Решение по иску Толстикова Н.А.



2-2204/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 июня 2011         город Уфа

Октябрьский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе

судьи Даутовой Р.М.,

при секретаре Валетдиновой Р.Р.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Толстикова Н.А. к Управлению труда и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения РБ по Октябрьскому району г. Уфы, Управлению федерального казначейства о перерасчете и индексации денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, ежегодной компенсации на оздоровление, взыскании недополученных сумм,

У С Т А Н О В И Л:

Толстиков Н.А. обратился в суд с указанным иском, сославшись на то, что принимал участие по ликвидации последствий аварий на Чернобыльской АЭС в составе военной части с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, является инвалидом 3 группы - увечье получил при исполнении иных обязанностей военной службы, связанное с аварией на ЧАЭС бессрочно. ДД.ММ.ГГГГ ему была установлена 3 группы инвалидности с указанием «заболевание связано с последствиями ликвидации аварии на ЧАЭС». С ДД.ММ.ГГГГ - инвалид 3 группы с утратой трудоспособности 50% бессрочно. На основании действующего законодательства ему была назначена ежемесячная выплата денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере трехкратного установленного законом минимального размера оплаты труда в размере 250,47 руб. (83,49 руб. х 3). С ДД.ММ.ГГГГ получаемая им денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров составляет 300 руб. Также ему была назначенная ежегодная денежная компенсация на оздоровление в размере четырехкратного установленного законом минимального размера оплаты труда, которая составляет 333,96 руб. (83,49 руб. х 4). С ДД.ММ.ГГГГ получаема им сумма компенсации на оздоровление составляла 400 руб.

83,49 руб. - величина минимального размера оплаты труда на основании Закона от 09 января 1997 года №6-ФЗ.

До принятия ФЗ №5-ФЗ от 12 февраля 2001 года указанные выплаты производились кратно к минимальному размеру оплаты труда. После указанной даты - в твердой денежной сумме. Денежная сумма на приобретение продовольственных товаров - в размере 200 руб., ежегодная денежная компенсация на оздоровление - в размере 400 руб., которые не индексировались вплоть до ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров составляет 630,77 руб., ежегодная денежная компенсация за вред здоровью составляет 789,70 руб. Федеральным законом №1244-1 от 15 мая 1991 года предусмотрена индексация указанных выше выплат с момента их назначения. Поскольку с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ выплата денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной денежной компенсации на оздоровление не индексировалась в нарушение действующего законодательства, считает, что было нарушено его право на получение данных выплат в большем размере. Таким образом, ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров индексируется с применением коэффициента роста минимального размера оплаты труда с ДД.ММ.ГГГГ, равного 1,581 (132683,49), а с ДД.ММ.ГГГГ с учетом коэффициента, равного 1,515 (200:132), при условии, что за период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ не производилась индексация указанной суммы исходя из индекса роста потребительских цен. То обстоятельство, что иные выплаты входящие в объем в возмещения вреда чернобыльца, установленные ранее в кратностях МРОТ (в частности, ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров) могут индексироваться ДД.ММ.ГГГГ в 1,581, а с ДД.ММ.ГГГГ в 1,515 раза.

После ДД.ММ.ГГГГ ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров должна быть проиндексирована с ДД.ММ.ГГГГ на коэффициент 1,64, определенного как соотношение среднегодового ВПМ в ДД.ММ.ГГГГ по отношению к ДД.ММ.ГГГГ согласно справке Госкомстата РБ. Соответственно после ДД.ММ.ГГГГ ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров также как и ежемесячное возмещение вреда здоровью подлежала индексации в соответствии с уровнем инфляции, которая ежегодно устанавливается законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Денежная компенсация на продовольственные товары должна была составлять:

- с ДД.ММ.ГГГГ = 250,47 руб. х 1,581 = 395,99 руб.

- с ДД.ММ.ГГГГ = 395,99 х 1,515 = 599,93 руб.

- с ДД.ММ.ГГГГ = 599,93 руб. х1,64 = 983,89 руб.

- с ДД.ММ.ГГГГ = 983,89 руб. х 1,12 = 1 101,96 руб.

- с ДД.ММ.ГГГГ = 1 101,96 руб. х 1,12 = 1 234,20 руб.

- с ДД.ММ.ГГГГ = 1 234,20 х 1,1 = 1 357,62 руб.

- с ДД.ММ.ГГГГ = 1 357,62 руб. х 1,11 = 1 506,96 руб.

- с ДД.ММ.ГГГГ = 1 506,96 руб. х 1,09 = 1 642,59 руб.

- с ДД.ММ.ГГГГ = 1 642,59 руб. х 1,08 = 1 774

- с ДД.ММ.ГГГГ = 1 774 х 1,105 = 1 960,27 руб.

- с ДД.ММ.ГГГГ = 1 960,27 руб. х 1,13 = 2 215,11 руб.

- с ДД.ММ.ГГГГ = 2 215,11 х 1,1 = 2 436,62 руб.

- с ДД.ММ.ГГГГ = 2 436,62 руб. х 1,065 = 2 595 руб.

С ДД.ММ.ГГГГ ему должна быть установлена ежемесячная компенсация на приобретения продовольственных товаров в размере 2 595 руб. бессрочно, с последующей индексацией в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Сумма денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, которую должен был получить за период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ:

- за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ = 395,99 руб. х 6 мес. = 2 375,94 руб.

- за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ = 599,93 руб. х 12 мес. = 7 199,16 руб.

- за период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ = 983,89 руб. х 6 мес. = 5 906,34 руб.

- за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 1 101,96 руб. х 6 мес. = 6 611,76 руб.

- за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ = 1 234,20 руб. х 12 мес. = 14 810,40 руб.

- за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ = 1 357,62 руб. 12 мес. = 16 291,44 руб.

- за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ = 1 506,96 руб. х 12 мес. = 18 083,52 руб.

- за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ = 1 642,59 руб. х 12 мес. = 19 711,08 руб.

- за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ = 1 774 руб. х 12 мес. = 21 288 руб.

- за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ = 1 960,27 руб. х 12 мес. = 23 523,24 руб.

- за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ = 2 215,11 руб. х 12 мес. = 26 581,32 руб.

- за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 2 436,62 руб. х 12 мес. = 29 239,44 руб.

- за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ = 2 595 х 4 мес. = 10 380 руб.

С учетом реально полученных на питание, задолженность невыплаченных сумм денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ составляет:

- за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ = 2 375,94 - 1 502,82 = 873,12 руб.

- за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ = 7 199,16 руб. - 3 600 руб. = 3 599,16 руб.

- за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ = 12 515,10 руб. (5 903,34 руб. + 6 611,76 руб.) - 3 600 руб. = 8 915,10 руб.

- за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ = 14 810,40 руб. - 3 600 руб. = 11 210,40 руб.

- за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ = 16 291,44 руб. - 3 810 (1 500 руб. - 2 310 руб.) = 12 481,44 руб.

- за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ = 18 083,52 руб. - 4 395,60 руб. = 13 687,92 руб.

- за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ = 19 711,08 руб. - 4 791,24 руб. = 14 919,84 руб.

- за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ = 21 288 руб. - 5 174,52 руб. = 16 113,48 руб.

- за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ = 23 523,24 руб. - 5 717,88 руб. = 17 805,36 руб.

- за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ = 26 581,32 - 6 461,16 руб. = 20 120,16 руб.

- за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ = 29 239,44 руб. - 7 107,24 руб. = 22 132,20 руб.

- за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ = 10 380 - 4 15,39 руб. = 5 964,61 руб.

Задолженность возмещения вреда за период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ с учетом инфляции, согласно п.16 Пленума Верховного суда РФ от 05 апреля 2005 года №7, без учета полученных сумм, составляет 187 304,09 руб., которая подлежит выплате единовременно.

Единая денежная компенсация на оздоровление должна была составлять:

- с ДД.ММ.ГГГГ = 333,96 х 1 581 = 527,99 руб.

- с ДД.ММ.ГГГГ = 527,99 х 1,515 = 799,90 руб.

- с ДД.ММ.ГГГГ = 799,90 руб. х 1,64 = 1 311,84 руб.

- с ДД.ММ.ГГГГ = 1 311,84 руб. х 1,12 = 1 469,26 руб.

- с ДД.ММ.ГГГГ = 1 469,26 руб. х 1,12 = 1 645,57 руб.

- с ДД.ММ.ГГГГ = 1 645,57 руб. х 1,1 = 1 810,13 руб.

- с ДД.ММ.ГГГГ = 1 810,13 руб. х 1,11 = 2 009,24 руб.

- с ДД.ММ.ГГГГ = 2 009,24 руб. х 1,09 = 2 190,07 руб.

- с ДД.ММ.ГГГГ = 2 190,07 руб. х 1,08 = 2 365,20 руб.

- с ДД.ММ.ГГГГ = 2 365,20 руб. х 1,105 = 2 613,55 руб.

- с ДД.ММ.ГГГГ = 2 613,55 руб. х 1,13 = 2 953,31 руб.

- с ДД.ММ.ГГГГ = 2 953,31 руб. х 1,1 = 3 248,64 руб.

- с ДД.ММ.ГГГГ = 3 248,64 руб. х 1,065 = 3 459,80 руб.

Сумма ежегодной денежной компенсации на оздоровление, которую он должен был получить за период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ:

- за ДД.ММ.ГГГГ = 527,99 руб.

- за ДД.ММ.ГГГГ = 799,90 руб.

- за ДД.ММ.ГГГГ = 1 469,26 руб.

- за ДД.ММ.ГГГГ = 1 645,57 руб.

- за ДД.ММ.ГГГГ = 1 810,13 руб.

- за ДД.ММ.ГГГГ = 2 009,24 руб.

- за ДД.ММ.ГГГГ = 2 190,07 руб.

- за ДД.ММ.ГГГГ = 2 365,20 руб.

- за ДД.ММ.ГГГГ = 2 613,55 руб.

- за ДД.ММ.ГГГГ - 2 953,31 руб.

- за ДД.ММ.ГГГГ = 3 248,64 руб.

- за ДД.ММ.ГГГГ = 3 459,80 руб.

Реально полученные им суммы на оздоровление за период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ:

- за ДД.ММ.ГГГГ = 333,96 руб.

- за ДД.ММ.ГГГГ = 400 руб.

- за ДД.ММ.ГГГГ = 400 руб.

- за ДД.ММ.ГГГГ = 400руб.

- за ДД.ММ.ГГГГ = 400 руб.

- за ДД.ММ.ГГГГ = 488,40 руб.

- за ДД.ММ.ГГГГ = 532,36 руб.

- за ДД.ММ.ГГГГ = 574,95 руб.

- за ДД.ММ.ГГГГ = 635,32 руб.

- за ДД.ММ.ГГГГ - 717,91 руб.

- за ДД.ММ.ГГГГ = 789,70 руб.

Задолженность невыплаченных сумм денежной компенсации на оздоровление за период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ составляет:

- за ДД.ММ.ГГГГ = 527,99 руб. - 333,96 руб. = 194,03 руб.

- за ДД.ММ.ГГГГ = 799,90 руб. - 400 руб. = 399,90 руб.

- за ДД.ММ.ГГГГ = 1 469,26 руб. - 400 руб. = 1 069,26 руб.

- за ДД.ММ.ГГГГ = 1 645,57 руб. - 400 руб. = 1 245,57 руб.

- за ДД.ММ.ГГГГ = 1 810,13 руб. - 400 руб. = 1 410,13 руб.

- за ДД.ММ.ГГГГ = 2 009,24 руб. - 488,40 руб. = 1 520,84 руб.

- за ДД.ММ.ГГГГ = 2 190,07 руб. - 532,36 руб. = 1 657,71 руб.

- за ДД.ММ.ГГГГ = 2 365,20 руб. - 574,95 руб. = 1 790,25 руб.

- за ДД.ММ.ГГГГ = 2 613,55 руб. - 635,32 руб. = 1 978,23 руб.

- за ДД.ММ.ГГГГ = 2 953,31 руб. - 717,91 руб. = 2 235,40 руб.

- за ДД.ММ.ГГГГ = 3 248,64 руб. - 789,70 руб. = 2 458,94 руб.

- с ДД.ММ.ГГГГ = 3 459,80 руб.

Задолженность возмещения вреда за период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ с учетом инфляции, согласно п.16 Пленума Верховного суда РФ от 05 апреля 2005 года №7, без учета полученных сумм составляет21 428,40 руб., которая подлежит выплате единовременно.

На основании изложенного просит:

- обязать Управление труда и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан по Октябрьскому району г. Уфы оформить ему документы для выплаты в порядке, предусмотренном законодательством, единовременной суммы задолженности денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере 187 304,09 руб.

- обязать Управление труда и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан по Октябрьскому району г. Уфы оформить ему документы для выплаты в порядке, предусмотренном законодательством, единовременной суммы задолженности денежной компенсации на оздоровление в размере 21 428,40 руб.

- установить ему с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячно сумму денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере 2 595 руб. бессрочно, с последующей индексацией в порядке, предусмотренном законодательством.

- установить ему с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячно сумму денежной компенсации на оздоровление в размере 3 459,80 руб. бессрочно, с последующей индексацией в порядке, предусмотренном законодательством

Истец Толстиков Н.А., его представитель Попова И.В. в судебном заседании поддержали исковые требования по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика Управления труда и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан по октябрьскому району г. Уфы - Назарова Е.Н. иск Толстиков Н.А.. не признала, указывая на необоснованность требований истца по основаниям, изложенным в письменном отзыве ответчика.

Представитель ответчика Управления федерального казначейства по Республике Башкортостан - Рахматуллин А.Ф. с иском не согласен.

Исследовав материалы дела, заслушав участников процесса, суд приходит к следующему.

Из материалов усматривается, что Толстиков Н.А. является участником ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, ответчик выплачивает ему ежемесячно возмещение вреда причиненного здоровью, в соответствии с п.15 ст.14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Толстиков Н.А. принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС. С ДД.ММ.ГГГГ он - инвалид 3-ой группы с причиной инвалидности « заболевание связано с последствиями ликвидации аварии на ЧАЭС ». С ДД.ММ.ГГГГ инвалид 3-ей группы с утратой трудоспособности 50%.

Из лицевого счета , выданного Управлением труда и социальной защиты населения Министерства труда Республики Башкортостан по Октябрьскому району г. Уфы, следует, что Толстиков Н.А. получает пособие - компенсацию за вред здоровью, вследствие катастрофы на ЧАЭС:

ДД.ММ.ГГГГ - 253 000 руб.

ДД.ММ.ГГГГ - 333 960 руб.

ДД.ММ.ГГГГ - 333,96 руб.

ДД.ММ.ГГГГ - 333,96 руб.

ДД.ММ.ГГГГ - 333,96 руб.

ДД.ММ.ГГГГ - 400 руб.

ДД.ММ.ГГГГ - 400 руб.

ДД.ММ.ГГГГ - 400 руб.

ДД.ММ.ГГГГ - 400 руб.

ДД.ММ.ГГГГ - 488,40 руб.

ДД.ММ.ГГГГ - 532,36 руб.

ДД.ММ.ГГГГ - 574,95 руб.

ДД.ММ.ГГГГ - 635,32 руб.

ДД.ММ.ГГГГ - 717,91 руб.

ДД.ММ.ГГГГ - 789,70 руб.

Лицевым счетом , выданным Управлением труда и социальной защиты населения Министерства труда Республики Башкортостан по Октябрьскому району г. Уфы, подтверждено, что Толстиков Н.А. получает пособие (доплату) - компенсацию на питание, как инвалид ЧАЭС:

период выплат

Сумма к выплате

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

189 750 руб.

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

227 700 руб.

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

250 470 руб.

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

250,47 руб.

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

300 руб.

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

330 руб.

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

366,30 руб.

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

399,27 руб.

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

431,21 руб.

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

476,49 руб.

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

538,43 руб.

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

592,27 руб.

с ДД.ММ.ГГГГ пожизненно

630,77 руб.

Из содержания ст. ст. 1, 2 и 7 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее ст. ст. 42 и 53 следует, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого гражданина неотчуждаемым благом, - конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства.

В постановлении от 01 декабря 1997 г. «По делу о проверке конституционности отдельных положений статья 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года «О внесении изменений и дополнения в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Конституционным Судом Российской Федерации выражена правовая позиция, согласно которой сам факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, обусловливает возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами.

Из изложенного следует, что как установление, так и пересмотр иных видов денежных компенсаций, помимо ежемесячной денежных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью, входящих в объем возмещения вреда граждан, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, но представляющих собой по существу социальные выплаты, является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджетов выплачивать указанные компенсации.

Статьей 39 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" для инвалидов, в отношении которых установлена причинная связь наступившей инвалидности с чернобыльской катастрофой, из числа указанных в названной норме лиц была предусмотрена выплата ежегодной компенсации за ущерб здоровью в размере четырех- (III группа) либо пятикратной (I и II группы) суммы минимальной заработной платы. В соответствии с той же нормой в редакции Федеральных законов от 24 ноября 1995 г. N 179-ФЗ и от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ выплаты были установлены уже за вред здоровью и в твердой сумме в зависимости от группы инвалидности (соответственно 400 и 500 руб.).

Пунктом 22 ч. 1 ст. 14 названного Закона Российской Федерации (в ред. от 18 июня 1992 г.) для граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, а также проживающих с ними детей, не достигших 14-летнего возраста, гарантировалось обеспечение продовольственными товарами в соответствии с рациональными нормами потребления продуктов питания с оплатой 50 процентов их стоимости либо ежемесячная выплата им в размере установленного законом минимального месячного размера оплаты труда. Согласно тому же пункту в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 179-ФЗ денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров составила трехкратный установленный законом минимальный размер оплаты труда, а Федеральным законом от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" ее размер был определен в твердой сумме - 300 руб.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 11-П "По делу о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакциях от 24 ноября 1995 года и от 12 февраля 2001 года), Федеральных законов от 12 февраля 2001 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от 19 июня 2000 года "О минимальном размере оплаты труда" и от 7 августа 2000 года "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Октябрьского районного суда города Краснодара, жалобами граждан и общественных организаций чернобыльцев" механизм индексации сумм возмещения вреда исходя из роста величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации был признан не соответствующим Конституции Российской Федерации.

Необходимые изменения были внесены Федеральным законом от 26 апреля 2004 г. N 31-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

В новой редакции ч. 3 ст. 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусматривалась ежегодная индексация размеров выплат гражданам, установленных данным Законом (за исключением пособий и иных выплат, индексация которых проводится в соответствии с другими федеральными законами), исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанного законодательного требования Правительство Российской Федерации своими Постановлениями от 27 декабря 2004 г. N 847 "Об индексации в 2004 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от 7 мая 2005 г. N 292 "Об индексации в 2005 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от 25 апреля 2006 г. N 246 "Об индексации в 2006 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и от 21 марта 2007 г. N 171 "Об индексации в 2007 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", "Об индексации в 2008 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", "Об индексации в 2009 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", "Об индексации в 2010 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от 21 декабря 2010 г. № 1079 "Об индексации в 20011 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" ежегодно утверждает правила (порядок) индексации на соответствующий год установленных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" размеров компенсаций и иных выплат.

Таким образом, при рассмотрении дел данной категории необходимо исходить из того, что вопрос индексации указанных компенсаций и выплат уже решен на законодательном уровне.

В пункте 5 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 года №35, в редакции от 05 апреля 2005 года №7 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» разъяснено, что денежные компенсации гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, отличаются от социальных выплат на основе обязательного социального страхования, в связи с чем суд вправе проиндексировать суммы возмещения вреда здоровью за период с 01 июля 2000 года с учетом величины минимального размера оплаты труда, указанной в ст. 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», а не из базовой суммы, установленной ст. 4 этого Федерального закона. Данное разъяснение основано на правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного суда РФ от 19 июня 2002 года №11-П и касается индексации размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, предусмотренной п.15 ст. 14 базового Закона, а индексация ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью исходя из базовой суммы этим же Постановлением Конституционного суда РФ, как указано выше, не была признана неконституционной.

Вступившим в законную силу решением Верховного Суда РФ от 24 апреля 2008г. N ГКПИ08-525 по делу по заявлению В. о признании частично недействующим п 1 приложения N 1 к Правилам индексации в 2004 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 847), определено, что, устанавливая порядок индексации размера компенсационных выплат, Правительство Российской Федерации действовало в полном соответствии со ст. 1 Федерального закона от 26 апреля 2004 г. N 31-ФЗ, ч. 3 ст. 5 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1, поскольку каких-либо других критериев индексации названных выплат и компенсаций данными Законами не предусмотрено.

Правовая позиция Верховного Суда РФ по вопросу индексации ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью, предусмотренных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", основанная на нормах ч. 3 ст. 5 названного Закона в редакции Федерального закона от 26 апреля 2004 г. N 31-ФЗ, сформулирована в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11 января 2008 г. N 25-В07-24 <*> при рассмотрении надзорной жалобы К. на Постановление, президиума Астраханского областного суда от 31 октября 2006 г. по делу по иску К. к Министерству социального развития и труда Астраханской области, управлению социального развития Советского района г. Астрахани, управлению Федеральной государственной службы занятости по Астраханской области, управлению Федерального казначейства по Астраханской области об индексации денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, ежегодной компенсации за вред здоровью и взыскании задолженности. В определении обращено внимание на то обстоятельство, что порядок индексации ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью и ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, а также ежегодной компенсации за вред здоровью может быть различен. Так, ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью индексируются в соответствии с увеличением минимального размера оплаты труда, а впоследствии с увеличением прожиточного минимума, либо, исходя из роста индексов инфляции, а ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью, на основании вышеизложенного, индексируются путем повышения фиксированного размера, исходя из базовой суммы, установленной в соответствующих постановлениях Правительства Российской Федерации.

Установлено, Управлением труда и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан по Октябрьскому району города Уфы проводится соответствующая индексация. Так с ДД.ММ.ГГГГ, с учетом индексации согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2010 №1079 «Об индексации в 2011 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и ядерных испытаний на семипалатинском полигоне», Толстикову Н.А., принимавшему участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, инвалиду 3 группы выплачивается ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров (предусмотр. п. 13 ч. 1 ст. 14 базового Закона) в размере 630, 77 руб., и ежегодная компенсация за вред здоровью (предусмотренная ч.1 ст.39 Базового Закона) для инвалидов III группы составляет 841, 03руб.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения требований Толстикова Н. А. к Управлению труда и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения РБ по Октябрьскому району г. Уфы, Управлению федерального казначейства о перерасчете и индексации денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, ежегодной компенсации на оздоровление, взыскании недополученных сумм, не имеется.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Толстикова Н.А. к Управлению труда и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения РБ по Октябрьскому району г. Уфы, Управлению федерального казначейства о перерасчете и индексации денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, ежегодной компенсации на оздоровление, взыскании недополученных сумм, отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня изготовления решения судом в окончательной форме.

Судья         Р.М. Даутова