№ 2-1905/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 24 июня 2011 года город Уфа Октябрьский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Идрисовой А.В., при секретаре Вильдановой А.С., с участием заявителя Каримова Х.М., адвоката заявителя Ишмухаметова Р.Н., /ордер 15/11 от 07 июня 2011 года/, представителя государственного органа Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан Махмутовой Р.М. /доверенность от 02 декабря 2009 года № 1/3889-13/, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Каримова х.М. о признании незаконными бездействия Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, отказа Межведомственной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан, УСТАНОВИЛ: Каримов Х.М. обратился в суд с заявлением о признании незаконными бездействия Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, отказа Межведомственной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан, указав в обоснование заявления, что он является собственником жилого <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>. В декабре 2010 года он обратился в Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан и в Межведомственную комиссию городского округа город Уфа Республики Башкортостан по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции с заявлением, в котором просил произвести оценку его жилого дома на предмет его соответствия требованиям, предъявленным к жилым помещениям и признания его непригодным для проживания. В обоснование заявления было указано, что жилой дом возведен в 1956 году, он в силу возраста, состояния здоровья и материального положения не может произвести ремонт, указанный дом уже был признан подлежащим сносу, а также непризнание жилого дома непригодным для проживания препятствует ему в постановке на жилищный учет. Однако, ответчиком обследование жилого дома произведено не было, его заявление оставлено без удовлетворения. Просит признать незаконными бездействие Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан и отказ Межведомственной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан, допущенные при рассмотрении его заявления об обследовании жилого дома, обязав устранить нарушение его прав, путем проведения обследования жилого дома с оформлением надлежащей документации и принятии решения по результатам этого обследования. Впоследствии, заявителем было подано заявление об изменении требований, в котором он просил признать указанные действия и отказ незаконными, обязать провести обследование жилого <адрес> с оформлением надлежащей документации. Также просил взыскать расходы по оплате госпошлины в сумме 400 рублей, а также расходы по оплате услуг адвоката в размере 10000 рублей. Заявитель Каримов Х.М., адвокат заявителя Ишмухаметов Р.Н. в судебном заседании требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, просили удовлетворить. Представитель Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан Махмутова Р.М. в судебном заседании указала, что заявление считает необоснованным, пояснив, что бездействия не имеет место быть, заявление было рассмотрено, было поручено структурному территориальному органу рассмотреть заявление, что не противоречит закону, Администрация Советского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан рассмотрела заявление и дала ответ. Представитель Межведомственной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, причины неявки суду не сообщены, в связи с чем, суд считает возможным в силу ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в его отсутствие. Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив и оценив материалы дела, проверив юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к выводу, что требования Каримова Х.М. подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. В соответствии с положениями ст. 15 ЖК РФ: объектами жилищных прав являются жилые помещения, под которым признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства); требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами; жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Согласно ст. 16 ЖК РФ к жилым помещениям отнесен жилой дом, под которым признается индивидуально-определенное здание, состоящее из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. Статья 19 ЖК РФ определяет совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории РФ как жилищный фонд РФ, который в зависимости от формы собственности подразделяется на частный, государственный и муниципальный жилищные фонды. В соответствии с п. 17 ст. 12 и п. 8 ст. 13 ЖК РФ осуществление контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда РФ, соответствием жилых помещений данного установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства является компетенцией органов государственной власти РФ и ее субъектов. Согласно ст. 20 ЖК РФ независимо от формы собственности на жилые помещения (государственной, муниципальной, частной и т.д.) указанный контроль осуществляется государственными органами власти субъектов РФ, уполномоченными на проведение государственного контроля и надзора. Приказом Министерства экономического развития РФ от 29 декабря 2008 года № 329 «Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за состоянием экономики и социальной сферы муниципального образования на 2009 год» установлено, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном порядке межведомственную комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций. Орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодным (непригодным) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан. В соответствии с п. 7 Постановления Правительства РФ от 28 января 2006 года №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным, и подлежащим сносу или реконструкции» признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Кроме того, как следует из определения Конституционного суда РФ в Определении от 25.12. 2008 г. № 1014-0-0, норма пункта 8 Положения № 47 о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, устанавливающая право органа местного самоуправления принимать решения о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан, не предусматривает возможности произвольного принятия решения, а соответственно, не совершения необходимых действий. Из материалов дела следует, что Каримов Х.М является собственником жилого помещения - <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии № от 06 сентября 2006 года На основании решения мирового судьи судебного участка №2 по Советскому району г.Уфы от 02 августа 2006 года за истцом признано право собственности на самовольные строения: жилой дом под литером А, пристрой А, сени а, а1, сарай Г,Г1,Г2, навес Г3, уборная 1, забор 11, находящиеся по адресу: <адрес>. Из технического паспорта усматривается, что вышеуказанным дом был построен в 1952 году. Действительно, в декабре 2010 года заявитель обратился в Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан и Межведомственную комиссию городского округа город Уфа Республики Башкортостан с просьбой провести оценку его дома на предмет его соответствия, предъявляемым к жилым помещениям согласно Положения «О признании жилого помещения непригодным для проживания … » и признать его непригодным для проживания. Однако, согласно ответа Межведомственной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 25 декабря 2010 года, рассмотреть вопрос о соответствии указанного выше жилого дома требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, не представляется возможным, со ссылкой на ст. 30 ЖК РФ, также указано, что Межведомственная комиссия городского округа город Уфа Республики Башкортостан в соответствии с Постановлением Правительства имеет полномочия по оценке жилых помещений муниципального жилищного фонда. Данный отказ является неправомерным по следующим основаниям. Из пункта 2 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным, и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 следует, что его действие распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения, независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации. В пункте 8 названного Положения указано, что орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан. Постановлением Главы Администрации Городского округа г. Уфа РБ № 6477 от 22 октября 2007 года создана межведомственная комиссия ГО г. Уфа РБ по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утверждено Положение о данной комиссии. В пункте 2.1.1 данного Положения указано, что задачами комиссии является подготовка предложений и заключений по оценке соответствия жилых помещений муниципального жилищного фонда, а также частных жилых помещений, находящихся на территории городского округа город Уфа РБ требованиям, установленным Положением «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным, и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47. Из выше сказанного следует, что к компетенции межведомственной комиссии относится решение вопроса о признании непригодным для проживания жилого помещения или аварийным жилого дома, находящихся в частной собственности, поэтому Межведомственная комиссия неправомерно отказала заявителю в рассмотрении ее заявления со ссылкой на то, что ее дом находится в частной собственности, а комиссия обладает полномочиями только по оценке жилых помещений муниципального жилищного фонда. Кроме того, в силу пункта 47 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным, и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 предусмотрено, что по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции. В перечне решений, которые могут быть приняты межведомственной комиссией такое решение, как решение об отказе в рассмотрении заявления не предусмотрено. Поскольку обязанность по проведению обследования жилого дома на предмет его пригодности или непригодности для проживания возложена на орган местного самоуправления - Администрацию ГО город Уфа, то сам по себе факт создания МВК не освобождает Администрацию ГО г. Уфа от обязанности контролировать рассмотрение заявления Каримова о проведении обследования жилого дома, поэтому требования заявителя о признании бездействия Администрации ГО г. Уфа РБ являются обоснованными. Таким образом, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворить требования Каримова Х.М. о признании незаконными бездействия Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан и отказа Межведомственной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан, допущенных при рассмотрении его заявления об обследовании жилого дома. Также суд считает необходимым возложить на Межведомственную комиссию Администрации ГО город Уфа обязать провести обследование жилого дома с оформлением надлежащей документации и принять решение по результатам этого обследования, поскольку обследование жилого дома входит в компетенцию Межведомственной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан, вне зависимости от формы собственности указанного помещения. Согласно ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Заявителем представлены доказательства, подтверждающие, что он понес расходы на услуги представителя в сумме 10000 рублей, суд с учетом всех обстоятельств дела, сложности дела, объема выполненной работы, определяет размер расходов на представителя, подлежащий взысканию в сумме 10000 рублей, поэтому с Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан подлежат взысканию в пользу заявителя расходы на представителя в сумме 10000 рублей. В силу ст.98 ГПК РФ суд взыскивает с Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в пользу Каримова х.М. судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 400 рубля. Судебные расходы не подлежат взысканию с МВК Администрации ГО г. Уфа, так как указанная комиссия не является юридическим лицом. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление Каримова х.М. о признании незаконными бездействия Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, отказа Межведомственной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан удовлетворить. Признать незаконным отказ межведомственной комиссии Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в рассмотрении заявления Каримова х.М. о признании частного жилого <адрес> непригодным для проживания, содержащийся в письме № от 25 декабря 2010 года. Признать незаконным бездействие Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, выразившееся в нерассмотрении по существу заявления Каримова х.М. о признании частного жилого <адрес> непригодным для проживания. Возложить обязанность на Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан и межведомственную комиссию Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан провести обследование жилого <адрес>, расположенного по адресу: <адрес> с оформлением надлежащей документации и принять решение по результатам этого обследования. Взыскать с Администрации Городского округа город Уфа Республики Башкортостан за счет казны Городского округа город Уфа в пользу Каримова х.М. расходы по госпошлине в сумме 400 рублей и расходы на услуги представителя в сумме 10000 рублей. Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме через Октябрьский районный суд города Уфы РБ. Судья подпись А.В. Идрисова