А.Н. к Администрации Октябрьского района ГО г.Уфа РБ о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающего в жилом помещении



Дело № 2- 2705\11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 июня 2011 года

     Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе

судьи                                                                        Файзрахмановой Г.Р.

при секретаре                                                          Верига И.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Юмагужиной А.Н. к Администрации Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении,

установил:

Юмагужина А.Н. обратилась в суд с иском к Администрации Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан, в котором просит признать незаконным решение Администрации Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан об отказе в принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, и обязать Администрацию Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан поставить ее на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов».

    В обоснование иска Юмагужина А.Н. указала на то, что она является вдовой инвалида Великой отечественной войны, пригодного для проживания своего жилья не имеет. С октября 2010 года проживает у дочери ФИО16 по адресу: <адрес>, где зарегистрирована ДД.ММ.ГГГГ года. В названной квартире также проживают внук - ФИО17, невестка ФИО18 и правнучка ФИО19.

    

    В марте 2011 года она (истец) обратилась к ответчику с необходимыми документами для постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях, однако Администрация Октябрьского района городского Округа город Уфа Республики Башкортостан отказала ей в постановке на учет на основании статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, указывая на то, что после принятия Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов», ею (истцом) совершены действия ( 20 июля 2009 года подарила принадлежащий ей жилой дом <адрес>, переехала к дочери ФИО16 в город Уфу и зарегистрировалась по месту жительства в квартире последней) с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях, в результате чего она не может быть признана нуждающейся в жилых помещениях ранее чем через пять со дня совершения указанных намеренных действий.

Считает данный отказ незаконным, указывая на то, что ранее она проживала в доме <адрес> в доме, 1964 года постройки, который фактически не пригоден для проживания и на сегодняшний день находится в аварийном состоянии, в зимнее время в нем невозможно проживать по причине низкой температуры и отсутствия удобств. В данном доме жила с мужем, который умер в ДД.ММ.ГГГГ года.

В связи с преклонным возрастом и нуждаемости в постороннем уходе вследствие перенесенных операций и ухудшения состояния здоровья в октябре 2010 года она вынуждена была переехать жить к дочери ФИО16 в город Уфу, где проживает по настоящее время в однокомнатной квартире дочери, принадлежащей дочери, в которой кроме нее, проживают еще четыре человека.

    В судебном заседании представитель истца Юмагужиной А.Н. - Садыкова М.Ф., действующая на основании доверенности, удостоверенной нотариусом нотариального округа города Учалы и Учалинского района Республики Башкортостан Тажитдиновой Г.Я. 23 мая 2011 года, зарегистрированной в реестре за № 5к-3389, просила удовлетворить иск Юмагужиной А.И. по основаниям, указанным ранее.

Истец Юмагужина А.Н. в судебное заседание не явилась, представив в суд письменное заявление, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель ответчика Администрации Октябрьского района городского округа город Уфа Республики БашкортостанАлимова И.Р.,действующая на основании доверенности № 75-04-1093 от 17 мая 2011 года, иск Юмагужиной А.Н. не признала, указав на то, что Юмагужиной А.Н. отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях для включения в список ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на социальную поддержку по обеспечению жильем согласно ФЗ от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», по тем основаниям, что она с 15 февраля 2011 года проживает совместно с дочерью, внуком, правнучкой и невесткой (всего 5 человек) в квартире, общей площадью 41,3 кв.м., принадлежащей на праве собственности дочери.

    Ранее до ДД.ММ.ГГГГ года она проживала в доме <адрес>, общей площадью жилого дома - 32 кв.м., который 20 июля 2009 года подарила внуку -ФИО22

    Таким образом, Юмагужина А.Н. зарегистрировалась по месту жительства в городе Уфе после внесения изменений в Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» и Федеральный закон от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

     Поскольку Юмагужина А.Н. совершила действия с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, она в силу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации не может быть принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

    В связи с изложенным распоряжением Главы Администрации Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан № 347 от 19 апреля 2011 года Юмагужиной А.Н. отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании пункта 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации.

      

    Исследовав материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд считает, иск Юмагужиной А.Н. подлежит удовлетворению по следующим основаниям:

в соответствии с частью 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 названного Кодекса.

В силу части 3 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно статье 5 названного Кодекса жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

    В соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 714 от 07 мая 2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (с изменениями от 09 января 2010 года), государственная поддержка по обеспечению жильем предоставляется нуждающимся в улучшении жилищных условий ветеранам Великой Отечественной войны, членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, вне зависимости от даты принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

    Согласно пункту 4 статьи 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

    Ограничение названной статьи Федерального закона в той части, что жильем могут быть обеспечены ветераны и члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной Войны, нуждающихся в улучшении жилищный условий, вставшие на учет до 01 марта 2005 года, исключено Федеральными Законами «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах» от 29.06.2009 года № 135-ФЗ, от 21.12.2009 года № 327-ФЗ, от 06.05.2010 года № 79-ФЗ.

Установлено и не оспаривается сторонами, что ранее истец Юмагужина А.Н. проживала в доме 1964 года постройки, расположенного по адресу: <адрес>, который 20 июля 2009 года был подарен ею внуку ФИО22л.д.27).

В связи с преклонным возрастом и необходимостью постоянного ухода вследствие перенесенных ею в ДД.ММ.ГГГГ годах операций, что подтверждается представленными в суд медицинскими документами, ухудшения в последние годы состояния ее здоровья истец Юмагужина А.Н. в октябре 2010 года фактически переехала на постоянное место жительства в однокомнатную квартиру , расположенную по адресу: <адрес>, принадлежащую на праве собственности дочери ФИО16 (л.д.20,21), в которой была зарегистрирована 15 февраля 2011 года, о чем свидетельствует справка о регистрации за № 1665, выданная филиалом «Единый расчетно-кассовый центр» муниципального унитарного предприятия Управление жилищного хозяйства городского округа город Уфа Республики Башкортостан «Октябрьский район отделение «Глумилино» 15 июня 2011 года (л.д.18). В указанной квартире, общей площадью 41.3 кв.м., зарегистрированы и проживают 5 человек.

Как следует из материалов дела 21 марта 2011 года Юмагужина А.Н. обратилась в Администрацию Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения с приложением всех необходимых документов, предусмотренных действующим законодательством, указывая на то, что она является вдовой участника Великой Отечественной войны, не имеет своего жилья (л.д.24).

    Письмом № 75-03-1019 от 19 апреля 2011 года ответчик сообщил истцу о том, что распоряжением Главы Администрации Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан № 347 от 19 апреля 2011 года Юмагужиной А.Н. отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях на основании статьи 53 и пункта 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации (л.д.12-13).

Между тем, быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий могут указанные в статье 49 Жилищного кодекса Российской Федерации категории граждан, а так же определенные федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Перечень оснований для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях установлен статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Статьями 31 и 69 названного Кодекса определяется понятие членов семьи собственника и нанимателя жилого помещения.

В силу части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.

    Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок ( п.3 ч.1 ст.54 названного Кодекса).

В соответствии с пунктом 1.12 Постановления Главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан за № 1077 от 10 марта 2006 года«О полномочиях администраций районов городского округагород Уфа Республики Башкортостан и МУП «Управление жилищного хозяйства городского округа город Уфа Республики Башкортостан» администрации районов городского округа город Уфа Республики Башкортостан уполномочены вести учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Создать комиссии по признанию граждан малоимущими при администрациях районов городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Вносить предложения и осуществлять подготовку документов по выделению жилой площади гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Из представленных в суд документов следует, что Юмагужина А.Н. является вдовой участника Великой Отечественной войны (л.д.7,13,14), проживает в однокомнатной квартире <адрес> общей площадью - 41,3 кв.м. (л.д.20), собственником которой зарегистрирована дочь истца - ФИО16.

    Ответчиком эти обстоятельства не опровергнуты, как и тот факт, что истец другого жилого помещения не имеет.

    Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 08.06.2006г. № 12/22 установлена учетная норма, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения, в размере менее 12 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.

Изложенное в соответствии с действующим законодательством дает суду основание считать Юмагужину А.Н., является нуждающейся в жилых помещениях.

    Однако Администрация Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан распоряжением Главы Администрации Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан № 347 от 19 апреля 2011 года отказала в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании пункта 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации.

    Суд считает, данный отказ Администрации Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении Юмагужиной А.Н. незаконным, поскольку ответчиком не представлены доказательства обоснованности своих доводов о том, что истец Юмагужина А.Н. после внесения изменений в Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» и Федеральный закон от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» совершила действия с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Ответчиком не опровергнуты доводы истца о том, что жилой дом, 1964 года постройки, расположенный по адресу: <адрес>, в настоящее время фактически не пригоден для проживания истца Юмагузиной А.Н., которая по состоянию здоровья нуждается в постороннем уходе.

    Других доказательств отсутствия оснований для принятия истца на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, включения ее в список ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, ответчик так же не представил в суд.

      

При таких обстоятельствах истец Юмагужина А.Н. должна быть принята на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов».

Изложенное влечет удовлетворение иска Юмагужиной А.Н. в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 56, 194-196,198,199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

    иск Юмагужиной А.Н. к Администрации Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении удовлетворить.

Признать незаконным отказ Администрации Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 19 апреля 2011 года в принятии Юмагужиной А.Н. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и включения в список ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем.

Обязать Администрацию Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан принять Юмагужину А.Н. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и включить ее в список ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов".

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан течение 10 дней со дня принятия его в окончательной форме через Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан.

судья                              Файзрахманова Г.Р.