дело №2-618/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 23 июня 2011 года город Уфа Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Гафуровой Р.К. при секретаре Кузнецовой К.Н. с участием истцов - Смоленчук С.Ю., Смоленчук А.И., представителя Смоленчук С.Ю. по устному ходатайству - Шабалина В.А., представителя ответчика Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - <данные изъяты>., действующей по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, представителя третьего лица Администрации Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан - <данные изъяты>., действующей по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, представителей третьего лица МУ Дом ребенка специализированный Кировского района городского округа город Уфа - ФИО9, действующей по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО10, действующей по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, третьего лица Копыловой Л.Я., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смоленчук С.Ю. и Смоленчук А.И. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным действие (бездействие), обязании восстановить в очереди на получение жилья и предоставить квартиру по договору социального найма, у с т а н о в и л: Смоленчук С.Ю. и Смоленчук А.И. предъявили иск к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан и просят признать незаконным действие (бездействие) ответчика, выражающиеся в снятии с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и непредставлении отдельного благоустроенного жилья по договору социального найма как нуждающимся в улучшении жилищных условий, имеющих право по списку очередников, при наличии такой возможности; обязать ответчика поставить их на учет с 10 декабря 1985 года в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставить как очередникам, очередь которых подошла, благоустроенное жилье по установленным нормам по договору социального найма. В обосновании требований указано, что Смоленчук С.Ю., ее <данные изъяты> - Смоленчук А.И. и <данные изъяты> - Копылова Л.Я. проживали в однокомнатной квартире в двухэтажном доме по адресу <адрес>, общей площадью 25,9 кв.м., жилой - 14 кв.м., квартира, неблагоустроенная, отсутствует горячая вода и ванная. Поэтому они были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и стояли в очереди на получение жилья. Причем <данные изъяты> - Копылова Л.Я. стояла отдельно, а Смоленчук С.Ю. с <данные изъяты>, как другая семья, тоже отдельно. В 1985 году Смоленчук С.Ю. с <данные изъяты> по месту работы в <данные изъяты> встала в очередь на улучшение жилищных условий по учреждениям Калининского райздравотдела. В 2008 году <данные изъяты> Смоленчук С.Ю. - Копыловой Л.Я. как очереднику был предложен жилищный сертификат на сумму 488700 рублей, которым она воспользовалась, приобретя комнату площадью 15 кв.м. по адресу: <адрес>. Комната также неблагоустроенна, нет ванной. В январе 2009 года <данные изъяты>, где работает Смоленчук С.Ю., была выделена двухкомнатная квартира по адресу: <адрес> для распределения среди очередников. Смоленчук С.Ю. с дочерью были согласны на получение этой квартиры. Однако, городской администрацией было поставлено условие для получения квартиры - сдача администрации однокомнатной квартиры принадлежащей Копыловой Л.Я., объяснялось это тем, что в предлагаемой им двухкомнатной квартире общая площадь больше положенной по нормам жилищного законодательства нормы предоставления. Но в силу того, что однокомнатная квартира Копыловой Л.Я. Смоленчук С.Ю. и ФИО5 не принадлежит, они не могут ею распоряжаться. Копылова Л.Я. членом их семьи не является, ведет отдельное хозяйство. Истцы обратились к Копыловой Л.Я., чтобы уговорить сдать квартиру ответчику, но чиновники администрации не стали дожидаться их решения о сдаче не принадлежащей им квартиры, восприняв это как отказ от получения жилья. Впоследствии Копылова Л.Я. оформила дарственную на свою квартиру на Смоленчук А.И., чтобы при следующем распределении жилья и выделении двухкомнатной квартиры они могли отдать свою неблагоустроенную комнату, где сейчас и проживают. В результате двухкомнатную квартиру отдали другим очередникам, а истцам ответили отказом №01-04-836 от 14.04.2009 года, подтвердив этим ответом их право и очередность на получение жилья как нуждающихся в улучшении жилищных условий. В 2010 году Смоленчук С.Ю. обратилась в администрацию городского округа город Уфа с вопросом о предоставлении жилья как очереднику, на что получила ответ от 26.11.2010 года, из которого сделала вывод, что ответчик не только не собирается предоставлять им с дочерью жилье, но и по-видимому каким-то образом снял их с учета как нуждающихся в улучшении жилищных условий, что явствует из содержания ответа, где объясняется как встать на учет на улучшение жилищных условий после 1 марта 2005 года, т.е. после вступления в силу Жилищного кодекса РФ и что для этого надо подтвердить свое малоимущее положение. Однако, Смоленчук С.Ю. встала на учет ещё в 1985 году, в 2005 году список очередников с места работы был передан в администрацию. Каждый год профком <данные изъяты> подтверждает её нуждаемость в жилье. Никакого решения о снятии её с учета, как этого требует ст.56 ЖК РФ не было, впрочем, как не было и оснований для снятия с учета. Смоленчук С.Ю. своего жилья не имеет, работает <данные изъяты> в <данные изъяты>, живут с дочерью в ветхом доме под снос, в неблагоустроенной коммунальной комнате. шансов самостоятельно приобрести жилье не имеет, в последние годы в очереди на получение жилья стоит первой. Таким образом, не предоставляя жилье и более того, сняв с учета Смоленчук С.Ю. и её <данные изъяты> Смоленчук А.И. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, ответчик намеренно лишает их прав на получения жилья по договору социального найма предусмотренных ст.57 ЖК РФ и её положением в списке очередников, хотя такая возможность предоставления жилья за эти годы у ответчика неоднократно была (л.д. 6-7, 59). В судебном заседании истцы поддержали требования, настаивали на их удовлетворении по основаниям, указанным выше, пояснив, что Смоленчук С.Ю. с 1985 года по месту работы состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий на состав семьи с <данные изъяты> Смоленчук А.И., проживали втроем, в том числе с матерью Копыловой Л.Я в однокомнатной <адрес>. В 1990 году Копылова Л.Я. приватизировала квартиру, а с 1991 года одна стояла в Администрации Калининского района г.Уфы в очереди на улучшение жилищных условий и в 2008 году получила субсидию - 488700 рублей на которые приобрела комнату <адрес> куда они впоследствии переехали. В 2009 году <данные изъяты> выделили двухкомнатную квартиру, которая была предложена Смоленчук С.Ю. в обмен на однокомнатную квартиру В Администрации городского округа город Уфа и Администрации района в очереди на улучшение жилищных условий не состояли и с заявлением о постановке на учет не обращались, льгот не имеют. Третье лицо Копылова Л.Я. считает требования истцов обоснованными, указав, что жили втроем с истцами в квартире <адрес> Хотела получить сертификат и соединить жилые помещения. Смоленчук. СЮ. в 2009 году отказали в предоставлении жилья, пришлось поделиться и отдать им с дочерью комнату по адресу: <адрес> Представитель ответчика исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, указав, что <данные изъяты> ответчицы Смоленчук С.Ю. - Копылова Л.Я. состояла на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях по месту жительства в Администрации Калининского района городского округа город Уфа и получила за счет федерального бюджета субсидию на приобретение жилого помещения. С использованием данной субсидии Копылова Л.Я. приобрела жилое помещение жилой площадью 15 кв.м. в двухкомнатной квартире по адресу: <адрес> была снята с учета в качестве нуждающейся в жилых помещениях распоряжением главы Администрации Калининского района городского округа город Уфа №667-р от 14.07.2009 года, в связи с реализацией жилищного сертификата. Администрация городского округа город Уфа истцов с очереди, в которой они состоят по месту работы, не снимала, оснований для предоставления жилого помещения истцам вне очереди, не имеется. Представитель третьего лица - Администрации Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан считает исковые требования не обоснованными, указав, что Копылова Л.Я. как <данные изъяты> стояла в очереди на получение сертификата, получила сертификат на состав семьи - один человек, купила комнату в связи с улучшением жилищный условий. Представители третьего лица - МУ «Дом ребенка №1 специализированный г.Уфы» считают исковые требования необоснованными, пояснив, что Смоленчук С.Ю. вместе с дочерью состоят в списке очередников на получение жилья с 1985 года. В 2009 году была выделена двухкомнатная квартира, но поскольку Смоленчук С.Ю. положена была однокомнатная квартира, то получил двухкомнатную квартиру второй очередник. С очереди на получение жилья Смоленчук С.Ю. и её дочь никто не снимал. Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы настоящего дела, суд находит исковые требования подлежащими отклонению по следующим основаниям. По делу установлено, что Смоленчук С.Ю. и Смоленчук А.И. зарегистрированы и проживают в комнате 15,0 кв.м. коммунальной <адрес> (л.д. 8, 32, 43). Смоленчук С.Ю. и её <данные изъяты> Смоленчук А.И. согласно заявлению от 10.12.1985 года состоят в списке очередников на улучшение жилищных условий по учреждениям Калининского райздравотдела на 2010 год по <данные изъяты> под номером 1 (л.д. 9, 33 36-38). Согласно справке Уфимского городского филиала ГУП «Бюро технической инвентаризации Республики Башкортостан» от 28 января 2009 года №5037 и сообщения Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Башкортостан от 31 января 2009 года Смоленчук С.Ю. собственником объектов недвижимости не является (л.д. 16, 17, 34). Собственником комнаты 15,0 кв.м., расположенной по адресу <адрес> является Смоленчук А.И. на основании договора дарения, заключенного с Копыловой Л.Я. (л.д. 18). Согласно справки Администрации Калининского района городского округа город Уфа №12/51 от 21 мая 2009 года <данные изъяты> истца Смоленчук С.Ю. - Копыловой Л.Я. выдано «Свидетельство о предоставлении субсидии на приобретение жилого помещение» №59 от 11.06.2008 года в размере 488 700 рублей на состав семьи 1 человек (л.д. 10, 11). В соответствии с распоряжением главы Администрации калининского района городского округа город Уфа №667р от 14.07.2009 года Копылова Л.Я. исключена из списков очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с реализацией жилищного сертификата (л.д. 11,45-46), является собственником однокомнатной квартиры, общей площадью 25,90 кв.м., расположенной по адресу <адрес> (л.д. 42). В соответствии с частью 3 ст.1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (ст.5 ЖК РФ). Согласно ст. 30 ЖК РСФСР, действовавшего до 01 марта 2005 года, учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях и в порядке, устанавливаемых Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР, граждане могут быть приняты на учет и не по месту их жительства. Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства. Наравне с ними принимаются на учет граждане, оставившие работу на этих предприятиях, в учреждениях, организациях в связи с уходом на пенсию. Так, в г.Уфа учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства осуществлялся в районных Советах народных депутатов г.Уфы (в настоящее время в администрациях районов г.Уфы). В соответствии со ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда в установленном настоящим Кодексом порядке, малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. Согласно ст.52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Таким образом. Законодательством установлены особый порядок и условия предоставления жилого помещения по договору социального найма гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, с учетом льгот по предоставлению жилых помещений. В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции РФ малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Таким образом, как вытекает из указанной статьи Конституции РФ, право на бесплатное получение жилища гарантируется не всем, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам. В соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда предоставляются малоимущим гражданам, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени постановки на учете. По делу доказано, что истцы в Администрацию района по месту жительства либо в Администрацию городского округа город Уфа с заявлением на постановку на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не обращались и на учете в Администрациях не состояли, что ими не оспаривается. Состоят в очереди на улучшение жилищных условий по месту работы Смоленчук С.Ю. и никто, в том числе ответчик, их с данной очереди не снимал. Истцы просят признать незаконным действие (бездействие) Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан по снятии их с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и непредставлении отдельного благоустроенного жилья по договору социального найма как нуждающимся в улучшении жилищных условий, имеющих право по списку очередников. Между тем, ответчик с очереди, в которой истцы состоят по месту работы Смоленчук С.Ю., их не снимал; истцы на учете нуждающихся в жилых помещениях в Администрации не состоят и по вопросу постановки на учет как малоимущие не обращались, а потому оснований для понуждения ответчика поставить их на учет с 10.12.1985 года в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставить благоустроенное жилье по договору социального найма, не имеется На основании изложенного выше суд отказывает в удовлетворении исковых требований Смоленчук С.Ю., Смоленчук А.И. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным действие (бездействие), обязании восстановить в очереди на получение жилья и предоставить квартиру по договору социального найма. Руководствуясь ст.ст.12, 194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л: в удовлетворении исковых требований Смоленчук С.Ю. и Смоленчук А.И. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным действие (бездействие), обязании восстановить в очереди на получение жилья и предоставить квартиру по договору социального найма, отказать за необоснованностью. Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан через районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Председательствующий: Р.К. Гафурова