Дело №2-2392/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 06 июня 2011 года г. Уфа Октябрьский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе: судьи Даутовой Р.М., при секретаре Валетдиновой Р.Р. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Башкирского природоохранного межрайонного прокурора, в интересах неопределенного круга лиц, к индивидуальному предпринимателю Бикмаеву Р.Р. об обязании разработать проект нормативных предельно допустимых выбросов, получить разрешение на выброс в атмосферный воздух, УСТАНОВИЛ: Башкирский природоохранный межрайонный прокурор, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что Башкирской природоохранной межрайонной прокуратурой в соответствии с п.7 Плана работы прокуратуры проведена проверка соблюдения законодательства об охране окружающей среды и природопользовании со стороны ИП Бикмаева P.P. при эксплуатации контейнерных автозаправочных станций (далее - КАЗС), расположенных по адресам: ДД.ММ.ГГГГ и по ДД.ММ.ГГГГ. В ходе проверки установлено, что по указанным адресам ИП Бикмаев P.P. осуществляет деятельность по розничной торговле моторным топливом <данные изъяты> и <данные изъяты>, с использованием топливозаправочных модулей, которые состоят из наземных горизонтальных одностенных резервуаров собранных на одной раме с топливораздаточными колонками и приемными насосами. Факты указанного нарушения подтверждаются постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ИП Бикмаева P.P. по ч.1 ст.8.21 КоАП РФ и другими материалами дела. Для дальнейшего осуществления деятельности ответчик обязан разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов, представить документы для получения разрешения на выброс на основании следующего. В судебном заседании помощник прокурора Башкирской природоохранной межрайонной прокуроры - Буйдаков У.М. на иске настоял по основаниям, изложенным в заявлении. Представитель ответчика индивидуального предпринимателя Бикмаева Р.Р. - Валееев А.И. иск признал и пояснил, что разрабатывается проект нормативно предельно допустимых выбросов. Ответчик индивидуальный предприниматель Бикмаев Р.Р. в судебное заседание не явился, извещен по адресу проживания, суд считает возможным с учетом ст. 167 Гражданского процессуального кодекса, рассмотреть дело в отсутствие не явившегося участника процесса. Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям: в соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации. В соответствии со ст. 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов веществ устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий. В соответствии с ч. 1 ст. 12 данного Федерального закона в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы. Часть 3 данной статьи предусматривает, что предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом). Согласно части 7 данной статьи нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух, временно согласованные выбросы, методы их определения и виды источников, для которых они устанавливаются, разрабатываются и утверждаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Судом установлено, что индивидуальный предприниматель Бикмаев Р.Р. осуществляет деятельность по розничной торговле моторным топливом <данные изъяты> и <данные изъяты>, с использованием топливозаправочных модулей, которые состоят из наземных горизонтальных одностенных резервуаров собранных на одной раме с топливораздаточными колонками и приемными насосами. Башкирской природоохранной межрайонной прокуратурой в соответствии с п.7 Плана работы прокуратуры проведена проверка соблюдения законодательства об охране окружающей среды и природопользовании со стороны ИП Бикмаева P.P. при эксплуатации контейнерных автозаправочных станций (далее - КАЗС), расположенных по адресам: <адрес> и <адрес> Согласно «Методическому пособию по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (СПб, 2002), введенного в действие письмом Ростехнадзора от 24.12.2004 № 14-01-333» автозаправочная станция является стационарным источником загрязнения атмосферного воздуха. Пунктом 18.1 Правил технической эксплуатации автозаправочных станций РД 153-39.2-080-01 установлено, что основными источниками выделения загрязняющих веществ на АЗС являются: 1) резервуары с нефтепродуктами (испарения нефтепродуктов - "большие и малые дыхания"); 2) топливораздаточные колонки {испарения при заполнении бензобаков автомобилей); 3) объекта очистных сооружений (испарения нефтепродуктов и сброс остатков (после очистки) в систему канализации); 4) аварийные и непреднамеренные разливы нефтепродуктов на территории АЗС; 5) неплотности теологического оборудования и коммуникации; 6) вентиляционные устройства производственных помещений АЗС и пунктов очистке резервуаров. При этом проект нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух индивидуальным предпринимателем не разработан, отсутствует разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу Как усматривается из материалов дела, согласно акту о проведении проверки исполнения природоохранного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что при эксплуатации КАЗС ИП Бикмаевым Р.Р. допущены следующие нарушения: - КАЗС не укомплектован материалами и средствами для ликвидации возможных аварийных ситуаций в соответствии с утвержденным планом ликвидации аварий, поскольку подобный план также отсутствует; - формуляры (паспорт), руководства по эксплуатации на топливо и маслораздаточные колонки, журналы учета работы ТРК (МРК) не представлены; - отсутствует инструкция по эксплуатации очистных сооружений; - проезжая часть территории КАЗС не имеет твердого покрытия; - территория КАЗС не оборудована канализационной системой, обеспечивающей отвод и сбор загрязненных нефтепродуктами ливневых и талых вод с поверхности проезжей части, локализацию разливов при сливе и отпуске нефтепродуктов; - на территории КАЗС отсутствуют места сбора материалов, использованных при устранении последствий разлива нефтепродуктов. Кроме того, у ИП Бикмаева Р.Р. отсутствует предельно допустимые выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Факты указанного нарушения подтверждаются постановлением Башкирской природоохранной прокуратуры о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ИП Бикмаева Р.Р. по ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. В соответствии с пунктом 5.3.15 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.07.2004г. № 400, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования выдает в установленном порядке лицензии (разрешения) на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (за исключением радиоактивных веществ), вредные физические воздействия на атмосферный воздух. На территории Республики Башкортостан таким территориальным подразделением является Управление Росприроднадзора по Республике Башкортостан. В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» нормативы в области охраны окружающей среды (далее также - природоохранные нормативы) - установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие; нормативы качества окружающей среды - нормативы, которые установлены в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды и при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда; нормативы допустимого воздействия на окружающую среду - нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды. Согласно ст. 22 данного Федерального закона в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе и нормативы допустимых выбросов, должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий. Таким образом, из материалов дела следует, что ИП Бикмаев Р.Р., которому суд, в порядке подготовки дела к судебному разбирательству, разъяснил положения ст. 56 ГПК РФ, не представил доказательств, подтверждающих, что разработаны и утверждены предельно допустимые выбросы в атмосферный воздух, имеется разрешение на выброс, которым установлены нормативы предельно допустимых выбросов, не обеспечивается соблюдение таких нормативов, и соответственно, не обеспечивается соблюдение нормативов качества окружающей среды, чем нарушается право граждан на благоприятную окружающую среду. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что ответчик обязан разработать предельно допустимые выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и утвердить их в Управлении Росприроднадзора по РБ, получить разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в целях эксплуатации стационарных источников загрязнения атмосферного воздуха, расположенных по адресу: г<адрес> и <адрес>. В силу ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию в доход государства государственная пошлина в размере 200 рублей. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: иск Башкирского природоохранного межрайонного прокурора, в интересах неопределенного круга лиц, к индивидуальному предпринимателю Бикмаеву Р.Р. об обязании разработать проект нормативных предельно допустимых выбросов, получить разрешение на выброс в атмосферный воздух - удовлетворить. Обязать индивидуального предпринимателя Бикмаева Р.Р. разработать предельно допустимые выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и утвердить их в Управлении Росприроднадзора по РБ, получить разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в целях эксплуатации стационарных источников загрязнения атмосферного воздуха, расположенных по адресу: <адрес> и <адрес>. Взыскать с индивидуального предпринимателя Бикмаева Р.Р. госпошлину в доход государства в сумме 200 рублей. Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме через Октябрьский районный суд города Уфы. Судья Р.М. Даутова