Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 11 августа 2011 года город Уфа Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Кадырова Э.Р. при секретаре Байбуриной Л.И. с участием истцов Мухаметдиновой Л.Х., Хусаиновой Р.Ф., Ханнановой Г.Ф., представитель истцов по доверенности Козлов П.Р. от 20.10.2009г. №10584 представителя Администрации городского округа г. Уфа Галиханова Ю.В. по доверенности №1/846-13 от 04.04.2011г. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мухаметдиновой Л.Х., Хусаинова Р.Ф., действующей также в интересах несовершеннолетнего сына Хусаинова Р.Р., Ханнановой Г.Ф., действующая также в интересах несовершеннолетних Ханнанова Р.Р., Ханнанова Ш.Р. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма, УСТАНОВИЛ: Истцы Мухаметдинова Л.Х., Хусаинова Р.Ф., действующей также в интересах несовершеннолетнего сына Хусаинова Р. Р., Ханнанова Г.Ф., действующая также в интересах несовершеннолетних Ханнанова Р.Р., Ханнанова Ш.Р. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения, мотивируя тем, что истцы зарегистрированы и проживают по адресу: <адрес> комнате площадью 18,4 кв.м., принадлежащей им на праве общей долевой собственности. Распоряжением главы администрации Орджоникидзевского района ГО г. Уфа №259 от 30.03.2009г. Ханнанова Г.Ф. и ее семья в составе шести человек были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма. Постановлением главы Администрации городского округа г. Уфа №664 от 12.02.2010г. дом, расположенный по адресу: г. Уфа, ул. <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. В связи с чем, истцы в силу ст. 57 ЖК РФ имеют право на внеочередное предоставление жилого помещения. В последующем исковые требования были уточнены в порядке ст. 39 ГПК РФ и просят обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан предоставить жилое помещение во внеочередном порядке по норме установленной решением Совета ГО г.Уфа, общей площадью не менее 45,6 кв.м. Заочным решением суда от 28.04.2011г. постановлено: обязать Администрацию городского округа г. Уфа предоставить Мухаметдиновой Л.Х., Хусаиновой Р.Ф., Хусаинову Р. Р., Ханнановой Г.Ф., Ханнанову Р.Р., Ханнанову Ш.Р.жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 84 кв.м. Определением суда от 29.06.2011г. заочное решение от 28.04.2011г. отменено и производство по делу возобновлено. Впоследствии истцы уточнили исковые требования, где просят обязать Администрацию городского округа г. Уфа предоставить Мухаметдиновой Л.Х., Хусаиновой Р.Ф., Хусаинову Р. Р., Ханнановой Г.Ф., Ханнанову Р.Р., Ханнанову Ш.Р.жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 84 кв.м. и состоящей не менее чем из двух комнат. При этом основание иска остаются прежними. В судебном заседании истцы Мухаметдинова Л.Х., Хусаинова Р.Ф., Ханнанова Г.Ф. и их представитель Козлов П.А. настаивали на удовлетворении иска по основаниям, указанным в исковом заявлении. Представитель ответчика Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостанпо доверенности №1/846-13 от 04.04.2011г. Галиханова Ю.В. в судебном заседании иск не признала, суду пояснила, что при удовлетворении иска необходимо учитывать жилую площадь, находящаяся у истцов в собственности. Просит в иске отказать. Представитель органа опеки и попечительства при Администрации Орджоникидзевского района городского округа г. Уфа на судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие. Исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Статья 25 Всеобщей Декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации). Судом установлено, что истцы зарегистрированы и проживают по адресу :г. Уфа, <адрес>,кв.№, что подтверждается справкой о регистрации от 13.02.2009г. Согласно выписки из распоряжения главы администрации Орджоникидзевского района городского округа г. Уфа №259 от 30.03.2009г. семья Ханнановой Г.Ф. с составом семьи шесть человек приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях(л.д.24-28). Из свидетельства о государственной регистрации права от 25.12.2009г. истцы являются собственниками жилого помещения по адресу: <адрес>,кв.№ (л.д.9-14) в равных долях по 1\6 каждый(л.д.9-14). В соответствии с п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19.12.2003 "О судебном решении" и нормам ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному гражданскому, арбитражному, уголовному делам обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица. Под судебным постановлением, указанным в ч. 2 ст. 61 ГПК РФ, понимается любое судебное постановление, которое согласно ч. 1 ст. 13 ГПК РФ принимает суд (судебный приказ, решение суда, определение суда). Решением Орджоникидзевского районного суда г. Уфы от 20.01.2011г., вступившее в законную силу, в удовлетворении исковых требований Администрации городского округа город Уфа к Мухаметдиновой Л.Х., Ханнановой Г.Ф., Ханнанову Р. Р.,Ханнанову Ш.Р., Хусаиновой Р.Ф., Хусаинову Р.Р. об изъятии в собственность Муниципального образования городской округ г. Уфа Республики Башкортостан принадлежащее им на праве собственности помещение по адресу: г. Уфа, Ш.Руставели,70/5,кв.8 с уплатой выкупной цены в размере 816000 руб., прекращении права собственности в связи с изъятием жилого помещения, выселении -отказано в связи с необоснованностью. Данным решением судом установлено, что согласно Постановлению главы администрации городского округа г. Уфа «О признании жилых домов аварийными и подлежащими сносу» №664 от 12.12.2010г, жилой дом, расположенный по адресу: РБ, <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Семья ответчиков решением комиссии, утвержденной распоряжением главы администрации Орджоникидзевского района городского округа г. Уфа РБ №213 от 18.03.2009г. признана малоимущей и нуждающейся в получении жилья. Решением комиссии, утвержденным распоряжением главы администрации Орджоникидзевского района городского округа г. Уфа РБ №259 от 30.03.2009г. семья ответчиков принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. (л.д.21-22) В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 данной статьи случаев. В силу п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников). Иное толкование приведенных выше положений ст. 57 ЖК РФ противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего порядка очередности предоставления жилых помещений для лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции. Поскольку жилое помещение, в котором проживали и были зарегистрированы истцы, признано непригодным для проживания в установленном законом порядке и не подлежит ремонту или реконструкции, другого жилого помещения они не имеют, следовательно, истцы имеют право на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке. Суд, удовлетворяя исковые требования, исходит из того, что жилищное законодательство является составной частью гражданского права и на него в силу ст. 6ГК РФ распространяется положение по аналогии закона. Положение закона о предоставлении жилого помещения в связи с тем, что квартира является непригодной для проживания, не подлежит ремонту и реконструкции должно быть распространено и на граждан, являющихся собственниками данной квартиры, поскольку эти нормы регулируют сходные отношения. Цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования. В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества. Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище. Федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении. Такое законодательное регулирование согласуется со ст. 40 ч. 3 Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище. Материалы дела не содержат доказательств тому обстоятельству, что <адрес> стала непригодной для проживания и не подлежащей ремонту и реконструкции в связи с действиями истцов по ненадлежащему содержанию указанного помещения. Представитель ответчика не оспаривал то обстоятельство, что на нем в соответствии со ст. 57 ЖК РФ лежит обязанность по предоставлению истцам жилого помещения по договору социального найма в связи с тем, что квартира, находящаяся в собственности истцов, признана непригодной для проживания, не подлежащей ремонту и реконструкции. Довод представителя ответчика о том, что при определении общей площади жилого помещения, подлежащего предоставлению истцам, суду необходимо руководствоваться положениями ст. 57 ч. 7 ЖК РФ, согласно которой, при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности, судом не принимается, поскольку <адрес>, признана, в установленном порядке непригодной для проживания, ремонту и реконструкции не подлежащей. Поскольку истцы не могут пользоваться указанным выше жилым помещением, следовательно, площадь непригодного жилья не может быть учтена при решении вопроса о предоставлении истцам жилого помещения взамен непригодного для проживания и не подлежащего ремонту и реконструкции. Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан № 12/22 от 08.06.2006 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения, нормы предоставления площади жилого помещения, об установлении порога размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, порога стоимости имущества, приходящегося на каждого члена семьи, порога стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению,периода накопления денежных средств, достаточного для приобретения жилого помещения, действующих на территории городского округа г. Уфа» норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, исходя из которой определяется уровень размера общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, установлена в размере от 14 до 18 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека. При таких обстоятельствах исковые требования о предоставлении истцам вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте города Уфы РБ, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по норме предоставления общей площади жилого помещения на человека из расчета 14 кв.м. на одного человека подлежат удовлетворению. Таким образом, Администрация городского округа г. Уфа РБ обязана предоставить истцам благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте города Уфы РБ, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по норме предоставления общей площади жилого помещения на человека 14 кв.м., общей площадью не менее 84 кв.м. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Исковые требования Мухаметдиновой Л.Х., Хусаинова Р.Ф., действующей также в интересах несовершеннолетнего сына Хусаинова Р.Р., Ханнановой Г.Ф., действующая также в интересах несовершеннолетних Ханнанова Р.Р., Ханнанова Ш.Р. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о внеочередном предоставлении жилого помещения - удовлетворить. Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан предоставить Мухаметдиновой Л.Х., Хусаинова Р.Ф., Хусаинова Р.Р., Ханнановой Г.Ф., Ханнанова Р.Р., Ханнанова Ш.Р. вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте города Уфы РБ, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по норме предоставления общей площади жилого помещения на человека 14 кв.м., общей площадью не менее 84 кв.м. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан течение 10 дней со дня принятия его в окончательной форме через Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан. Председательствующий подпись Э.Р.Кадырова Копия верна: судья Э.Р.Кадырова Секретарь Л.И.Байбурина