Решение по иску Кузнецовой В.Н., Морозовой О.А, к Администрации ГО г.Уфа о предоставлении жил.помещения



Дело № 2-1505/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 июня 2011 года         город Уфа

Октябрьский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Кадыровой Э.Р.

при секретаре            Булатовой Р.Р.

с участием истцов Морозовой О.А., Кузнецовой В.Н., их представителя - адвоката Туразяновой А.С. действующей на основании ордера 1101172 от 11.04.2011 года,

представителя ответчика Администрации городского округа города Уфа Антипиной А.Ф. действующей по доверенности от 15.11.2010 года № 1/3371-13,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузнецовой В.Н., Морозовой О.А. действующая в интересах несовершеннолетних детей Морозова С.С., Морозова С.С. к Администрации городского округа г.Уфа, СМУ «Центр недвижимости» об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма, признать незаконными действия Администрации городского округа города Уфа,

УСТАНОВИЛ:

Истцы Кузнецова В.Н, Морозова О.А. действующая в интересах несовершеннолетних детей Морозова С.С., Морозова С.С. обратились в суд с иском к Администрации городского округа город Уфа, СМУ «Центр недвижимости» об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма, мотивируя тем, что <адрес> по <адрес> в г.Уфе попал под снос ввиду аварийности и ветхости. Кузнецовой В.Н. и двое внуков Морозов С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Морозов С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения проживали по адресу: <адрес> и занимали две комнаты общей площадью квартир 34,3 кв.м, в том числе жилой площадью 20,5 кв.м. согласно техническому формуляру жилого помещения. При расселении из трех человек предоставили жилое помещение - однокомнатную <адрес>, общей площадью 37,5 кв.м., в том числе жилой площадью 17,9 кв.м. Такое расселение их семьи считают незаконным и необоснованным, поскольку ущемляет их конституционные права и интересы.

Впоследствии исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ истцами были уточнены, они просили признать незаконными действия Администрации городского округа города Уфа, обязать предоставить благоустроенное жилое помещение согласно социальной норме на одного человека 18 кв.м, признать <адрес> в <адрес> в г.Уфе отдельными жилыми помещениями.

В судебном заседании истцы Морозова О.А. и Кузнецова В.Н. и их представитель Туразянова А.С. исковые требования поддержали в полном объеме, просили удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации городского округа города Уфа Антипина А.Ф. действующая по доверенности иск не признала, пояснила, что жилоепомещение предоставлено по заявлению Кузнецовой. Претензий к предоставляемому помещению Кузнецова не имела. Кроме того, нет доказательств, что квартира по <адрес> является одним жилым помещением. Исходя из договора социального найма истице предоставлена только <адрес>

Представитель органа опеки и попечительства при администрации Октябрьского района городского округа г. Уфа и ответчик СМУ «Центр недвижимости» на судебное заседание не явился. Извещены надлежащим образом, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, считает, что в удовлетворении исковых требований следует отказать по следующим основаниям.

Статья 25 Всеобщей Декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).

Установлено, что согласно договору социального найма № 2595 от 24.04.2009 года Кузнецовой В.Н. с составом семьи: Морозовым С.С. и Морозовым С.С. было предоставлено жилое помещение в бессрочное пользование по <адрес> <адрес>.

Согласно постановлению Главы Администрации городского округа г.Уфа от 22.07.2009 года № 3579 Кузнецова В.Н. с семьей включена в список жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма.

Как следует из договора социального найма № 326-09-63 от 12.08.2009 года и акту приема - передачи жилого помещения от 24.03.2009 года Кузнецовой В.Н. с составом семьи: Кузнецовой В.Н., Морозовым С.С. и Морозовым С.С. было предоставлено жилое помещение в бессрочное пользование по <адрес> связи с расселением и сносом жилого дома по <адрес> -.

В силу ст. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилищное законодательство состоит из Жилищного кодекса, принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, Постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Истцы состоят на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий, согласно выписки из единого списка граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в Администрации Октябрьского района городского округа город Уфа.

В соответствии с п.1 ч.2 ст. 57 ЖК РФ гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции, жилые помещения предоставляются вне очереди.

Согласно ч.5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены статьей 51 ЖК РФ.

Частью 2 ст. 52 ЖК РФ определено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право, указанные в статье 49 данного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Согласно ст. 51 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: 1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

В соответствии Положением «о признании помещения жилым помещением, жилого помещения не пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года №47, где пунктом 38 предусмотрено, что жилые помещения, расположенные в многоквартирных домах, получивших повреждения в результате взрывов, аварий, пожаров, землетрясений, неравномерной просадки грунтов, а также в результате других сложных геологических явлений, следует признавать непригодными для проживания, если проведение восстановительных работ технически невозможно или экономически нецелесообразно и техническое состояние этих домов и строительных конструкций характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при которых существует опасность для пребывания людей и сохранности инженерного оборудования. Указанные многоквартирные дома признаются аварийными и подлежащими сносу.

В силу п.3 ч.1 ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано не пригодным для проживания.

Согласно п. п. 4, 5 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Из содержания п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" следует, что исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.

Суд, отказывая в удовлетворении исковых требований в части признания действий Администрации городского округа г. Уфа по предоставлению однокомнатной квартиры исходит из того, что истцом пропущен трехмесячный срок обжалования действий органов местного самоуправления, предусмотренный ст. 256 ГПК РФ. о нарушении своего права истица знала 24.09.2009г. в день подписания акта- приема передачи квартиры. При этом уважительных причин пропуска срока истицами не представлены. Доводы истцов о том, что они не знали об этих сроках, не может являться уважительной причиной.

Статьей 89 ЖК РФ предусмотрено, что предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

Требования истцов об обязании Администрации городского округа г. Уфа предоставить истцам благоустроенное жилое помещение согласно социальной норме на одного человека 18 кв.м. также не подлежат удовлетворению, поскольку в силу ст. 89 ЖК РФ, согласно постановлению администрации городского округа г. Уфа № 3579 от 22.07.2009г. истице было предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>,кв. общей площадью 37,5 кв.м., которое равнозначно ранее занимаемому жилому помещению по адресу :г. Уфа <адрес>, где общая площадь составляет 34,3 кв.м.(л.д.20-21). Доводы истца, что она занимала комнаты по <адрес> в <адрес> опровергаются материалами дела.

Кроме того, в акте приема-передачи жилого помещения от 24.03.2009г. истица Кузнецова В.Н. подписала, что претензий по качеству предоставляемого жилого помещения не имеет (л.д.24).

В настоящее время, истцы утратили статус очередников на внеочередное предоставление жилого помещения в связи с признанием жилого помещения аварийным и непригодным для проживания, в виду предоставления другого жилья, следовательно, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

Доводы истцов и их представителя о том, что Морозов С.С. в силу своего заболевания имеет право на дополнительную площадь опровергаются материалами дела, где в выписке из истории болезни ребенка его диагноз не подпадает под перечень заболеваний, предусмотренных Правительством Российской Федерации от 16 июня 2006 года за № 378 и право на пользование дополнительной жилплощадью на основании постановления Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 года № 817.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований Кузнецовой В.Н., Морозовой О.А. действующая так же в интересах детей Морозова С.С., Морозова С.С. к Администрации городского округа г.Уфа, СМУ «Центр недвижимости» об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма, признать незаконными действия Администрации городского округа города Уфа у суда не имеется.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194 - 199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Кузнецовой В.Н., Морозовой О.А. действующей в интересах детей Морозова С.С., Морозова С.С. к Администрации городского округа г.Уфа, СМУ «Центр недвижимости» об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма, признать незаконными действия Администрации городского округа города Уфа - отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан через Октябрьский районный суд г. Уфы в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий подпись Э.Р.Кадырова

Копия верна: судья     Э.Р.Кадырова

секретарь Р.Р.Булатова